Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О религииК стр. 326 1 «Вехи» — сборник реакционных статей, выдержавший в течение 1909 г. пять изданий. Авторы сборника (Н. Бердяев, С. Булгаков, М. Гершензон, А. Изгоев, П. Струве, С. Франк) дошли до открытой защиты и восхваления реакции, выступая против массового революционного движения с проповедью идеализма, религии и мистики. Ленин разоблачил веховскую контрреволюцию в статье «О «Вехах»», назвав эту книгу «энциклопедией либерального ренегатства» (Соч., т. 16, стр. 107). К стр. 330 1 Перепечатывая первые две статьи в 1910 г. в сборнике «От обороны к нападению», Плеханов снабдил их новыми примечаниями, которые приводятся здесь с указанием страниц этого сборника. К стр. 332 1См. Э. Тэйлор, Первобытная культура, Соцэкгиз, 1939, стр. 265. 2 См. там же, стр. 264. 3 См. Е. Баратынский, Стихотворения, «Советский писатель», 1948, стр. 166-167. К стр. 333 1 В статье, посвященной творчеству Е. Баратынского, Белинский дает оценку стихотворения «Приметы», заканчивая ее следующей репликой: «Коротко и ясно: все наука виновата! Без нее мы жили бы не хуже ирокезов...» (В. Г. Белинский, Полное собрание сочинения, т. VI, АН СССР, 1955, стр. 471). 2 Свои взгляды на теорию анимизма Богданов изложил в статье «Авторитарное мышление», вошедшей в сборник его статей «Из психологии общества», Спб. 1904, стр. 95—156. К стр. 334 1Плеханов имеет в виду книгу В. Шулятикова «Оправдание капитализма в западноевропейской философии. (От Декарта до Маха)», М. 1908. Рецензию Плеханова на эту книгу см. в Настоящем издании, т. III. 2 Рецензию Плеханова на эту книгу см. в Настоящем издании, т. III. К cтр. 335 1Плеханов разбирает философские взгляды Маха в статье «Materialismus militans». Ответ г. Богданову. Письмо второе (см. Настоящее издание, т. III). К стр. 336 1 Знаменитая фреска пизанского Кампо Санто (кладбище) «Триумф смерти» долго приписывалась флорентийскому живописцу раннего Возрождения Орканье. Однако с большей достоверностью она может быть отнесена к Франческо Траини. Орканье же принадлежит другая фреска на стене того же кладбища — «Страшный суд». 2 Тэйлор пишет: «... связь между жизнью человека и зрачком глаза известна у европейского простонародья, которое не без основания видит признак колдовства или приближающейся смерти в исчезании зрачкового образа в помутившемся глазе больного» (Э. Тэйлор, Первобытная культура, стр. 267). К стр. 337 1Плеханов имеет в виду следующее место из введения Энгельса к английскому изданию «Развития научного социализма от утопии к науке». После чартистского движения английская буржуазия поняла, по словам Энгельса, как «важно было теперь держать народ в узде моральными средствами. Первым же и важнейшим средством, которым воздействуют на массы, оставалась все та же религия» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, Госполитиздат, 1955, стр. 104). К стр. 338 1См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 349—350. 2 См. там же, стр. 349, примечание. К стр. 339 1См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 175. 2 Плеханов имеет в виду свое первое письмо о первобытном искусстве, вошедшее в серию статей «Письма без адреса». Значительно подробной мысли о связи первобытного искусства с охотничьим бытом развиты им в пятом письме (см. «Письма без адреса» в настоящем издании, т. V). 3 Приводим близкое по содержанию место из книги Фробениуса (в переводе): «Особенность мифологии племени Нутка состоит в том, что она изобилует образами животных... Для охотника нет ничего ближе его зверя» (стр. 23—24). К стр. 340 1 См. Э. Тэйлор, Первобытная культура, стр. 269. 2 См. там же, стр. 269—270. К стр. 341 1 Свои мысли о соотношении между магией, религией и наукой Фрезер развивает в главе «Магия и религия» указанной книги. См. русское издание: Дж. Фрезер, Золотая ветвь, т. I, М. 1931, стр. 63—76. Приведенную цитату смотри на стр. 63. 2 См. там же, стр. 66. К стр. 345 1Полное заглавие книги: Lang A., Mythes, Cultes et religion. Trad. par Léon Mariller avec la collaboration de A. Dirr. Precede d'une introduc- tion par Leon Mariller. Paris 1896. (Э. Лэнг, Мифы, культы и религия Перев. Леона Марилье в сотрудничестве с А. Дирром. Введение Леона Марилье. Париж 1896). 2 Овагереро, или гереро — см. Настоящее издание, т. III, примечание 1 к стр. 160. К стр. 346 1 В русском издании см. П. Д. Шантепи де ла Сосей, Иллюстрированная история религий, т. I, Спб. 1913, стр. 182. К стр. 347 1 На указанной странице Джевонс говорит (в переводе): «О том, что земледелие повсюду было более поздней стадией в развитии цивилизации, чем скотоводство, мы можем заключить из того, что животный тотем предшествовал растительному: животные имеют кровь, которая необходима для скрепления кровной связи между человеческим и животным родом; и лишь позднее, когда научились выжимать из растений сок, который мог играть такую же роль, как кровь, особенно если он имел красноватую окраску, растения смогли стать тотемами». К стр. 348 1Это подстрочное примечание имеется только в сборнике «От обороны к нападению».
|