Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пользователи и потенциальные пользователи публичных библиотек: эмпирический анализ





10.1. Введение

Если публичные библиотеки намерены успешно реализовывать свои образовательные и культурно-политические задачи, они должны разрешить два вопроса, ответы на которые определят их работу на ближайшие 15 лет:

  • можно ли в дальнейшем сохранить сегодняшних пользователей библиотеки?
  • как можно выявить группы потенциальных пользователей и привлечь их в библиотеку?

Рассмотрим поведение западногерманского населения с позиций использования им средств информации, его досуговой и читательской активности. Особое внимание уделим читающему населению. Это почти две трети граждан ФРГ: в год они прочитывают, как минимум, одну книгу, причем каждый второй берет ее в руки хотя бы раз в неделю. Часть из них пользуется для этого публичными библиотеками. Попытаемся выявить привычки этой группы и понять, какие ее потребности публичные библиотеки удовлетворяют и что еще предстоит сделать.
Среди читающих людей есть потенциальные пользователи библиотек. Исследование позволит получить сведения о том, к кому еще должна обращаться публичная библиотека.
Постараемся найти ответ, используя эмпирический метод. Выясним, кто представляет потенциальных пользователей библиотеки и чем они отличаются от реальных. Обратимся и к социо-демографическим данным, и к субъективным – таким, как системы ценностей, пожелания, потребности этой группы. Так будет создана более точная картина отношения потенциалых пользователей к книге и чтению. Описанием и идентификацией данной группы (с точки зрения библиотек, «проблематичной») исследование не исчерпывается. Важны не результаты замера и момент наблюдения, а динамика развития коммуникационного и досугового поведения, отношения к книге с течением времени. Только так можно разработать долгосрочные концепции. Желательно проанализировать чтение как действие, определенное какими-либо условиями. Значит, важно рассмотреть возрастные, половые и образовательные факторы и наложить их на демографические характеристики населения. Отсюда последуют выводы об их значимости для читательского поведения и посещаемости библиотек.
Требует внимания вопрос об изменениях в использовании населением средств информации. Это один из трудных вопросов при планировании работы библиотек. Важно понять соотношение книги и других средств информации сегодня и в будущем. Ведь надо учитывать, что свободное время населения увеличивается. Постоянно растет использование средств массовой коммуникации, в первую очередь, благодаря широкому распространению телевидения. В будущем конкуренция между средствами информации будет только усиливаться.
Чтение исследуется нами как определенное досуговое поведение, отношение к использованию средств информации и коммуникации. Иначе говоря – как деятельность, которую можно сравнивать с другими досуговыми занятиями и понять только на их фоне. Установим, насколько зависимы новые потребности в чтении и интересы пользователей от ценностных ориентации, образа жизни, проведения досуга. Это позволит определить тенденцию и характер будущих предложений библиотеки.

10.2. Эмпирические основы и изучение чтения

Данная работа опирается на результаты следующих крупных эмпирических исследований о немецком книжном рынке и функционировании книг:

  • ряд статистических алленсбахских опросов между 1967 и 1986 гг. по определению отношения немецкого населения к книге и его читательского поведения (см. Алленсбахские ежегодники по демоскопии);
  • исследование Института ИФАК, Висбаден, 1973 год (см. Письма Бертельсманна, 1974);
  • ИНФРАТЕСТ и исследование фонда Бертельсманна, 1978 год, «Коммуникационное поведение и книга» (см. ИНФРАТЕСТ, Исследование средств, 1978);
  • репрезентативное исследование пользователей публичных библиотек в ФРГ (см. Фишер и др. 1978);
  • ЕМНИД – исследование по публичным библиотекам с точки зрения немецкого населения, 1981 год (см. ЕМНИД, 1981);
  • опрос журналом «Штерн» подростков от 14 до 24 лет в сравнении с возрастной группой от 45 до 54 лет по целям жизни, средствам информации и коммуникации, досугу и привычкам потребителя, 1981 год (см. Бертельсманн, 1983);
  • исследование АРД/Цет ДФ – комиссии по печатным и аудиовизуальным средствам и Фонда Бертельсманна на тему «Молодежь и средства информации» (см. Берг, Кифер, 1986);
  • Алленсбахские репрезентативные исследования населения в возрасте от 12 до 60 лет – в частности опрос молодежи «Штерном», 1986 год;
  • опрос Марплана по книге и чтению как проблеме целевых групп, 1986 год (см. Марплан, 1986);
  • специально составленный цифровой материал Института демоскопии в Алленсбахе для настоящего отчета на тему «Книга и поведение в отношении средств информации и коммуникации по годам: 1967, 1968, 1973, 1976, 1977, 1978, 1979, 1981, 1982, 1983 и 1986 (см. Алленсбахский архив);
  • репрезентативный опрос Института демоскопии в Алленсбахе по типологии покупателей книг и читателей (см. Ноэлль-Нойман, Шульц, 1987).

Большая часть исследований была направлена на исследование книжного рынка и ставила целью выявление возможностей усиления влияния на него. Социология чтения была средством и основой, но не самоцелью. Тем не менее, эти источники дают более объективный материал, чем сведения которые могут предоставить публичные библиотеки, так как лишь репрезентативные исследования воссоздают целостную картину процессов, происходящих в обществе. В данных исследованиях опрашивались от 1000 до 4000 граждан ФРГ Па основе полученного материала мы дадим характеристику реальных и потенциальных пользователей публичных библиотек по следующим аспектам:

  • использование публичных библиотек;
  • поведение при обращении к печатным и другим средствам;
  • отношение к книге;
  • досуговое поведение;
  • образ жизни и система ценностей.

10.3. Пользователи публичных библиотек

В ранее упомянутом исследовании ЕМНИД по публичным библиотекам с точки зрения западногерманского населения, проведенном в 1981 году (ЕМНИД, 1981), делается вывод, что каждый третий гражданин от 14 лет имеет опыт получения книг из публичных библиотек. Каждый десятый берет ежемесячно книги из публичных библиотек (ИНФРАТЕСТ, 1978). Из всех эмпирических исследований следует, что посещение библиотек в большой степени зависит от возраста (ЕМНИД, 1981; ИНФРАТЕСТ, 1978; Фишер и др., 1978). Каждый второй подросток и молодой человек хоть однажды брал книги, с возрастом эта тенденция явно снижается.
Решающую роль при пользовании публичными библиотеками играют образовательный и социальный статусы. Группы населения с низким образовательным уровнем более удалены от библиотеки, чем люди со средним и высшим образованием. Причем, связи с библиотекой низших социальных слоев еще слабее, чем с книжной торговлей (ИНФРАТЕСС, 1978).
Книги из библиотек берет только каждый четвертый рабочий из десяти и свыше четырех из десяти служащих. Менее всего проявляют интерес пенсионеры, хотя возраст и род занятий как раз располагает к чтению библиотечных книг. Видимо, какие-то другие факторы влияют на установку.
Если сравнить социо-демографические характеристики читателей библиотек и всего населения, явными становятся следующие моменты (Фишер и др., 1978):

  • большая часть пользователей публичных библиотек лица моложе 30 лет;
  • среди пользователей все социальные слои представлены почти равномерно, но, по сравнению со всем населением, группы с высоким образовательным цензом здесь превалируют;
  • слишком много учащихся, главным образом, студентов университетов, то есть они представлены не пропорционально своей доли в общем составе населения, а вот трудящиеся, пенсионеры и домохозяйки – напротив, представлены недостаточно.

Изложенное выше дает право поставить такого рода вопросы:
учитывая особенности данных групп, могут ли публичные библиотеки рассчитывать на то, что и в будущем те останутся их пользователями, или, принимая во внимание появление новых носителей информации, расширение возможностей проведения досуга, изменений в образе жизни, стоит ожидать резкого уменьшения числа пользователей;
нужно ли причислять к проблемным группам непользователей (таковы группы пожилых людей с низким уровнем образования) рабочих, которые принципиально отказались от чтения книги и не смогут стать для публичной библиотеки целевыми группами, или при помощи соответствующих услуг и предложений стоит все-таки попытаться привлечь эту категорию к библиотеке.

10.3.1. Значение сокращения численности населения

Изменение численности населения делает спорным положение о том, что количество молодых читателей публичных библиотек сохранится. Эта группа пользователей, бывшая до сих пор основной, заметно уменьшается. С 1960 по 1974 гг. население уменьшалось по сравнению с предыдущим пятилетием медленнее, а именно – на 11,3%. Оно достигло своего пика в 62 млн. человек – и в 1984 году упало до 61 млн. На основе подсчетов на модели Статистического федерального управления по развитию немецкого населения можно предположить, что численность его в 1983 году составляла 57,7 млн. человек. В 2000 году эта цифра будет равна почти 54,2 млн., в 2030 году – 41 млн.
Доля лиц моложе 20 лет за данный период уменьшится с 23,6% до 19,7% – в 2000 году и 15,7% – в 2030-м. И наоборот, доля пожилых, то есть старше 59 лет, увеличится: с 21,3% до 37,6% – в 2030 году.
Группа 14 – 17-летних – до 1990 г. несколько уменьшается, затем слегка увеличится к 2000 г. Число молодежи 18 – 24 лет к началу 90-х годов резко упадет. Для библиотек это означает, что ядро пользователей уменьшится.

10.3.2. Рост образовательного уровня и усталость от образования

Расширение возможностей получения образования в 60-х и 70-х годах вызвало сильное изменение структуры обязательного школьного обучения немецкого населения. 30 лет назад только один из 20 западных немцев имел законченное среднее или высшее образование. В 1985 году этим мог гордиться уже каждый пятый.
В 1956 году 82% населения ФРГ окончили школу. В 1986 – 56%, то есть каждый второй.
Изменились не только количественный, но и качественные параметры изменений в школьном образовании. 15 лет тому назад среднее образование считалось довольно престижным. Сегодня окончание реальной школы не рассматривается в качестве высокой квалификации на рынке рабочей силы; здесь много тех, кто окончил гимназию и лицей.
Число людей, имеющих специальное образование, увеличивается, но среди немецких учеников наметилась другая тенденция относительно их готовности к дальнейшему обучению. На основе ежегодно проводимых опросов по профессиональному выбору можно констатировать, что количество желающих поступать в высшие учебные заведения сократилось по сравнению с предыдущими годами. В 1970 году было почти 90%, в 1984-м – 59%, при этом каждый четвертый абитуриент колебался, стоит ли продолжать образование, каждый шестой реально отклонял такую возможность. Аналогичную тенденцию установили Аллербек и Хоаг. На вопрос: «Как Вы намерены закончить свое обучение?» – в 1962 году 39% школьников 16-18 лет ответили, что продолжат обучение на квалифицированного рабочего или в университете, в 1983 году таких был только 21%.
Мы хорошо знаем, что основной контингент читателей библиотек – студенты (Фишер и др., 1978). Тем большие опасения внушают приведенные выше мнения выпускников школ. На изменение числа студентов повлияют такие моменты, как прием в высшие учебные заведения по среднему высокому баллу аттестата, слабые шансы получить работу после окончания обучения, падение численности населения. Для библиотечного маркетинга это означает, что нужно привлекать другие группы пользователей, посещающих курсы по повышению квалификации. В 80-е годы как раз наметилась тенденция к увеличению слушателей таких курсов. Все больше специалистов обучается на различных курсах по профессиональной переподготовке, так как работать по своей основной профессии нет возможности. Сверх того, заметна тяга населения к самообразованию, причем особой популярностью пользуются высшие народные школы. В 1982 году девять миллионов западных немцев в возрасте от 19 до 64 лет посетили мероприятия по повышению квалификации. Данная тенденция набирает силу. Но и здесь заметны образовательно-специфические различия. В 1982 году повысить квалификацию хотели каждый четвертый выпускник ВУЗа и только каждый десятый с незаконченным профессиональным образованием.

10.3.3. Развитие досуговой сферы и формирование привычек в использовании средств информации

За последние 30 лет среднее рабочее время, а также количество выходных в году уменьшилось, свободное время – увеличилось. Рабочий день в 1980 году по сравнению с 1964-м стал на два часа короче. Как это сказалось на образе жизни населения?
Рассмотрим соотношение свободного времени, проведенного дома и вне его. В 1964 году 63% свободного времени человек проводил дома, 37% – вне дома; в 1980-м – соответственно 70% и 30%. Такая тенденция к «домоседству» совпадает с тем, как используются различные носители информации.
Трудно получить объективное представление об изменениях в использовании различных носителей информации. Кроме субъективных критериев (оценка использования средств информации в часах за неделю), существуют данные социологических наблюдений. Сопоставление полученной различными способами информации позволяет установить, что особых расхождений нет. Объективное исследование установило, что молодежь до 30 лет тратит 33,3 часа в неделю на знакомство со средствами информации, субъективная оценка дала цифру – 34 часа. Интересный материал дает банк данных Алленсбахского архива.
С 1967 по 1983 гг. было проведено четыре репрезентативных опроса населения о том, сколько времени они расходуют на теле- и радиопередачи, газеты, иллюстрированные журналы, «легкие» книги и «деловую» литературу, на прослушивание аудиозаписей. Выяснилось, что вырос интерес к радиопередачам: в 1967 году – 5 часов 17 минут, в 1983-м – 8 часов 35 минут. За тот же период суммарное время, заполненное телепередачами и прослушиванием грампластинок, увеличилось на 4 часа. Изменилось отношение к развлекательной литературе с 2 часов 8 минут за неделю до 1 часа 54 минут. «Серьезной» книге уделяется гораздо больше времени; тенденция, хотя и не явно наблюдается уже с 1967 года, данный показатель ежегодно повышается. Суммарное время, отводимое на носители информации, возросло с 25 до 32 часов в неделю. Общая доля на чтение книг осталась в нем почти неизменной. С 1967 по 1983 год увеличилось время, отводимое для прослушивания аудиовизуальных средств, – до 7 часов 35 минут в неделю.
Исследования показали, что использование носителей информации зависит от уровня образования. Покажем это на группе молодежи, окончившей среднюю школу (основной контингент библиотеки). По сравнению с другими группами, данная расходует больше времени на печатную книгу, между 1967 и 1987 годами время на чтение развлекательной литературы и газет практически не изменилось. Иллюстрированным журналам, отраслевой литературе уделялось много времени. Предпочтение иллюстрированных журналов можно объяснить тем, что, как правило, это были профессиональные и отраслевые журналы, например, по микроэлектронике. Кроме того, число этих изданий также увеличилось. Увеличение времени на чтение отраслевой литературы свидетельствует о том, что происходит смещение интереса от «легкой» в сторону «серьезной», профессиональной литературы.
Усилилось использование аудиовизуальных средств (радио, телевидения, проигрывателей грампластинок) у молодежи со средним законченным образованием: с 1967 по 1983 год на 9 часов 50 минут больше в неделю. Можно сделать вывод о количественных и качественных изменениях в привычках использовать носители информации у основной группы пользователей библиотек за 20 лет. Здесь еще большую роль играют книги, как для «развлечения», так и в профессиональном плане. Адаптировать предложения и услуги библиотек к привычкам и потребностям данной группы относительно просто, так как она открыта вообще для всех носителей информации. Молодым людям даже нравится разнообразие средств информации, что облегчает задачи публичной библиотеки.
Обратившись к молодежи до 30 лет, мы увидим значительные расхождения в использовании носителей информации. Выпускники восьмилетней школы предпочитают телевидение и прослушивание грампластинок. По сравнению с группой, окончившей среднюю школу и ровно распределяющей время между аудиовизуальными и печатными средствами, данная группа больше сосредоточена на телевидении. Однако привычка читать газеты и книги, слушать грамзаписи зависит от возраста. В основном речь идет о выпускниках средней школы, более взрослых, чем данная группа, и потому возможны некоторые искажения.
Есть указания на возрастание образовательного «отрыва». Означает ли это, что у молодых людей с низким образовательным уровнем нет установок на книгу и чтение и что они не могут быть для публичных библиотек потенциальной целевой группой?

10.4. Можно ли считать подростков с низким уровнем образования потенциальными пользователями публичных библиотек?

10.4.1. Факторы образования

Если проанализировать всю возрастную категорию молодежи, вне зависимости от образовательного уровня, можно установить следующую тенденцию: время обучения, отводимое ими на обучение, постоянно увеличивается. Между 1974 и 1984 гг. число учащейся молодежи 14-17 лет утроилось (с 33 до 98%), 18-24 лет – удвоилось (см. Берг, Кифер, 1968). В 1973 году каждый второй подросток окончил начальную или полную среднюю школу. В 1984 году их было только 38%. Число молодых людей со средним специальным образованием, окончивших школу в возрасте от 18 до 24 лет, несколько увеличилось. Это вызвано прежде всего политикой на рынке рабочей силы. Данные изменения позволяют причислить молодежь с низким образовательным уровнем к потенциальным пользователям публичных библиотек. Таким образом, удлинение срока профессиональной и общей подготовки улучшает шансы библиотеки.

10.4.2. Досуговая активность молодых людей и их отношение к средствам информации

Любимые занятия молодежи в свободное время – просмотр телепередач, прослушивание аудиовизуальных материалов, а так же радиопередач.
Ученики начальной школы (в ФРГ различают основную (начальную) школу (1-4 кл.), главную (5-10 кл.), реальную (5-10 кл. с основами профподготовки) и гимназию (5-13 кл. с правом поступления в ВУЗы) – Прим. пер.) на первое место ставят телевидение, на второе – радио. Использование данных средств информации – неотъемлемая часть их досуга. По мнению подростков, их свободное время – это время прослушиваний и просмотров (Берг, Кифер, 1986). Учащиеся начальной и реальной школы, гимназии охотно ходят в кинотеатры (7-е место). Занятия спортом также лидируют. Особое значение имеет социальное окружение, малые неформальные группы, важнейшая форма проведения досуга – встреча с друзьями.
Значительно различается отношение к книге. Ученики начальной школы ставят чтение книг на девятое место (после чтения комиксов); ученики реальной школы относят его на 6-е место, учащиеся гимназий включают его в три наиболее важные позиции. Подростки с низким уровнем образования придают меньшее значение чтению книг, чем занятиям с другими носителями информации. Это отличает их от подростков, находящихся на более высоких ступенях образования. 20% подростков между 12 и 29 годами утверждают, что еще не прочли ни одной книги (Берг, Кифер).
Все это сказывается на посещении публичных библиотек. 15% молодежи с низким уровнем образования в одном из исследований указали, что в прошлом месяце взяли в библиотеке по одной книге.
Между подростками народной школы и школ с более длительным сроком обучения есть некоторые различия.
Только каждый тринадцатый подросток народной школы, но каждый пятый с более высоким уровнем образования посетили за последний месяц публичную библиотеку. Чаще они берут книги у друзей и знакомых. Каждый шестой учащийся народной школы и каждый четвертый более высокой ступени были побуждены к чтению библиотечных книг друзьями и знакомыми. Это социальное измерение принципиально для чтения книг. В 1978 году, по данным ИНФРАТЕСТА, 59% опрошенных от 16 до 29 лег указали, что друзья и знакомые посоветовали им читать книги. Бондафелли и Заксер (1986), исследуя чтение 15-летних учащихся Цюриха, выявили, что социальное включение книги в решающей степени определяет, насколько чтение станет социальной нормой поведения. Ученые сделали вывод, что чтение книг, в особенности, у читающих много, поддерживается «книгоориентированным интерактивным контекстом».
Если большая часть молодежи с низким уровнем образования далека от публичных библиотек и чтения книг, то это не значит, что ее нельзя вообще привлечь к чтению книг, в особенности – библиотечных. Роль, которую играет в их жизни социальное окружение, поможет библиотеке сформировать предложения и услуги так, что они, возможно, будут приняты. Исследование Аллербека и Хоага констатирует, что с 1962 по 1983 год возросло участие молодежи 16-18 лет в преступных группировках. В 1962 году каждый шестой подросток подтверждал свое участие в «стабильной» группе, сообществе, но не в союзе или объединении, в 1983-м таких было уже 56%.
Приятие библиотеки и ее предложений произойдет, когда будут учтены социальные потребности молодежи. Маркетинговая концепция библиотеки должна рассматривать молодежь не как отдельных личностей, а как участников групп, имеющих различные ценностные ориентации и предпочитающих определенный стиль жизни. Исследование системы ценностей указывает на то, что нравится молодежи и в чем она нуждается.

10.4.3. Ценности и досуговые (или коммуникационные) предпочтения подростков с низким уровнем образования

Если под маркетингом подразумевать ориентацию предложений на меняющиеся потребности и проблемы реальных и потенциальных целевых групп, то в центре внимания будет анализ их потребностей и стиля жизни. Уже несколько лет в профессиональной литературе, публичных дискуссиях и обсуждениях идет речь о том, что сменилась система ценностей, а значит, стиль жизни, установки, потребительские предпочтения. В этой связи возникает ряд вопросов. Что указывает на перемены? Каковы их основные аспекты? Существуют ли при этом большие различия между разными целевыми труппами (в частности, есть ли они у молодежи с низким уровнем образования), которые бы могли способствовать ориентации библиотечной работы на группы?
Вообще система ценностей характеризуется многообразием, определяющим отдельные сегменты населения. С одной стороны, развиваются такие ценности, как скромность и самоограничение, с другой – гедонистические устремления, потребность в самореализации личности.
Временные динамические ряды позволяют пронаблюдать изменения в приоритете ценностей за последние 15 лет. Незыблемым для большинства западных немцев остается значение семьи. Такие факторы, как друзья, досуг и социальные контакты, повысили свой статус. Работа потеряла свою былую значимость. Этика накопительства потеряла прежнее значение. Деятельность как таковая играет в жизни человека главенствующую роль. В ней особо выделяются формы самостоятельной работы, творческая, досуговая деятельность. В большей мере данный вывод относится к людям, не сумевшим реализоваться в профессиональном плане. Отношение общества к досугу, хобби чрезвычайно важно для работы публичной библиотеки в будущем.
У нас нет такого подробного материала, собиравшегося в течение длительного времени, о молодежи с низким образовательным уровнем. Но исследования по использованию носителей информации ясно указывают на то, что гедонистические, материальные ценности, ценности безопасности и равновесия у данной группы переплетаются между собой, причем самореализация и идеализм находятся на периферии. Данный результат, кажущийся противоречивым, довольно точно отражает стиль жизни. Это зафиксировано в ряде исследований института СИНУС. Его описания гедонистической среды во многом соответствует установкам нашей целевой группы.
Ценности, стиль жизни оказывают влияние на использование носителей информации. Те, кто ориентируется на безопасность и получение гарантий, гедонизм, предпочитают аудио визуальные средства, спорт и игры на досуге. Чтение книг здесь далеко не на первом месте.
Маркетинговая стратегия библиотеки в отношении такой группы может состоять в том, чтобы обеспечить ей возможность проявления социальной активности. Например, можно организовать встречи для совместных игр, музицирования, прослушивания музыки и др.
Следует учесть ее хобби, досуговые пожелания и профессионально ориентированные потребности при подборе соответствующих книг и информационных материалов. Из списка предпочтений следует, что каждый четвертый ученик главной школы и 58% учеников реальной школы охотно читают книги в свободное время. Это подтверждает анализ жителей города Трир от 11 до 25 лет (N=830), поставивших чтение на пятое место по популярности в списке досуговых занятий (см. Беренс и др., 1986). Даже в том случае, когда субъективная оценка корректируется при конкретных вопросах о чтении, она все же выявляет, что чтение книг в целом воспринимается положительно, социально благоприятно.

10.4.4. Отношение молодежи с низким уровнем образования к книге и чтению

Если готовность к покупке книги можно расценить как положительное отношение к книге и чтению, то за последние 20 лет здесь произошли серьезные сдвиги. С 1967 года почти две трети западных немцев неизменно дают положительный ответ на вопрос: «Прочли ли Вы за последние 12 месяцев книгу?». За тот же период времени готовность покупать книги постоянно возрастала. С начала 80-х годов, то есть в то время, когда публичные библиотеки оставались на том же уровне посещаемости, немцы все чаще принимали решение купить себе книгу. В 1967 году 21% читателей книг не покупал, а брал в библиотеке, в 1982 году таких осталось только 10%.
Динамика покупки книг и их чтения у молодежи в возрасте от 16 до 29 лет впечатляет еще более. В 1967 году разница между покупкой и чтением книг учащихся народной школы составляла 30% в 1982-м – 14%. Аналогично развивалась группа средней ступени обучения (школа плюс первые профессиональные навыки). Тенденция такова, что книги, которые хотят читать, покупаются, а не берутся в библиотеке, у друзей и пр. Готовность каждого второго ученика реальной школы расходовать свои небольшие деньги на покупку книг – просто удивительна. Доход данной группы таков: каждый второй в возрасте от 12 до 29 лет не имеет собственного дохода, 23% -только 100 немецких марок в месяц (см. Берг, Кифер). Такой ситуации могла способствовать дешевизна карманных изданий. Есть и менее приятная для публичных библиотек причина: ее фонды не удовлетворяют молодежь.
В заключение уточним качественное отношение целевой группы к книге и чтению. Здесь бросается в глаза, что вся молодежь, вне зависимости от образования, имеет одинаковую потребность в фантастике и триллерах. Почти нет различий в отношении к криминальным романам, романам про шпионов и к научной фантастике, книгам, дающим советы (хобби, спорт, поваренные книги и т.п.).
Рассмотрим ситуацию с учащимися народной школы. На первом месте – книги по профессии (41%), на последнем – классическая литература. У молодежи с более высоким образовательным уровнем те же предпочтения. Публичные библиотеки должны проверить содержание их фондов, наличие жанровой литературы для молодежи с низким уровнем образования.

10.5. Пожилые люди как потенциальные пользователи публичных библиотек

Только 14% опрошенных западных немцев старше 45 лет подтверждают, что они берут книги из публичной библиотеки. Это значительно меньше, чем данные в среднем по населенно страны. Есть целый набор факторов, который должен способствовать тому, чтобы представители этой целевой группы стали потенциальными пользователями публичных библиотек:

  1. Относительная доля пожилых в общей структуре населения будет расти. Прогнозы показывают, что в 2000 году каждый четвертый западный немец достигнет 60 лет и старше (см. Федеральное статистическое управление).
  2. До середины 90-х годов можно рассчитывать на довольно ранний уход на пенсию (до 60 лет). Учитывая возможную общую продолжительность жизни, женщинам предстоят почти 20 лет, мужчинам – почти 10 лет нетрудовой активности. Насколько проблемным будет этот период, зависит от прогресса электроники, использования новых технологий, рационализации производства. Это повлечет за собой появление «лишнего персонала», увольнения, ранний уход на пенсию. С 2000 года такой ход событий может измениться, так как часть трудоспособного населения из-за снижения численности нового поколения также уменьшится. Возможно, это продлит общий трудовой стаж. Ситуации у мужчин и женщин также различны. Для ранее работавших мужчин пенсия означает начало совершенно другой жизни, требующей значительной перестройки ритма, изменения привычек. У женщин данные явления выражены не так сильно. Помимо традиционней роли женщины в семье – роли хранительницы очага, многие женщины совмещают работу и домашнее хозяйство. Кроме того, они часто заняты неполную рабочую неделю – то есть менее 40 часов в неделю (в 1982 году таких было 32%). Женщины и прежде решали проблемы свободного времени иначе, чем мужчины. Но только «домашние хозяйки» находятся в иной, чем работающие женщины, ситуации. И распорядок дня почти неизменен, у них возникают другие проблемы.
  3. По сравнению с другими группами населения пожилые люди имеют меньше денег. В особенности старые женщины (см. Хорн, Экхард, 1986). Мы исходим из того, что данное обстоятельство принципиально помогает налаживанию контактов публичной библиотеки с данной целевой группой.
  4. Каждый четвертый пожилой человек живет один. Многим не достает социального общения. Телевидение облегчает проблему, но не до конца. Публичные библиотеки могли бы подумать, как лучше отразить в своих предложениях и услугах потребности пожилых в общении.

10.5.1. Коммуникационные привычки пожилых людей

По собственной оценке, использование носителей информации заключается в чтении ежедневных газет, а также в просмотре теле- и прослушивании радиопередач (см. Хорн, Экхард, 1986). В 1983 году просмотр телепередач составлял две трети бюджета времени, отведенного на использование средств информации. Телевизор является средством, смягчающим одиночество, свидетельствует о сложной психологической и общественной ситуации этой целевой группы. Именно этот факт должен быть определяющим в формировании услуг и предложений для пожилых людей в публичной библиотеке.
Пожилые люди не игнорируют и печатные носители информации, но в отличие от газет и журналов, книги играют не такую большую роль. На вопрос: «Читали ли Вы за последний год хотя бы одну книгу?» – две трети западных немцев старше 60 лет дают положительный ответ. Каждый третий утверждает, что читал книгу ежедневно или несколько раз в неделю. Что же читают пожилые люди?

10.5.2. Отношение к книге

Пожилые люди предпочитают повседневные истории и юмор: 58% западных немцев старше 65 лет указали, что это интересует их особенно (см. Марплан,1986). На втором и третьем местах – «короткие истории» (44%) и «романы о судьбе, родине, любви» (41%), как, впрочем, и книги полезных советов (41%). Предпочтения пожилых людей отличаются от предпочтений других целевых групп, в особенности, в отношении криминальных, приключенческих романов, отраслевой литературы.
Об отношении пожилых людей к книге можно судить по анализу функции книги. Книги для пожилых людей удовлетворяют специальные информационные потребности (32%), помогают умственно сохраниться (29%), развлечься (17%) (см. Хорн, Экхард, 1986). Книга в жизни пожилых людей схожа с телевидением. Исследование ИНФРАТЕСТ 1978 года пришло к выводу о том, что люди старше 60 лет используют книгу для проведения досуга, для того, чтобы пережить приключения и побывать в необычной ситуации, приобщиться к прекрасному, забыть о повседневных заботах. Последняя функция для пожилых людей имеет такое же значение, как и беседы с другими людьми.
Еще одно обстоятельство определяет отношение пожилых людей к книге: каждый второй западный немец старше 60 лет плохо видит, ему трудно читать. Это важно учитывать при комплектовании фонда публичных библиотек.

10.5.3. Могут ли пожилые люди стать пользователями библиотек?

Если изучить ситуацию пожилых, их отношение к книге и чтению, их удаленность от публичной библиотеки уже не покажется само собой разумеющейся. Что удерживает пожилого человека от посещения библиотеки?
Конечно, большую роль играет расстояние. Но тот, кто думает о пожилых как о людях нездоровых, неподвижных, – неправ. Хорн и Экхард констатируют: «Поколение возрастной группы от 55 до 74 лет в основном состоит из лиц, которые уже не работают или никогда не работали. Однако физически они крепки и не живут отшельниками. Они не имеют столько денег, сколько работающая молодежь, но у них больше свободного времени, которое они полностью используют. Благодаря вынужденному уменьшение рабочего стажа, улучшению ситуации в здравоохранении, возникло поколение, которое уже непосредственно не участвует в производстве, но принимает жизнь во всем ее многообразии и участвует в социальном процессе» (см. Хорн, Экхард, 1986).
В большей степени «дистанцию» между пожилыми людьми и публичной библиотекой проясняет исследование «Пользователи публичной библиотеки в Федеративной Республике Германии» (Фишер и др., 1978). Сопоставление ожиданий и того, что могла предложить публичная библиотека, выявило, что она не позаботилась о разнообразии носителей информации и обеспечении возможностей для культурной и социальной активности, то есть о том, что имеет особую ценность для пожилых людей.

10.6. Перспективы

Разработка маркетинговой концепции для публичных библиотек – это и проблема определения целевых групп. В настоящем разделе мы обратили внимание на молодых людей и людей зрелого возраста, так как располагали данным цифровым и другим материалом. Список целевых групп этими двумя явно не исчерпывается (женщины, работающие и др.).

 

Date: 2016-02-19; view: 474; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию