Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И синергетика





 

Уже древние мыслители высказывали предположения об универсальной изменчивости мира. Например, Гераклит из Эфеса рассматривал природу как непрерывный поток изменений. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

Постепенно возникла традиция философского обоснования идеи динамической организации бытия. Наиболее полно эта традиция нашла свое отражение в диалектике – специфическом философском учении о движении, изменении и становлении всего сущего. Термин «диалектика» в переводе с древнегреческого означает искусство ведения спора, беседы. Существует мнение, что термин «диалектика» впервые применил Сократ.

Принято выделять несколько важнейших этапов развития диалектических учений в истории философии. К ним относят античную диалектику; диалектику немецкой классической философии; материалистическую диалектику, представленную в рамках марксистско-ленинской философии; диалектические идеи и концепции, разработанные в трудах представителей постклассической философии.

В древнегреческой философии достаточно убедительно развивается диалектический взгляд на мир и формируется исторически первая версия диалектической философии. По мнению Гегеля, подлинным изобретателем диалектики в античной философии является Платон. В его учении диалектика впервые встречается в свободной и объективно обоснованной форме диалогического движения мысли.

В философии Аристотеля диалектика обретает статус целостного учения о категориях, в системной совокупности которых отражаются взаимосвязь и внутренне противоречивая природа движения всего сущего.

У истоков второй исторической формы диалектики стоял И. Кант, автор концепции так называемой трансцендентальной диалектики, которая убедительно обосновала теоретическую несостоятельность догматической метафизики как метода мышления.

В философии Гегеля диалектика разрабатывается в последовательной и целостной форме универсальной теории развития. Гегель впервые в истории мировой философии представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении и развитии. Однако гегелевская концепция диалектики была развита на объективно-идеалистической основе, которая предполагала последовательное обособление духа от предметно-чувственного мира природы, социальной жизни и истории.

Наиболее последовательно и конструктивно критика диалектики Гегеля была дана К. Марксом и Ф. Энгельсом. На основе гегелевской философии они сформулировали программу позитивной разработки теории материалистической диалектики.

Материалистическая диалектика, являющаяся третьей исторической формой диалектики, представляет собой учение о всеобщей связи и развитии природы, человеческого общества и мышления. Как философская теория материалистическая диалектика включает в свой состав три базовых содержательных компонента. К ним относятся принципы, законы и категории. В качестве основных принципов выделяют: а) принцип материального единства мира; б) принцип всеобщей связи; в) принцип развития.

Законы диалектики по-разному характеризуют процесс развития. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, каким способом происходит качественное изменение явлений, раскрывает порядок возникновения нового в процессе развития.

Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источниках и движущих силах развития.

Закон отрицания отрицания показывает, в каком направлении осуществляется развитие.

Философские понятия, в которых универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной, противоречивой динамике, образуют группу категорий диалектики. В качестве важнейших категорий материалистической диалектики обычно выделяют общее – особенное – единичное; содержание и форму; необходимость и случайность; причину и следствие; сущность и явление и др.

В постклассической философии диалектическая проблематика, как правило, концентрируется в таких направлениях и стратегиях развития философской мысли, как социально-критическая и экзистенциально-феноменологическая.

В 70-е г.г. 20 в. возникло новое направление междисциплинарных исследований – синергетика. Термин «синергетика» ввел в научный оборот немецкий ученый Г. Хакен. Основной задачей синергетики является изучение закономерностей процесса самоорганизации в системах различной природы.

Синергетика обращает внимание на то, что определяющую роль в динамике бытия играют неустойчивые, неравновесные состояния, характерные для самоорганизующихся систем.

Выводы и обобщения синергетики содержат глубокий философско-мировоззренческий смысл. Доказав, что самоорганизация – это свойство, присущее системам различной природы (от физических объектов до социальных явлений), она предложила новую модель динамичного мира.

Синергетика указывает на творческую роль хаоса в процессе развития, объясняет, каким образом и почему он может выступать в качестве созидательного начала, показывает, как из хаоса собственными силами может развиться новая организация. Синергетика обращает внимание на то, что именно через хаос осуществляется связь разных уровней организации как внутри отдельных системных объектов, так и уровней бытия в целом. Например, усилия, действия отдельного человека не бесплодны. В состоянии неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы.

Синергетика внесла существенные коррективы в понимание развития. Если диалектика в качестве источника развития признает противоречия, то, согласно синергетике, изменения происходят благодаря кооперативным взаимодействиям элементов системы. Диалектика трактует механизм развития как переход от количественных изменений к качественным, для синергетики развитие – это образование новых структур, нового способа связи элементов системы. Она рассматривает развитие как процесс спонтанного структурогенеза.

 

Date: 2016-02-19; view: 304; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию