Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткая теория створов
Линейные створы. Теория створов основана на законах видимости и имеет важное значение для безопасности плавания. Раздельная видимость знаков возможна при условии, если угол ANВ (рис. 60), под которым видны знаки створа, будет не меньше угла разрешающей способности глаза е0 Разрешающей способностью глаза называется его свойство видеть раздельно смежные предметы. Наименьшая величина отклонения W судна от створной линии A F, которое обнаруживает глаз наблюдателя, зависит от расстояния l между знаками створа А и В и расстояния D между передним знаком створа В и судном. При любом отклонении от оси створа в пределах от — W до + W судоводитель будет видеть знаки А и В совмещенными, полагая, что его судно находится на оси створа. Формула величины отклонения судна W выводится таким образом. Рассматривая подобные треугольники NAM и АОВ, можно написать следующее соотношение: где АВ == l; AM = l + D; NM = W. Рис. 60. Схема движения судна по линейным створам В треугольнике ОNВ угол eо очень мал, а стороны ОN и BN незначительно отличаются от D. Поэтому можно допустить, что 0В является дугой центрального угла во с радиусом, равным D. Тогда, заменив eо непосредственно его величиной в радианах, установим, что 0В = ± arc 10e0D. Подставив последнее выражение в уравнение (52) и преобразовав его относительно W, получим где arc 1 — длина дуги в 1 при радиусе окружности, равном единице (численное значение arc 1 = 0,00029); eо — зависит от остроты зрения глаза и принимается в среднем для расчета линейных створов равным 2. Из формулы видно, что чем меньше отношение D: l, тем чувствительность створов больше, т. е. чем меньше величина W, тем меньше отклонение от оси судового хода, при котором наблюдатель увидит знаки створов несовмещенными. Для увеличения чувствительности створов расстояние l между знаками следует увеличивать. Например, если D = 2000 м, l = 40 м, то W ~ 59 м; если l = 50 м, то W ~ 47 м. Абсолютно точно держать судно на курсе невозможно, оно отклоняется от оси судового хода на величину, большую, чем W. Это дополнительное отклонение Р0 называется величиной допустимого уклонения судна. Для определения Р0 (см. рис. 60) предположим, что по створам А В идет судно со скоростью v. В точке К. имеется навигационная опасность или через нее проходит кромка судового хода. Отклонившись от оси створов в точке F на угол W, судоводитель заметит это только в точке d, когда разрешающая способность глаза станет равной во и знаки створов Лий будут видны раздельно. Чтобы исправить курс и лечь обратно на створы, необходимо время, равное t. За время t судно, имея скорость v, пройдет путь, равный dK = S = vt. Зная углы со и у, можно определить допустимое опасное отклонение NK = ро- Угол со — это отклонение судна от оси створов, не превышающее 2—5°. Угол Y обычно равен около 1°. Курс судна должен быть исправлен на сумму углов со + Y. Ввиду малости угла (W + Y можно допустить, что ро является дугой центрального угла с радиусом, равным vi, тогда Р0=агс1°(W+Y)vt. (54) При расчетах со 4- Y обычно принимается равным 3°. Необходимо, чтобы за период исправления курса судно не вышло за кромку судового хода. Следовательно, точка К. должна лежать в пределах судоходной трассы или в крайнем случае должна находиться на кромке судового хода. Таким образом, чтобы при ориентировке по створам не было выхода судов за кромки судового хода, наибольшая величина уклонения Рн от оси судового хода, с учетом собственной ширины судна В и шири- ны судоходной полосы Ь, должна определяться следующим соотношением: Рис. 61. К понятию о щелевом створе При движении по створам часто происходит обгон или расхождение судов. Поэтому величина наибольшего уклонения Рд должна также учитывать ширину других судов и составов и расстояния между их бортами. Щелевые створы. В щелевом створе совмещены два линейных створа, образованных соответственно знаками А, В и А, С (рис. 61) с их визирными дугами BNN и СММ-, ограничивающими судоходную полосу. Если точку О принять за начало координат, ось створов АК — за ось абсцисс, а линию ВС — за ось ординат, то координаты х и у определят положение любой точки, расположенной на визирных дугах створов. Теория щелевых створов, разработанная Н. Н. Струйским, дает уравнение визирной дуги. Боковое уклонение нормали от оси створа, на котором судоводитель обнаруживает выход судна за пределы створной зоны, находясь от знаков на расстоянии х, где / — междустворное расстояние; S=BO=OC— полуразность разноса передних знаков; бо — угол разрешающей способности глаза (по данным опытов равен l). Расчет щелевого створа производится путем задания величин х в формуле (56), расчета у, построения по у визирных дуг," которые должны находиться в пределах судоходной трассы. Вблизи от створных знаков визирные дугирасходятся очень круто, и только на некотором расстоянии D очертания их приближаются к прямолинейному. При подходе судна к створным знакам на расстояние меньшее, чем min- судоходная полоса непрерывно сужается. Величина D приближенно равна расстоянию до ординаты визирной дуги, равной Усредн- в свою очередь величина г/средн может быть принята равной примерно 80% от г/шах- Чем круче визирная дуга линейного створа (т. е. чем больше во), тем больше у, и, следовательно, меньше чувствительность створа. Судоводитель, обладающий не очень острым зрением (т. е. меньшей против нормы разрешающей способностью глаз), при движении по линии створов допустит большее отклонение судна от оси судового хода. И наоборот, чем круче визирные дуги щелевых створов, т. е. чем больше ед, тем больше расстояние между дугами и поэтому створ ме- нее чувствителен. Судоводитель с меньшей остротой зрения раньше будет видеть задний знак в створе с одним из передних, поэтому будет считать ширину судового хода меньшей, чем она есть. Date: 2016-02-19; view: 1233; Нарушение авторских прав |