Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы научно-исследовательской работы





 

Все этапы научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

 

1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор метода (методики) проведения исследования.
5. Описание процесса.
6. Обсуждение результатов исследования
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

 

Обоснование актуальности выбранной темы является начальным этапом любого исследования. Здесь автор показывает умение оценить с точки зрения современности и социальной значимости выбранную тему исследования, что характеризует его научную и профессиональную подготовленность. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования по данным имеющихся работ.

Формирование цели исследования определяет конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Основные задачи перечисляются: изучить., описать., установить., разработать.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования, то, что определяет тему диссертации и, следовательно, научно-исследовательской работы.

Выбор метода исследования, который позволяет достичь цели работы и

найти необходимый фактический материал.

Общие методы научного познания обычно делят на три группы:

1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом

уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

К специальным методам исследования можно отнести: методы логического, факторного и регрессионно - корреляционного анализа, системного подхода, методы прогнозирования, экспертных оценок, имитационного моделирования, управления по отклонениям.

В описании процесса исследования освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Важным этапом научного исследования является получение результатов, которые ведутся на основании отчета о научно-исследовательской работе.

Ниже приведены способы и приёмы выполнения работы (табл.1):

 

Таблица 1. Характеристика основных этапов научно-исследовательской работы

Этапы Разделы работы Способы и приемы выполнения работы
1. Предварительные работы 1.1.Превинтивное определение проблемы исследования 1.2.Конкретизация темы исследования 1.3. Выбор стратегии исследования 1.4. Определение цели и задач исследования 1.5. Формулирование предмета и объекта исследования 1.6. Выбор методики и технологии проведения исследования 1.7. Определение потребности в ресурсах Ознакомление с литературой по вопросам: - методы научной работы; - техника организации и гигиены умственного труда; - методика работы с научной литературой. Выбор темы: - просмотр обзоров достижений науки и техники; - обобщение и анализ материалов в области выбранной проблемы исследования; - консультации с руководителем. Формулируется комплекс положений, определяющих основную и сопутствующую цели, а также задачи исследования. Все разнообразие проблем лежит в совокупности трех групп: проблемы поведения объекта управления, проблемы поведения субъекта управления и проблемы взаимодействия объекта и субъекта управления. Формулирование цели исследования в виде конкретного эффективного варианта совершенствования существующей организации управления на уровне текущих и перспективных, общих и локальных, постоянных и эпизодических целей. Определяются количественные и стоимостные характеристики материальных, трудовых и информационных ресурсов для проведения исследования.
2. Постановка научной задачи 2.1. Выдвижение научной гипотезы 2.2. Обобщение и поиск аналога задачи 2.3. Прогнозирование результатов исследования 2.4.Составление рабочего плана исследования 2.5. Проектирование эксперимента 2.6.Экспликация понятий Гипотетическое объяснение должно быть построено на основании причин, факторов, зависимостей и учитывать известные законы, объясняющие все факты, характеризующие проблему. Она должна быть логически непротиворечивой. Осуществляется вариантификация – выбор установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы. Дается описание предположительного результата в виде характеристики нового состояния усовершенствованного объекта с обоснованием источников полученного эффекта. Формируется комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий, ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы. Конструируются определения в соответствии с правилами, учитывающими адекватность реальности, научную корректность и концептуальную значимость.
3. Исследовательская работа 3.1.Исследование современного состояния проблемы 3.2. Проведение эксперимента 3.3. Обработка результатов и составление отчетов 3.4. Формулирование выводов и рекомендаций по конечным результатам исследования Систематическое изучение литературы по теме других материалов, критическое обдумывание их. Совмещение ресурсов, условий и масштаба эксперимента в результате его организации, оценка качества проведения эксперимента в виде экспертной оценки, реализации модели, внедрения различных методик. Составление подробного перечня исследовательских работ по этапам; анализ и обобщение полученных научных данных. Написание отчета по исследовательской работе.
4. Представление магистерской диссертации 4.1.Оформление рукописи 4.2. Рецензирование рукописи 4.3. Оценка диссертационного исследования руководителем 4.4.Подготовка презентации результатов исследования 4.5. Защита диссертации Написание рукописи диссертации в соответствии со стандартом оформления научно-исследовательских работ Рецензирование работы экспертами Составление руководителем отзыва о работе магистранта Формирование пакета документов к защите диссертации (рукопись, реферат, иллюстративный материал, отзывы о работе, справки о внедрении результатов) Доклад перед государственной аттестационной комиссией в соответствии с процедурой защиты

 


Совместно с научным руководителем составляется календарный план с указанием наименований основных этапов работы, сроков выполнения (месяц, год).

 

Составление рабочих планов

 

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Планирование творческого процесса студента-магистранта начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах, что существенно облегчает научному руководителю оценку общей композиции и рубрикации будущей диссертации.

Рабочий план разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта и начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого научного исследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена гипотеза. Но даже и такая постановка позволит систематизировать и упорядочить всю последующую работу.

Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.


Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих по их месту судить об их уместности и значимости.

Ниже приведен примерный рабочий план магистра (табл.2):

Таблица 2. Примерный вариант рабочего плана магистра

Наименование практических и экспериментальных работ Срок выполнения работы Отметка о выполнении
1. Обзор литературы 2. Составление библиографии по теме 3. Сбор материала для диссертации (работа в архивах, учреждениях, экспедициях, лабораториях, научных институтов, проведение экспериментальных исследований) 4. Обработка материала 5. Составление отчета о научно-исследовательской практике 6. Составление первого варианта текста диссертации 7. Работа по доработке первого варианта по диссертации 8. Литературное оформление и изготовление иллюстрированного материала окончательного варианта диссертации 9. Представление диссертации к защите    

 







Date: 2016-02-19; view: 3187; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию