Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности характера
В этом возрасте начинают формироваться и закрепляться черты характера будущей личности. Разумеется, становление личности не заканчивается в это время. Известно, что характер меняется в течение всей жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые зарисовки характера человека, складываются те или иные привычные способы и формы поведения. И у старшего школьника продолжается формирование личности. Он чувствует возрастание своих сил, видит, как увеличивается его рост, замечает появление у себя вторичных половых признаков, словом, чувствует себя физически более зрелым. Затем подросток начинает понимать, что его знания, навыки и умения становятся значительно более обширными, кое в чем в этом отношении он начинает превосходить взрослых. Кроме того, подросток осознает, что его участие в жизни взрослых становится более значимым, чем в младшем школьном возрасте: он оказывает значительную помощь родителям, часто имеет ответственные обязанности в семье.
В подростковом возрасте появляются все большие требования к взрослым, в том числе к родителям и учителям, свидетельствующие о формировании у подростков сознания своей взрослости и необходимости соответствующего отношения к ним со стороны взрослых.
Подростки обнаруживают большую чувствительность к оценке их «взрослости» и к отношению, проявляемому к ним взрослыми. Рост требований подростков к учету их самостоятельности говорит, во-первых, о том, что эта сторона отношений с взрослыми для них очень важна, а во-вторых, о том, что взрослые, по их мнению, недостаточно учитывают эти справедливые претензии и стремления. Однако устойчивого представления о себе подростки часто еще не имеют. С этим связана обостренная ранимость подростков к оценке их поступков и со стороны окружающих, к своим успехам и неудачам. Поэтому даже небольшие неудачи могут вызвать у подростка неуверенность в себе, робость, представление о собственной неполноценности. Равным образом и случайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могут привести к переоценке сил и возможностей, самомнению и самонадеянности. При чередовании тех и других подросток иногда очень быстро переходит от неуверенности к самонадеянности и наоборот. В непосредственной связи со стремлением подростков к самостоятельности находится и такая свойственная им черта характера, как повышенная критичность по отношению к родителям, учителям, к их поведению, знаниям, суждениям. Они часто с удовольствием подмечают отдельные промахи и недостатки родителей, учителей не потому, что отрицательно относятся к ним, а потому, что наличие промахов родителей или учителя и способность подростков заметить эти промахи расцениваются ими как своеобразное доказательство своей зрелости, как подтверждение их права на соответствующее отношение со стороны взрослых. Поскольку для подростка характерен прирост жизненных сил, он не может усидеть без дела. Этим и обусловлены активность, энергия, инициативность, которые свойственны большинству из них. Если эта энергия не находит должного выхода, то она проявляется в шалостях, лихачестве, суете, а иногда приводит и к более тяжелым случаям нарушения дисциплины. В педагогической литературе указывается на свойственную большинству подростков неустойчивость поведения, склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств и эмоций.
Смелость и решительность могут быстро смениться у подростка застенчивостью, которая часто маскируется у него напыщенной грубостью, неуверенность в себе, в своих силах, периодически сменяется переоценкой своих сил, и наоборот.
Подросток то весел и жаждет общения, то задумчив и молчалив, то приветлив, ласков и нежен, то резок, непочтителен. Без какой-либо видимой причины он может нагрубить, быть заносчивым, нетерпимым, без каких-либо внешних поводов глубокий, активный, действенный интерес к чему-либо может временно уступить место вялости, апатии, равнодушию. Эти особенности характера подростка во многом обусловлены гормональными изменениями в его организме. Например, у подростков часто усиливается деятельность щитовидной железы, гормоны которой повышают возбудимость нервной системы, чем отчасти можно объяснить их повышенную раздражительность, несдержанность. Имеет значение неравномерное кровоснабжение мозга, что приводит к быстрой утомляемости, следствием чего являются возбудимость и раздражительность. Однако повышенная возбудимость, упрямство, раздражительность не являются обязательными спутниками этого возраста. Большое развитие приобретают волевые черты личности. Разумеется, и здесь все относительно. Более значительное развитие волевые черты приобретают уже в юношеском возрасте (16–20 лет), но и тогда еще нельзя говорить об окончательно сложившихся волевых чертах характера. Подросток уже способен к осуществлению цепи волевых действий. Наряду с этим воле подростков свойственны черты, свидетельствующие о том, что она еще находится в стадии развития и укрепления. Многие особенности проявления воли подростков (особенно младших) сближают их с младшими школьниками. Мотивы действий подростков приобретают все возрастающее общественно значимое содержание, но нередко можно заметить разрыв между высокими мотивами и устремлениями, с одной стороны, и конкретными действиями и поступками – с другой. В этих случаях подростки не видят связи между различными видами своей деятельности. Многие подростки проявляют волю в каком-нибудь одном виде деятельности, не обнаруживая ее в достаточной мере в других видах. В зависимости от развития настойчивости можно обозначить 3 разновидности подростков. В первую разновидность входят подростки, проявляющие настойчивость одновременно в нескольких видах деятельности (в учебной, общественной работе, в физическом труде, спорте и т. д.). В основе их настойчивости, как правило, лежат высоконравственные мотивы и цели (желание выполнить свою обязанность максимально хорошо). При этом мотивы и цели учения у них преобладают над мотивами и целями других видов деятельности. Как правило, подростки этой группы в первую очередь выполняют учебные задания, а потом занимаются другими делами. Учеба осознается ими как основной вид деятельности. Ко второй разновидности относятся подростки, настойчивые только в учении. Причиной этого часто является неправильное отношение взрослых, которые настаивают только на хорошей успеваемости. Они не требуют от своих детей выполнения домашних обязанностей, не приучают к физическому труду. Третью группу составляют подростки с недостаточной настойчивостью в учении и в других областях и подростки с недостаточным развитием настойчивости в учебе, но настойчивые в видах деятельности, не связанных с учением. Мотивы, непосредственно побуждающие к учению подростков первой и второй подгрупп, в основном одни и те же, поскольку те и другие проявляют слабую настойчивость в учении.
Подростки со слабым развитием настойчивости к учебе могут быть настойчивыми в других видах деятельности, не связанных с учением, по отношению к которым они имеют стойкие интересы.
Отметим еще одну особенность подростков. Хотя общее развитие их воли идет по пути ослабления переживаемых эмоций и усиления сознательного регулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций (особенно у младших подростков) как стимула действий продолжает оставаться еще весьма значительным. Это проявляется в импульсивности подростков, их нетерпеливости, несдержанности. Многие из них не умеют владеть собой, не умеют сдерживать (когда это необходимо) свои порывы. Такие подростки не любят «терять время» на обдумывание, взвешивание, торопятся быстрее перейти к действию, вследствие чего часто ошибаются.
Date: 2016-02-19; view: 381; Нарушение авторских прав |