Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О религии





К стр. 326

1 «Вехи» — сборник реакционных статей, выдержавший в течение 1909 г. пять изданий. Авторы сборника (Н. Бердяев, С. Булгаков, М. Гер­шензон, А. Изгоев, П. Струве, С. Франк) дошли до открытой защиты и восхваления реакции, выступая против массового революционного дви­жения с проповедью идеализма, религии и мистики. Ленин разоблачил веховскую контрреволюцию в статье «О «Вехах»», назвав эту книгу «энци­клопедией либерального ренегатства» (Соч., т. 16, стр. 107).

К стр. 330

1 Перепечатывая первые две статьи в 1910 г. в сборнике «От обороны к нападению», Плеханов снабдил их новыми примечаниями, которые при­водятся здесь с указанием страниц этого сборника.

К стр. 332

1См. Э. Тэйлор, Первобытная культура, Соцэкгиз, 1939, стр. 265.

2 См. там же, стр. 264.

3 См. Е. Баратынский, Стихотворения, «Советский писатель», 1948, стр. 166-167.

К стр. 333

1 В статье, посвященной творчеству Е. Баратынского, Белинский дает оценку стихотворения «Приметы», заканчивая ее следующей репли­кой: «Коротко и ясно: все наука виновата! Без нее мы жили бы не хуже ирокезов...» (В. Г. Белинский, Полное собрание сочинения, т. VI, АН СССР, 1955, стр. 471).

2 Свои взгляды на теорию анимизма Богданов изложил в статье «Ав­торитарное мышление», вошедшей в сборник его статей «Из психологии общества», Спб. 1904, стр. 95—156.

К стр. 334

1Плеханов имеет в виду книгу В. Шулятикова «Оправдание капита­лизма в западноевропейской философии. (От Декарта до Маха)», М. 1908. Рецензию Плеханова на эту книгу см. в Настоящем издании, т. III.

2 Рецензию Плеханова на эту книгу см. в Настоящем издании, т. III.

К cтр. 335

1Плеханов разбирает философские взгляды Маха в статье «Materialismus militans». Ответ г. Богданову. Письмо второе (см. Настоящее издание, т. III).

К стр. 336

1 Знаменитая фреска пизанского Кампо Санто (кладбище) «Триумф смерти» долго приписывалась флорентийскому живописцу раннего Возрождения Орканье. Однако с большей достоверностью она может быть отнесена к Франческо Траини. Орканье же принадлежит другая фреска на стене того же кладбища — «Страшный суд».

2 Тэйлор пишет: «... связь между жизнью человека и зрачком глаза известна у европейского простонародья, которое не без основания видит признак колдовства или приближающейся смерти в исчезании зрачкового образа в помутившемся глазе больного» (Э. Тэйлор, Первобытная куль­тура, стр. 267).

К стр. 337

1Плеханов имеет в виду следующее место из введения Энгельса к анг­лийскому изданию «Развития научного социализма от утопии к науке». После чартистского движения английская буржуазия поняла, по словам Энгельса, как «важно было теперь держать народ в узде моральными сред­ствами. Первым же и важнейшим средством, которым воздействуют на массы, оставалась все та же религия» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, Госполитиздат, 1955, стр. 104).

К стр. 338

1См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 349—350.

2 См. там же, стр. 349, примечание.

К стр. 339

1См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 175.

2 Плеханов имеет в виду свое первое письмо о первобытном искус­стве, вошедшее в серию статей «Письма без адреса». Значительно подроб­ной мысли о связи первобытного искусства с охотничьим бытом развиты им в пятом письме (см. «Письма без адреса» в настоящем издании, т. V).

3 Приводим близкое по содержанию место из книги Фробениуса (в переводе): «Особенность мифологии племени Нутка состоит в том, что она изобилует образами животных... Для охотника нет ничего ближе его зверя» (стр. 23—24).

К стр. 340

1 См. Э. Тэйлор, Первобытная культура, стр. 269.

2 См. там же, стр. 269—270.

К стр. 341

1 Свои мысли о соотношении между магией, религией и наукой Фре­зер развивает в главе «Магия и религия» указанной книги. См. русское издание: Дж. Фрезер, Золотая ветвь, т. I, М. 1931, стр. 63—76. Приведен­ную цитату смотри на стр. 63.

2 См. там же, стр. 66.

К стр. 345

1Полное заглавие книги: Lang A., Mythes, Cultes et religion. Trad. par Léon Mariller avec la collaboration de A. Dirr. Precede d'une introduc-

tion par Leon Mariller. Paris 1896. (Э. Лэнг, Мифы, культы и религия Перев. Леона Марилье в сотрудничестве с А. Дирром. Введение Леона Марилье. Париж 1896).

2 Овагереро, или гереро — см. Настоящее издание, т. III, примеча­ние 1 к стр. 160.

К стр. 346

1 В русском издании см. П. Д. Шантепи де ла Сосей, Иллюстриро­ванная история религий, т. I, Спб. 1913, стр. 182.

К стр. 347

1 На указанной странице Джевонс говорит (в переводе): «О том, что земледелие повсюду было более поздней стадией в развитии цивилизации, чем скотоводство, мы можем заключить из того, что животный тотем пред­шествовал растительному: животные имеют кровь, которая необходима для скрепления кровной связи между человеческим и животным родом; и лишь позднее, когда научились выжимать из растений сок, который мог играть такую же роль, как кровь, особенно если он имел красноватую окраску, растения смогли стать тотемами».

К стр. 348

1Это подстрочное примечание имеется только в сборнике «От обо­роны к нападению».

Date: 2016-02-19; view: 264; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию