Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинарское занятие №3Тема: Рынок. Структура и инфраструктура рынка План занятия: 1. Сущность, функции и условия существования рынка 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Рыночная цена 3. Монополизм. Антимонопольное законодательство 4. Структура рынка. Классификация рынков 5. Инфраструктура рынка
Время: 2 часа
Цель: - помочь курсантам глубже разобраться с экономическими теориями, которые раскрывают суть рынка, условия существования рынка; - обратить особое внимание курсантов на классическую экономическую теорию рынка, уяснить понятие «невидимая рука» А.Смита; - подчеркнуть, что рынок – синтетическая категория, с помощью которой определяются различные по содержанию и параметрам явления; - достигнуть понимания таких экономических категорий как спрос, предложение рыночное равновесие, рыночная цена; - акцентировать внимание курсантов на необходимости глубоко изучить законы спроса и предложения, сущность монополизма; - обратить внимание курсантов на механизм конкуренции, которая необходимым условием эффективного функционирования рыночного механизма; - помочь курсантам всесторонне разобраться с причинами возникновения рынка; с такими проблемами рыночной экономики как безработица; - обозначить границы действия рыночного механизма. Понять, для чего нужно антимонопольное законодательство и какова роль государства в рыночной экономике. Вопросы для обсуждения: 1. Может ли быть эффективной экономика нерыночного типа? Каковы характерные черты экономики нерыночного типа? 2. Какие проблемы не способен решать рыночный механизм? Можно ли говорить, что у него есть недостатки? 3. Что вы понимаете под инфраструктурой рынка? Как она формируется? 4. Может ли существовать рыночная экономика без биржевых институтов? 5. Сформулируйте закон спроса и изобразите его на графике? Какая зависимость между количеством товара и ценой? 6. Сформулируйте закон предложения и изобразите его на графике? Какая зависимость между количеством товара и ценой? 7. Что такое рыночная цена? 8. Какова роль государства в условиях рыночной экономике?
Рекомендованная литература: 1. Гальчинский А.С., Ещенко П.Е., Палкин Ю.И. Основы экономической теории.- К.: Высшая школа, 1995. – С.114-156, 172-184. 2. Мочерный С.В. Основы экономической теории. – К.: ВЦ «Академия», 1998.-С.109-188. 3. Под ред. Ю.В.Николенка. Основы экономической теории. В 2-х кн.- Кн. 1, -К.: Лебедь, 1999.- С.131-145. 4. Пруссова Л.Г. Основы рыночной экономики. – К., 1993. – С.84-104. 5. Ковальчук Вячеслав. Основы экономической теории. Краткий курс. – Тернополь, 1999. – С.55-65.
Методические указания: Знать: несколько определений рынка; - условия возникновения рынка; - субъекты и объекты рыночных отношений; - классификации рынков; - механизм функционирования рынка, понятие конкуренции, спрос, предложение, закон спроса и закон предложения; - понятие и виды монополий, олигополия, монопсония; - инфраструктура рынка. Готовясь к семинарским занятиям, курсанту необходимо уяснить такие основы положения темы. В современной экономической литературе встречается много определений рынка. Рынок – это место, где встречаются продавец т покупатель. Рынок – сфера обращения товаров и денег. Рынок – механизм, который сводит вместе продавцов и покупателей. Рынок – сфера обмена внутри страны и между странами. Рынок -сфера обращения, включающая не только товарное обращение (товарно-денежный обмен), но и денежное обращение, в том числе современный рынок ценных бумаг. Рынок – система товарно-денежных отношений с механизмомсвободного ценообразования, со свободным предпринимательством на основе экономической самостоятельности, равноправности и конкуренции субъектов хозяйствования в борьбе за потребителя.
Условия возникновения рынка – общественное разделение труда и специализация (предметная, подетальная, технологическая). Условия эффективного функционирования рынка: * многообразие форм собственности в обществе (обязательно частная); * равенство всех форм собственности перед законом; *свобода выбора. Для собственника – ресурсов; для потребителя – товаров; * действие механизма конкуренции; * действующие антимонопольные законы, т.е. законы, ограничивающие действия монополий и обеспечивающие свободную конкуренцию; * развитая инфраструктура рынка; * государственное регулирование инвестиционной, кредитной, налоговой, социальной политики; денежного оборота; охраны окружающей среды.
Причины существования рыночных отношений – ограниченность производственных ресурсов и экономическая обособленность производителей, конкуренция и международное разделение труда.
Субъекты рыночных отношений – юридические и физические лица (домохозяйства, фирмы, государство).
Объекты рыночных отношений – блага и услуги, факторы производства, по поводу которых возникают рыночные отношения.
Классификации рынков: 1. Территориальная: - местный, - национальный, - мировой. 2. Соответствующий действующему законодательству: - легальный (официальный); - нелегальный (теневой). 3. По типу конкуренции: - совершенной конкуренции; - несовершенной конкуренции; - монополистической конкуренции; - олигополия. 4. В соответствии с объектом купли-продажи: - финансовый рынок: рынок ценных бумаг; рынок капиталов; рынок денег; валютный рынок. - товарный рынок: рынок потребительских товаров; рынок услуг; рынок средств производства; рынок информации; рынок технологий. - рынок труда (рабочей силы).
|