Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двигательный режим как основа физического воспитания





 

Формирование человека на всех этапах его эволюции происходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения потребностей организма; более того, движение – это признак жизни, без него существование человека невозможно.

Таким образом, удовлетворение естественной потребности организма в движении – одна из центральных задач по охране и укреплению здоровья детей и подростков.

В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения. Суммарная величина их за отдельный отрезок времени (час, сутки) получило название «двигательная активность».

Являясь биологической потребностью, суточная величина двигательной активности регулируется организмом.

Саморегуляция двигательной активности обеспечивает постоянную величину энергетических расходов. Это является необходимым для нормального роста и развития организма.

Биологическую потребность организма в движениях называют кинезофилией. Для решения вопроса о ее возрастных изменениях проводят наблюдения за детьми разного возраста при свободном режиме двигательной деятельности.

 

Исследования показывают, что двигательная активность, выраженная числом шагов и объемом выполненной работы при ходьбе, с возрастом увеличивается.

 

Двигательная активность девочек в возрасте 8–9 лет практически не отличается от таковой у мальчиков. Однако с возрастом различия в двигательной активности становятся значимыми в зависимости от пола. Так, у девушек 14–15 лет среднесуточное число шагов меньше, чем у юношей того же возраста.

Выявленные различия являются научной основой для нормирования и организации физического воспитания мальчиков и девочек.

Увеличение числа движений и объема выполненной работы при ходьбе у подростков следует рассматривать как возросшую кинезофилию в данном возрасте. Потребность в движении возникает одновременно с рождением ребенка, потребность же в конкретных формах движений формируется в процессе выполнения детьми и подростками определенных социальных функций. Двигательная активность ребенка обусловлена как биологическими, так и социальными факторами. Сложившийся образ жизни, система трудового и физического воспитания могут изменять повседневную двигательную активность детей и подростков – либо снижать, либо повышать ее. У детей раннего возраста она формируется на основе наследственных механизмов. У детей старшего возраста, особенно у подростков, она формируется индивидуально под влиянием социальных факторов, т. е. является социально обусловленной.

Эффективность двигательной активности зависит от ее силы и длительности. При нарушении норм двигательной активности оздоровительный эффект отсутствует и даже развивается патологическое состояние. Дефицит движений обозначается термином «гипокинезия». В литературе как синоним употребляется также термин «гиподинамия». Для собирательного обозначения ограничений двигательной активности человека (вне зависимости от причин, ее вызывающих) предпочтение следует отдать первому термину. В соответствии с этим все многообразные нарушения функций организма, возникающие при дефиците движений, обозначаются как состояние гипокинезии, а комплекс физиологических изменений – как гипокинезическая болезнь.

Чрезмерная двигательная активность обозначается термином «гиперкинезия». Активизация движений, ранняя спортивная специализация за последние годы распространились в мировом спорте. Значение этого обстоятельства для роста и развития детского организма столь серьезно, что потребовалось проведение специальных научных исследований. Оказалось, что при гиперкинезии возникает специфический комплекс функциональных нарушений и клинических изменений, обозначаемый соответственно как состояние гиперкинезии и гиперкинезическая болезнь.

Таким образом, существует теория о том, что двигательная активность оказывает полезное влияние на организм только при оптимальных величинах.

 

Причины, вызывающие дефицит движений (гипокинезию), весьма многочисленны. В известной мере гипокинезию можно считать следствием научно-технической революции. У современного человека снижены физические затраты на самообслуживание и хозяйственно-коммунальные нужды, значительно ограничена ходьба (использование лифта и транспорта даже без необходимости); уменьшилась физическая деятельность и в социально-культурной жизни (телевидение вместо театра, телефон вместо личных контактов).

 

И все же это ошибка – видеть причину гипокинезии только в научно-технической революции. Мотивация и объективные причины, ведущие к малоподвижному образу жизни детей и подростков, многообразны. Здесь и учебная перегрузка учащихся, их негативное отношение к физической культуре в силу индивидуальных особенностей и моторной слабости, стремление к бытовому комфорту и удобствам при сниженной двигательной инициативе (подражание взрослым), наличие хронических заболеваний и дефектов развития, сужение социальных контактов и замкнутость в подростковом возрасте и др. Немаловажную роль в формировании гипокинезии играют неблагоприятные климатические условия (суровый климат).

Многообразие причин, степень выраженности дефицита движений и его длительность создают очень широкий диапазон изменений в организме при гипокинезии – от адаптационно-физиологических до патологических. Так, в повседневной жизни отсутствие достаточной подвижности вначале вызывает лишь адаптацию организма и его перестройку. Внешне такая перестройка не отражается на состоянии организма. Однако в экстремальных условиях при возникновении необходимости мобилизовать резервные возможности организма последствия гипокинезии становятся очевидными.

Дальнейшее ограничение двигательной активности способствует возникновению предпатологического состояния. Его характерными признаками являются: сниженная общая неспецифическая резистентность организма; быстрая утомляемость при выполнении физических нагрузок; низкие функциональные возможности вегетативных функций и отставание в развитии двигательных качеств; изменения в физическом развитии (чаще всего избыточность массы тела за счет жироотложения).

В отдельных случаях при гипокинезии развивается астенический синдром, нарушаются регуляция артериального давления и ритм сердечных сокращений, возникают расстройства в деятельности центральной нервной системы и обмене веществ.

 

Комплекс расстройств, затрагивающих локомоторный аппарат, деятельность центральной нервной системы, вегетативные функции и обменные процессы в организме, и есть гипокинезическая болезнь.

 

В тяжелой форме эта болезнь у детей и подростков почти не встречается, но адаптационно-физиологические и предпатологические состояния, вызванные дефицитом движений, наблюдаются довольно часто.

Профилактика гипокинезии включает в себя:

1) четкое выполнение рекомендаций по режиму дня, сокращение статики в процессе учебных занятий и в свободное время, во время приема пищи;

2) увеличение активных движений во время физического воспитания и трудового обучения;

3) внедрение физического воспитания вне уроков (утренняя зарядка, физкультурные минуты во время занятий, динамические паузы между занятиями, двигательные разрядки, подвижные игры на переменах, производственная гимнастика и др.);

4) привлечение к спортивно-массовой работе и общественному труду детей и подростков с учетом возраста и пола.

В качестве причины чрезмерной двигательной активности (гиперкинезии) следует в первую очередь назвать форсирование спортивной подготовки. Спортивные тренировки и соревнования – основная форма занятий физическими упражнениями в детском и подростковом возрасте. Эти занятия обеспечивают высокую ежедневную двигательную активность. Однако воздействие высокой двигательной активности и эмоционального напряжения при физическом воспитании приобретает характер чрезмерного раздражителя (стрессора). В таких случаях приспособление организма происходит в результате адаптации, в процессе которой усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников.

В адаптации организма к чрезмерному раздражителю различают 3 стадии. Первая – «стадия тревоги», когда резко увеличивается выделение гормонов, прежде всего адреналина и норадреналина. При этом усиливается обмен веществ, изменяется деятельность сердечно-сосудистой системы, наблюдаются гематологические сдвиги, особенно со стороны белой крови. Таким образом, в перестройке организма на новый уровень функционирования участвует гормональная система. Такая перестройка позволяет организму препятствовать вредному воздействию чрезмерного раздражителя: наступает вторая стадия – «сопротивления». Интересно, что в этот период происходит повышение устойчивости организма не только к фактору, оказавшему влияние, но и к другим чрезмерным раздражителям. Поэтому данную стадию называют также периодом неспецифической устойчивости организма.

Если же защитные возможности организма в силу каких-либо обстоятельств (таких как запредельность раздражителя, возрастная незрелость отдельных систем, наличие хронического очага инфекции, последствие перенесенного заболевания, учебная перегрузка в школе и др.) оказались малыми, а воздействие фактора продолжается, наступает стадия «истощения». Имеются экспериментальные данные и клинические наблюдения, свидетельствующие о том, что в этой стадии нарушаются механизмы гормонального регулирования. Это в свою очередь облегчает возникновение воспалительных процессов.

Исследования динамики острой заболеваемости юных спортсменов на разных этапах годового тренировочного цикла показали, что в переходном периоде она не зависит от их квалификации.

С ростом тренировочных нагрузок наблюдается увеличение заболеваемости у спортсменов с высокой квалификацией. Клинико-биохимические исследования выявили определенные изменения показателей иммунитета у наблюдаемых спортсменов: снижение активности лизоцима в крови и слюне, бактерицидных свойств сыворотки крови и др. Эти изменения сочетаются с функциональными изменениями гормональных систем организма. Спортсмены жалуются на сердцебиение, боли в области сердца; наблюдаются также некоторые признаки миокардиодистрофии, возникшей на почве переутомления. Показательно, что у молодых спортсменов, страдающих гипертонией, в прошлом часто отмечается гиперкинезия.

Таким образом, чрезмерная двигательная активность может вызвать перестройку гормональной регуляции и иммунологической реактивности организма, а также неблагоприятные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы детей. Это необходимо учитывать, хотя подобные изменения в состоянии здоровья юных спортсменов встречаются редко.

 

Оздоровительное значение занятий спортом является доминирующимс. Спорт – источник здоровья и энергии. Миллионы детей и подростков приобщаются к спорту. Многочисленные специалисты врачебно-физкультурных диспансеров охраняют здоровье спортсменов.

 

Профилактика гиперкинезии предусматривает правильную организацию тренировочных занятий. Огромную роль здесь играет возраст, т. е. начало привлечения детей и подростков к регулярным тренировочным занятиям и участию в соревнованиях.

Изменения в организме, вызванные мышечной деятельностью, зависят не только от силы воздействия раздражителя, но и от уровня развития и функциональных возможностей основных систем организма. Последние определяются возрастом и степенью тренированности. Поэтому одинаковая физическая нагрузка может быть оптимальной для одних, малой или чрезмерной для других. Кроме того, не всеми видами спорта разрешается заниматься в детском возрасте.

Существуют возрастные нормы для зачисления молодежи в тренировочные группы по отдельным видам спорта.

Ранние (7–8 лет) регулярные тренировки детей допускаются только в тех видах спорта, которые преимущественно развивают ловкость (это художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, плавание и прыжки в воду). Теми же видами спорта, в которых происходит ускоренное развитие как силы, так и выносливости, можно начинать заниматься с 13–14 лет. Эти различия основываются на закономерностях гетерохронного (неравномерного) развития отдельных функциональных систем организма.

Следует также обратить внимание на то, что спортивная специализация и привлечение детей к спортивным соревнованиям допускаются только после 2–3 лет начальной подготовки. Принцип постепенности должен соблюдаться в отношении не только тренировочных нагрузок, но и участия детей в соревнованиях.

 

Важной мерой профилактики гиперкинезии является контроль за достаточным по продолжительности отдыхом спортсменов.

 

Правильное чередование тренировочных занятий и отдыха создает эффект накопления, что и обеспечивает тренированность организма. При этом очень важна регулярность тренировочных нагрузок. Каждое последующее задание должно по времени совпадать с периодом повышенной работоспособности, который наступает во время отдыха. При слишком продолжительном перерыве между занятиями эффект избыточной компенсации и повышенной работоспособности утрачивается. В этих случаях тренировки должны быть с нагрузками меньшей длительности и интенсивности.

Таким образом, основой профилактики спортивной гиперкинезии является соблюдение существующих гигиенических норм и рекомендаций относительно возрастного ценза и правильной организации учебных тренировок с юными спортсменами.

 

Date: 2016-02-19; view: 1369; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию