Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пооктябрьская эпоха – 1917 -1921год





С этого времени единая национальная литература была разделена на три ветви (беспрецедентный в мировой истории случай): литературу, именовавшуюся советской, «задержанную» (внутри страны, произведения, кот. запрещ. печатать, частичное возвращение в 60 -70х г) и литературу русского зарубежья.

Революция определила чрезвычайно многое во всех трех ветвях литературы.

Советские писатели мечтали переделать весь мир, писатели русского зарубежья - сохранить и восстановить былые культурные ценности. Но утопистами были и те и другие.

1. Построить рай, с помощью адских средств - невозможно,

2. невозможно вернуть все на круги своя таким, каким оно было.

«задержанная» литература - нет устойчивой закономерности.

Тоталитарная власть отторгала и преданных ей и оппозиционеров. Многое зависело от случайностей.

«Почему Сталин не тронул Пастернака, который держался независимо, а уничтожил Кольцова, добросовестно выполнявшего все, что ему поручали?» - удивлялся в своих воспоминаниях И. Эренбург.

О. Мандельштам, И. Катаев, Борис Пильняк, И. Бабель, др. и их произведения не вписывались в советскую литературу, были уничтожены властью.

Однако жизнь (но не свобода творчества) была сохранена А. Ахматовой, М. Булгакову, А. Платонову, М. Зощенко, Ю. Тынянову и т.д. Часто произведение вовсе не допускалось в печать либо подвергалось жесткой критике сразу или спустя некоторое время по выходе, после «его произ–ие как бы исчезало, но автор оставался на свободе, проклинаемый критикой. «Задержанные» произведения частично вернулись к читателю в середине 60-х-начале 70-х годов, как многие стихи Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, «Мастер и Маргарита» и «Театральный роман» М. Булгакова, но полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов.

Рассечённая на 3 части литра 20го века оставалась всё таки единой! Практическое воссоединение трех ветвей литературы состоялось к концу века. Единство заключалось в высочайших художественных ценностях, которые были во всех трех ветвях.

Раскол произошел по идеологической, политической причине. Идеологическое разделение ветвей литературы не было однозначным.

В Советском Союзе были несоветски и антисоветски настроенные писатели, а в русском зарубежье - настроенные просоветски.??? Хотя откровенных монархистов среди писателей не было, в целом произошел сдвиг - в направлении православно-монархических ценностей.

Много потеряли лишившиеся родины писатели первой волны эмиграции, хотя многих эмиграция, спасла, сохранив возможность свободного слова.

Три ветви русской литературы объединяет не только то, что все это русская литература, что у них общие корни, что во всех ветвях появлялись замечательные произведения и что никто из писателей не был застрахован от превратностей исторической судьбы. При очень различном отношении к традициям все это - новаторская, новая литература, литература двадцатого века. Она в известном смысле разнообразнее классики XIX столетия - не по индивидуальностям художников и произведений, а по исходным глобальным творческим принципам. В этом смысле она наследница «серебряного века».

2.Поэзия 1920-1930 (Волошин,Тихонов,и тд).Основные тенденции развития.Об одном из поэтов – по выбору.

В первые годы после Октябрьской революции в советской литературе лидировала поэзия. Несмотря на тяжёлый период Гражданской войны, творческий энтузиазм был очевидным фактом. Поэзия быстро откликалась на основные события современности, все поэты стремились высказать своё отношение к революции – это вело к развитию лирических жанров.

Поэзия 1920-х годов представляла собой сложную картину различных школ и течений, многие из которых остались в наследство от Серебряного века. В литературе творили символисты (Александр Блок, Андрей Белый, Фёдор Сологуб), акмеисты (Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам), футуристы (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Николай Асеев).

жизнь многих писателей оборвалась в послереволюционное время. В 1921 году умер Блок, тогда же расстрелян Гумилев, в 1922 году умер Хлебников, в 1925 году повесился Есенин, в 1930 году застрелился Маяковский. Откликаясь на расстрел Гумилева, Максимилиан Волошин писал:


Может быть такой же жребий выну,

Горькая детоубийца – Русь!

И на дне твоих подвалов сгину.

Иль в кровавой луже поскользнусь.

(«На дне преисподней»)


В стихах многих поэтов выразилось сложное отношение к происходящим событиям. С новой остротой встали вопросы о родине, культуре, сущности и назначении поэзии. Подлинный смысл происходящего в России пытались раскрыть в своих стихах Анна Ахматова, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам, которые разделили с родиной её нелегкую судьбу.

Глубинные изменения в русской поэзии послеоктябрьской эпохи по-своему отразились не только в её тематике, но и в образной системе, вызвали весьма существенные перемены в области поэтического языка и в самой структуре стиха.

После революции в литературе появилось и множество новых имён. Историческая ситуация дала простор для увеличения активности народных масс, вызвала взлёт поэтического творчества. Многие так и не стали профессиональными поэтами, но было среди них немало настоящих талантов.

Одним из направлений в поэзии этого времени было творчество пролетарских поэтов, объединившихся вокруг Пролеткульта ( пролетарские культурные организации ). В большинстве случаев они были представителями рабочего класса. Это были поэты-самоучки, искренние и непосредственные в своем революционном порыве (Николай Полетаев, Василий Александровский, Алексей Гастев, Владимир Кириллов). Поэты Пролеткульта восприняли революцию как грандиозное героическое событие и в своих стихах ставили в центр романтически обобщенный образ рабочего. Их стихи были призваны воспевать изменения в обществе и победу нового строя, прославлять рабочего человека, который преобразует мир. Петр Арский восклицает..

Пафос революционного переустройства мира вдохновлял пролетарских поэтов и определял своеобразие, как тематики, так и образного строя их произведений. Главные жанры в пролетарской поэзии – стихотворный призыв, агитационный лозунг, обращение к массам.

Пролетарская поэзия была во многом обусловлена самой эпохой. В последующие годы трагический конфликт между мечтой-утопией и реальностью привёл к кризису в творчестве пролетарских поэтов. Многие из них погибли в годы репрессий.

Другое поэтическое направление – творчество новокрестьянских поэтов (Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Пётр Орешин). Они также восторженно приняли Октябрьскую революцию, но вкладывали свой смысл в происходящие в обществе изменения. Новокрестьянские поэты мечтали об обществе всеобщего согласия, о крестьянском рае. В своих стихах они воспевали неразрывную связь человека с миром живой природы, осуждали культ техники. В развитии городской цивилизации они видели угрозу не только природе, но и нравственности, этическим ценностям крестьянской жизни. Вскоре выяснилось, что послереволюционная действительность не соответствует их мечтам об идеальной жизни. Отношения новокрестьянских поэтов с советской властью приобрели конфликтный характер. Все они были репрессированы и затем на долгие годы вычеркнуты из истории литературы.

В 1930-х годах поэтический процесс продолжает своё развитие, но уже не так интенсивно. Многие поэты эмигрировали (Марина Цветаева, Владислав Ходасевич, Георгий Иванов, Саша Чёрный). Большинство литературных групп было запрещено, некоторые распались сами. Идеологический диктат усиливался, средства и способы художественного воссоздания жизни унифицировались. Значительным препятствием развития литературы в 1930-х годах стала политика репрессий против писателей, их физическое уничтожение. В это время погибли Осип Мандельштам, Николай Клюев, Александр Введенский, Даниил Хармс, Павел Васильев и др. Публиковались только поэты, прославлявшие революцию – Демьян Бедный, Николай Ассев, Николай Тихонов. Они печатались, о них писали критические статьи, упоминали в докладах. Но высокий авторитет русской поэзии, несмотря ни на что, поддерживали и в России, и за рубежом её великие мастера (Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак). К сожалению, со многими их стихами читатели смогли познакомиться только в конце ХХ века.

СВЕТЛОВ МИХАИЛ АРКАДЬЕВИЧ (наст. фамилия – Шейнкман) (1903–1964), русский советский поэт, драматург. образность, сложные сюжетные повороты в стихах, близких к балладам, делают стихи абсолютно самобытными. Ранние сборники поэта «Рельсы» (1923), «Стихи» (1924), «Корни» (1925).

Асеев Николай Николаевич. Символистская изысканность и футуристическая эпатажность (первая книга «Ночная флейта», 1914), интерес к русской народной речи (сборник «Зор», 1914), переросший в культ звукописи. Он провозглашал свою особность, свою несвязанность с миром меркантильного мещанства. Восприятие революции со стороны стихийного разгрома мещанского уклада выразилось в большой силе ненависти к реакционной обывательщине («Мы пели песни»). Острота соц.проблематики, восторженный оптимизм революционно-романтических надежд и трагизм их несопряжения с ожидаемым, видны у Асеева в сборниках «Бомба» 1921, «Стальной соловей», 1922; «Совет ветров», 1923; «Изморозь», 1927 - многообразный мир лирики Асеева, органично сочетающей гражданственный пафос и интимную камерность, новаторскую дерзость и верность традициям, «индустриализованные» неологизмы и просторечие, — и, в основном векторе своего развития, идущей от усложненной образности к прозрачной ясности стиха. Начиная с 1923г. Асеев выступает как романтик, преданный делу пролетарской революции, но задыхающийся в революционных буднях. Для его стихов хар-на установка на звук и ритм. Сближает в стихе слова по звуковым ассоциациям. Но нередко изощрённость звукового строя противоречит его идейному содержанию, затемняет смысл.

3.Поэзия Осипа Мандельштама. Осн.этапы творч. Своеобразие поэтического мира.

. Имя Мандельштама становится известно в 1910 году, когда в журнале “Аполлон” публикуются его первые стихи. Причем Мандельштам сразу же входит в число наиболее популярных поэтов. Вместе с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой он стал основателем нового направления — акмеизма.
В творчестве Мандельштама можно условно выделить три периода. Первый приходится на 1908— 1916 годы. Уже в ранних стихах поэта чувствуется интеллектуальная зрелость и тонкое описание юношеской психологии. Трудная адаптация к жизни, ощущение одиночества в годы взросления, перепады настроения, так свойственные этому возрасту. “Из омута злого и вяского”
О. Мандельштам сравнивает жизнь с омутом, злым и вязким. Из многих его ранних стихотворений нам передается смутная тоска, “невыразимая печаль”. Но все-таки главное в них — поиск цельности, попытка постичь окружающий мир, “из глубокой печали восстать”. Со временем восприятие поэтом окружающего мира становится более полным. Таким, что мы сами начинаем его видеть по-новому. Он наполнен чувствами и красками:”На бледно голубой эмали …”

Образ “незаметно вечереющих” берез поражает нас глубиной ощущения поэтом природы, осознания себя ее частью.
Уже в раннем творчестве О. Мандельштама начинает обрисовываться главная тема его поэзии — тема общечеловеческой, не знающей границ культуры. В стихах Мандельштама мы не найдем прямого изображения важных общественных событий того времени. Каждый этап развития человечества оценивается поэтом как новая степень развития культуры. Это хорошо видно в его цикле “Петербургские строфы”. Городской пейзаж Мандельштама насыщен историческим содержанием. Поэт создает также стихи о музыке и музыкантах, о творчестве. Обращение к этим темам позволяет поэту высказать идею единства мировой культуры. Русскую культуру О. Мандельштам видит универсальной: «В разноголосице девического хора»

На 1917—1928 годы приходится второй этап творчества О. Мандельштама. Исторические потрясения этого времени не могли не найти отклика в душе поэта. Стихотворение “Век” передает нам ощущение Мандельштамом трагизма истории.

Поэт считает, что в революции есть сила, способная принести ожидаемое, но для этого “снова в жертву, как ягненка, темя жизни принесли”. В стихах Мандельштама появляются образы голодающего, “умирающего Петрополя”, ночи, “темноты”, человека, который “изучил науку расставаний”. Свою неуверенность в успехе политических преобразований того времени поэт высказывает в стихотворении “Проспавши, братья, сумерки свободы!..” Его вывод таков:

Ну что ж, попробуем, — огромный неуклюжий,
Скрипучий поворот руля.
Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
Как плугом океан деля...

Циклом стихов об Армении, написанным осенью 1930 года, открывается третий этап творческого пути О. Мандельштама. Эти стихотворения проникнуты чувством любви и братства разных народов, поэт говорит о том, что общечеловеческое выше национального. Как истинный художник, О. Мандельштам не мог закрыть глаза на происходящее вокруг него. И после трехлет- него перерыва (1926—1929) он возобновляет свой разговор с веком. Трагизм судьбы народа и страны вновь становится центральным в его творчестве. В стихах этого периода мы видим и смятение поэта, и его боль, и отчаяние от видений “грядущих казней”. Иногда Мандельштаму становится “страшно, как во сне”-. Такие стихи, как “Старый Крым”, “Квартира тиха как бумага”, “За гремучую доблесть” и резкое стихотворение против “кремлевского горца” (Сталина) фактически стали приговором поэту. О. Мандельштам не мог молчать тогда, когда большинство молчало. В результате мы имеем потрясающе глубокий социально-психологический портрет Сталина.

Реакцией власти на эти стихотворения стал арест О. Мандельштама и его последующая ссылка. После отмены ссылки поэту разрешили поселиться где он захочет, кроме двенадцати крупнейших городов страны. Он едет в Воронеж. Там Мандельштам очень остро ощущает свою оторванность от привычного круга общения. Мы слышим его отчаяние: “Читателя! Советчика! Врага! На лестнице колючей разговора б!”
Фактически оказавшись отрезанным от внешнего мира, поэт начинает терять чувство реальности. В его творчестве появляются мотивы вины перед народом, перед Сталиным. Мандельштам пишет, что он входит в жизнь, “как в колхоз идет единоличник”. Кажется, что он отказался от всего, чем дорожил ранее. В его душе произошел надлом. И в этом был самый большой ужас наказания поэта “полулюдьми”, фактически лишившими его голоса. Трудно представить, что человек, ни за что на свете не соглашавшийся “присевших на школьной скамейке учить щебетать палачей”, мог создать цикл оправдательных стихов о “вожде народов”. К этим стихам нельзя относиться иначе как к воплю загнанного в ловушку человека.

4. Поэзия и судьба Сергея Есенина.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) - русский поэт.
Сергей Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. Закончил Константиновское четырехклассное училище с отличием в 1909 г., продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе в 1909-1912 гг., из которой вышел «учителем школы грамоты».
Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, после этого работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина. В это же время Есенин занимался на историко-философском отделении университета (1913-1915). В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.
Весной 1915 года он приехал в Петроград, где познакомился с А. Блоком, Н. Клюевым. В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его известным.
В начале 1918 года Есенин переехал в Москву. В начале 1919 года Есенин с группой писателей и поэтов создали группу имажинистов.
В 1917 познакомился и обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 г. Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном Константином Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. В 1921 г. был официально оформлен развод. Появляются сборники «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924).

Немаловажным событием в жизни Есенина стала встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан осенью 1921 г. Через полгода они поженились. Совместное путешествие молодоженов по Европе и Америке (май 1922 – август 1923) сопровождалось шумными скандалами, по возвращении в Россию они расстались.
В период 1923-1925 годов были Есениным созданы его лучшие стихотворения и поэмы.
Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах, в очередной раз он попытался начать семейную жизнь, но его союз с С. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым.
В конце ноября 1925 измученный поэт попадает в психоневрологическую клинику. Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек». Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой. Версии о других обстоятельствах смерти поэта активно обсуждались, но специально созданная в 1993 году комиссия не подтвердила ни одной из них.
Похоронен Сергей Есенин в Москве на Ваганьковском кладбище.

Date: 2016-02-19; view: 769; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию