Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие мировоззрения; исторические типы мировоззренияСтр 1 из 12Следующая ⇒ Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» В. К. СТЕПАНЮК ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ (интегрированный модуль «Философия») Для студентов заочной формы обучения Гомель 2014 Основная литература
Учебники и учебные пособия 1. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008. 2. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001. 3. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2010. 4. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994–1997. 5. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999. 6. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001. 7. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007. 8. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003. 9. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2007. 10. Философия и методология науки / под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск: Выш. шк., 2012.
Лекция 1 ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
1.1 Понятие мировоззрения; исторические типы мировоззрения. 1.2 Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем. 1.3 Философские категории и универсалии культуры.
Понятие мировоззрения; исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, места в нем человека и вместе с тем программы поведения, действий людей. В структуре мировоззрения можно выделить несколько уровней. 1) Мироощущение (эмоционально-психологическая сторона мировоззрения) – некий широкий эмоциональный фон, на основе которого формируются наши представления о мире и отношение к нему. Этот эмоциональный фон может быть открытым, оптимистическим, но может быть и, наоборот, замкнутым, пессимистическим. Мироощущение каждого отдельного человека складывается под влиянием множества самых разнообразных факторов: пола, возраста, темперамента, состояния здоровья, жизненных обстоятельств. Помимо индивидуального существует также сверхиндивидуальное мироощущение, характерное для больших человеческих общностей. Это может быть мироощущение людей, принадлежащих к одной культуре, религии, национальности, поколению, исторической эпохе. Большинство людей являются носителями определенного типа надиндивидуального мироощущения, о чем прекрасно знают создатели PR-технологий или рекламных акций. Обращаясь к мироощущению, можно незаметно склонить людей к принятию заранее предусмотренных решений. 2) Миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения). В состав этого уровня входят знания. Знания могут быть жизненно-практическими, профессиональными, научными. Миропонимание бывает жизненно-повседневным и теоретическим. Житейское миропонимание в основном носит стихийный характер, не отличается систематичностью, обоснованностью. Теоретическое же миропонимание преодолевает эти недостатки. В истории общества философии предшествовали такие типы мировоззрения, как мифология и религия. Мифология возникает на ранних этапах становления человечества. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, разных видов искусства, политических взглядов и т.д. Миф выполнял существенные социальные функции: а) социализацию первобытных людей; б) создание целостного образа мира; в) трансляцию накопленного опыта; г) объединение людей в первые исторические сообщества. Со временем миф утратил ведущее положение в формировании и развитии мировоззрения. Следующим историческим типом мировоззрения стала религия. Религия – форма общественного сознания, основу которой составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющую роль в мироздании и жизни людей. Религия оказывала и оказывает большое влияние на историю человечества. Она выступает носительницей культурных ценностей, средством упорядочения и сохранения традиций, обычаев. Концентрируя внимание на внутреннем мире человека, религия способствует формированию духовности. В отличие от мифологии и религии философия представляет собой принципиально иной тип миропонимания, в основе которого лежат позиции разума, интеллекта. Принципиальной особенностью философии является ориентация на свободный поиск истины и логическое доказательство выдвигаемых положений.
|