Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трулщик Адэу Ринпоче





Традиции Махамудры и Дзогчен идентичны в своей сущности, но в каждой есть свои уникальные наставления. Вы можете практиковать любую из них. В Дзогчен есть специфическая система учений под названием Тогал, а также традиция прямого введения в осознавание, ригпа. В Махамудре есть исключительные наставления под названием девять циклов слияния.

Когда мы приступаем к практике медитации в традиции Махамудры, нас учат трём аспектам спокойствия, возникновения и замечания.

Развивая спокойствие, мы тренируемся отсекать вовлечение в воспоминания — мы прекращаем развлекать себя мыслями о том, что случилось в прошлом. То же самое касается и будущего: мы не должны строить планы о следующем мгновении. Что касается нынешнего момента, то просто и полностью оставьте его. Бросьте всё и оставайтесь в нынешнем состоянии, здесь и сейчас. В традиции Махамудры «спокойствие» означает просто быть таким образом, не следуя за мыслями о прошлом, будущем или настоящем, и не создавать каких-либо новых мыслей.

Начинающий практик заметит, что он не сможет продержаться слишком долго, если полностью оставит все мысли. Из-за кармических сил потоков праны формируются новые мысли — мысли, цепляющиеся за субъект и объект, приятное и неприятное. Активизация таких процессов называется «возникновением».

Когда внимание находится в покое и тишине, мы знаем об этом. Когда мы вовлекаемся в размышления о том и этом, мы тоже можем быть в курсе этого. В этом контексте спокойствия и возникновения мыслей знание, или наблюдение, этих процессов называется «замечанием». Именно эти три аспекта и называются спокойствием, возникновением и замечанием.

Итак, тренировка заключается в следующем: каждый раз, когда вы замечаете, что думаете о чём-либо, прекращайте вовлекаться в это, извлекайте своё внимание, оставляя его в спокойном состоянии тишины, и просто оставайтесь таким образом. Когда через какое-то время вы заметите, что вы думаете о чём-то, вновь вернитесь к спокойному состоянию. Это и есть тренировка. Повторяя это вновь и вновь, вы привыкаете и приобретаете больше опыта. Таким образом происходит продвижение.

Если ваши способности возрастают, наступает момент, когда возникновение мыслей не оказывает такого сильного эффекта на ваше внимание. После этого каждый раз, когда начинает формироваться мысль, вместо того чтобы вовлекаться в неё, мы способны просто пребывать до тех пор, пока сила мысленной волны не ослабнет и не уступит место аспекту восприятия, которое возрастает и усиливается. На этом этапе исчезает граница между спокойствием и возникновением. Именно на этой стадии мы способны распознать настоящую сущность того, кто замечает, что происходит на самом деле. Другими словами, на этом этапе начинается випашьяна.

Великий йогин Миларепа сказал: «В промежутке между ушедшей мыслью и следующей мыслью постоянно восходит неконцептуальная пробуждённость». Это действительно так, независимо от того, осознаёте вы это или нет, поэтому разница заключается только в осознавании. Возможность осознавать присутствует в любой момент; в этом и состоит тренировка. В начале мысли исчезают: это называется спокойствием. Потом возникает следующая мысль: это именуется возникновением мысли, и мы замечаем, как происходит и то и другое. Эти три аспекта — спокойствие, возникновение мысли и замечание — приводят к тому, что мы всё больше и больше осознаём промежутки между мыслями. Это осознающее качество становится всё сильнее, причём это становится возможным только благодаря тренировке; мы не можем растянуть этот промежуток, сделав его длиннее. И силу тренировки мы не можем увеличить искусственным образом. В какой-то момент мы осознаём того, кто замечает, что стоит за пробуждённым аспектом, и тогда нам становится понятна разница между шаматхой и випашьяной.

Если во время практики шаматхи вы тренируетесь находиться в отсутствующем, нейтральном, безразличном состоянии, без какой-либо мысленной активности вообще, в традиции Дзогчен такое состояние называется подсознанием всеосновы. Таким образом, вы просто освобождаетесь от вовлечения в мысленную активность. «Когда внимание активируется в сфере всеосновы, такая активность превращается в двойственный ум», — говорится в Дзогчен. Но если граница между спокойствием и возникновением мысли исчезает, а мощь осознающего качества, наоборот, усиливается, то такое пробуждённое качество, согласно учениям Дзогчен, превращается в ригпа. В зависимости от того, какой подход мы используем — Махамудру или Дзогчен, — могут применяться различные термины, но сама тренировка в обоих случаях по сути одна и та же.

Согласно наставлениям Дзогчен в этом контексте имеются три ключевых пункта. Первый — исследование двойственного ума, то есть нашего обычного внимания. Второй — поиск тайной сущности, скрытого образа двойственного ума. Третий — обнаружение места его исчезновения. Под исследованием подразумевается наблюдение за тем, как себя ведёт двойственный ум (качество внимания): откуда он появляется, где он пребывает сейчас и куда он исчезает. Во втором пункте мы действительно обнаруживаем, что же собой представляет его видимое присутствие: мы видим, что там на самом деле нет никакой конкретной вещи. Это всего лишь некое поведение, ошибочно принимаемое за реальную вещь; на самом же деле там вообще ничего нет. Мы обнаруживаем, что это качество внимания не является чем-то конкретным только тогда, когда начинаем исследовать. Это то, что называется несуществующим, или кажущимся, присутствием. Последний пункт — обнаружение места исчезновения двойственного ума. В тот миг, когда мы вглядываемся в это качество внимания и пытаемся понять, где оно и из чего оно состоит, мы обнаруживаем, что там ничего нет: оно просто исчезает каждый раз, когда мы смотрим. Таким образом, согласно Дзогчен, мы обнаруживаем, что собой представляет двойственный ум на самом деле.

Такое открытие ведёт нас к реальности осознавания, ригпа, ведь в начале нам нужно уяснить, что такое двойственный ум. Попытайтесь обнаружить суть этого пробуждённого качества, которое цепляется за реальность. Откуда появляется ум? Где он в данный момент? Когда он исчезает, куда он удаляется? Это называется исследованием возникновения, пребывания и исчезновения двойственного ума.

На этом этапе человеку можно указать на действительное осознавание. Сам процесс начинается с шаматхи и сопровождается определёнными медитативными переживаниями, называемыми блаженством, ясностью и безмыслием. Когда же человек безостановочно переходит к качеству випашьяны, обладая способностью поддерживать медитативное состояние ума без каких-либо отвлекающих манёвров, это называется однонаправленностью, первой стадией Махамудры. Продолжая эту практику, вы достигаете уровня прогресса, именуемого простотой, за которым следует состояние единовкусия, и в конце концов достигаете состояния, именуемого немедитацией, к которому в буквальном смысле не нужно привыкать. Под этим подразумевается, что нам больше не нужно что-либо развивать или культивировать при помощи некоего трудящегося субъекта. Другими словами, мы обнаруживаем изначальное состояние просветления. Сущность ума просветлена испокон веков, ведь наша изначальная основа бытия по определению является просветлённой. В традиции Дзогчен это открытие называется повторным просветлением. В Махамудре не используются термины «повторное просветление» и «изначальное просветление», но на четвёртой стадии немедитации мы сталкиваемся с тем же самым смыслом.

Путь Дзогчен начинается с прямого введения в действительное осознавание. Это подобно тому, как если вам показали начало дороги, но это не значит, что вы должны встать там и чего-то ждать. Необходимо двигаться дальше. Иногда люди недопонимают этот момент, думая, что, раз они получили прямое введение и распознали ригпа на своём опыте, этого достаточно, и весь путь пройден. Нет, этого недостаточно. Распознавание ригпа — это только начало пути Дзогчен. Нам необходимо следовать дальше, и это требует большого усердия. Конечно же, можно сказать, что такое усердие должно быть свободным от (концептуальных) усилий, но это абсолютно точно не означает, что мы должны игнорировать саму практику. Говорится, что есть два типа практикующих Дзогчен: ленивые и усердные. Ленивым больше подходит практика Трекчо, тренировка в изначальной чистоте. Усердным практикующим больше соответствует путь Тогал, тренировка в спонтанном присутствии. Но обоим типам практикующих не следует замирать и ждать чего-то. Указующие наставления по прямому введению похожи на то, как если вам указывают на землю и говорят: «Это дорога в Лхасу». Если вы просто будете стоять на этом месте, вы никогда не попадёте в Лхасу. Вам необходимо идти шаг за шагом по дороге, переставляя по очереди свои ноги. Точно так же, когда вы распознали ригпа, вам необходимо тренироваться и продвигаться по пути.

В Дзогчен существуют четыре стадии развития прогресса. Первая наступает, когда вы на самом деле распознали ригпа. Это иногда называется видением природы явлений воочию: естественное состояние становится видно именно так, как есть. Когда вы продвигаетесь в этой практике, и ваш опыт становится глубже, это называется возрастанием медитативных переживаний. Третья стадия — кульминация осознавания, а четвёртая стадия называется истощением, или исчерпанием всех понятий и двойственных явлений. Эта последняя стадия эквивалентна стадии немедитации в Махамудре. Абсолютное состояние просветления достигается вновь в изначально просветлённой исконной основе бытия, как упоминалось ранее. Выдающийся мастер Дзогчен Патрул Ринпоче часто говорил своим ученикам: «Оставьте пространство для прогресса. Вам не следует думать, что вы уже там и что больше нечего достигать. Даже если вы пребываете в состоянии ригпа, оставьте место для дальнейшего продвижения. Не останавливайтесь на достигнутом — ещё не время. Вашей практике ещё есть куда улучшаться».

В соответствии с подходом Махамудры в прямом введении ваш обычный ум показывается как истинное состояние изначальной пробуждённости. Когда вам показали его таким образом, это теперь называется сущностью ума, и вам дают такое наставление: «Взгляни в сущность ума. Поддерживай сущность ума. Это и есть путь». В соответствии с наставлениями Дзогчен в прямом введении вам указывают на присущую изначальную пробуждённость, которая уже присутствует в вас. Она называется ригпа. От вас требуется распознать ригпа и поддерживать её. Между этими двумя учениями нет существенной разницы. Конечно же, в этих двух традициях есть некоторые дополнительные наставления. Это то же самое, что подъезжать к Бодхгае с юга или с севера: дороги ведут к одному и тому же месту. Прямое введение похоже на указывание правильного пути, ведущего прямо в Бодхгаю. Если вы правильно распознали дорогу и то, в чём необходимо тренироваться, в точности этому следуя, чтобы достичь просветления, тогда у вас не будет сомнений в безошибочности этого пути. Тем не менее вам всё же предстоит следовать по пути. Насколько быстро вы достигнете своей цели, зависит полностью от вас и вашего усердия.

После того как Миларепа передал Гампопе все необходимые наставления по медитации, он добавил: «Теперь вся практика находится в твоих руках». Когда Гампопа отправился в дорогу, Миларепа проводил его и в какой-то момент остановился и сказал Гампопе: «Я передал тебе все учения, но одно наставление я придержал». Гампопа подумал, что ему следует сделать подношение мандалы, и начал готовиться, но Миларепа сказал: «Не надо подносить мандалу. Я тебе дам только это учение...» Затем он повернулся, поднял свою юбку и показал ягодицы. Они были до такой степени покрыты мозолями, что Гампопа не мог различить, что это — плоть, камень или дерево. Дав ему время хорошенько полюбоваться этим зрелищем, Миларепа сказал: «Если ты хочешь достичь совершенства в практике медитации, тебе нужно сидеть так же, как я. Я сидел на твёрдых скалах непрерывно, так долго, что моя задница стала такой же твёрдой, как камень. Ты должен тренироваться с таким же рвением и стойкостью. Это моё последнее наставление». Поэтому недостаточно просто смотреть на то место, где вы стоите, думая, что вы куда-то прибыли. Распознавание пробуждённого состояния ригпа — это ещё не просветление, но путь к просветлению. Вам необходимо развить это осознавание в его полную силу посредством постоянной тренировки.

Теперь давайте определим, в чём заключается настоящая практика медитации. В чём именно нам следует тренироваться во время сессий медитации? Говоря в общем, это «обычный», или «естественный», ум, но что это такое? Наше обычное состояние ума или какое-то специфическое естественное состояние ума, описанное в Великом Совершенстве? Великий тертон из местности Тренгпо, Шераб Озер, сказал: «Вовсе не достаточно поместить своё внимание в неразличение чего-либо вообще. Недостаточно просто не медитировать и не удерживать понятий «медитирующий» и «объект медитации». Скорее всего, это будет отсутствующим состоянием ума, которое является базисом всего самсарного существования, равно как и нирваны». Нам необходимо идентифицировать основу освобождения, естественное состояние ригпа, а это не то же самое, что обычное состояние сознания, которое в Дзогчен называется всеосновой. Сколько бы тысяч лет вы ни тренировались в подсознании всеосновы, вы не достигнете абсолютно никакого прогресса, а будете вновь и вновь оказываться в самсарных состояниях. С другой стороны, тренировка в естественном состоянии ригпа — не что иное, как пребывание в основе освобождения. Поэтому важно различать обычный ум, подсознание всеосновы и естественное состояние ума, которое является основой освобождения, а затем тренироваться соответствующим образом.

Сущность медитативной практики, с которой вас знакомят согласно традиции Махамудры, находится в обычном, естественном состоянии ума; на неё указывают как на изначальную, истинную пробуждённость. В соответствии с Дзогчен это есть самопознающая изначальная пробуждённость. Когда вы осознали её, вы можете продолжать тренироваться в ней, и по мере углубления опыта вы достигаете определённых стадий прогресса, которые называются четырьмя йогами Махамудры. Каждая из них разделяется на три категории: для меньших, средних и высших способностей. Все вместе они называются двенадцатью аспектами четырёх йог пути Махамудры. Есть и другой подход, когда можно применять структуру четырёх йог к каждой из четырёх йог, в результате чего получается шестнадцать аспектов. Они в равной степени актуальны и просто определяют рубежи всё более глубоких уровней переживания и стабильности в естественном, обычном уме.

Похожее объяснение имеется на пути Дзогчен. В соответствии с Трекчо увеличивается привыкание, или усвоение состояния ригпа, что можно описать при помощи рубежей пути под названием «четыре видения». Эти же четыре видения описывают практику Тогал.

Пожалуйста, поймите, что в абсолютном смысле нет никакой особой разницы между Дзогчен и Махамудрой. Нет двух разных пробуждённых состояний, называющихся Дзогчен и Махамудра. Оба пути обладают единым вкусом в пространстве дхармакаи. Эти два слова на самом деле относятся к основной природе всех вещей. Поскольку все явления, которые появляются и существуют в самсаре и нирване, опечатаны состоянием великого блаженства, они называются Великой Печатью, что дословно и есть Махамудра. Точно так же, поскольку все явления, какими бы они ни были, совершенны в сфере самосуществующего осознавания, они называются Великим Совершенством, Дзогчен.

Плод, или конечный результат пути, описывается как пробуждение в истинном просветлении в сфере трёх кай. Пустотная сущность постигается как дхармакая, осознающая природа постигается как самбхогакая, а всеобъемлющая энергия постигается как нирманакая. Эти три кай постигаются неделимыми в единой сфере изначальной пробуждённости, и это происходит одинаково как в состоянии плода Махамудры, так и Дзогчен.

 

 

Поддержание50

Date: 2016-02-19; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию