Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Курсовые работы как этап в подготовке выпускных квалификационных работ
Как уже указывалось выше, ВКР является обобщением или продолжением ряда ранее подготовленных и защищенных студентом курсовых работ. В отличие от ВКР курсовые работы могут быть теоретическими (реферативными), выполненными на основе анализа и обобщения литературных данных по выбранной теме; конструкторскими, связанными с изобретательской работой студентов и представляющими техническое описание, обоснование и назначение новых конструкций, тренажеров, комплекса наглядных пособий, программ для компьютеров и т.п.; экспериментальными, построенными на обоснованной постановке и проведению эксперимента в области физической культуры и спорта. Независимо от типа, каждая курсовая работа должна содержать анализ литературных источников по выбранной теме. По объему курсовая работа может достигать 25-30 страниц текста. Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентом в соответствии с учебным планом факультета в пределах часов, отводимых на изучение дисциплин, по которым предусмотрено выполнение этих работ. Тематика курсовых работ ежегодно пересматривается и утверждается соответствующей кафедрой. Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. Она аналогична структуре дипломной работы, однако основная часть, в зависимости от типа курсовой работы, может несколько варьироваться. Планирование исследовательской работы Выбор темы исследования. Выбор темы курсовой или дипломной работы – одна из сложных и наиболее ответственных задач, от правильного решения которой в значительной степени зависит успех работы в целом. Одним из важнейших критериев правильности выбора темы является ее актуальность (теоретическая и практическая значимость). Судить об актуальности в каждом конкретном случае можно по тому приложению, какое ее разработка может найти в практике физической культуры и спорта. Признаки актуальности темы: - Общий интерес со стороны ученых, педагогов, тренеров к проблеме; - Наличие потребности практики обучения, воспитания и тренировки в разработке вопроса на данном этапе; - Необходимость разработки темы в связи с местными климатическими и другими условиями. На современном этапе актуальны исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся. Правильному выбору темы курсовой или дипломной работы, ее успешному выполнению способствует наличие соответствующей материально-технической базы для проведения исследований. Основу такой базы составляет, прежде всего необходимая литература по теме, научно-исследовательская аппаратура, компьютеры, место проведения исследования и соответствующий контингент испытуемых. При выборе темы необходимо четко представлять ее границы. Для правильно избранной темы характерна тщательность и глубина проработки материала, а не его объем. Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследований в области физической культуры и спорта является учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный, управленческий процесс, тренировочный процесс, процессы, развивающиеся в детском саду, школе, ДСЮШ, вузе и т.д. Объект исследования должен иметь четко определенные границы. Объект должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта. Предметом педагогического исследования могут выступать: прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса и управления общеобразовательной, среднеспециальной и высшей школой; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; и т.д. Из сказанного выше следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Предмет исследования определяет тему исследования. Пример: объект – процесс развития и формирования двигательных координаций у учащихся 7 лет общеобразовательной школы, не занимающихся спортом; предмет – методика стандартной тренировочной программы для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста (7 лет); тема – методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы. Определение цели и задач исследования. Исходя из названия дипломной (курсовой) работы, ее объекта и предмета, можно приступить к определению цели и задач исследования. Цель формулируется кратко, точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремиться. Это может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, развития (воспитания) физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях (детский сад, школа и т.д.) и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочным и воспитательным процессом и т.д. Например, цель работы, связанной с методикой развития координационных способностей у детей 7 лет на основе применения специально разработанной программы, может выглядеть следующим образом: совершенствование методики развития координационных способностей у детей 7 лет общеобразовательной школы посредством применения стандартной программы. Определив цель работы, можно сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы. (2-3). Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «изучить…», «разработать…», «выявить…», «установить…», «обосновать…», «определить…» и т.п. Выдвижение рабочей гипотезы. Знание предмета исследования позволяет выдвинуть рабочую гипотезу, т.е. предположение о возможных путях решения поставленных задач, о возможных результатах изучения педагогического явления, может быть даже о возможных теоретических объяснениях предполагаемых фактов. Гипотеза может быть индуктивной или дедуктивной. Индуктивная гипотеза должна исходить из самих фактов и наблюдений, накопленных ранее, определения связей и зависимостей между ними. Дедуктивная гипотеза должна в своей основе иметь определенные теоретические положения и закономерности и ставить своей целью подтверждение их теми или иными новыми фактами и наблюдениями. Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение педагогического опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. Любая гипотеза должна рассматриваться как отправная точка для исследований, которая может подтвердиться и не подтвердиться. Общим для гипотезы является то, что все они строятся и проверяются на основе большого объема фактического материала. Примеры: 1) Из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (7 лет) благоприятен для развития координационных способностей. Педагогические воздействия, направленные на их развитие, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте. 2) Предполагается, что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей 7 лет. Выбор методов исследования. В исследованиях, проводимых по физическому воспитанию и спорту, находят широкое применение методы из различных областей науки и техники. Основным ориентиром для выбора методов исследования должны служить его задачи. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений. В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы: - Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов. - Педагогическое наблюдение. - Беседа, интервью, анкетирование. - Контрольные испытания. - Хронометрирование. - Экспертное оценивание. - Педагогический эксперимент. Анализ научно-методической литературы. Исследовательская работа – это прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы. Студенту по литературным источникам необходимо ясно представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д. Особую направленность эта работа приобретает после выбора темы и установления конкретных задач исследования. Основными хранилищами научно-технической информации являются библиотеки нашей страны. Существующие библиотечные каталоги подразделяются на три основных вида: алфавитный, систематический и предметный. В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературы располагаются в алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Литература, опубликованная на языке, использующем латинскую графику, как правило, располагается в этих каталогах после всех изданий на русском языке. В систематических каталогах описания произведений даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы систематических каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами – сочетанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко имеют в начале перечни своих подразделений, со ссылками и примечаниями. Алфавитное расположение тут играет подчиненную роль, часто уступая место хронологическому порядку – прямому или обратному. В ряде крупных научных и технических библиотек создаются предметные каталоги. Они отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке. Кроме рассмотренных, существуют еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует иметь в виду, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно. Поиск литературы может продолжаться и в процессе ознакомления с источниками на основе изучения списков использованной литературы, приводимых в конце книги. При подборе интересующей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направленность работы. После работы с книгой необходимо записать все выходные данные книги и ее шифр для того чтобы в последующем не искать ее повторно в каталоге. В процессе подбора литературы по теме следует использовать так же ресурсы Интернета, не забывая при этом, кроме автора и названия, выписывать названия сайтов с которых скачана информация Изучение литературы необходимо для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований. При этом, можно узнать, какие стороны уже достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведутся научные споры, сталкиваются разные научные концепции и идеи, что уже устарело, какие вопросы не решены, и на основе этого определить область своего исследования. Интернет-технологии в процессе поиска и обмена информации. Современные научные исследования в области физической культуры и спорта не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Оно предполагает поиск источников наиболее «свежей» и наукоемкой информации, отбор и избирательную оценку этой информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное представление необходимой информации пользователю по его запросам. Наиболее эффективно эти задачи можно решать с помощью современных информационных технологий. Для поиска информации студенты могут пользоваться следующими поисковыми системами: Google, Апорт, Яndex Rambler, Yahoo! и др. Поиск материала и ссылок по изучаемой теме производится по ключевым словам. Анализ документальных и архивных материалов. Другим методом сбора фактических данных является изучение педагогической документации и архивных материалов: планов и дневников тренировок, протоколов соревнований, руководящих материалов и сводных отчетов спортивных организаций, материалов инспектирования, учебных планов и программ, журналов учета посещаемости и успеваемости, личных дел и медицинских карточек, статистических материалов и т.п. в этих документах фиксируются многие объективные данные, помогающие установить ряд характеристик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т.д. Большинство необходимых документов сконцентрировано в городских архивах. В нашей стране имеются центральные архивы федерального значения, республиканские, краевые и областные архивы. Свои архивы имеет также ряд научных и учебных заведений и организаций. Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологический принцип либо структурные подразделения учреждения-фондообразователя. Допуск исследователей в архивы и порядок работы в них регулируются специальными правилами, общим для которых является обязательное представление просьбы научного или учебного заведения разрешить конкретному лицу работу в определенном архиве по соответствующей теме и плану, подписанному исследователем. При отборе документов в архиве следует прежде всего ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: сводным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющем аннотации к наиболее значительным фондам; каталогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы которого необходимы для работы, составляется заявка по форме, имеющейся в каждом архиве. Полученные по заявке документы нужно внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходимость для дальнейшего изучения. Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выписать полностью, одновременно указывая название фонда, номер описи, номер дела, единицу хранения и лист. Педагогическое наблюдение. Это организованный анализ и оценка учебно-тренировочного процесса без вмешательства в его течение. Организация связана с четким определением объекта наблюдения, целью, приемов исследования, проверкой выводов наблюдения. К достоинства метода наблюдений относятся: - Наблюдение реального педагогического процесса; - События фиксируются в момент их явления; - Наблюдатель независим от мнений испытуемых. К слабым сторонам относятся: - Элементы субъективизма у наблюдателя; - Недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мыслительной деятельности); - Ограниченность объема наблюдений для одного исследователя; - Пассивность исследователя. Педагогическое наблюдение можно использовать для наблюдения без искажений педагогического процесса, в частности для корректной интерпретации данных, полученных другими методами (хронометраж, контрольные испытания). Виды педагогических наблюдений: Проблемные наблюдения ведутся по многим показателям, как правило, осуществляются коллективно. Тематическое наблюдение – составная часть проблемного, может выполняться одним исследователем. По степени отработанности программы исследования могут разделяться на разведывательные и основные наблюдения. Включенные наблюдения выполняются «изнутри», когда сам исследователь проводит эксперимент или участвует в нем. В этом случае исследователь получает дополнительную объективную информацию об ощущениях испытуемых по ходу поведения эксперимента. Невключенное наблюдение производится без какого-либо личного участия экспериментатора (наблюдение со стороны). Открытым наблюдением называется эксперимент, в котором все участники осведомлены о том, что за ними наблюдают. Закрытое наблюдение ведется тайно от участников. Непрерывное наблюдение предполагает фиксацию событий от начала до конца какого-либо явления (тренировка, урок). Прерывистое наблюдение (дискретное) связано с фиксацией каких-либо временных отрезков относительно целостного педагогического процесса. Например, можно фиксировать лишь наиболее важные моменты тренировки, которые составляют ее суть, без специальной фиксации процесса разминки или заключительной части тренировки. Организация проведения наблюдения предполагает: определения цели (задач), объекта, способов наблюдения и методов анализа его результатов. Для фиксации результатов наблюдения используют протоколирование – словесное описание, графическое описание, стенографирование, фотографирование, киносъемка, звуко- или видеозапись. Беседа, интервью и анкетирование. В общем перечисленные методы можно назвать опросом, отличаются методикой проведения. Беседа применяется как самостоятельный метод или как дополнительный в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Ведется в свободной форме, без записи ответов собеседника. Во избежание преднамеренного искажения ответов участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдать при этом педагогический такт. Для фиксации результатов беседы можно использовать скрытый магнитофон, диктофон, что позволит потом тщательно проанализировать текст беседы и выявить необходимые признаки изучаемого явления, получить новые факты. Эффективность беседы зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и психологической подготовки, уровня его теоретических знаний, от искусства ведения беседы и даже от личной привлекательности. Интервью – это метод получения информации путем устных ответов респондентов. Вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Ответы могут записываться открыто по мере их получения от респондентов. Анкетирование предусматривает получение информации от респондентов путем письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. В анкете существует жесткая логическая конструкция. При анкетировании необязателен личный контакт исследователя с респондентами. Анкетирование дает возможность охвата опросом сразу всех опрашиваемых. Результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики. Вопросы анкеты должны быть понятными однозначными, краткими ясными и объективными. Вопросы могут быть прямыми и косвенными. Прямые вопросы предусматривают получение от респондента информации, непосредственно отвечающей задачам исследования, т.е. когда содержание вопроса и объект интереса исследователя совпадают. Косвенные вопросы – это когда получение необходимой информации осуществляется через серию косвенных побочных вопросов. Открытые вопросы – инструкция к ним не ограничивает способа ответа на них, не определяются ожидаемые варианты. Ответы могут быть даны в свободной форме. Недостаток таких ответов – трудная обработка. Закрытые вопросы имеют варианты ответов. Правила анкетирования: - опрашиваемым необходимо разъяснить цели и практическое значение опроса; - необходимо сохранить возможность анонимных ответов, если задачи исследования это позволяют; - помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы опрашиваемые должны иметь возможность вписывать дополнительные данные и сведения; - количество вопросов в анкете должно быть не очень большим. Контрольные испытания. В последние годы широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств и других показателей, позволяет судить об эффективности учебно-тренировачного процесса. Эффективность применения контрольных испытаний зависит: от уровня развития методики тестирования в смежных науках (в спортивной медицине, психологии, педагогике и т.д.); от возможности использования методики этих наук в физическом воспитании и спорте; от уровня развития методики тестирования в области физического воспитания и спорта; от технической оснащенности; от уровня теоретической обоснованности методов тестирования, а также от уровня подготовленности тренеров, преподавателей и научных работников, использующих эту методику. В методике проведения контрольных упражнений и тестов следует руководствоваться следующими положениями: - условия проведения тестирования должны быть одинаковыми для всех занимающихся, испытуемых (например, время дня, время приема пищи, объем нагрузок и т.п.); - контрольные упражнения должны быть доступны для всех исследуемых, независимо от технической и физической подготовленности; - в сравнительных исследованиях контрольные упражнения должны характеризоваться независимостью (индифферентностью) по отношению к изучаемым педагогическим факторам; - контрольное упражнение должно измеряться в объективных величинах (во времени, пространстве, числе повторений и т.п.); - желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для исследуемых. Проводить контрольные испытания следует в сроки, которые зависят от целей и задач учебно-тренировачного процесса. Экспертное оценивание. Большинство педагогических явлений не имеет количественного выражения (качество выполнения гимнастических упражнений, артистизм в фигурном катании и т.д.) в этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспертов. Существует несколько способов проведения экспертных оценок. Наиболее простой способ экспертизы – ранжирование – определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочивания. Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения, но может быть и самостоятельным методом. Основное содержание – определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий. Графическое изображение распределения времени называется хронографированием. В практике работы наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов занятий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности. С этой целью во время занятий фиксируются следующие виды деятельности: - выполнение физических упражнений; - выслушивание объяснений и наблюдение за показом упражнений; - отдых, ожидание занимающимися очередного выполнения упражнения; - действия по организации занятий, упражнений; - простои. Такое распределение видов деятельности весьма условно. Хронометрирование занятия осуществляется путем наблюдения за деятельностью какого-либо занимающегося. Для большей объективности под наблюдение следует брать наиболее типичного для данного коллектива ученика, спортсмена. Результаты хронометрирования записываются в специальных протоколах. Педагогический эксперимент. Это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки. Проведение педагогического эксперимента представляет большую сложность, его содержание, используемые методы не должны противоречить общим принципам. В ходе эксперимента знания занимающихся, приобретаемые навыки и умения, уровень здоровья не должны в итоге исследований снижаться или ухудшаться. Один из основных мотивов педагогического эксперимента является введение каких-то усовершенствований в учебно-тренировочный процесс, повышающих его качество. Необходимость в педагогическом эксперименте возникает: - когда учеными выдвигаются новые идеи или предположения, требующие проверки; - когда необходимо научно проверить интересный опыт, педагогические находки практиков, дать им обоснованную оценку; - когда нужно проверить разные точки зрения или суждения по поводу одного и того же педагогического явления, уже подвергшегося проверке; - когда необходимо найти рациональный и эффективный путь внедрения в практику обязательного и признанного положения. Виды педагогических экспериментов. Независимый эксперимент проводится на основе изучения линейной цепи ряда экспериментальных групп, без сравнения их с контрольными, путем накопления и сопоставления данных в области проверки поставленной гипотезы. В случае, когда в одной группе работа (обучение, тренировка) проводится с применением новой методики, а в другой – по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе, и ставится задача выявления наибольшей эффективности различных методик, можно говорить о сравнительном эксперименте. Такой эксперимент всегда проводится на основе сравнения двух сходных параллельных групп, классов, потоков – экспериментальных и контрольных. В зависимости от принятой схемы построения сравнительные эксперименты могут быть прямыми, перекрестными и многофакторными с несколькими уровнями. При прямом эксперименте занятия в экспериментальной и контрольной группах проводятся параллельно и после проведения серии занятий определяется результативность изучаемых факторов. В методике проведения такого эксперимента с целью получения объективных и достоверных результатов, немаловажное значение приобретают оценка и правильный отбор уравниваемых и варьируемых условий. Уравниваемые условия проведения эксперимента – это такие условия, которые обеспечивают сходство и неизменчивость протекания эксперимента в контрольных и экспериментальных группах. Сравниваемые группы требуют выполнения некоторых условий идентичности: - они должны иметь полное равенство начальных данных (состав примерно одинаковый по количеству, подготовке, разряду, полу и т.д.) - иметь равенство условий работы (одна и та же смена, использование одинакового инвентаря и т.д.) - быть независимыми от личности преподавателя, тренера. При этом допускается, что в экспериментальных и контрольных группах занятия может вести один и тот же преподаватель или разные. Варьируемые условия – точно определяемые и сопоставимые условия, подлежащие изменению с целью экспериментального сравнения с аналогичными условиями в контрольных группах. Это то, что подлежит экспериментальной проверке и сравнению. Перекрестный эксперимент – это когда контрольная и экспериментальная группы поочередно меняются местами, сначала одна группа занимается по экспериментальной методике, потом другая. В перекрестном эксперименте отпадает необходимость в создании специальных контрольных групп, так как каждая из пары групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной, что повышает достоверность получаемых результатов, снижает возможность влияния случайных факторов. Количество групп зависит от количества вариантов методик в эксперименте. В зависимости от условий проведения выделяют естественный и лабораторный эксперимент. Естественный – эксперимент проводится без нарушения хода учебно-тренировачного процесса в обычных для занимающихся условиях, с обычным контингентом занимающихся. Лабораторный – эксперимент, в котором допускается искусственная изоляция одного или нескольких спортсменов, учеников от основной массы, постановка их в особые, специально создаваемые условия, значительно отличающиеся от обычных. Методика проведения педагогического эксперимента. Организация эксперимента связана с планированием его проведения, определением последовательности всех этапов работы, подготовкой условий, обеспечивающих полноценное исследование: подготовка обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения, выбор групп, оценка особенностей экспериментальной базы и т.д. Основные действия исследователя: 1. Необходимо решить вопрос о необходимости экспериментальной части исследования. 2. Выдвигается научная гипотеза, которая должна быть положена в основу эксперимента. 3. Выбираются виды эксперимента в зависимости от цели и задач исследования, этапа работы исследователя над проблемой, средств, используемых для проведения эксперимента и т.д. 4. Планирование эксперимента далее включает в себя выбор и оценку общих условий его проведения: средства, место проведения, контингент испытуемых, преподаватели, тренеры, принимающие участие в эксперименте. Для проведения эксперимента должно быть получено разрешение руководителя организации, в которой предполагается проведение эксперимента. После этого необходимо познакомиться с составом занимающихся, выяснить их отношение к занятиям, к тренировкам, к преподавателю, тренеру, изучить общую картину их физической и технической подготовленности. Необходимо предварительно изучить особенностеи педагогической системы преподавателя-тренера, давшего согласие участвовать в проведении эксперимента. 5. Особо следует выделить оценку и правильный отбор уравниваемых условий. Для оценки результатов педагогического эксперимента важную роль играет правильность отбора испытуемых для комплектования экспериментальных и контрольных групп. Эти группы должны быть максимально идентичными по своим характеристикам. Только в этом случае можно утверждать, что эффективность учебно-тренировачного процесса достигнута благодаря экспериментальной методике. 6. Решается вопрос о том, какие экспериментальные данные исследователь должен получить в процессе эксперимента и какие методы он будет использовать. Методы делятся на две группы: методы, используемые непосредственно в процессе осуществления эксперимента; методы, используемые по завершении эксперимента или какой-то его части. К первой группе методов относятся наблюдение с использованием всех возможных средств и частных методик для сбора необходимых данных. Ко второй группе методов, проверяющих уже результаты учебно-тренировачного процесса, относятся различные контрольные испытания, пробы, анкетирования, беседы, письменные отзывы и т.д. 7. Составляется программа эксперимента, в которой указываются содержание и последовательность всех действий (что, где, когда и как будет проводиться, наблюдаться, проверяться, сопоставляться и измеряться; какой будет порядок измерения этих показателей, их регистрации; какие при этом будут применяться техника, инструменты и др. средства, кто будет выполнять работу и какую). Существенно важно установление критериев и системы показателей, путей их накопления и обработки, порядка и формы проведения контроля. Основными критериями оценки сравнительной эффективности применяемых средств, форм и методов обучения и тренировки могут служить качественные показатели результатов педагогического эксперимента, объем приобретаемых умений и навыков и затраченное время. При подведении итогов педагогического эксперимента необходимо учитывать следующее: - соотнесение вывода и результатов с гипотезой; - четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученные выводы; - высказывание предположений о возможности их распространения на некоторые пограничные области и указание основных направлений дальнейших исследований в этой и смежных областях; - оценку степени надежности выводов в зависимости от чистоты условий эксперимента; - оценку роли и места эксперимента в системе других применявшихся в данном исследовании методов; - практические предложения о внедрении в практику результатов проведенного исследования. Date: 2016-02-19; view: 1191; Нарушение авторских прав |