Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особые экономические зоны (ОЭЗ) как инструмент государственного регулирования





Основной документ - Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". ОЭЗ - часть территории РФ, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Особые экономические зоны представляют собой обособленную часть национального экономического пространства, в пределах которой используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Смысл такого обособления - повышение эффективности в достижении социально-экономических результатов.

Цели создания ОЭЗ:

• развитие обрабатывающих отраслей экономики;

• развитие высокотехнологичных отраслей экономики;

• развития туризма, санаторно-курортной сферы;

• развитие портовой и транспортной инфраструктур;

• разработка технологий и коммерциализации их результатов;

• производство новых видов продукции;

• содействие социально-экономическому развитию государства;

• иные цели, определяемые при создании ОЭЗ.

Характерные черты:

• ОЭЗ является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации;

• правом создания и определения границ ОЭЗ наделено Правительство Российской Федерации. Соответствующее решение законодательно оформляется постановлением Правительства;

• территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем действием особого режим осуществления предпринимательской деятельности.

Виды: промышленно-производственные ОЭЗ; технико-внедренческие ОЭЗ; туристско-рекреационные ОЭЗ; портовые ОЭЗ.

 

20. Территориальное планирование (ТП): сущность и содержание

ТП является одним из методов управления соц.-экономическим развитием региона. ТП – процесс обоснования целей и приоритетов соц.-экономического развития и определение путей и средств их достижения. План – документ, кот. содержит систему показателей и набор мероприятий по определению перспектив соц.-экономического развития. В плане обозначены цели, приоритеты, ресурсы, сроки, участники, полномочия и т.д.

Виды ТП: индикативное; стратегическое – процесс определения целей, приоритетов, значений экономич.показателей по наиболее важным направлениям развития территориальной соц.-экономич. системы с одновременным формированием механизма реализации. Стратегическое ТП включает в себя целеполагание, прогнозирование, программирование соц.-экономич.развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, отраслей экономики и сфер ГМУ.

Прогноз – система научно обоснованных представлений о возможных состояниях и траекториях развития территориальной соц.-эк.системы.

Программа – система взаимосвязанных по целям, ресурсам, срокам мероприятий, обеспечивающих реализацию приоритетов соц.-эк., пространственного, технологического развития.

Правовая основа – ФЗ от 28.06.2014 № 172 «о стратегическом планировании в РФ»

Уровни НПА в области ТП:

1)федеральный уровень (ежегодное послание президента; стратегии: Соц.-эк.развития РФ, Нац.безопасности РФ, Пространственного развития РФ, Соц.-эк. развития макрорегиона; отраслевые документы; стратегический прогноз РФ; различные гос.программы и др.)

2)уровень субъекта (стратегия соц-эк.разития субъекта; бюджетный прогноз; гос.программы субъектов РФ и др.)

3)муниципальный уровень (стратегия; план мероприятий по реализации)

 

Система документов территориального планирования в РФ.

Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Схемы территориального планирования Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением схем территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства. (утверждаются Президентом Российской Федерации.)

На уровне субъектов Российской Федерации также утверждаются схемы территориального планирования более конкретного содержания. Закон детально определяет предметы и процедуру согласований документов территориального планирования разного уровня.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;2) генеральные планы поселений;3) генеральные планы городских округов.

Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:

1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения; 2) оборона страны и безопасность государства; 3) энергетика;

4) высшее образование; 5) здравоохранение.

22. Территориальное разделение труда: сущность, виды, уровни, формы.

Территориальное разделение труда (ТРТ) - процесс производственной специализации, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами. Выражаясь в закреплении отдельных отраслей за определенными территориями, территориальное разделение труда показывает степень экономической освоенности пространства, уровень развития производительных сил и интеграции страны.

По масштабу пространственного охвата территориальное разделение труда можно подразделить на шесть различных уровней.

• Всемирное разделение труда, охватывающее (в той или иной степени) все государства мира.

• Международное разделение труда (МРТ) - устойчивая специализация стран на производстве определенных видов товаров и услуг

• Межрайонное разделение труда, которое регулярно и, как правило, в течение длительного времени осуществляется между экономическими районами страны и является основой ее хозяйственного развития как целого.

• Внутрирайонное разделение труда, то есть территориальное разделение труда внутри экономического района страны, которое складывается между входящими в состав района республиками (краями, областями), сгруппированными в экономические районы.

• Внутриобластное разделение труда - территориальное разделение труда между специализированными частями области, между ее центром (или основными центрами) и остальной ее хозяйственно освоенной и вовлеченной в разделение труда территорией.

• Локальное разделение труда, то есть территориальное разделение труда внутри части области, между городом и его пригородами, между несколькими городами, местностями и т.д.

Выделяют несколько различных видов территориального разделения труда:

1. Генеральное (всеобщее) разделение труда, которое возникает и осуществляется между экономически целостными территориями (странами и экономическими районами). При генеральном разделении труда рассматриваются взаимоотношения районов страны в целом, во всей сложности экономических переплетений экономических связей между ними.

2. Разделение труда между отдельными центрами (промышленными узлами, большими городами), при котором можно не принимать во внимание разделение труда на территориях, расположенных между ними, и эти центры выделяются из целостной "ткани" экономических районов.

3. Разделение труда, возникающее в том или ином пространственном "поле" вокруг экономического центра (города, комбината, крупного сборочного машиностроительного завода). При этом "поля", на которых разбросаны те или иные тяготеющие к данному центру точки, могут перекрещиваться, не совпадать с экономическими районами.

4. Постадийное разделение труда, при котором территориально разобщены и находятся в разных пунктах или местностях стадии того или иного единого производственного процесса.

5. Фазовое территориальное разделение труда, заключающееся в том, что одна и та же продукция поступает в центры поступления в течение года из разных мест.

6. Эпизодическое разделение труда, когда страны решили обменяться какими-либо товарами по каким-то политическим или экономическим соображениям, хотя это и не соответствует традициям, необходимости и т.д.

Все производства, имеющиеся в районе, можно подразделить на следующие.

1. Главные, определяющие место района в системе территориального разделения труда внутри страны, формирующие производственный профиль района, участвующие во всемирном и международном социалистическом разделении труда. Экономические пункты с главными производствами определяют конур экономического района и формируют его границы.

2. Базисные, поставляющие сырье и топливо главным производствам, а также дополнительным и прочим производствам района. Размещение базисных предприятий позволяет уточнять границы района, отделяющие предприятия, снабжающие сырьем и топливом данный район, от предприятий, снабжающих сырьем и топливом соседние районы, хотя бы характер этого сырья и топлива был однотипен. Некоторые базисные производства в отдельных районах могут приобретать значение главных.

3. Сопутствующие, которые образуются как боковые ветви главных производств на основе совместного использования источников сырья или переработки отходов производства. Сопутствующие производства усиливают комплексность хозяйства и снижают цену продукции главных. Они либо удовлетворяют местные нужды, либо вывозят продукцию за пределы района или сочетают обе эти функции. Эти производства не влияют на границы района.

4. Дополнительные производства. Они вывозят свою продукцию из района в другие районы (и страны), являясь отраслями специализации, но не связаны с главными или сопутствующими производствами. Эти производства не влияют на границы района, и, наоборот, их включение в районный хозяйственный комплекс определяется тем, что они по тем или иным причинам оказались в пределах данного района.

5. Внутрирайонные производства, которые удовлетворяют своей продукцией потребности самого района и существуют независимо от его специализации в масштабе всей страны, активно участвуют в повышении уровня жизни населения района и тем самым косвенно влияют и на развитие специализирующихся отраслей. Внутрирайонные производства действуют в заданных границах района, они не могут влиять на их изменение.

6. Обслуживающие производства (инфраструктура), которые снабжают электроэнергией, теплом, водой, строительными материалами, общими ремонтными базами все производства района - как главные базисные и сопутствующие, так и внутрирайонные. Сюда же относится и транспорт, работа которого (но не сеть) не определяет сама по себе границ района.


 

Date: 2016-02-19; view: 536; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию