Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука. Методология науки





Учебно-Методическая разработка по предмету

«Основы научно-методической деятельности»

Для студентов заочного отделения

Факультета физической культуры

 

 

Архангельск – 2009


Печатается по решению редакционно-издательской комиссии факультета физической культуры Поморского университета

 

Авторы-составители:

С.Н. Чикова, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин ПГУ имени М.В. Ломоносова.

 

Рецензенты:

Тимохова Наталья Викторовна, д.б.н., доцент кафедры адаптивной физической культуры и физиологии спорта.

Корельская Ирина Евгеньевна, к.п.н., доцент кафедры спортивных дисциплин.

 

 

В методической разработке рассмотрены основные научные понятия, принципы, методы познания, а также особенности написания и защиты курсовых и выпускных квалификационных работ студентов.

Издание предназначено для преподавателей, студентов заочного отделения факультета физической культуры.

 

 

© Поморский университет, 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Наука. Методология науки. 4

2. Научное познание. 5

2.1. Принципы познания. 6

2.2. Методы научного познания. 7

2.2.1. Всеобщие методы.. 8

2.2.2. Общенаучные методы.. 8

2.2.3. Методы эмпирического и теоретического познания. 9

2.3. Формы научного знания. 10

2.4. Процесс научного познания. 11

3. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта и физического воспитания. 12

4. Виды научных и методических работ, формы их представления. 13

5. Основные требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам 15

6. Курсовые работы как этап в подготовке выпускных квалификационных работ 16

7. Планирование исследовательской работы.. 17

8. Структура курсовых и выпускных квалификационных работ. 28

9. Подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33


Наука. Методология науки

Наука определяется как сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; включает в себя деятельность по получению нового знания и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Выработка нового знания происходит в процессе научного исследования – целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Для научного познания характерны свои цели и методы получения и проверки новых знаний.

Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, новых знаний.

Цель науки в физическом воспитании и спорте – производство новых знаний, выявление закономерностей направленного использования факторов воздействия на организм человека с целью физического совершенствования, укрепления здоровья, повышения спортивных достижений, содействия гармоничному развитию личности; формирования теоретических обобщений в области физической культуры, физического воспитания, спорта.

С наукой тесно связано понятие теория – логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; система обобщающих положений в той или иной отрасли знания, совокупность правил какого-либо мастерства, искусства.

Наука производит новые знания, общественную практику, опыт и выявляет закономерности, в данном случае применительно к физическому воспитанию и спорту. Однако знания приносят пользу только тогда, когда они реализуются в деятельности. В этой связи важное значение имеет методика – совокупность способов проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, которая излагает правила и методы преподавания отдельного учебного предмета, например «физическая культура» в школе. Методика служит для реализации на практике, в профессиональной деятельности, научно-теоретических положений.

Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Научное изучение – это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Изучать в научном смысле – это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Новые научные факты или даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.


При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой начала важных открытий.

В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиции современной науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.

Научное исследование опирается на методологию науки.

Методология – от "метод" и греч. "слово", "понятие", "учение" – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Существует несколько классификаций методологического знания. Одним из распространенных является деление методологии на содержательную и формальную. Первая включает в себя следующие проблемы: структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и операциональный состав методов науки; условия и критерии научности.

Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структуры научного объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д. В связи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о логической структуре научного знания и началось развитие методологии науки как самостоятельной области знания, охватывающей всё многообразие методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Её высшим и определяющим уровнем является философская методология, направляющие принципы которой организует методологическую работу на конкретно-научном уровне.

Методология – это первостепенное условие эффективности научного поиска и исследования, она предопределяет верный и ближайший путь к истине, дает возможность выработать общую стратегию и тактику того пути, который ведет к достижению поставленной цели. Методология – это система методов, функционирующих в конкретной науке или ряде наук смежного порядка, в смысле учения, позволяющего критически осмыслить методы познания и практики.







Date: 2016-02-19; view: 672; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию