Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие мировоззрения; исторические типы мировоззрения





Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

В. К. СТЕПАНЮК

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

(интегрированный модуль «Философия»)

Для студентов заочной формы обучения

Гомель 2014


Основная литература

 

Учебники и учебные пособия

1. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008.

2. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001.

3. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2010.

4. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994–1997.

5. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

6. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.

7. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007.

8. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.

9. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2007.

10. Философия и методология науки / под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск: Выш. шк., 2012.

 

 


Лекция 1 ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ

ФЕНОМЕН

 

1.1 Понятие мировоззрения; исторические типы мировоззрения.

1.2 Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем.

1.3 Философские категории и универсалии культуры.

 

Понятие мировоззрения; исторические типы мировоззрения

 

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, места в нем человека и вместе с тем программы поведения, действий людей.

В структуре мировоззрения можно выделить несколько уровней.

1) Мироощущение (эмоционально-психологическая сторона мировоззрения) – некий широкий эмоциональный фон, на основе которого формируются наши представления о мире и отношение к нему. Этот эмоциональный фон может быть открытым, оптимистическим, но может быть и, наоборот, замкнутым, пессимистическим. Мироощущение каждого отдельного человека складывается под влиянием множества самых разнообразных факторов: пола, возраста, темперамента, состояния здоровья, жизненных обстоятельств.

Помимо индивидуального существует также сверхиндивидуальное мироощущение, характерное для больших человеческих общностей. Это может быть мироощущение людей, принадлежащих к одной культуре, религии, национальности, поколению, исторической эпохе.

Большинство людей являются носителями определенного типа надиндивидуального мироощущения, о чем прекрасно знают создатели PR-технологий или рекламных акций. Обращаясь к мироощущению, можно незаметно склонить людей к принятию заранее предусмотренных решений.

2) Миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения). В состав этого уровня входят знания. Знания могут быть жизненно-практическими, профессиональными, научными.

Миропонимание бывает жизненно-повседневным и теоретическим. Житейское миропонимание в основном носит стихийный характер, не отличается систематичностью, обоснованностью. Теоретическое же миропонимание преодолевает эти недостатки.

В истории общества философии предшествовали такие типы мировоззрения, как мифология и религия.

Мифология возникает на ранних этапах становления человечества. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, разных видов искусства, политических взглядов и т.д. Миф выполнял существенные социальные функции:

а) социализацию первобытных людей;

б) создание целостного образа мира;

в) трансляцию накопленного опыта;

г) объединение людей в первые исторические сообщества.

Со временем миф утратил ведущее положение в формировании и развитии мировоззрения.

Следующим историческим типом мировоззрения стала религия. Религия – форма общественного сознания, основу которой составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющую роль в мироздании и жизни людей. Религия оказывала и оказывает большое влияние на историю человечества. Она выступает носительницей культурных ценностей, средством упорядочения и сохранения традиций, обычаев. Концентрируя внимание на внутреннем мире человека, религия способствует формированию духовности.

В отличие от мифологии и религии философия представляет собой принципиально иной тип миропонимания, в основе которого лежат позиции разума, интеллекта. Принципиальной особенностью философии является ориентация на свободный поиск истины и логическое доказательство выдвигаемых положений.

 

Date: 2016-02-19; view: 291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию