Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Еще о религииК стр. 364 1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, Госполитиздат, 1955, стр. 120. К стр. 365 1 Готама (Гаутама) — мифический основатель буддийской религии. 2 Веданта — одна из главных школ индийской философии. 3 Рис — Дэвидс, Буддизм. Перев. с англ., Спб. 1899. К стр. 366 1 См. П. Д. Шантепи де ла Сосей, Иллюстрированная история религий, т. II, стр. 74. К стр. 367 1 Брама (Брахма) — один из высших богов в индуизме, считающийся творцом мира и всех существ. 2 См. П. Д. Шантепи де ла Соссэй, Иллюстрированная история религий, т. II, стр. 74. 3 Слова "и в своем качестве атеиста оставался простым проповедником нравственности" в "Современном мире" отсутствуют. К стр. 368 1 Книга Л. И. Аксельрод (Ортодокс) вышла в Штутгарте в 1902 г. На русском языке сборники статей Л. Аксельрод о Толстом вышли в советских изданиях в 1922 и 1928 гг. 2 Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т. 35, Гослитиздат, 1950, стр. 191. 3 См. там же. 4 См. там же, стр. 163. К стр. 369 1См. Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т. 35, стр. 192. 2 См. там же. 3 Цитата из произведения Фейербаха «Theogonie» («Теогония»), гл. 36. «Die theoretische Grundlage des Theismus» («Теоретические основы теизма»), Лейпциг 1857. На русский язык эта работа не переведена. 4 В «Современном мире» слова «неразумным» в данном месте и в дальнейшем тексте нет. К стр. 370 1 Ответ Плеханова на анкету «Mercure de France» cм. в Настоящем издании, т. III, стр. 104—105. К стр. 371 1 Луначарский приводит ряд цитат из книги Э. Вандервельде «Социализм и религия». Согласно взглядам Вандервельде, наука бессильна объяснить нам сущность вещей, и только тот, кто не понимает этого, «может питать иллюзию, что успехи научных знаний положат конец философскому неведению». Луначарский добавляет: «Вторжение в эту область неведомого Вандервельд и называет религией...» (А. Луначарский, Религия и социализм, т. I, Спб. 1908, стр. 27). К стр. 372 1Ланге цитирует Чольбе: «Утверждая лишь вообще объяснимость всех вещей чисто естественным образом, но не сделавши даже попытки доказать ее в частности, они [Фейербах, Фогт, Молешотт и др.] находятся еще, в сущности, на почве враждебной им религии и умозрительной философии» (Ф. А. Ланге, История материализма и критика его значения в настоящее время, т. II, Спб. 1899, стр. 422—423). 2 См. Настоящее издание, т. III, стр. 124—125. 3 Цитата из книги Фейербаха «Сущность христианства» (. Л. Фейербах, Избранные философские произведения, т. II. Гоcполитиздат, 1955, стр. 42). 4 См. там же, стр. 42—43. 5 Тэйлор говорит: «Первое, что представляется необходимым при систематическом изучении религии примитивных обществ, это — определение самой религии... Целесообразнее всего будет... просто принять за определение минимума религии верование в духовных существ» (Э. Тэйлор, Первобытная культура, стр. 263). К стр. 373 1 См. Л. Фейербах, Избранные произведения, т. II, стр. 22. 2 Работа К. Маркса «Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» Прудона» вышла в Петербурге в 1906 г. См. статью К. Маркса «О Прудоне (письмо И.-Б. Швейцеру)», (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 348—355). К стр. 374 1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, 1955, стр. 414—415. К стр. 375 1 Цитата из статьи Энгельса «Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее»» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, стр. 590). 2 См. там же, стр. 592. 3 Л. Фейербах, Избранные философские произведения, т. II, стр. 23. К стр. 376 1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 358 — 359. 2 См. там же, стр. 359. 3 См. там же, стр. 359 — 360. К стр. 379 1 Я доволен, я доволен — слова, часто повторяемые ограниченным и самодовольным учителем Кулыгиным из пьесы Чехова «Три сестры» (см. А. П. Чехов, Соч., т. XI, Гослитиздат, 1948, стр. 284, 290). К стр. 380 1 «Очерки по философии марксизма» — философский сборник, вышедший в Петербурге в 1908 г. и заключающий в себе статьи махистов, эмпириомонистов и других «критиков»! Базарова, Богданова, Луначарского, Бермана и др. К стр. 381 1 Имеется в виду книга: Г. Геффдинг, Философия религии, Спб. 1903. 2 Геффдинг развивает мысли об этическом значении религии в глава «Этическая философия религии» (Г. Геффдинг, Философия религии, стр. 317 и сл.). К стр. 382 1 Хронос (Крон) — всепоглощающее время. Согласно греческому мифу, Хронос, хитростью отнявший власть у своего отца, боялся, что дети обрекут его на такую же участь. Поэтому он проглатывал всех своих детей, как только они рождались, и лишь утаенный матерью Зевс остался в живых. К стр. 385 1 Восьмидесятые годы — годы политической реакции в России, наступившей после убийства Александра II. Эти годы, как и эпоха реакции после революции 1905 — 1907 гг., характеризуются упадочными течениями среди интеллигенции, крайним индивидуализмом, увлечением «чистым искусством», мистическими и религиозными настроениями. 2 Луначарский снабдил сочувственным послесловием вышедшую в России в 1907 г. книгу итальянского синдикалиста Артуро Лабриолы «Реформизм и синдикализм». К стр. 387 1 И. В. Киреевский употребил это выражение в статье «Обозрение русской словесности за 1829 год». Он пишет там о поэте Дельвиге: «Его муза была в Греции; она воспиталась под теплым небом Аттики... Ее нежная краса не вынесла бы холода мрачного Севера, если бы поэт не прикрыл ее нашею народною одеждою; если бы на ее классические формы он не набросил душегрейку новейшего уныния...» (И. В. Киреевский, Полное собрание сочинений в двух томах, т. II, М. 1911, стр. 31). 2 Из стихотворения Лермонтова «Бородино». 3 «Allegro con spirito» — в музыке «быстро, с воодушевлением». В то же время слово «spirito» имеет в итальянском языке значение «ум». В данном тексте: «быстро, но не умно». К стр. 388 1 В статье «К истории раннего христианства» Ф. Энгельс пишет, что «...все массовые движения средних веков выступали неизбежно в религиозном облачении, являясь как бы восстановлением раннего христианства...» Черта эта, говорит он дальше, вновь пробудилась у рабочих-коммунистов после 1830 г.: «Как французские революционные коммунисты, так в особенности и Вейтлинг с его последователями ссылались на раннее христианство...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, О религии, Госполитиздат, 1955, стр. 244). 2 Маркс и Энгельс в «Циркуляре против Криге» выступили с полемикой против представителя «истинного социализма» Германа Криге, проповедовавшего «фантастические сентиментальные бредни» под видом коммунизма (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, 1955, стр. 1 — 16). 3 Энгельс писал в статье «К истории раннего христианства» о последователе Вейтлинга Альбрехте и шарлатане и провокаторе Кульмане: «Вот прежде всего «пророк Альбрехт», который примерно с 1840 года несколько лет в буквальном смысле слова грабил вейтлинговские коммунистические общины Швейцарии... который пешком исходил всю Швейцарию в поисках слушателей для своего таинственного нового евангелия спасения мира... Вот его менее безобидный последователь, «доктор» Георг Кульман из Гольштейна, который... читал... лекции, изданные в 1845 году в Женеве под названием: «Новый мир или царство духа на земле. Возвещение»... Мне, конечно, нет надобности добавлять, что это учение о новом мире — не что иное, как самый обыкновенный сентиментальный вздор, облеченный... в полубиблейские выражения...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, О религии, стр. 246 — 247). Маркс и Энгельс посвятили Кульману в «Немецкой идеологии» отдельную главу в разделе «Истинный социализм» (см. Соч., т. 3, Госполитиздат, 1955, стр. 535 — 544). К стр. 390 1См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. I, стр. 350. 2 Цикл очерков М. Горького «В Америке» был напечатан в сборнике товарищества «Знание» за 1906 г., кн. 11 и 12 (см. М. Горький, Собрание сочинений в тридцати томах, т. 7, стр. 7 — 42). 3 Г. В. Плеханов неправ в своем отношении к повести «Мать», ценной не только своим идейным содержанием, но и художественными достоинствами. Известны весьма положительные высказывания о ней В. И. Ле- нина. Горький приводит слова Ленина, вспоминая встречу с ним на V (Лондонском) съезде РСДРП в 1907 г.: «... книга — нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя». ««Очень своевременная книга». Это был единственный, но крайне ценный для меня его комплимент» (см. М. Горький, В. И. Ленин. Собрание сочинений в тридцати томах, т. 17, стр. 7). 4 Повесть «Исповедь» писалась Горьким в период столыпинской реакции в 1907 — 1908 гг. Она появилась впервые в сборнике товарищества «Знание» за 1908 год, кн. 23, и тогда же вышла отдельным изданием в Берлине. Горький, который с нетерпением ожидал появления своей повести в печати, уже 31 августа 1908 г. писал В. Я. Брюсову: «Сам я очень недоволен ею...» (см. М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, Гослитиздат, 1950, стр. 503 — 504). 5 В «Современном мире»: «Как мыслитель». К стр. 391 1 М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 351. 2 См. там же, стр. 352. К стр. 392 1 М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 331. 2 «Литературный распад» — сборники критических статей, направленных против упадочных настроений в литературе эпохи реакции. Всего вышло два сборника в 1908 — 1909 гг., причем второй уже сам заключал в себе статьи с уклоном к махизму и богоискательству. К последним относится и статья Луначарского «Двадцать третий сборник «Знания»» (стр. 84 — 119). 3 Заглавие драмы Л. Н. Толстого из крестьянской жизни «Власть тьмы». К стр. 393 1 М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 378. 2 Там же, стр. 350 — 351. 3 Лурд — город на юго-западе Франции, центр паломничества католиков. Описан в известном романе Э. Золя «Лурд». К стр. 394 1 В своей книге «Dans les ténèbres des de l'Afrique» («В дебрях Африки») известный английский путешественник и исследователь Африки Стенлей описывает военную пляску, виденную им в экваториальной Африке. Плеханов приводит это красочное описание в одном из своих «Писем без адреса» (см. Настоящее издание, т. V). 2 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 359. К стр. 395 1Цитата из статьи Энгельса «Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее»» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, 1955, стр. 592-593). 2 См. там же, стр. 594. 3 См. М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 330 — 331. К стр. 397 1 М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 368. 2 См. там же,стр. 350. К стр. 398 1 См. М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 350. 2 См. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиядат, 1953, стр. 101 — 112. 3 См. Настоящее издание, т. I, стр. 590 — 596. К стр. 399 1 См. М. Горький, Собрание сочинений, т. 2, стр. 290 — 291. 2 Статья Луначарского «Атеизм» напечатана в сборнике«Очерки по философии марксизма», Спб. 1908. К стр. 400 1 Фразы «Это тоже очень «следует хорошенько заметить»», в «Современном мире» нет. 2 В «Современном мире» имеется продолжение этой фразы: «Скажу я словами последнего из этих двух обличителей материализма». 3 В сб. «От обороны к нападению» и в Сочинениях ошибочно: «настроение»; в «Современном мире» — «построение». К стр. 401 1 См. М. Горький, Собрание сочинений, т. 8, стр. 344. 2 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, стр. 14. К стр. 402 1См. М. Горький, Собрание сочинений, т. 1, стр. 348. 2 Имеется в виду героиня рассказа Горького «Мальва» (М. Горький, Собрание сочинений, т. 3, стр. 241 — 290). СТАТЬЯ ТРЕТЬЯ
|