Человек и природа
|
Проблема
восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)
| «Слово о полку Игореве»
| Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости.
|
| А.П. Чехов «Степь»
| Егорушка,мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.
|
| Л.Н. Толстой «Война и мир»
| Наташа Ростова,восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное.
Андрей Болконскийво время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
|
| А. П. Чехов «Вишнёвый сад»
| Герои комедии растеряны и не понимают хода жизни. Это непонимание выявляется в отношении к саду. Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, связан с судьбами нескольких поколений – прошлых, настоящих и будущих. Одни видят сад таким, каким он был в невозвратном прошлом. Для других разговор о саде – только повод для амбиций, третьи, думая о спасении сада, на самом деле, губят его, четвёртые гибель сада приветствуют. Гибель сада – это гибель человека и культуры.
|
| В. Астафьев «Царь-рыба»
| Рыбак Утробин,поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.
|
| М. Пришвин «Кладовая солнца»
| В книге сочетается реалистическое воссоздание жизни с романтическими представлениями о мире. Жанр произведения - сказка-быль. Писатель высказал в нём свои сокровенные мысли о взаимоотношениях человека и природы: «Мы хозяева нащей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». Пришвин доносит до нас свои убеждения о возможности жить прекрасно в гармонии с природой.
|
Постижения прекрасного в природе
| Ю. Яковлев
«Разбуженный
соловьями»
| Озорного, непоседливого Селюжонкаоднажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.
|
Бережного отношения к природе
| Р. Брэдбери «И грянул гром», «Земляничная поляна»
| В рассказах звучит предупреждение о том, что может случиться с нашей цивилизацией, если нарушится связь человека и природы. Автор, путешествуя во времени, рассказывает нам две разные истории: одна – из прошлого, другая – из будущего, но объединяет их одна мысль. Может случиться катастрофа, если мы нарушим хрупкое равновесие в природе.
|
| С. Лем «Звёздные дневники»
| В фантастическом произведении описывается история космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и почва под ногами стала осыпаться. Эта история – грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит природу.
|
| Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
| Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.
Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева.Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
|
| В. Астафьев «Царь-рыба»
|
Проблемы семьи
|
|
Роли детства в жизни человека
| Л.Н. Толстой «Война и мир»
| Петя Ростовнакануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.
|
| В. Астафьев «Последний поклон»
| Бабушка Катерина Петровнавложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.
|
Роли семьи в формировании личности
| Л.Н. Толстой «Война и мир»
| В семье Ростовыхвсё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Николай и Петя — стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных,где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.
|
| И. Полянская «Утюжок и мороженое»
| Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.
|
Материнства как подвига
| Л. Улицкая «Дочь Бухары»
| Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
|
Материнства (роли матери в воспитании)
| М. Горький «Сказки об Италии»
| Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.
|
| А. Фадеев «Молодая гвардия»
| В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.
|
| К. Воробьев «Тетка Егориха»
| Сирота Санькав рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.
|
| В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому...»
| Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
|
Взаимоотношения отцов и детей
| А. Алексин «Безумная Евдокия»
| Оленька,героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.
|
| Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
| Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
|
| Р. Брэдбери «Вельд»
| Венди и Питер,герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям.
|
| Ф. Искандер «Начало формы»
| Герой рассказа, Георгий Андреевич,понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.
|
| А. Амлинский
«Нескучный
сад»
| На примере трех поколений семьи Ковалевскихможно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.
|
| А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
| Наставления отца помогли Петру Гриневудаже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.
|
| Н.В. Гоголь «Мертвые души»
| Следуя завету отца «копить копейку», Чичиковвсю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести.
|
Взаимоотношений в семье
| А. Амлинский «Возвращение брата»
| В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.
|
| А. Алексин «Безумная Евдокия»
| Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не' могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.
|
| А. Алексин «Раздел имущества»
| Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.
|
| А. Лиханов «Чистые камушки»
| Двенадцатилетний Михаськапроживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей, ощущая все большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям стала причиной одиночества героя.
|
Преемственности поколений
| Э. Хемингуэй «Старик и море»
| Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни.
|
Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности)
| Е. Гришковец «Начальник»
| Владимир Лаврентьевич,руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.
|
| А. Лиханов «Обман»
| У главного героя, Серёжи,умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Се-режина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.
|
| В.Тендряков «Ночь после выпуска»
| Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова,лучшая ученица школы, которой просто страшно от того, что в ней нет этих качеств.
|
Роли учителя в жизни человека
| А.И. Куприн «Тапер»
| Антон Рубинштейн,великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом.
|
| В. Распутин «Уроки французского»
| Учительница Лидия Михайловнапреподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.
|
| В. Быков «Обелиск»
| Учитель Морозстал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.
|
| А. Алексин «Третий в пятом ряду»
| Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека... добро каждый должен творить по-своему... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».
|
| А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
| Старый Лиснаучил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
|
Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания)
| Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
| Герой повести — сирота Петя,которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.
|
| Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
| Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный.
|
| А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
| Герои повести – Кузьмёныши – находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
|
Проблемы развития и сохранения русского языка
|
Развития и сохранения русского языка
| А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!»
| В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими.
|
| К. И. Чуковский «Живой как жизнь»
| Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.
|
| М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»
| Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги – авторская точка зрения на этот вопрос.
|
| Н. Галь «Слово живое и мёртвое»
| Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию – русскому языку.
|
| А. Щуплов «От съезда партии – к съезду крыши»
| Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официальной тупости».
|
Роли родного языка в жизни человека и общества
| И. С. Тургенев «Русский язык»
| Чувство гордости за свой народ, восхищение неисчерпаемым богатством его духа проявились у И. С. Тургенева, когда он думал о родном языке. Подлинным гимном русскому языку звучит это стихотворение в прозе.
|
Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности
| Д.И. Фонвизин «Недоросль»
| В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как тупая и наглая невежда. Скотинин Тарас — дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.
|
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности
|
Бессердечия, душевной черствости
| А. Алексин «Раздел имущества»
| Мать героини Верочкинастолько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.
|
| Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб»
| Родственники больной старушки Екатерины Петровны,устав ухаживать за ней, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похороны — страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.
|
| К.Г. Паустовский «Телеграмма»
| Настяживет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.
|
| Л. Разумовская «Дорога Елена Сергеевна»
| Бессердечные, циничные ученики стали упрекать учительницу за ее старомодную одежду, честное отношение к работе, за то, что она всю жизнь учила, а сама не накопила никаких капиталов и не умеет выгодно продать свои знания. Их наглость, бездушие стали причиной смерти Елены Сергеевны.
|
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности
|
Испытания совестью
| В. Тендряков «Ухабы»
| Попав в автомобильную аварию, гибнет юноша, и виновником его смерти становится директор МТС, отказавшийся, ссылаясь на инструкции, дать трактор, чтобы доставить пострадавшего в больницу.
|
Утраты духовных ценностей
| Б. Васильев «Глухомань»
| События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.
|
| Э. Хемингуэй «Там, где чисто, светло»
| Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с миром, одиноки и опустошены. Они превратились в живых мертвецов.
|
| В. Астафьев «Людочка»
| Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности, героиня рассказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.
|
| В. Астафьев «Постскриптум»
| Автор со стыдом и возмущением описывает поведение слушателей на концерте симфонического оркестра, которые, несмотря на прекрасное исполнение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах».
|
Утраты связи с отчим домом
| Ю. Казаков
«Запах
хлеба»
| Дуся,героиня рассказа уехав в город, потеряла все связи с родным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вызывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на родине... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою потерянность, горько плачет на могиле матери, однако исправить ничего не возможно.
|
Утраты связи поколений
| В. Астафьев «Изба»
| В сибирские леспромхозы приезжает молодежь за большими деньгами. Лес, земля, когда-то оберегаемая старшим поколением, превращаются после работы лесорубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за рублем.
|
| Ф. Абрамов «Алька»
| Героиня повести в поисках лучшей жизни уехала в город, оставив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро осознав утрату, решает остаться там, но этот порыв быстро проходит, когда ей в городе предлагают выгодную работу. Утрата родных корней невосстановима.
|
Бесчеловечности и жестокости
| Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
| Катерина Измайлова,жена богатого купца, полюбила работника Сергея и ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и маленького Федю, родственника мужа.
|
| Р. Брэдбери «Карлик»
| Ральф, герой рассказа жесток и бессердечен: он, будучи хозяином аттракциона, подменил зеркало, в которое приходил смотреться карлик, утешавшийся тем, что хотя бы в отражении он видщт себя высоким, стройным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа.
|
Предательства
| В. Распутин «Живи и помни»
| Дезертирство Андрея Гуськова,его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны.
|
| Л. Андреев «Иуда Искариот»
| Иуда Искариот, предавая Христа, хочет проверить преданность его учеников и правоту гуманистического учения Иисуса. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.
|
| Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценско-
го уезда»
| Сергей,любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследником богатого состояния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступлений. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог.
|
Подлости, бесчестия
| А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
| Швабрин Алексей Иванович —дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.
|
Вседозволенности
| Ф.М. Достоевский «Бесы»
| У Верховенского Петра Степановича,одного из главных героев романа, понятие о свободе превратилось в право на ложь, преступление и разрушение. Он стал клеветником и предателем.
|
| А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
| Как только жадная Старухадобилась от рыбки власти столбовой дворянки, а затем и царицы, она в муже стала видеть холопа, которого можно безнаказанно бить, заставлять делать самую черную работу, выставлять на всеобщее посмешище.
|
Тупости и агрессивности
| А.П. Чехов «Унтер Пришибеев»
| Унтер-офицер Пришибеевв течение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физической силой. Даже просидев месяц под стражей за свои противоправные действия, он так и не смог избавиться от желания командовать.
|
| М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
| Тупые и агрессивные глупов-ские градоначальники, особенно Угрюм-Бурчеев,поражают читателя нелепостью, гротескностью своих приказаний и решений.
|
Бюрократизма
| А. Платонов «Усомнившийся Макар»
| Макар Ганнушкин,герой рассказа, отправился в Москву искать истину и душу. Но бюрократы Чумовые, как он убедился, царят везде, развивая в людях безынициативность, неверие в собственные силы и возможности, страх перед казенной бумагой. Бюрократизм — основной тормоз всех живых новаторских идей.
|
Чинопочитания (человеческого ничтожества)
| А.П. Чехов «Смерть чиновника»
| Чиновник Червяковв невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), Иван Дмитрич настолько испугался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.
|
| А.П. Чехов «Толстый и тонкий»
| Герой рассказа, чиновник Порфирий,встретил на вокзале Николаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.
|
| А.С. Грибоедов «Горе от ума»
| Молчалин,отрицательный персонаж комедии, уверен, что следует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». Необходимостью неустанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова.
Максим Петрович,«персонаж» исторического анекдота, который Фамусов рассказывает в назидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.
|
Взяточничества, казнокрадства
| Н.В. Гоголь «Ревизор»
| Городничий, Сквозник-Дмухановский,взяточник и казнокрад, обманувший на своем веку трёх губернаторов, убежден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.
|
Духовной
убогости
(ложного
понимания
счастья)
| А.П. Чехов «Крыжовник»
| Чимша-Гималайский,мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается, словно нищий, и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!
|
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности
|
Хамства
| М. Зощенко «История болезни»
| Сатирический рассказ, повествующий об отношении медицинского персонала к несчастному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в людях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила медсестрав ответ на просьбу навести порядок в отделении.
|
| А.Н. Островский «Гроза»
| Персонаж драмы Дикой— типичный хам,который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом», «проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность.
|
| Д. Фонвизин «Недоросль»
| Госпожа Простаковасвоё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».
|
| А.П. Чехов «Хамелеон»
| Полицейский надзиратель Очумеловпресмыкается перед теми, кто стоит выше его по служебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на прямо противоположные в зависимости от того, какое лицо — значительное или нет — оказывается в ней задето.
|
Нравственного падения
| Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
| Ради любви прекрасной польки Андрийотрекается от родины, родных, товарищей, добровольно переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой против своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог его нравственного падения.
|
Разрушающего влияния денег
| А.П. Чехов «Ионыч»
| Доктор Старцев,в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть — деньги.
|
| Н.В. Гоголь
«Мертвые
души»
| Образ Степана Плюшкина,скупого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.
|
| А.С. Пушкин «Пиковая дама»
| Германн,центральный персонаж повести, страстно жаждет разбогатеть, и ради этого он, желая завладеть тайной трех карточных чисел и выиграть, становится невольным убийцей старой графини, причиной страданий Лизаветы Ивановны, её воспитанницы. Заветные три карты помогли герою выиграть несколько раз, но страсть к деньгам сыграла с ним злую шутку: Германн сошел с ума, когда случайно вместо Туза поставил Пиковую Даму.
|
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности
|
Пьянства
| Пословицы и поговорки:
| «Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато»; «Водку пить — себя губить»; «Вино приходит — стыд уходит»; «Кто бражкой упивается, тот слезами умывается»; «Пьяница в народе, что сорняк в огороде»; «Стаканчики да рюмочки доведут до сумочки».
|
| Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
| Мармеладовапьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справиться с этим пороком.
|
| М. Горький «На дне»
| Актер— пьяница, который страдает от пустоты и бессмысленности своей жизни. Пьянство привело его к тому, что он даже забыл свое имя, любимые монологи и роли. Картина страшного «дна» в пьесе — это закономерный финал тех, кто ищет спасения от жизненных проблем в пьянстве.
|
| В. Ерофеев «Москва — Петушки»
| Для Венечки Ерофеевабеспробудное пьянство стало иллюзорным спасением от пошлости жизни, однако этот путь ведет только к смерти на самом дне общества.
|
| Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
| Глава «Пьяная ночь»показывает картину полного распада человека под влиянием алкоголя.
|
| В. Астафьев «Печальный детектив»
| Пьянство, по мнению писателя, это причина убийств, грабежей, распада семейных отношений, полного разложения личности.
|
Ущемления прав человека в современном обществе
| Б. Васильев «Кольцо А»
| Сравнивая Западную Европу и Россию, автор отмечает, что Европа получила в наследство от Католической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство Византии, приняла и его право, в котором самым главным оказался приоритет власти. Советская власть взяла на щит византийское понимание приоритетного права, и поэтому в России, в отличие от Западной Европы, до сих пор ущемлены многие права человека.
|
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности
|
Искажения понятия «патриотизм»
| Б. Васильев «Кольцо А»
| Автор утверждает, что сейчас это «великое понятие затрепано, замусолено и затаскано» во всех речах с высоких трибун. А ведь любовь к Родине доказывается только делами. Патриотизм — это практическая деятельность на благо страны.
|
|
|
|
Любви по расчету
| А.Н. Островский Свои люди — сочтемся!»
| Подхалюзин,герой комедии, любит Липочку, дочь купца, как средство достижения богатства, выгодного места и символ своего жизненного успеха: ему льстит, что жена говорит по-французски.
|
Эгоизма
| Л.Н. Толстой «Война и мир»
| Анатоль Курагинвторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.
|
| А.П. Чехов «Анна на шее»
| Анюта,став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных — рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
|
| Д. Лондон «В далёком раю»
| Уэзерби и Катферт,отправившись на Север за золотом, принуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от обитаемых мест. Издесь с жестокой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конкурентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очутились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придавленный телом Уэзерби, которого он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.
|
Рабской любви (безропотного, униженного подчинения любимому человеку)
| А. Куприн «Гранатовый
браслет»
| Рассказ генерала Аносовао романах поручика Вишнякова и Леночки, прапорщика и жены полкового командира позволяют увидеть, какими несчастными могут быть люди, которых любовь сделала рабами: они становятся посмешищем в глазах окружающих, их презирают и жалеют.
|
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности
|
Варварства, жестокости
| Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
| Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.
|
| В. Астафьев «Печальный детектив»
| В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители оставляют детей умирать голодной смертью, подростки убивают беременную женщину, а пьянство вообще превращает людей в животных.
|
Вандализма
| Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
| Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить, не разрушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».
|
| И.Бунин «Окаянные
дни»
| Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути.
|
Карьеризма, лжеучености
| Д. Гранин «Иду на грозу»
| Мир ученых-физиков в романе, — это поле битвы, на котором идет борьба между подлинными учеными (Дан, Крылов), и карьеристами (Денисов, Агатов, Лагунов). Неспособные к творчеству, всеми правдами и неправдами добивающиеся административной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Тулина и Крылова, ищущих эффективный метод разрушения грозы.
|
Ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей
| А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
| Жизненная драма Евгения Онегина,человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному – терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилась в безрадостное существование «без слёз, без жизни, без любви».
|
| И. Гончаров «Обломов»
| Обломов,главный герой романа, при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп.
|
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности
|
Одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих)
| А.П. Чехов «Ванька»
| Ванька Жуков— сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется. Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу» с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.
|
| А.П. Чехов «Тоска»
| У извозчика Ионы Потаповаумер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.
|
Истинных и ложных ценностей в жизни
| А.П. Чехов «Попрыгунья»
| Ольга Ивановнавсю жизнь искала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их расположения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым человеком, поисками которого она занималась. Только после его трагической смерти героиня осознала свое легкомыслие.
|
| И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско)
| В рассказе показана судьба человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
|
Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности
|
Патриотизма
| К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»
| Крестьянин Иван Сусанин,спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет предателей, и готов с радостью умереть за царя и родину.
|
| К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»
| Ермакизображен Рылеевым как герой, думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена, И мы — не праздно в мире жили!»
|
| Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»
| Академик считает, что Родина — это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни..., то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история... Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ. Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее».
|
Ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине)
| С. Довлатов «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета»)
| Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным осуждать родину, изгнавшую его: он уверен, что Отчизну, как и мать, не выбирают.
|
| А. Никитин «Хождение за три моря»
| Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.
|
| Н. Тэффи «Русь», «Городок»
| В сборниках воссоздана горестная жизнь эмигрантов соотечественников, лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «загробной жизнью», «жизнью над бездной».
|
Неразрывной связи с родиной, родной землёй
| А. Солженицын «Матрёнин двор»
| Для Матрены Васильевныеё дом, двор, деревня имеют гораздо большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.
|
Верности
данному
слову
| А.С. Пушкин «Дубровский»
| Маша Троекурова,обвенчанная с нелюбимым человеком — стариком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спасти её от этого замужества и остановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.
|
| А.С. Пушкин «Евгений
Онегин»
| Татьяна Ларина,верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла чувство тайно ею любимого Онегина. Она стала олицетворением искренности и нравственной силы.
|
Душевной молодости
| И.Бунин «Молодость и старость»
| Старик курдсвоей притчей дал понять красавцу греку, что молодость — это не физическое состояние, а душевное: только тот, кто сохранил в себе достоинство, человечность, остается всегда молодым.
|
Стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, любви к жизни)
| В.Г. Короленко «Парадокс»
| Ян Залуский— калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для полета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек — творец своего счастья.
|
| А.П. Чехов
«Вишневый
сад»
| В Ане Раневскойесть юная вера в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.
|
| А. И. Куприн «Чудесный доктор»
| Человек, измученный нищетой, готов покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный докторПирогов.Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история говорит о том, что поступок одного человека может изменить жизнь другого.
|
| А.П. Чехов «Невеста»
| Надя Шуминауезжает из провинциального города накануне свадьбы, чтобы начать новую, счастливую жизнь, чтобы не превратиться в праздное существо.
|
| Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
| Старец Зосиманеустанно восторгается божественностью мира, богоподобностью человека, учит любви к окружающим.
|
| Ф.М. Достоевский «Идиот»
| Князь Мышкинверит в возможность рая на земле, в способность людей преображаться. Он не судит людей, а открыто, по-братски, относится к окружающим. Главное его качество — смирение, способность понять другого и сострадание. Он считает, что красота «спасет мир».
|
Бескорыстного жизненного служения (способности к самопо-жертвованию)
| А.П. Чехов «Душечка»
| Ольга Семеновнаобладала удивительной способностью стать двойником человека, в которого она влюблялась, смотреть на мир его глазами, думать, как он, всю себя отдавая любимому человеку.
|
| А.П. Чехов «Попрыгунья»
| Врач Дымов,спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него дифтеритные пленки, сам заражается и умирает.
|
| Н.С. Лесков «Очарованный странник»
| Иван Флягин,герой повести освобождает от тяжелой солдатской службы молодого крестьянина, под его именем отправляясь служить в армию.
|
Нравственной прочности человека
| В. Быков «Сотников»
| Сотников,физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напарника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал предателем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.
|
Верности своим убеждениям
| А. Петров «Житие протопопа Аввакума»
| Аввакум,опальный священник, старообрядец, боровшийся за свои убеждения в годы церковных реформ. Он не изменил своим убеждениям даже под угрозой смерти, сознательно пошел на добровольное мученичество.
|
| М. Шолохов «Судьба человека»
| Судьба героя рассказа Андрея Соколоваочень трагична. Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить герою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспитание Ванюшку, которого тоже осиротила война.
|
| А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
| Иван Шуховсохранил достоинство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться человеком, не сломаться. Жизнь Шухова не ограничена лагерем,он вспоминает деревню, семью, войну и это дает ему силы жить.
|
Самовоспитания
| И.С. Тургенев «Отцы и дети»
| Базаровсчитал, что «каждый человек сам себя воспитать должен».
|
| Н. Чернышевский «Что делать?»
| Рахметоввсю свою жизнь посвятил физическому и нравственному усовершенствованию и для многих стал образцом самовоспитания.
|
| Я. Голованов «Этюды об ученых»
| Знаменитый русский мореплаватель Василий Головинрано остался сиротой, рано осознал ответственность за свое будущее. Он много работал над собой и поэтому впоследствии стал примером для всех русских мореплавателей. Полярный исследователь Руал Амундсенс детства готовил себя к суровым путешествиям: зимой спал с открытым настежь окном, пробегал на лыжах по 50 километров в день, работал матросом на зверобойной шхуне... Ученый считал, что сила воли — главное в самовоспитании.
|
Дружбы, товарищества
| Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
| Тарас Бульба,центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, выше родства по крови, выше всего земного.
|
| Д. Лондон «В далеком краю», «Любовь к жизни»
| Товарищеская поддержка — это, по мысли писателя, решающее условие победы над природой. Мораль Севера основана на доверии и взаимной честности. Суровые условия обнажают подлинную ценность человека. Трус, ничтожный человек, по убеждению автора, скорее погибнет, чем смелый. Так гибнут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».
|
Межнациональных отношений
| К.М. Станюкович «Максимка»
| История спасения матросами маленького негра, впоследствии названного Максимкой, показывает, что каждый имеет право на свободу, любовь и заботу.
|
| С. Довлатов «Понадобилось мне...» (из цикла «Сентиментальный марш»)
| Кеннет Бауэре,герой очерка, всех людей мира разных национальностей считает своими родственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих.
|
| Ю. Бондарев «Берег»
| Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы,их человечность — это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.
|
| А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
| Дети — русский Колька и чеченец Алхузур— стали настоящими братьями вопреки тому безумию, которое творили взрослые в стране, в частности на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели его брата Сашки, он полон сострадания. Только такая знакомая братская помощь помогла Кольке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чеченце врага. В детском приемнике были собраны дети разных национальностей: татарин Муса, ногаец Бал-бек, немка Лида Гросс. Жили армяне, казахи, евреи, молдаване и два болгарина. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети дружили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Петровнаутверждала: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди». Одиннадцатилетний Колька,несмотря на пережитый ужас, не озверел, а старался понять, почему чеченцы убили его брата. Он размышлял как истинный интернационалист: разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, никто никого не убивал, чтобы все люди жили дружно, одной семьей.
|
Любви и милосердия
| М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
| Маргаритаспособна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подобно тому, как Иешуа остаётся человеком даже находясь во власти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита, попав в чудовищную компанию растлителей, висельников, отравителей, мерзавцев всех времён и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она старается понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое — своего Мастера, но не замкнулась в своём горе: она видит горе другого человека и активно сочувствует ему.
|
|
|
| |
| В. Гюго «Отверженные»
| В доме епископа Мириелянет запоров, днем и ночью он помогает бедным. Он раздает свое жалованье нищим, устраивает больницу в епископском дворце. Вся жизнь этого человека посвящена служению человеку. Вор, переночевав в доме епископа, утром украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила в дом епископа. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, поражённый услышанным, в одну минуту пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.
|
|
|
|
Мужества, героизма, нравственного долга
| Б. Васильев «А зори здесь тихие»
| Девушки-зенитчицыпогибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага.
|
| В. Быков «Знак беды»
| Крестьянка Степанида,героиня повести, во время войны борется с немцами, как может: выдаивает корову в траву, лишь бы не поить молоком фашистов, прячет винтовку, пытается взорвать мост и, чтобы бомба не досталась немцам, сжигает свой дом и в нем себя.
|
| Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
| Летчик Алексей Маресьев,герой повести, только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампутировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадрилью, доказав всем, что он властен над своей судьбой.
|
| Б. Васильев «В списках не значился»
| Лейтенант Плужников,приехавший служить в Брестскую крепость накануне войны, стал одним из её последних защитников. Даже враги были поражены его мужеством и несгибаемой волей.
|
| Э. Хемингуэй «Старик и море»
| Старый рыбак Сантьягоиз породы людей несгибаемых. «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение», — говорит он. Его поединок с большой рыбой — это пример несгибаемого мужества, стойкости, непобежденности.
|
Интеллигентности
| Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
| Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.
|
Гуманизма
| А. Адамович «Немой»
| Во время войны одну из белорусских деревень каратели должны были сжечь, но немец Францне может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника — фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их.
|
| М. Шолохов
«Чужая
кровь»
| Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого человека, врага, коммуниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась отцовской любовью и заботой.
|
| Б. Екимов «Ночь исцеления»
| Подросток Гриша,герой рассказа, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кричит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний.
|
| Б. Екимов «Продажа»
| После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие другие, стали беженцами из Таджикистана. Они оставили родной дом, спасаясь от грабежей и убийств. В поезде эти женщины стали свидетелями того, как пьяная мать продавала свою трехлетнюю дочь. Спасая девочку, беженки отдали пьянице все свои скудные сбережения, а ведь эти деньги у них были последними.
|
| Б. Екимов «Как рассказать...»
| Сварщик Григорийоднажды помог тете Варе, немощной старушке, вскопать огород. Она пригласила его за стол, искренне благодарила. Григорий потом уехал в Москву, но каждую весну приезжал на Дон, чтобы помочь тете Варе. Он никому об этом не рассказывал, просто чувствовал, как нужна ей помощь. Григория, сироту, так же согрели когда-то моряк Вася, сводивший в цирк и угостивший мороженым, контролер тетя Катя, кормившая вкуснейшими пирожками с капустой... Человеку для счастья совсем не много нужно — любовь и забота.
|
| Б. Екимов «Просто — соседи»
| Нюрув 30-е годы уволили из детского сада, где она работала уборщицей, как жену врага народа. Она осталась без работы, без средств к существованию с девятилетним сыном на руках. От голодной смерти спасла их соседка, портниха, которая три года каждый день платила Нюре деньги за пришитые пуговицы, несложную помощь.
|
| Р. Брэдбери «Берег на закате»
| Герой рассказа, Том,стареющий мужчина, сохранил в себе детскую непосредственность, веру в чудо и добро. Том, не слушая сулящего золотые горы друга, противостоит силе денег и возвращает на свободу русалку.
|
Веры в будущее, любви к жизни
| Д. Лондон «Любовь к жизни»
| Герой вывихнул ногу, и напарник, Билл, бросает его — ведь слабым не выстоять в битве за жизнь. Но герой выжил. Рассказ стал гимном четове-ку — его упорству, мужеству, ьоле. Любовь к жизни руководила процессом борьбы за существование.
|
| А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга»
| Подвигленинградцев вызван не угрозой уничтожения. 900 блокадных дней вместили в себя не только немыслимые страдания, но величайшую веру в будущее, в победу.
|
Веры в человека
| М. Горький «На дне»
| Лука,персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тайных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
|
Сострадания, милосердия
| В. Тендряков «Хлеб для собаки»
| Володя Тенковв голодный 1933 год спасает от смерти собаку, отдавая ей хлеб, подкармливает раскулаченных, что умирают на станции.
|
| А. Приставкин «Золотая рыбка»
| Геройрассказывает о сестре Люсеньке, которая во время войны жила в детдоме и о том, как её спасли от голодной смерти девочки, которые жили с ней в одной комнате.
|
| В. Гюго «Отверженные»
| Жан Вальжанживет не для себя, а для других людей. Он помогает всем героям «Отверженных»: Фантине, Козетте, Мариусу, Анжольрасу, спасает приговоренного к расстрелу шпиона Жавера.
|
Добра (любви) как воскрешающей силы
| М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
| Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа,в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачбм, — он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого момента начинается его перерождение.
|
| В. Гюго «Отверженные»
| Ожесточенный жизнью каторжника Жан Вальжан становится высоконравственным человеком благодаря доброму поступку епископа Мириэля, отнесшегося к нему не как к преступнику, а как к человеку, нуждающемуся в моральной поддержке.
|
| Л. Улицкая «Бедные родственники»
| Ася,бедная и слабоумная женщина, деньги и вещи, полученные ею от Анны Марковны, родственницы, регулярно отдаёт полупарализованной старухе. Ася относила деньги больной старухе только ради одного «спасибо»; она делала это тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна.
|
| Л. Улицкая «Перловый суп»
| Марина,мать героини рассказа, в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кормила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несчастных, — это напоминание и о равнодушии людей, и о бескорыстной сердечной теплоте самой Мариночки.
|
| Б. Екимов «Говори, мама, говори...»
| У старушки Катериныдочь живет в городе. Тяжело матери одной на хуторе, но дочь купила ей мобильный телефон. Многое хотелось Катерине рассказать дочери, однако та, экономя деньги, отделывалась лишь просьбой говорить конкретно о здоровье. Но мелочи в жизни матери, самого близкого человека, тоже важны. К счастью, дочь это вовремя поняла, и Катерина сразу почувствовала, как любит её дочь, как нуждается в общении с ней.
|
| М. Шолохов «Судьба человека»
| В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата Андрея Соколова,который во время Великой Отечественной войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.
|
Соотношения внутренней и внешней красоты
| Ю. Яковлев «Черника»
| Коля Луковкинзаболел в пионерском лагере и был помещён в изолятор.Мальчик чувствовал свое полное одиночество и очень от этого страдал. Внешне некрасивая девочка пришла к нему и угостила его черникой. Но за её невзрачной внешностью он увидел доброе сердце. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоровел, а девочка стала казаться ему красивее и умнее всех.
|
| В. Тендряков «Находка»
| Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русановнашел брошенного, новорожденного ребенка в глухой лесной избушке. Инспектору не удалось спасти малышку, но этот случай и последующие события заставили его пересмотреть свое отношение к людям, сочувствовать им.
|
Смысла жизни
| Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»
| Один из героев рассказа, размышляя о смысле жизни, приходит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное — лишнее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую».
|
Возвышающей силы любви
| А. Куприн «Суламифь»
| Царь Соломонсилой своей любви превратил Суламифь,простую девушку из виноградника, в царицу.
|
| А. Куприн
«Гранатовый
браслет»
| Для маленького чиновника Желтковалюбовь к княгине Вере Шеиной стала смыслом жизни, а любимая женщина — той, в которой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат-Тугановского, брата Веры, который решил, что с помощью властей можно запретить любить.
|
Талантливости, природной одаренности
| Н.С. Лесков «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)»
| Косой и плохо владеющий правой рукой тульский оружейник Левшаподковал блоху, не различимую глазом.
|
| Я.Голованов «Этюды об ученых»
| Леонардо да Винчи был не только гениальным художником, но и математиком, астрономом, биологом, ботаником, анатомом, физиологом, военным инженером, певцом, поэтом, музыкантом.
|
Ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)
| И. Бабель «Конармия»
| Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди».
|
  |
Date: 2016-02-19; view: 419; Нарушение авторских прав
Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|