Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 14. Обучаемость
Восьмой параметр настройки призмы – обучаемость, и это, на мой взгляд, одна из важнейших настроек, рекомендую уделить ей пристальное внимание. Вы все знаете фразу «век живи, век учись». Она подразумевает, что мы постоянно должны находиться в поиске новых знаний. Но только употребляется эта фраза обычно в случаях, применимых к получению академических знаний (в школе, вузе, при самостоятельной профессиональной подготовке). В «теории, которой нет» обучаемость воспринимается по-иному. Главное – не получить определенные знания по нужной теме, а превратить их в навыки. Чем отличаются знания от навыков, думаю, объяснять не стоит. В любом случае вы должны понимать, что информация, которая попадает к вам, должна быть реализована в виде действия. Она должна вам помогать в жизни, вы должны уметь ее применять, иначе это просто информационный хлам, заполняющий ваше сознание. Мы уже говорили, что сознание не резиновое и постоянно пополнять его бесполезной информацией нет смысла. Более того, с определенного возраста это становится вредным занятием, для многих, кстати, вошедшим в привычку. Нужно понять главное. Вы должны быть постоянно в поиске новых знаний, но с несколькими оговорками. Знания должны быть прикладными. Не ищите информацию, слабо относящуюся к вашей миссии. Вы можете обращать на эту информацию внимание, но не заострять его. Следует искать только те данные, которые вы непосредственно можете применить на пути к своей цели. Это первый момент. Второй касается того, что работа по получению информации должна осуществляться в два этапа. Первый – поиск информации, второй – ее внедрение (под внедрением мы понимаем не только усвоение тех знаний, которые получили, но и их практическую реализацию). Если ваша цель – стать чемпионом мира по шахматам, недостаточно прочесть книгу Анатолия Карпова. Вам нужно изучить его приемы, понять те рекомендации, которые он дает, и опробовать их в реальных партиях на турнирах. Это хороший прием перевести знания в навыки. Еще один момент, который стоит учитывать в нашей работе, – классическое образование не является настолько полезным, как нам хотят это представить. Да, без школьного образования никуда. Аттестат, конечно, нужен. И дело не в том, что мы просто не сможем без него прожить, а в том, что есть определенные правила, установленные социумом. Если их вообще не соблюдать, то можно стать социальным изгоем. Я не думаю, что это хороший путь, ведь изгой не имеет права пользоваться благами общества. Маргинал всегда работает в одиночку, с ним не хотят сотрудничать. Наша задача – оставаясь в обществе, сделать так, чтобы наши цели были достигнуты с его помощью. Мы должны сами отправлять наших детей учиться в школу и затем желательно в вузы. Но только с каким настроением мы отправляем своих детей? Старые методы говорят нам, что следует настраивать ребенка на то, чтобы он стремился быть отличником, вбивать в его голову схему «выполни задание – получи пятерку». Только при такой системе ребенок будет чувствовать, что он все делает правильно. Но есть и другой, более плавный метод – говорить ребенку, чтоб он не получал двоек. Идти от противного, устанавливать не максимальную планку, а минимальную. Родители не будут ругать ребенка, если он не будет приносить двоек. Тогда ребенок понимает, что он не обязательно должен учиться на полную мощь, он не обязательно должен стараться получать именно пятерки и сразу по всем предметам. Он может приносить вообще тройки по каждому из предметов. Но при этом ниже тройки опуститься уже не может. Чтобы получить тройку, особого усердия прилагать не нужно. Достаточно просто не прогуливать и в минимальном объеме знать предмет. С этим справится любой, так что ребенок будет чувствовать, что поставленная задача ему по силам. Некоторые говорят мне: «Почему так происходит, почему ты советуешь учиться на тройки? Ведь если ребенок будет плохо учиться, он потом будет плохо работать». Я не считаю это утверждение логичным, потому что ни разу не было так, чтобы кто-то из моих знакомых приходил устраиваться на работу и его спрашивали о его школьных оценках. Более того, сейчас даже получение золотой медали практический не дает никаких плюсов при поступлении в вуз. Я уж молчу о том, чтобы это как-то повлияло на решение работодателя. На самом деле сейчас большинство людей стремятся открыть свое дело. Я говорю о тех, кто целеустремлен. Они не хотят работать на третьих лиц и зарабатывать деньги для чужого бизнеса. Их задача – построить пусть небольшое, зато свое дело. Как видите, здесь просматривается явная аналогия с тем, что происходит в школе. Не обязательно стремиться зарабатывать миллиарды долларов, становиться самым лучшим и попадать в списки самых богатых людей. Не обязательно учиться на пятерки по всем предметам. Можно открыть свое небольшое дело, стать скромным предпринимателем районного масштаба, получать стабильный доход, которого бы хватало, чтобы более или менее хорошо жить. Это означает, что достаточно получить тройку и не быть отчисленным из школы. На мой взгляд, параллель очевидна. Кроме того, когда мы занимаемся обучением, то стараемся все силы положить на то, чтобы учиться хорошо. Мы еле-еле успеваем их восстанавливать. Конечно, при таком подходе очень мало возможностей для самообразования. Уже в детстве мы ограничены во времени и, отучившись полдня в школе, приходим домой, где оставшиеся полдня выполняем домашнее задание, чтобы на следующий день показать его учителям. Не совсем правильный механизм. Особенно тяжелый случай, когда родители без ведома ребенка (точнее, без учета его мнения) отправляют его в разные секции. Особо нетерпеливые родители записывают ребенка сразу в несколько секций. Вот и получается, что каждый день ребенок ходит сначала в школу, потом по понедельникам на музыку, по вторникам на карате, по средам на шахматы, по четвергам на плавание. А по пятницам в кружок юного натуралиста. Родителей в такой ситуации понять можно – они хотят вырастить вундеркинда и думают: «Ну если хотя бы одно из этих увлечений окажется успешным, то ребенок уже вырастет к 18 годам профессионалом в этой области». Проблема здесь в том, что увлечения эти родительские. Для ребенка это в большинстве случаев лишнее бремя. Он редко хочет ходить каждый день в секции. Он хочет бегать во дворе с друзьями или сидеть с подружками на лавочке и обсуждать новинки моды. Ребенок в большинстве случаев хочет оставаться самим собой. Конечно, можно дать ребенку слово и спросить: «А чем ты хочешь сейчас заниматься?» Но предпочтения ребенка могут меняться каждые три месяца, в итоге ни в одной из областей профессионалом он так и не станет. Возникает вопрос: «Что же тогда делать? Как заставить ребенка и самого себя учиться?» Ответ прост – заставлять никого не надо. И дети, и взрослые должны пройти этот путь сами. Приведу пример. Если человек курит много лет, он не бросит, пока сам не захочет. Все его родные и близкие могут говорить, что это вредно. Сам он может замечать явное ухудшение здоровья. И с телеэкранов ведущие постоянно напоминают о том, что табак убивает. Кроме этого, человек может заметить, что сигареты дорожают и он в месяц тратит на это пагубное пристрастие все больше и больше денег. Но даже все эти причины, вместе взятые, не являются убедительными доводами, чтобы бросить курить. Курильщик может сказать: «Да, это моя привычка. И я могу себе ее позволить. Я лучше проживу меньше, но с удовольствием, чем буду жить серой жизнью, но до 90 лет». Люди могут бросить курить только в том случае, если они желают этого сами. А желание может возникнуть лишь после признания ошибки, когда человек говорит: «Да, я был не прав». В этот момент наступает перелом сознания. После того как ошибки признаны, разум и душа начинают вместе искать способы, как их исправлять. И когда человек действительно начинает хотеть избавиться от сигарет, вселенная дает ему разные способы. И он начинает идти вперед и имеет все шансы на успех, если это желание стойкое. То же самое и с образованием. Если человек не хочет получать знания и говорит, что его в жизни все устраивает, то, хоть кол тешите у него на голове, никогда он не будет искать новых навыков и тем более инвестировать в это собственные средства. Но я думаю, что среди читателей этой книги таких нет, потому что, если уж вы ее дочитали до этой страницы, это значит, что ваше желание меняться, ваше желание идти к своей цели и искать для этого различные способы довольно сильно. Поэтому я могу предложить вам три метода тренировки своей обучаемости. Первый метод называется фильтрацией входящего потока. Вам нужно отсекать все лишнее. Под лишним я имею в виду ту информацию, которая не несет никакой пользы. Предположим, вы обожаете сериалы и смотрите по одной серии каждый день. Серия длится 45 минут, плюс еще некоторое время занимает реклама, в итоге получается, что ежедневно вы тратите час на то, что никак в жизни вам не пригодится. Этот час вы могли бы прожить с гораздо большей пользой. К примеру, представьте, что вы нашли книги, которые дают необходимую информацию по интересующему вас вопросу. Если вы каждый день будете хотя бы по часу читать, то поймете, что довольно быстро ваши познания в нужных сферах начинают расти. Конечно, книги полезны, и с этим никто не будет спорить, но многие из них псевдополезны. К примеру, детективы, любовное чтиво не намного полезнее, чем сериалы. Просто в одном случае человек смотрит телевизор, а в другом смотрит в книгу, и единственный плюс такого рода литературы в том, что человек все-таки тренирует возможности собственной визуализации. Но на этом польза заканчивается. Если же вы читаете бизнес-литературу, шансы прокачать обучаемость гораздо выше. Приучите себя заниматься аутотренингами постоянно. Вы можете тренироваться не только с помощью чтения книг. Есть прекрасные видеокурсы, лекции, семинары, тренинги. В любом случае, чем бы вы ни занимались, спрашивайте себя, приближает это вас к вашей цели или нет. Если нет, трижды подумайте, перед тем как продолжить. Второй метод тренировки обучаемости – ведение блиц-блокнота. Это простое упражнение позволит ежедневно держать руку на пульсе. Вы должны завести блокнот (обычный бумажный) и каждый день писать короткую заметку о том, что сегодня вы узнали полезного. Это может быть информация из прочитанных книг, или анонс выступления известного спикера, или ваши собственные мысли после анализа имеющейся информации. Учитесь писать лаконично. Ваша задача – понять, каким образом за этот день вы приблизились к достижению цели. Такой тренинг не даст вам стоять на месте. Как только вы поймете, что уже несколько дней, например, в отпуске вы не делали ничего, чтобы добиться успеха, отпуск уже не будет казаться таким привлекательным. Вам станет не по себе, и вы начнете искать способы исправить ситуацию. Ведь отпуск – краткосрочное удовольствие, а миссия и достижение цели – это то, ради чего вы живете. Они имеют большую ценность, и вся наша жизнь должна быть подчинена именно достижению собственной миссии. Третий способ прокачки обучаемости – путешествия. Вы должны постоянно видеть что-то новое. Не обязательно летать из одной страны в другую, отдыхать на курортах, осматривать достопримечательности (мы не можем путешествовать круглый год, у нас есть работа, семья, в конце концов, это стоит немалых денег). Вы можете уехать в соседний город или в деревню, даже пройтись по соседней улице, зайти в кафе, в котором не были, и заказать блюдо, которое не пробовали. Вы замечали, что мы обычно едим в одних и тех же местах и заказываем одно и то же? Потому что это уже проверено, и мы знаем, чего ожидать. Обычно наши ожидания оказываются оправданными. Заказывать блюдо с непонятным названием – в определенной степени риск. «А вдруг мне не понравится и получится, что я заплатил деньги и не получил удовольствия?» Нужно избавляться от таких мыслей, потому что обучаемость подразумевает постоянный поиск. В том числе поиск новых впечатлений, а изысканные блюда как раз и являются источником таких впечатлений. Поэтому не зацикливайтесь на чем-то постоянном, старайтесь развиваться и искать новые места. Путешествуйте даже по пути на работу и обратно – пройдитесь другим маршрутом.
Date: 2016-02-19; view: 296; Нарушение авторских прав |