Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация моделей





МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛИ

 

Методические указания по курсовому проектированию

для студентов специальности
1-53 01 01 - Автоматизация технологических процессов и производств

 

 

Могилев 2008


УДК 65.5

 

Рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры «Автоматизация технологических процессов и производств»

Протокол № 13 от 20 апреля 2007 года.

 

Составитель:

И.Д.Иванова

 

Рецензент:

кандидат технических наук, доцент

Г.М.Айрапетьянц

 

 

Методические указания рекомендованы для студентов специальности
1-53 01 01 – Автоматизация технологических процессов и производств (по направлениям) при выполнении курсового проекта по дисциплине «Моделирование объектов и систем управления отрасли».

В методических указаниях изложены требования по содержанию, выполнению и оформлению расчетно-пояснительной записки курсового проекта и графической части. Большое внимание уделено планированию эксперимента и обработке результатов моделирования.

Методические указания помогут студентам как очной, так и заочной форм обучения, самостоятельно выполнить курсовой проект по дисциплине «Моделирование объектов и систем управления отрасли».

 

© УО «Могилевский государственный университет продовольствия», 2008


Содержание

1 Основные понятия о математическом моделировании  
1.1 Классификация моделей  
1.2 Основные этапы построения математической (концептуальной) модели  
2 Содержание и объем расчетно-пояснительной записки курсового проекта  
2.1 Содержание расчетно-пояснительной записки  
2.2 Анализ состояния проблемы. Постановка задачи  
2.2.1 Анализ состояния проблемы  
2.2.2 Постановка задачи  
2.3 Исследование технологического процесса  
2.4 Выбор и обоснование модели моделирования технологического процесса  
2.4.1 Динамические модели  
2.4.2 Статические модели  
2.4.3 Математическое описание объекта исследования  
2.4.4 Определение динамических характеристик объекта исследования  
2.5 Планирование эксперимента. Полный факторный эксперимент  
2.5.1 Основные понятия и определения  
2.5.2 Полный факторный эксперимент  
2.6 Выводы  
2.7 Решение задачи моделирования технологического процесса  
2.7.1 Разработка имитационной модели моделирования технологического процесса  
2.7.2 Алгоритм работы программы для исследования технологического процесса  
2.7.3 Выбор и обоснование программного обеспечения. Разработка программы исследования технологического процесса  
2.8 Обработка результатов моделирования  
2.8.1 Статистический анализ  
2.8.2 Корреляционный анализ  
2.8.3 Регрессионный анализ  
2.8.4 Дисперсионный анализ  
2.8.5 Анализ модели на адекватность  
2.9 Заключение  
2.10 Список использованных источников  
2.11 Приложения  
2.12 Аннотация  
3 Требования к оформлению расчетно-пояснительной записки и графической части курсового проекта  
3.1 Общие требования к расчетно-пояснительной записке  
3.2 Нумерация  
3.3 Иллюстрации  
3.4 Таблицы  
3.5 Формулы  
3.6 Ссылки  
3.7 Общие требования к оформлению графической части курсового проекта  
4 Последовательность выполнения курсового проекта  
Рекомендуемая литература  
Приложение А – Таблицы критериев согласия  
Приложение Б - Титульный лист расчетно-пояснительной записки  
Приложение В - Пример оформления штампов  

Основные понятия о математическом моделировании

Моделирование – это метод изучения объектов и систем, при котором вместо оригинала (исследуемого объекта) эксперимент проводят на модели, а результаты эксперимента количественно распространяют на оригинал. Следовательно, результаты опытов с моделью дают представление о поведении оригинала в рабочих условиях.

К процессу моделирования предъявляются два основных требования.

Во-первых, эксперимент на модели должен быть проще, быстрее и экономичнее, либо безопаснее, чем эксперимент на оригинале.

Во-вторых, должно быть известно правило, по которому проводится расчет параметров оригинала на основе испытания модели.


По априорной информации, выдвинутым гипотезам и предположениям проводится выбор и обоснование вида модели.

В зависимости от характера изучаемых процессов возможны следующие виды моделирования /1/:

- детерминированное - описывает процессы, в которых отсутствуют всякие случайные воздействия;

- стохастическое - отображает вероятностные процессы и события, протекающие в объекте-оригинале;

- статическое - описывает поведение объекта в какой-либо момент времени (такт); используется для описания как дискретных, так и стохастических систем;

- динамическое - отражает поведение объекта во времени;

- дискретное - описывает процессы, которые предполагаются быть дискретными;

- непрерывное - отражает непрерывные процессы в объекте-оригинале.

Для исследования технологического процесса может быть выбран следующий вид моделирования:

- дискретно-непрерывное (D-схема) - используют, когда хотят выделить как дискретные так и непрерывные процессы в поведении объекта-оригинала. Непрерывно–детерминированные модели описывают поведение объекта (процесса) во времени. Для их представления в качестве математической модели используются дифференциальные уравнения;

- дискретно-детерминированные (F-схемы) – описывают поведение объекта (системы, процесса) в определенный момент времени (такт);

- дискретно-стохастические (Р-схемы) – описывают дискретные системы, проявляющие статически закономерное случайное поведение;

- непрерывно-стохастические (Q-схемы) – применяются для формализации процессов функционирования систем, которые по своей сути являются процессами обслуживания объектов (систем).

Математическое моделирование основано на том, что реальный процесс, протекающий в объекте, описывается определенными математическими соотношениями, называемыми математической моделью.

Таким образом, математическая модель представляет собой систему уравнений

, (1)

где x – вектор входных возмущающих и управляющих воздействий; y – вектор выходных координат; a – вектор параметров.

К математической модели предъявляется ряд требований:

– адекватность её исследуемому объекту;

– простота и полнота описания свойств объекта;

– простота определения вектора а.

Наиболее важным является требование адекватности. Пусть в (1) известен вектор а* и найдено решение y (x,a*). Математическая модель считается адекватной объекту по y, если для произвольного x 0 величина расстояния r между рассчитанным значением y (x0,a*) и экспериментально полученным y (x0) на объекте при x=x0, меньше заданного числа Δ, т.е.

,

Δ – величина, характеризующая допустимую ошибку модели.

Математические модели нестационарных режимов (тепло-, массообменные процессы) можно подразделить на два класса: модели с сосредоточенными параметрами и модели с распределенными параметрами.

Математическая модель с сосредоточенными параметрами включает в себя переменные, которые зависят только от времени и не зависят от координат. Математическая модель с сосредоточенными параметрами имеют вид системы обыкновенных дифференциальных уравнений. Основная физическая предпосылка, которая приводит к таким моделям – предположение об идеальности (например, процесс перемешивания фаз).


Математическая модель с распределенными параметрами содержит переменные, зависящие от пространственных координат, и представляет собой систему дифференциальных уравнений в частных производных или систему интегро-дифференциальных уравнений. Важной характеристикой дифференциальных уравнений является их порядок. Порядок производных по времени в большинстве динамических моделей – первый. Производные по координатам могут быть и более высоких порядков.

 

Классификация моделей

В зависимости от описываемых режимов работы объектов математические модели бывают динамические и статические.

Динамические модели описывают переходные и неустановившиеся режимы работы объекта. Структура и вид уравнений динамики зависят от свойств объекта.

Поведение объекта с сосредоточенными координатами x, y и неизменными во времени t свойствами описывается стационарной математической моделью динамики

,

которую часто записывают как систему дифференциальных уравнений в нормальной форме

. (2)

Если переменные x, y распределены по пространственной координате l (длина, радиус, высота), то имеет место стационарная математическая модель динамики объекта с распределенными переменными

. (3)

Если в (2) и (3) параметры a и a(l) зависят от времени t, то получаем нестационарные модели с сосредоточенными и распределенными параметрами.

Установившиеся (статические) режимы объекта с сосредоточенными параметрами описываются стационарными математическими моделями статики

,

которые, как правило, разрешаются относительно y:

.

Стационарные модели статики объектов с переменными, распределенными по l, имеют вид

или в нормальной форме .

По структуре функции f математические модели классифицируются на линейные и нелинейные. Решение y (x,a) системы, линейной по y удовлетворяет условиям аддитивности и однородности

где x1, x2 – произвольные сигналы, c – вещественное число.

Решение y(x,a) называется линейным по а, если

где а1, а2 – произвольные параметры математической модели.

Если для математической модели не выполняется хотя бы одно из условий принципа суперпозиции, то она относится к классу нелинейных.

По методу составления функции f математические модели можно подразделить на формальные и неформальные.

Структура функций f математической модели задается на основе некоторых формальных соображений, не имеющих связи с типом объекта, его конструкцией, механизмами протекающих процессов. Примерами формальных математических моделей могут служить уравнения:

- статики объекта с n входными и одной выходной координатами

,

где n1 равно числу сочетаний из n1; i≠j;

- динамики объекта с одним входом

.

Следует отметить, что формальные математические модели применяют для описания стационарных и нестационарных объектов только с сосредоточенными параметрами.


При построении неформальных математических моделей функции f выводят на основе анализа физико-химических процессов, происходящих в объекте. При этом учитываются гидродинамические режимы перемещения веществ, скорости химических превращений, диффузии, передачи тепла, уравнения материального и энергетического балансов и т.д.

Неоднородные математические модели применяются преимущественно для решения задач оптимального управления и планирования.

 

1.2 Основные этапы построения математической (концептуальной) модели /1, с. 74/:

1) Постановка задачи компьютерного моделирования объекта/системы: цель и задачи концептуальной (математической) модели, выбор методики решения задачи.

2) Анализ задачи моделирования системы: выбор критериев оценки эффективности процесса функционирования системы, определение зависимых и независимых переменных модели, алгоритмизация математической модели. Рассмотрим на примере системы передачи данных в локальной вычислительной сети (СПД ЛВС), представляющей собой Q-схему.

В качестве критериев оценки эффективности процесса функционирования СПД выбираются вероятностно-временные характеристики: вероятность передачи пакета данных по КС (каналу связи) за время tдне превышающее заданное Тдзад, т.е. Р(tд≤ Тдзад ) вероятность передачи пакета подтверждения за время tп, не превышающее заданное Тпзад, т.е. P(t≤Тпзад); математическое ожидание и дисперсия полного времени передачи пакета из одного АРМ (автоматизированного рабочего места) в другое М[tп]и D[tп].

Вкачестве эндогенных переменных выбираются: среднее время передачи пакета от АРМ1 к АРМ2 и средняя длина очереди в накопителе. В качестве экзогенных переменных – интенсивности входящих потоков пакетов АРМ1, АРМ2, времена обработки пакетов ЦП (центральным процессором - сервером) ипередачи пакетов по КС. Необходимые уточнения могут быть сделаны после выбора конкретных типовых математических моделей для формализации процессов, происходящих в СПД.

Дискретный характер процессов, происходящих в СПД (поступление пакетов от различных источников, освобождение и занятие каналов и процессора и т.д.), позволяет сделать вывод оцелесообразности использования "принципа δz" (особых состояний).

При моделировании, исходя из выбранных критериев оценки эффективности процесса функционирования СПД, организуется сбор статистики для оценки характеристик передачи и ожидания пакетов по различным направлениям, включая функции распределения, первые и вторые моменты распределения.

3) Определение требований к исходной информации об объекте моделирования и организация ее сбора (входных, выходных данных, внешних и управляющих воздействий), анализ имеющихся экспериментальных данных, выбор методов и средств обработки информации.

Данные – это факты и/или понятия, описанные в формализованном виде. Различают пользовательские и управляющие данные. Пользовательские данные – это данные, вводимые в систему передачи данных или получаемые из сети. Управляющие данные – это данные, используемые для управления системой.

4) Выдвижение гипотез и принятие предположений, для чего анализируются следующие факторы: достаточен ли объем имеющейся информации для решения задачи моделирования, задается ограничение на ресурсы времени, ожидаемые результаты. Исходя из исходных (априорных) сведений, делается вывод о возможности построения модели и ее последующей реализации на ЭВМ при условие принятия ряда гипотез и предположений относительно функций распределений и воздействий внешней среды Е. Относительно входных воздействий выдвигаются гипотезы обожидаемых результатах моделирования для целей построения модели.

5) Определение параметров и переменных модели, т.е. их определение и краткая характеристика, символьное обозначение, единицы измерения, технологический диапазон изменения, место применения в модели.

В примере в качестве параметров выбираются емкости (L) буферных накопителей УК (узел коммутации), которые представляют собой объем памяти, необходимой для промежуточного хранения информации, содержащейся в пакете, измеряемые в количестве пакетов, которые можно поместить в БН; в модели параметр L задается в исходных данных и служит для фиксации при моделировании состояния занятости (заполненности) БН при оценке потерь (переполнений) и времени ожидания.

В качестве эндогенных переменных модели фрагмента СПД выбираются: L - средняя длина очереди в каждом БН, которая представляет собой среднее число пакетов, ожидающих в БН дальнейшей обработки (передачи); Lср - средняя длина очереди в каждом БН, которая измеряется в количестве пакетов, диапазон изменения Lср - 0÷20; в модели выходная характеристика (переменная) оценивается на основании обработки статистики, собираемой по каждому БН; Тп - среднее время передачи сообщений по КС, измеряемое в единицах времени с диапазоном изменения Тп - 0÷20 единиц времени; в модели входная характеристика (переменная) оценивается на основании обработки статистики, собираемой по передаче пакетов по ДКС (дискретному каналу связи).

В качестве экзогенных переменных модели фрагмента СПД: t - время передачи каждого пакета по КС, представляющее случайную величину с законом распределения, определяемым числом повторных передач из-за наличияошибок в КС, измеряемым в единицах времени от времени передачи одного пакета до времени, умноженного на число допустимых передач пакета; в модели переменная имитируется исходя из состояния КС; tCPU - время обработки каждого пакета в ЦП, представляющее собой случайную величину с законом распределения, определяемым занятостью КС, измеряется в единицах времени, и имитируется исходя из наличия пакетов на входе ЦП. Переменная tCPU задается в исходных данных и получается путем генерации датчиком случайных чисел с требуемым законом распределения.

В качестве воздействий внешней среды Е рассматривается: λ х- интенсивность входящего потока пакетов на АРМ, представляющего суммарный поток из всех потоков пользователей и из других АРМ, измеряемая в количестве поступивших пакетов за единицу времени.

6) Установка основного содержания модели. На этом этапе выбирается метод построения модели, для чего учитываются: цели и задачи моделирования, структура системы и алгоритм ее поведения, внешние воздействия, возможные методы и средства решения задачи.

Для примера. Процесс функционирования СПД по своей сути является процессом массового обслуживания. Поэтому рационально описать этот процесс Q-схемой (дискретно-детерминированной моделью), не заботясь пока о возможности получения вероятностно-временных характеристик аналитическими методами.

Основное внимание обращается на адекватность перехода от имитационной модели Ми (реализованной на ЭВМ) к конкретной Q-схеме.

Если результаты моделирования подтверждаются и могут служить основой для прогнозирования процессов, протекающих в исследуемом объекте, то говорят, что модель адекватна объекту.

При этом адекватность модели зависит от цели моделирования и принятых критериев.

7) Обоснование критериев оценки эффективности моделируемой системы. Математическая задача сводится к получению соотношения для оценки эффективности как функции параметров и переменных системы. Эта функция представляет собой поверхность отклика в исследуемой области изменения параметров и переменных и позволяет оценить реакцию системы. Эффективность системы можно оценить с помощью интегральных или частных критериев, выбор которых зависит от рассматриваемой задачи.

В примере в качестве оценки эффективности процесса выбраны показатели вероятностно-временных характеристик.

8) Определение процедур аппроксимации. Обычно используют три вида процедур: детерминированную, вероятностную, определение средних значений (когда интерес представляют средние значения выходных переменных).

В примере используется вероятностная процедура и процедура определения средних значений. Этого требуют заданные для оценки вероятностно-временные характеристики и необходимость учета фактора стохастичности при моделировании СПД.

9) Описание концептуальной модели системы (объекта), при котором проводится подробный анализ задачи, рассматриваются возможные методы ее решения и дается подробное описание для использования на следующем этапе моделирования.

10) Проверка достоверности концептуальной модели, которая сводится к проверке замысла модели, проверке достоверности исходной информации; повторное рассмотрение постановки задачи моделирования; анализ принятых аппроксимаций; исследование гипотез и предположений. Только после проверки концептуальной модели следует переходить к этапу разработки имитационной модели и реализации ее на ЭВМ.

11) Составление технической документации по данному этапу моделирования.


Содержание и объем расчетно-пояснительной записки курсового проекта

Содержание расчетно-пояснительной записки

 

Расчетно-пояснительная записка курсового проекта состоит из следующих разделов:







Date: 2016-02-19; view: 595; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию