Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Еще о религии





К стр. 364

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, Госполитиздат, 1955, стр. 120.

К стр. 365

1 Готама (Гаутама) — мифический основатель буддийской религии.

2 Веданта — одна из главных школ индийской философии.

3 Рис — Дэвидс, Буддизм. Перев. с англ., Спб. 1899.

К стр. 366

1 См. П. Д. Шантепи де ла Сосей, Иллюстрированная история рели­гий, т. II, стр. 74.

К стр. 367

1 Брама (Брахма) — один из высших богов в индуизме, считающийся творцом мира и всех существ.

2 См. П. Д. Шантепи де ла Соссэй, Иллюстрированная история религий, т. II, стр. 74.

3 Слова "и в своем качестве атеиста оставался простым проповедником нравственности" в "Современном мире" отсутствуют.

К стр. 368

1 Книга Л. И. Аксельрод (Ортодокс) вышла в Штутгарте в 1902 г. На русском языке сборники статей Л. Аксельрод о Толстом вышли в советских изданиях в 1922 и 1928 гг.

2 Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т. 35, Гослитиздат, 1950, стр. 191.

3 См. там же.

4 См. там же, стр. 163.

К стр. 369

1См. Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т. 35, стр. 192.

2 См. там же.

3 Цитата из произведения Фейербаха «Theogonie» («Теогония»), гл. 36. «Die theoretische Grundlage des Theismus» («Теоретические основы теизма»), Лейпциг 1857. На русский язык эта работа не переведена.

4 В «Современном мире» слова «неразумным» в данном месте и в даль­нейшем тексте нет.

К стр. 370

1 Ответ Плеханова на анкету «Mercure de France» cм. в Настоящем издании, т. III, стр. 104—105.

К стр. 371

1 Луначарский приводит ряд цитат из книги Э. Вандервельде «Со­циализм и религия». Согласно взглядам Вандервельде, наука бессильна объяснить нам сущность вещей, и только тот, кто не понимает этого, «может питать иллюзию, что успехи научных знаний положат конец философ­скому неведению». Луначарский добавляет: «Вторжение в эту область неведомого Вандервельд и называет религией...» (А. Луначарский, Рели­гия и социализм, т. I, Спб. 1908, стр. 27).

К стр. 372

1Ланге цитирует Чольбе: «Утверждая лишь вообще объяснимость всех вещей чисто естественным образом, но не сделавши даже попытки доказать ее в частности, они [Фейербах, Фогт, Молешотт и др.] находятся еще, в сущности, на почве враждебной им религии и умозрительной фило­софии» (Ф. А. Ланге, История материализма и критика его значения в на­стоящее время, т. II, Спб. 1899, стр. 422—423).

2 См. Настоящее издание, т. III, стр. 124—125.

3 Цитата из книги Фейербаха «Сущность христианства» (. Л. Фейер­бах, Избранные философские произведения, т. II. Гоcполитиздат, 1955, стр. 42).

4 См. там же, стр. 42—43.

5 Тэйлор говорит: «Первое, что представляется необходимым при систематическом изучении религии примитивных обществ, это — опре­деление самой религии... Целесообразнее всего будет... просто принять за определение минимума религии верование в духовных существ» (Э. Тэй­лор, Первобытная культура, стр. 263).

К стр. 373

1 См. Л. Фейербах, Избранные произведения, т. II, стр. 22.

2 Работа К. Маркса «Нищета философии. Ответ на «Философию ни­щеты» Прудона» вышла в Петербурге в 1906 г. См. статью К. Маркса «О Прудоне (письмо И.-Б. Швейцеру)», (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 348—355).

К стр. 374

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, 1955, стр. 414—415.

К стр. 375

1 Цитата из статьи Энгельса «Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее»» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, стр. 590).

2 См. там же, стр. 592.

3 Л. Фейербах, Избранные философские произведения, т. II, стр. 23.

К стр. 376

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 358 — 359.

2 См. там же, стр. 359.

3 См. там же, стр. 359 — 360.

К стр. 379

1 Я доволен, я доволен — слова, часто повторяемые ограниченным и самодовольным учителем Кулыгиным из пьесы Чехова «Три сестры» (см. А. П. Чехов, Соч., т. XI, Гослитиздат, 1948, стр. 284, 290).

К стр. 380

1 «Очерки по философии марксизма» — философский сборник, вы­шедший в Петербурге в 1908 г. и заключающий в себе статьи махистов, эмпириомонистов и других «критиков»! Базарова, Богданова, Луначар­ского, Бермана и др.

К стр. 381

1 Имеется в виду книга: Г. Геффдинг, Философия религии, Спб. 1903.

2 Геффдинг развивает мысли об этическом значении религии в глава «Этическая философия религии» (Г. Геффдинг, Философия религии, стр. 317 и сл.).

К стр. 382

1 Хронос (Крон) — всепоглощающее время. Согласно греческому мифу, Хронос, хитростью отнявший власть у своего отца, боялся, что дети обрекут его на такую же участь. Поэтому он проглатывал всех своих детей, как только они рождались, и лишь утаенный матерью Зевс остался в жи­вых.

К стр. 385

1 Восьмидесятые годы — годы политической реакции в России, наступившей после убийства Александра II. Эти годы, как и эпоха реак­ции после революции 1905 — 1907 гг., характеризуются упадочными течениями среди интеллигенции, крайним индивидуализмом, увлечением «чистым искусством», мистическими и религиозными настроениями.

2 Луначарский снабдил сочувственным послесловием вышедшую в России в 1907 г. книгу итальянского синдикалиста Артуро Лабриолы «Реформизм и синдикализм».

К стр. 387

1 И. В. Киреевский употребил это выражение в статье «Обозрение русской словесности за 1829 год». Он пишет там о поэте Дельвиге: «Его муза была в Греции; она воспиталась под теплым небом Аттики... Ее неж­ная краса не вынесла бы холода мрачного Севера, если бы поэт не прикрыл ее нашею народною одеждою; если бы на ее классические формы он не набросил душегрейку новейшего уныния...» (И. В. Киреевский, Полное собрание сочинений в двух томах, т. II, М. 1911, стр. 31).

2 Из стихотворения Лермонтова «Бородино».

3 «Allegro con spirito» — в музыке «быстро, с воодушевлением». В то же время слово «spirito» имеет в итальянском языке значение «ум». В дан­ном тексте: «быстро, но не умно».

К стр. 388

1 В статье «К истории раннего христианства» Ф. Энгельс пишет, что «...все массовые движения средних веков выступали неизбежно в религиоз­ном облачении, являясь как бы восстановлением раннего христианства...» Черта эта, говорит он дальше, вновь пробудилась у рабочих-коммунистов после 1830 г.: «Как французские революционные коммунисты, так в осо­бенности и Вейтлинг с его последователями ссылались на раннее хри­стианство...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, О религии, Госполитиздат, 1955, стр. 244).

2 Маркс и Энгельс в «Циркуляре против Криге» выступили с поле­микой против представителя «истинного социализма» Германа Криге, проповедовавшего «фантастические сентиментальные бредни» под видом коммунизма (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, 1955, стр. 1 — 16).

3 Энгельс писал в статье «К истории раннего христианства» о после­дователе Вейтлинга Альбрехте и шарлатане и провокаторе Кульмане: «Вот прежде всего «пророк Альбрехт», который примерно с 1840 года несколько лет в буквальном смысле слова грабил вейтлинговские комму­нистические общины Швейцарии... который пешком исходил всю Швей­царию в поисках слушателей для своего таинственного нового евангелия спасения мира... Вот его менее безобидный последователь, «доктор» Георг Кульман из Гольштейна, который... читал... лекции, изданные в 1845 году в Женеве под названием: «Новый мир или царство духа на земле. Возве­щение»... Мне, конечно, нет надобности добавлять, что это учение о новом мире — не что иное, как самый обыкновенный сентиментальный вздор, облеченный... в полубиблейские выражения...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, О религии, стр. 246 — 247).

Маркс и Энгельс посвятили Кульману в «Немецкой идеологии» от­дельную главу в разделе «Истинный социализм» (см. Соч., т. 3, Госполит­издат, 1955, стр. 535 — 544).

К стр. 390

1См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. I, стр. 350.

2 Цикл очерков М. Горького «В Америке» был напечатан в сборнике товарищества «Знание» за 1906 г., кн. 11 и 12 (см. М. Горький, Собрание сочинений в тридцати томах, т. 7, стр. 7 — 42).

3 Г. В. Плеханов неправ в своем отношении к повести «Мать», ценной не только своим идейным содержанием, но и художественными достоин­ствами. Известны весьма положительные высказывания о ней В. И. Ле-

нина. Горький приводит слова Ленина, вспоминая встречу с ним на V (Лондонском) съезде РСДРП в 1907 г.: «... книга — нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихий­но, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя». ««Очень своевременная книга». Это был единственный, но крайне ценный для меня его комплимент» (см. М. Горький, В. И. Ленин. Собрание сочи­нений в тридцати томах, т. 17, стр. 7).

4 Повесть «Исповедь» писалась Горьким в период столыпинской реакции в 1907 — 1908 гг. Она появилась впервые в сборнике товарище­ства «Знание» за 1908 год, кн. 23, и тогда же вышла отдельным изданием в Берлине. Горький, который с нетерпением ожидал появления своей повести в печати, уже 31 августа 1908 г. писал В. Я. Брюсову: «Сам я очень недоволен ею...» (см. М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, Гос­литиздат, 1950, стр. 503 — 504).

5 В «Современном мире»: «Как мыслитель».

К стр. 391

1 М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 351.

2 См. там же, стр. 352.

К стр. 392

1 М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 331.

2 «Литературный распад» — сборники критических статей, напра­вленных против упадочных настроений в литературе эпохи реакции. Всего вышло два сборника в 1908 — 1909 гг., причем второй уже сам заклю­чал в себе статьи с уклоном к махизму и богоискательству. К последним относится и статья Луначарского «Двадцать третий сборник «Знания»» (стр. 84 — 119).

3 Заглавие драмы Л. Н. Толстого из крестьянской жизни «Власть тьмы».

К стр. 393

1 М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 378.

2 Там же, стр. 350 — 351.

3 Лурд — город на юго-западе Франции, центр паломничества като­ликов. Описан в известном романе Э. Золя «Лурд».

К стр. 394

1 В своей книге «Dans les ténèbres des de l'Afrique» («В дебрях Африки») известный английский путешественник и исследователь Африки Стенлей описывает военную пляску, виденную им в экваториальной Африке. Пле­ханов приводит это красочное описание в одном из своих «Писем без ад­реса» (см. Настоящее издание, т. V).

2 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 359.

К стр. 395

1Цитата из статьи Энгельса «Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее»» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, 1955, стр. 592-593).

2 См. там же, стр. 594.

3 См. М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 330 — 331.

К стр. 397

1 М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 368.

2 См. там же,стр. 350.

К стр. 398

1 См. М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 350.

2 См. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиядат, 1953, стр. 101 — 112.

3 См. Настоящее издание, т. I, стр. 590 — 596.

К стр. 399

1 См. М. Горький, Собрание сочинений, т. 2, стр. 290 — 291.

2 Статья Луначарского «Атеизм» напечатана в сборнике«Очерки по философии марксизма», Спб. 1908.

К стр. 400

1 Фразы «Это тоже очень «следует хорошенько заметить»», в «Совре­менном мире» нет.

2 В «Современном мире» имеется продолжение этой фразы: «Скажу я словами последнего из этих двух обличителей материализма».

3 В сб. «От обороны к нападению» и в Сочинениях ошибочно: «настрое­ние»; в «Современном мире» — «построение».

К стр. 401

1 См. М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 344.

2 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, стр. 14.

К стр. 402

1См. М. Горький, Собрание сочинений, т. 1, стр. 348.

2 Имеется в виду героиня рассказа Горького «Мальва» (М. Горький, Собрание сочинений, т. 3, стр. 241 — 290).

СТАТЬЯ ТРЕТЬЯ

Date: 2016-02-19; view: 260; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию