Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человечества





 

Одной из сфер бытия выступает природа. Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа – это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

В ходе развития человеческой мысли и практических форм взаимодействия общества с природой возникали самые крайние, полярные точки зрения человека на природу.

В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько мыслился как одна из ее частей. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой.

Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем человек, поскольку только он в процессе творения был наделен божественным началом – душой.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы. Природа понимается как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации.

В период становления промышленного капитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. Наиболее отчетливо это отношение выразил Ф. Бэкон, провозгласивший целью науки и техники господство над природой.

Во второй половине 20 в. утверждается представление о необходимости коэволюции, т.е. совместной, согласованной эволюции природы и человечества.

Наиболее общее представление о взаимодействии человека и природы позволяет получить понятие «окружающая среда».

Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда охватывает гео- и биосферу, т.е. те материальные системы, которые возникли и существуют независимо от человека, но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности.

Искусственная среда обитания включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Однако искусственная среда не сводится к данной вещественной основе. Человек может жить и действовать лишь в системе определенных общественных отношений. Эти общественные отношения осуществляются в определенных материальных условиях, в том числе искусственно созданных человеком, и вместе с последними и образуют искусственную среду обитания.

Взаимодействие общества и природы происходит в форме практической деятельности. Природа может выступать как фактор, способствующий успешному развитию (мягкий климат, плодородные почвы, богатые ресурсы и др.) или как фактор, препятствующий и ограничивающий возможности прогрессивно-поступательных изменений (зона рискованного земледелия).

С середины прошлого века разворачивается научно-техническая революция, существенно интенсифицирующая процесс природопользования. Ее основными достижениями являются новые материалы, превосходящие по ряду свойств естественные; генетически модифицированные продукты; нанотехнологии, изменяющие на атомно-молекулярном уровне структуру и свойства вещества; космическая техника; телевидение; интернет; мобильная связь.

Научно-техническая революция превратила всю планету в поле деятельности человека. Вместе с тем нынешний способ природопользования порождает множество трудноразрешимых проблем. Есть ли предел росту потребления природных ресурсов? Специалисты убедительно доказывают, что мы к нему уже подошли. Выдержит ли биосфера антропогенное давление на нее? Факты свидетельствуют, что она деградирует: сокращается биоразнообразие, быстро уменьшаются лесной массив планеты и ареал обитания животных, слабеет их иммунная система, нарушается репродуктивная функция. Способен ли человек биологически и психически приспособиться к стремительно расширяющейся техносфере? Ведь он появился на Земле, когда условия жизни были совершенно иными. Стремительное нарастание значимости экологических и демографических проблем для судеб человеческого сообщества требует принципиального изменения подхода к пониманию места и роли природных факторов в общественной жизни.

Важное значение в современных условиях приобретает система экологического образования, ориентированная на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, приобретение умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.


 

Дополнительная литература

 

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. – М., 1976. Т.1.

2. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера // В.И. Вернадский. – М., 1989.

3. Вишневский, М.И. Духовная синергия, ее образовательные основы / М.И. Вишневский. – Могилев, 2006.

4. Вязовкин, В.С. Бытие и мышление / В.С. Вязовкин, Т.М. Тузова. – Минск, 2000.

5. Губин, В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. – Минск, 1989.

6. Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической и западноевропейской философии / А.Л. Доброхотов. – М., 1986.

7. Зеленков, А.И. Динамика биосферы и социокультурные традиции / А.И. Зеленков, П.А. Водопьянов. – Минск, 1987.

8. Ильенков, Э.В. Диалектика идеального / Э.В. Ильенков // Философия и культура. – М. 1991.

9. Карпинская, Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов. – М.,1995.

10. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев. – М., 1990.

11. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.

12. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М., 1998.

 

 

Date: 2016-02-19; view: 280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию