Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы научно-исследовательской работы
Все этапы научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
| 2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
| 3. Определение объекта и предмета исследования.
| 4. Выбор метода (методики) проведения исследования.
| 5. Описание процесса.
| 6. Обсуждение результатов исследования
| 7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
|
Обоснование актуальности выбранной темы является начальным этапом любого исследования. Здесь автор показывает умение оценить с точки зрения современности и социальной значимости выбранную тему исследования, что характеризует его научную и профессиональную подготовленность. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования по данным имеющихся работ.
Формирование цели исследования определяет конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Основные задачи перечисляются: изучить., описать., установить., разработать.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования, то, что определяет тему диссертации и, следовательно, научно-исследовательской работы.
Выбор метода исследования, который позволяет достичь цели работы и
найти необходимый фактический материал.
Общие методы научного познания обычно делят на три группы:
1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом
уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
К специальным методам исследования можно отнести: методы логического, факторного и регрессионно - корреляционного анализа, системного подхода, методы прогнозирования, экспертных оценок, имитационного моделирования, управления по отклонениям.
В описании процесса исследования освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.
Важным этапом научного исследования является получение результатов, которые ведутся на основании отчета о научно-исследовательской работе.
Ниже приведены способы и приёмы выполнения работы (табл.1):
Таблица 1. Характеристика основных этапов научно-исследовательской работы
Этапы
| Разделы работы
| Способы и приемы
выполнения работы
| 1. Предварительные работы
| 1.1.Превинтивное определение проблемы исследования
1.2.Конкретизация темы исследования
1.3. Выбор стратегии исследования
1.4. Определение цели и
задач исследования
1.5. Формулирование
предмета и объекта исследования
1.6. Выбор методики и
технологии проведения исследования
1.7. Определение потребности в ресурсах
| Ознакомление с литературой по вопросам:
- методы научной работы;
- техника организации и гигиены умственного труда;
- методика работы с научной литературой.
Выбор темы:
- просмотр обзоров достижений науки и
техники;
- обобщение и анализ материалов в области выбранной проблемы исследования;
- консультации с руководителем.
Формулируется комплекс положений, определяющих основную и сопутствующую цели, а также задачи исследования.
Все разнообразие проблем лежит в совокупности трех групп: проблемы поведения объекта управления, проблемы поведения субъекта управления и проблемы взаимодействия объекта и субъекта управления.
Формулирование цели исследования в виде конкретного эффективного варианта совершенствования существующей организации управления на уровне текущих и перспективных, общих и локальных, постоянных и эпизодических целей.
Определяются количественные и стоимостные характеристики материальных, трудовых и информационных ресурсов для проведения исследования.
| 2. Постановка научной задачи
| 2.1. Выдвижение научной гипотезы
2.2. Обобщение и поиск
аналога задачи
2.3. Прогнозирование
результатов исследования
2.4.Составление рабочего плана исследования
2.5. Проектирование
эксперимента
2.6.Экспликация понятий
| Гипотетическое объяснение должно быть построено на основании причин, факторов, зависимостей и учитывать известные законы, объясняющие все факты, характеризующие проблему. Она должна быть логически непротиворечивой.
Осуществляется вариантификация – выбор установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.
Дается описание предположительного результата в виде характеристики нового состояния усовершенствованного объекта с обоснованием источников полученного эффекта.
Формируется комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий, ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.
Конструируются определения в соответствии с правилами, учитывающими адекватность реальности, научную корректность и концептуальную значимость.
| 3. Исследовательская работа
| 3.1.Исследование современного состояния проблемы
3.2. Проведение эксперимента
3.3. Обработка результатов и составление отчетов
3.4. Формулирование
выводов и рекомендаций по конечным результатам исследования
| Систематическое изучение литературы по теме других материалов, критическое обдумывание их.
Совмещение ресурсов, условий и масштаба эксперимента в результате его организации, оценка качества проведения эксперимента в виде экспертной оценки, реализации модели, внедрения различных методик.
Составление подробного перечня исследовательских работ по этапам; анализ и обобщение полученных научных данных.
Написание отчета по исследовательской работе.
| 4. Представление магистерской диссертации
| 4.1.Оформление рукописи
4.2. Рецензирование
рукописи
4.3. Оценка диссертационного исследования руководителем
4.4.Подготовка презентации результатов исследования
4.5. Защита диссертации
| Написание рукописи диссертации в соответствии со стандартом оформления научно-исследовательских работ
Рецензирование работы экспертами
Составление руководителем отзыва о работе магистранта
Формирование пакета документов к защите диссертации (рукопись, реферат, иллюстративный материал, отзывы о работе, справки о внедрении результатов)
Доклад перед государственной аттестационной комиссией в соответствии с процедурой защиты
|
Совместно с научным руководителем составляется календарный план с указанием наименований основных этапов работы, сроков выполнения (месяц, год).
Составление рабочих планов
Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Планирование творческого процесса студента-магистранта начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах, что существенно облегчает научному руководителю оценку общей композиции и рубрикации будущей диссертации.
Рабочий план разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта и начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого научного исследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена гипотеза. Но даже и такая постановка позволит систематизировать и упорядочить всю последующую работу.
Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.
Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих по их месту судить об их уместности и значимости.
Ниже приведен примерный рабочий план магистра (табл.2):
Таблица 2. Примерный вариант рабочего плана магистра
Наименование практических и экспериментальных работ
| Срок выполнения
работы
| Отметка
о выполнении
| 1. Обзор литературы
2. Составление библиографии по теме
3. Сбор материала для диссертации (работа в архивах, учреждениях, экспедициях, лабораториях, научных институтов, проведение экспериментальных исследований)
4. Обработка материала
5. Составление отчета о научно-исследовательской практике
6. Составление первого варианта текста диссертации
7. Работа по доработке первого варианта по диссертации
8. Литературное оформление и изготовление иллюстрированного материала окончательного варианта диссертации
9. Представление диссертации к защите
|
|
|
Date: 2016-02-19; view: 3187; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|