Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки реализации маркетинговой концепции в библиотеке 3 page





Эти данные позволяют обоснованней выделять целевые группы из ближнего окружения библиотеки. Сравнение же их с аналогичными показателями по городу или по стране дает представление о том, насколько типична социально-возрастная структура данного района обслуживания. Эти данные хотя и не предопределяют решения, но помогают уточнить задачи библиотеки.

8.2.5.4.5. Структура занятости

Данные по структуре занятости населения в районе можно взять из документов по учету рабочих мест (УРМ), проводящегося наряду с переписью населения и жилого фонда. Поскольку авторы книги не располагали надежным источником (прежние данные устарели) такой информации, они не могли дать им соответствующий анализ.
В этих условиях существовали две возможности сбора необходимой информации. Первая – сбор данных собственными силами, что достаточно трудоемко. Вторая – поиск партнера, который, возможно, располагает этой информацией. Прежде всего, это статуправление общины. Его данные могут отличаться по объему, структуре, степени детализации, так что не всегда можно найти информацию по своему району. В этом случае стоит обратиться в другие управления, непосредственно занятые данным вопросом: во многих общинах существуют коммунальные центры занятости. Существуют также различные общественно-правовые палаты, учреждения и организации, такие как Торгово-промышленная палата, Палата ремесленников, Палата свободных профессий (Адвокатская коллегия и др.). Поддержка с их стороны зависит от вашего умения вести переговоры. Иногда лучше обратиться непосредственно к почетным президентам, а не к управляющим делами.
Предлагаем читателю типовую методику сбора и использования данных статистики, Вы можете учесть лишь то, что вам подходит. Эта методика станет отправной точкой для тех, кто прежде не занимался данной проблемой.
В основе лежат три составляющие:

  1. рабочие места;
  2. трудящиеся;
  3. занятые.

Рабочие места связаны с производственной структурой района: отдельными предприятиями или их филиалами. Подкатегории отражают численность занятых на них специалистов.
Трудящиеся – основная производительная сила. Это и работодатели, и работополучатели плюс члены их семей. Подкатегории показаны как величина экономической единицы.
Занятые – наемные труженики (владельцы собственных предприятий и их компаньоны исключаются).
Эти категории применяются при анализе окружения. В рамках официальной статистики занятые учитываются по месту работы, трудящиеся – по месту жительства. Возможны два подхода к описанию структуры занятости. В одном случае, вас будут больше интересовать места производства и соответственно занятые на них, в другом – профессиональная характеристика населения. Если библиотека выполняет «центральные» функции, она должна учитывать обе возможности.
Производственная структура (с местами производства и работающими) в официальной статистике разбита по отдельным отраслям: сельское хозяйство, животноводство, рыболовство, энергетика, водоснабжение, горное дело, перерабатывающие отрасли, строительство, торговля, транспорт и коммуникации, кредитные институты и страховые компании, сфера услуг, непроизводственные организации и домашние хозяйства, социальное страхование и территориальные корпорации.
Данный перечень не полный, однако может служить отправной точкой при анализе реальной ситуации.
Если в задачу библиотеки входит обслуживание в качестве целевой группы ряда предприятий, нужно детально описать структуру занятости и знать, какие из них есть в районе и где они расположены. Для наглядности можно нанести их на карту. Учитывается величина предприятия (например, по числу работников), вид их деятельности (продукция и услуги). Иногда сбор этих данных осложнен проблемой конфиденциальности информации и приходится ограничиваться приблизительными сведениями: например, объектом внимания библиотеки является металлообрабатывающее предприятие, на котором занято около 60 человек.
Для того, чтобы библиотека могла наладить контакты с предприятием она должна заинтересовать его конкретным предложением: в частности, какой-то рыночной информацией, материалами по повышению эффективности производства.
В сотрудничестве с библиотекой больше нуждаются не очень крупные предприятия, так как в них обычно нет отделов информации. Предположим, библиотека располагает изданиями, в которых есть указания на потенциальных покупателей данной продукции в стране и за рубежом, – этим могут заинтересоваться предприятия, ищущие возможности сбыта.

8.2.5.4.6. Дополнительная общественная инфраструктура

Эта информация важна для анализа окружения потому, что в ней должны быть учтены сведения о районе охвата. Кроме того, библиотека сама – часть инфраструктуры и должна знать возможных партнеров и конкурентов. Предложения и услуги других учреждений позволяют вести работу более целенаправленно.
Так, в ряде общин налажены тесные контакты между публичной библиотекой и высшей школой. Библиотека своим фондом, библиографическим аппаратом помогает выполнению учебных программ. Такое сотрудничество возможно и с другими учреждениями, например, торгово-промышленной палатой, занятой повышением квалификации специалистов. В ряде учреждений библиотека может демонстрировать разделы своего фонда, например, о театре, драматургии, критике, педагогике и воспитании, психологии общения (в профцентрах) и т.п. Для этого следует подготовить перечень всех учреждений.
Многие учреждения включены в соответствующие издания официальных органов (перечень школ, перечень музеев и др.). Недостающую информацию легко найти, используя прямые контакты. Неплохо также завести картотеку на все учреждения, представленные в инфраструктуре вашего района.

8.2.5.4.7. Дополнительная частная инфраструктура

Объем этих данных намного больше. Придется сделать определенную выборку, руководствуясь задачами своей библиотеки. Важно учесть и то, что, с одной стороны, вам необходимо выявить конкурентов по заполнению свободного времени населения, с другой – собрать информацию об образе жизни населения. Предстоит уточнить структуру досуга, спрос и предложения в этой области.
Точные замеры не требуются, важно установить некоторые оценочные категории:

  • предложений нет;
  • предложений немного;
  • предложений ни много, ни мало;
  • много предложений;
  • очень много предложений.

То же самое следует сделать по качественной оценке предложений:

  • плохое;
  • посредственное;
  • хорошее и пр.

А. Центры торговли и услуг

Речь, конечно, не идет о том, чтобы зарегистрировать в картотеке каждый магазин. Вначале учитываются и оцениваются торговые центры и предприятия сферы услуг: для местных потребностей, для региональных, ассортимент товаров и услуг простой, среднего уровня, предназначенный для удовлетворения повышенных потребностей. Затем рассматриваются отдельные ареалы (жилой массив – почти нет магазинов, мало магазинов, отдельные магазины – сити, скопление магазинов).

Б. Медицинское обслуживание

Здесь учитываются практикующие врачи, кабинеты терапевтов и узких специалистов. Комната ожидания приема врача нередко становится местом общения. Там читают газеты и журналы, обмениваются разнообразной информацией – и не только о болезнях. Библиотеки могут использовать эти пункты.

В. Места отдыха, проведения свободного времени

Возможности для проведения свободного времени обеспечиваются наличием в районе таких учреждений, как кинотеатры, пивные рестораны, кафе, дискотеки, игровые залы, бары. Их количество и услуги формирует характер района. Например, многочисленные игровые залы и бары предполагают одну стратегию действий библиотеки, отсутствие коммерческих досуговых учреждений – другую.
Учитывать стоит только регулярно посещаемые учреждения, редко используемые мало меняют «окружение» библиотеки.

Г. Любительские объединения

Они также могут повлиять на задачи библиотеки, на формирование и размещение фонда. Объединения могут дублировать идеи библиотеки – возможно, целесообразнее будет объединить усилия. Библиотека должна не только иметь список любительских объединений, но и знать фамилии членов правления, с которыми важно поддерживать тесные контакты.

Д. Продажа и прокат аудиовизуальных средств и печатной продукции

Книжные магазины и видеотеки конкурирует с библиотеками. Отсутствие или наличие книжных магазинов не должно особенно тревожить библиотеки, «завоевать» библиофилов, покупающих книги, проще, чем нечитателей.
Большая часть, сведений собирается легко. Часть данных имеется у сотрудников. Остальное легко установить по телефонным и другим справочникам.
Лучше нанести данные по инфраструктуре на карту и активно использовать ее в работе. Пожалуй, имеет смысл довести эти сведения до посетителей библиотеки (помимо карт, можно использовать фотографии, картины, открытки и пр.) – это вызовет у них дополнительные положительные эмоции.

8.2.5.4.8. Управление общиной

Деятельность по управлению общиной во многом основана на сборе и обработке информации. Это происходит сегодня, как правило, без участия библиотеки, хотя предоставление информации – одна из ее главных задач.
Информационные потребности органов управления, конечно, отличается от потребностей отдельных граждан. Потенциал даже всех филиалов библиотечной системы вряд ли достаточен для активного влияния на процессы коммунального управления. И все же центральная библиотека может выбрать органы управлений общиной как целевую группу обслуживания.
Для того, чтобы не вызвать возражений у специализированных информационных служб (библиотека, дескать, отнимает у них хлеб) можно ограничиться распространением дополнительной информации: из библиотечных банков данных или из отраслевой части фонда (книги по управлению, организации, экономике, городскому планированию). Однако чудес ожидать не стоит – новая целевая группа требует повышенного внимания.
Мы показали разнообразные стратегии действия для того, чтобы воодушевить библиотеки на реализацию хотя бы части из них. Не стоит бояться трудностей, сопутствующих анализу окружения. Необязательно осуществлять все одновременно.

8.2.6. Анализ сильных и слабых сторон. Выявление конкурентов и возможных партнеров

Прежде всего, стоит провести «инвентаризацию» услуг и предложений библиотеки. Необходимо выявить:
Что, отличное от других учреждений и организаций в районе обслуживания, предлагает библиотека?

  • Что, сходное с другими, предлагает библиотека?
  • Что она делает лучше, быстрее, дешевле, Полнее?
  • В чем она «проигрывает»?
  • Какие услуги и предложения соответствуют ее задачам и какие не соответствуют?

Понятно, что не каждое такое учреждение должно стать конкурентом библиотеки. Возможно, это – ее будущий партнер.
Нельзя забывать и о других сведениях:

  • местоположение библиотеки (с точки зрения доступа: удобно – неудобно);
  • здание и его оснащение;
  • часы работы;
  • пользователи и непользователи библиотеки;
  • образ библиотеки в глазах населения.

Для лучшей наглядности данные стоит перенести в таблицу. Аналогично можно заполнить таблицы по другим предложениям и услугам библиотеки: набор услуг, фонды (не выдаваемые на дом), мероприятия, полезная для граждан информация, литература по отраслям (книги выдаются на дом), беллетристика по темам (книги выдаются на дом), аудиовизуальные материалы.
Услуги:

  • компетентные, доброжелательные, готовые помочь библиотекари;
  • телефонная справочная служба для детей и взрослых;
  • помощь в использовании компьютеров для получения информации;
  • МБА;
  • предварительный заказ книг и других материалов;
  • доставка материалов по заказу читателя на его рабочее место;
  • специальная помощь новым читателям;
  • рекомендательные списки литературы для различных групп;
  • предоставление информации государственным и коммунальным органам;
  • ……… ……… ………

Фонды, предназначенные для использования внутри библиотеки:

  • словари, учебники грамматики и т.п.;
  • словари иностранных языков;
  • лексические и другие справочники;
  • справочники адресов и телефонов учреждений и частных лиц;
  • своды основных Законов;
  • таблицы определения налогов;
  • картотеки журнальных и газетных статей;
  • свежие номера журналов;
  • местные газеты;
  • основные межрегиональные газеты;
  • карты и атласы;
  • краеведческие материалы;
  • телефонные справочники;
  • базы данных;
  • ……… ……… ………

Мероприятия:

  • мастерские, фильмы, лекции для взрослых на различные темы (здоровье, хобби, домашние поделки и др.);
  • мастерские, фильмы, лекции для молодежи;
  • программы для детей;
  • компьютерные курсы для детей;
  • компьютерные курсы для молодежи;
  • компьютерные курсы для взрослых;
  • громкие чтения для детей;
  • чтения для взрослых;
  • ……… ……… ………

Полезная информация для граждан:

  • доска объявлений общего пользования;
  • информация об учреждениях общины;
  • информация о мероприятиях в общине и ее окрестностях;
  • информация об итогах выборов в общине;
  • списки бестселлеров;
  • рецензии на книги;
  • рецензии на фильмы;
  • информация о местных фирмах;
  • информация о рынке свободных рабочих мест;
  • ……… ……… ………

Здание и его расположение:

  • наличие и вместимость автостоянок;
  • транспортное сообщение;
  • приятное, красивое помещение;
  • удобные сидения, места в читальном зале и т.д.;
  • красивый интерьер;
  • общественный телефон-автомат;
  • кафе;
  • присмотр за маленькими детьми;
  • возврат книг в нерабочее время;
  • близость библиотеки к центру деловой жизни, почте, банку и пр.;
  • помещения для мероприятий;
  • помещения для работы групп;
  • часы работы.

8.2.6.1. Генеральная стратегия кооперации

Под кооперацией понимается добровольное сотрудничество самостоятельных организаций в решении определенных проблем. Совместная работа библиотек друг с другом, а также с другими учреждениями в области образования имеет многолетнюю историю. Уже в Библиотечном плане 1973 года отмечалась необходимость кооперации, была выдвинута задача создания широкой сети публичных общедоступных библиотек.
Большое число и разнообразие организаций в сфере образования делает разумным согласование их действий. Это позволит сэкономить силы и средства, добившись при этом больших успехов. На важность укрепления контактов между библиотеками, Высшими школами, фотоархивами, союзами писателей, объединениями книготорговцев и т.п. указывается и в Профессиограмме дипломированного библиотекаря.
Считая кооперацию одной из основных стратегий, мы имеем в виду целенаправленную деятельность. Библиотека не должна ждать, пока кто-нибудь предложит ей сотрудничество, следует сознательно и активно выбирать партнеров. Известно, что с высшей и средней школами у библиотеки связи уже налажены.
Покажем, какие шансы открываются перед библиотекой в рамках кооперации.

А. Шансы и возможности кооперации

В первую очередь, это целесообразное разделение задач и обмен опытом. Подобные соглашения могут заключаться между библиотеками и способствовать углублению специализации услуг и предложений. Особое значение это имеет при использовании узко специализированной литературы, спрос на которую невелик. Договоренности с другими поставщиками информации нужны, если учреждения расположены недалеко от библиотеки. Кооперация означает при этом разграничение деятельности.
Благоприятно складывается взаимодействие с партнерами, которые помогают найти новых пользователей, с крупными предприятиями, объединениями, профсоюзами. Если обращение библиотеки дойдет с их помощью до пользователей, то можно надеяться на успех (так, имея намерение провести мероприятие для пожилых людей, она должна проконсультироваться с советом ветеранов и т.т).
Другие направления кооперации связаны с расширением предложений и услуг библиотеки. Сотрудничество позволяет организовать больше мероприятий, причем таких, которые могли бы не состояться из-за небольшого числа участников. Например, библиотека вместе со школой или вузом оборудует компьютерный класс, который используется ими по расписанию. В результате – экономия средств и рациональное использование техники.
Улучшение качества услуг связано с тематическим расширением деятельности библиотеки как центра общения. Совместно с другими организациями города или общины она укрепляет свой авторитет, растет ее популярность у населения. Библиотека может предоставить помещение для занятий кружков и курсов, проводить свои мероприятия в других местах. Важно вести работу целенаправленно, не ограничиваясь одной, пусть и неудачной, попыткой. К примеру, в Доме искусств была развернута книжно-иллюстративная выставка, однако ни одно издание из фондов библиотеки не было выдано. Что ж, успех измеряется не только увеличением книговыдачи.
Кооперация также способствует обмену опытом. Так, воспитательница детского сада поможет советом или личным участием в проведении часа сказок, урока рисования в библиотеке.
Библиотеки могут обмениваться своими идеями, услугами и предложениями, устраивать кольцевые тематические выставки и т.п. Сотрудничать можно и в рекламе. Например, библиотека и вуз могут разместить свою рекламу на одном плакате, а в изданиях одной организации можно оставлять место для бесплатной рекламы другой.

Б. Содержание кооперации и партнеры

Кооперация применима ко всем инструментам маркетинга: к сбору информации, формированию предложений и услуг, коммуникации, распространению.
Как уже отмечалось, сбор информации важен для работы библиотеки, ориентированной на потребности читателя. Накапливая вторичный статистический материал, библиотека сотрудничает с государственными и муниципальными органами, в том числе со школами и ВУЗами, располагающими материально-технической базой и опытом проведения таких исследований. Эмпирические исследования стоят дорого, однако полученный информационный массив может быть интересен для других: музеев, театров, клубов и т.п. Если удастся договориться об общей концепции исследования и скооперироваться, можно набрать средства для его проведения, которые будут достаточны для приглашения фирмы, специализирующейся на маркетинге.
Стратегия сотрудничества ведет к улучшению библиотечного обслуживания, качественному комплектованию. Ознакомление с программами таких партнеров, как ВУЗы (с содержанием их учебных курсов на год), поможет библиотеке правильно комплектовать фонд и через преподавателей «продвинуть» его пользователям.
Укрепляя контакты со школьными, больничными, фабричными и др. библиотеками, можно информировать их читателей о своих услугах и тем самым расширять круг потенциальных читателей, а значит, улучшать коммуникацию.
Сотрудничество с учреждениями культуры и образования в области рекламы и массовой работы обосновано желанием сэкономить финансы и повысить отдачу от их использования. Например, ранее библиотека, как и ее партнеры, воздерживалась от рекламы. Если она вдруг начнет активно рекламировать свои услуги и предложения, это может вызвать у пользователей негативную реакцию (почему она это делает?) и даже сопротивление. Во избежание этого можно использовать единую для ряда учреждений рекламу.
Стратегия кооперации положительно сказывается и на распространении товаров и услуг: сокращается их путь к потребителю. Так, возможно совместное использование библиобуса, который мог бы во время перерывов заезжать в школьные, фабричные дворы, больницы, поликлиники и др.
А вот потенциальные партнеры, имеющие прямой доступ к «потребителю», – благотворительные общества, общества милосердия. Через них библиотеки приблизятся к новым целевым группам, импульс будет приходить к пользователю из его привычной среды, от тех, кому он доверяет.

В. Проверка возможностей кооперации

Для такой проверки можно использовать таблицу. Слева заносят различных партнеров, сверху – возможные формы сотрудничества. Затем на пересечении граф выявляют реальный и желаемый уровень. Левая сторона должна отражать местную специфику (информацию содержат соответствующие издания общины) По каждому возможному партнеру можно завести специальную таблицу, где более полно и Подробно будет отражено действительное и желаемое сотрудничество.

8.2.7. Генеральная стратегия сегментации

8.2.7.1. Значение сегментации

Мы часто употребляем выражение «пользователь», но, разумеется, единого типа пользователя, пользователя вообще нет, так же, как нет и единого типа «непользователя». Пользователи и непользователи различаются по многим признакам. С помощью сегментации рынка можно попробовать сформировать определенные группы пользователей. Данные группы (или сегменты) должны иметь сходство и явные отличия по структуре, опирающиеся на определенные критерий, важно установить не только разные читательские предпочтения, но и уровень требований, мнений, ожиданий разных адресатов. Альтернативой рыночной сегментации является недифференцированный, массовый подход и метод концентрации.
В первом случае единый набор предложений и услуг представляется для всех потенциальных пользователей. Это экономит средства и силы, но ведет к снижению эффективности и распылению сил. Котлер правомерно называет данный подход «методом заржавевшей двустволки».
Метод концентрации позволяет направить внимание только на один или несколько сегментов. Использование только данного метода также не приводит к положительным результатам.
Для того, чтобы стратегия сегментации соответствовала поставленной задаче, сегменты должны отвечать «критериям качества». Для оказания помощи на практике они должны легко идентифицироваться с сегментами, которые сразу не просматриваются: с ними трудно общаться, невозможно обслужить их потребности. Можно установить сегменты и в соответствии с поведением пользователей. Возможны различия и в путях создания коммуникации: одних пользователей лучше привлекать лично, других – через газеты, радио и т.п. Сегменты должны характеризоваться известной величиной, чтобы все издержки библиотеки были обоснованы.
Если мотивы обращения к библиотечным услугам различных групп пользователей определены, можно сформулировать содержание рекламного послания для данного сегмента. Для некоторых пользователей, а тем более непользователей, важно понять не столько пользу от посещения библиотеки, сколько то, что здесь ему все объяснят, и он может не стесняться. Уменьшить эти опасения позволит скорее непосредственное обращение к пользователю через партнеров или агентов, чем через средства массовой информации, незаменимые для контакта с лояльными пользователями.
Сегментация в выборе предложений/услуг повышает быстродействие коммуникации. Она устанавливает последовательность действий библиотеки относительно пользователя. Если упомянутая выше концепция «трехчастной» библиотеки (Подробнее об этом см. Михайлова Е. У немецких коллег – // Библиотекарь. – 1991. – № 4. – с. 65) «замкнута в стенах» библиотеки, то ориентация на пользователя преодолевает эти рамки и распространяется на весь район обслуживания.
Критерии сегментации могут быть географическими, демографическими, социо-экономическими, психографическими, могут учитывать стили поведения. Критерии могут относиться к региону, городскому, району или всему населенному пункту, учитывать возраст, образование, социальную принадлежность, доход, мотивы, установки, личностные характеристики, особенности поведения пользователей (пользуются, не пользуются, многократно пользуются библиотечными услугами), время пребывания в библиотеке и др.

8.2.7.2. Проведение сегментации и выделение целевых групп в публичных библиотеках

Публичные библиотеки часто используют стратегию сегментации. Дифференциацию размера библиотечного налога можно воспринимать как проведение сегментации. В справочнике «Массовая работа и реклама публичных библиотек» даны материалы, учитывающие интересы различных групп пользователей. Для библиотечной работы с детьми и иностранцами есть специальные пособия. В настоящее время целевыми группами являются в основном дети и молодежь, а также группы населения, требующие социальной защиты.
Ориентированная на целевые группы библиотечная работа требует расширения состава, включения представителей необеспеченных слоев, женщин, престарелых, малочитающих, безграмотных, андеграунда и т.п. (см. «Профессиограмму дипломированного библиотекаря»).
Каких пользователей и целевые группы необходимо учесть, показывают исследования. Оценка социо-демографической структуры пользователей библиотеки, полученная в результате проведения исследования в 1973-1975 гг., показала, что:

  • недостаточно представлены пользователи в возрасте до 30 лет;
  • работающие пользователи также немногочисленны, в частности, рабочие и работающие самостоятельно пользуются библиотекой реже, чем того хотелось бы;
  • представители материально необеспеченных слоев не бывают в библиотеке вообще;
  • женщины старше 60 лет встречаются среди читателей крайне редко.

Таким образом, библиотека до сих пор не добилась успеха в стремлении быть привлекательной для всех групп населения, материальное расслоение общества сказывается на структуре пользователей библиотеки и отражено в наборе ее услуг и предложений.
Особого внимания заслуживает молодежь. Это долгосрочная политика. «Как правило, дети и молодежь считают книгу целенаправленным, информационным, „серьезным“ средством. Если они хотят весело и увлекательно провести свободное время, то смотрят телевизор или читают комиксы. Учитывая качество продукта, нужно подумать, не слишком ли формально и назидательно написаны эти книги, не упускаем ли мы из виду эмоциональные потребности этой возрастной категории… Библиотеки и другие учреждения, выдающие литературу, пока не стали притягательными центрами общения для детей и молодежи. Но именно здесь заложены пути, обеспечивающие будущее книги» (P. Steinborn. Kommunikationsverhalten und Buch. TeiI 2. In: Bertelsmann Briefe H. 96 (1978), s. 23).

8.2.7.3. Проблемы сегментации

Соответствующей детальной концепции пока нет. Имея в виду различные ситуации в библиотеках, лучше не настаивать на единой схеме сегментации. Сегменты пользователей надо соотносить со структурой населения района обслуживания, его ожиданиями, мотивами и установками. В определении значимости отдельных сегментов (Ф. Котлер говорит здесь об «оркестровке») библиотека исходит из своих целей, ресурсов, взглядов тех, кто ее финансирует.
Единственно верного метода сегментирования не может быть. Рекомендуем использовать несколько критериев сегментации. Например, географический критерий следует применять, если хочешь выдвинуть особые для данной части города или населенного пункта предложения, социо-демографический – если задумал организовать специальные мероприятия для молодежи или пожилых, психографический – если хочешь привлечь в библиотеку группы «риска (безработных, заключенных в тюрьмах и др.), стиль поведения – если хочешь оборудовать уголки для любителей пообщаться или для тех, кому необходима тишина.
Библиотека может создать схему сегментации либо на своем опыте, либо на данных эмпирического исследования. До сих пор в библиотеках преобладал первый способ. Его можно улучшить, сделав перечень групп населения, установив их значимость для библиотеки. Важные группы и сегменты населения можно также получить из анализа окружения. Такой подход не требует больших затрат, но результат – из-за неучастия в нем пользователей – остается «чужеродным», лишь частично ориентированным на пользователя. Так что, стоит все-таки «подключать» данные эмпирического исследования.
К разработке схемы сегментации на эмпирической основе можно привлечь институты маркетинговых исследований и университеты. Они могут разработать сегментацию пользователей на основе многофакторного анализа (Для этих целей хорошо подходит вычислительная система обработки информации методом детерминационного анализа «Да-система»), который в библиотековедческих исследованиях применяется пока мало. Этот метод стоит дорого, многим библиотекам он не доступен.
Рассмотрим пример сегментации рынка чтения с точки зрения продукта. Респондентам были предложены 18 издательских темпланов для оценки привлекательности их для читателя. Результаты исследования позволяют углубить представления о читательских потребностях, частично знакомых библиотекарям из практики. Ниже отражены выводы исследования только по одному продукту библиотеки – книге, отсутствует оценка других ее предложений, нет.мотивов посещения. Перечень интересующей читателя литературы был включен в опросник пользователей (вопрос № 11, Приложение А). Проводящая опрос библиотека может сравнить свои результаты с данными репрезентативного анкетирования населения и учесть их в формировании своих предложений для пользователей.
Предлагаем вашему вниманию некоторые результаты опроса читателей:

  • Детективы интересуют, в основном, юных читателей всех социальных слоев, главным образом, их любят мужчины;
  • То же самое относится к приключенческой литературе. Здесь, однако, выходцев из низших социальных слоев больше, чем людей с высшим образованием;
  • Такова же картина по научной фантастике. Молодые мужчины, читающие ее, имеют сравнительно низкий доход, но достаточно высокий уровень образования;
  • Любовные романы, романы-хроники «переходят» в «романы будущего»: их читают большей частью женщины, скорее пожилые, чем молодые, живущие, как правило, в сельской местности, представительницы мало обеспеченных, но образованных слоев;
  • Сказки и легенды – приоритет читательниц более молодых и лучше обеспеченных.

Date: 2016-02-19; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию