Основным и решающим моментом в этом становлении является изложение полного содержания кинопьесы в развернутой драматургической композиции. Этопо преимуществу функция кинодраматурга, осуществляющего свою задачу в литературной форме профессионально написанного либретто (тритмента) или авторского (литературного) сценария.
№
| Объект
| План
| Содержание
| Звук
| метры
| секунды
| Примечание
|
кадра
| съемки
|
|
|
|
|
|
|
(декорация)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общий план
| Общий
| Москва. Ночь. Ранняя весна. Талый снег смешал-
| Удары
| __
| __
| Силуэты Кремля
|
| комплекса
|
| ся с грязью. Темные мрачные улицы. Ползет ту-
| часов
|
|
| (выполнено
|
| Москвы
|
| ман. Вдали четкие силуэты Кремля. На Фроловой
|
|
|
| по методу
|
|
|
| башне бьют часы.
|
|
|
| дорисовки)
|
| То же
| Первый
| Фролова (Спасская) башня. Бьют часы три часа
| Удары
| 11/2
|
| Макет
|
|
|
| ночи.
| часов
|
|
|
|
| Бревно-
| Средний
| Стрелецкая застава. Поперечное бревно-колода
| Удары
| 11/2
|
|
|
| колода
|
| преградило путь по улице к Кремлю.
| часов
|
|
|
|
|
|
|
| в доску
|
|
|
|
| —
| Крупный
| Под тусклым фонарем наклеен на стену приказ:
| То же
|
|
|
|
|
|
| «Ночью ходить с фонарем и подорожной грамотой.
|
|
|
|
|
|
|
| Кто без фонаря и грамоты - ловить, отводить в зем-
|
|
|
|
|
|
|
| ской приказ».
|
|
|
|
|
| -
| Первый
| У бревна-колоды решеточный сторож. Бьет в чу-
| Удары
|
|
|
|
|
|
| гунную доску, вторя часам.
| часов
|
|
|
|
| 1-я улица
| Средний
| Московская улица. По выстланным осклизлым стру-
| Далекие
|
|
|
|
|
|
| ганым бревнам, по грязи, смешанной со снегом,
| удары
|
|
|
|
|
|
| часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| идет казак. Скользя и спотыкаясь, ругается:
| Слова
|
|
|
| |
|
| «Живут, как черти в аду! Пути не видно - ноги из-
| Разина
|
|
|
| |
|
| ломаешь».
|
|
|
|
| |
7 -
| Средний
| Идет дальше и дальше.
| Звук
|
|
|
| |
|
|
|
| шагов
|
|
|
| |
| Бревно-
| Средний
| Натыкается на заставу.
| Слова
|
|
|
| |
| колода
|
| «Эй, сволочь, в земском не бывал?- Будешь!» — окли-
|
|
|
|
| |
|
|
| кает казака решеточный сторож.
|
|
|
|
| |
| _
| Первый
| В темноте в руках у казака сверкает пистолет.
| Слова
|
|
|
| |
|
|
| «Я ваших порядков московицких не ведаю, вот дырье
|
|
|
|
| |
|
|
| в башке умею сверлить...»
|
|
|
|
| |
| —
| Средний
| Сторож отшатывается. Казак, согнув широкую
| -
|
|
|
| |
|
|
| спину, пролез под колоду и скрылся.
|
|
|
|
| |
| —
| Первый
| Напуганный пистолетом, сторож, опомнившись,
| Слова
| 21/2
|
|
| |
|
|
| кричит: «Ум, черт, чтоб тебе ребра сломить!»
|
|
|
|
| |
| _
| Первый
| Подошел другой: «Ты потто пропустил?»
| Слова
| 31/2
|
|
| |
|
|
| Первый взволнованно: «Вишь, воровской казак с пи-
|
|
|
|
| |
|
|
| столем и саблей».
|
|
|
|
| |
| _
| Первый
| Возмущенно развел руками подошедший: «Ой,
| Слова
|
|
|
| |
|
|
| ты сговорился бы, кого ежели ограбить, чтобы
|
|
|
|
| |
|
|
| доля нам...»
|
|
|
|
| |
| | | | | | | | | | | | | | |
| Объект
|
|
|
|
|
|
| |
| съемки
| План
| Содержание
| Звук
| метры
| секунды
| Прим
| |
| (декорация)
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |
| 2-я улица
| Средний
| По улице с торговыми ларями и лавками идет
| Шаги
|
|
|
| |
|
|
| казак.
|
|
|
|
| |
| -
| Первый
| И натыкается на новый, уже стрелецкий, патруль:
| Слова
|
|
|
| |
|
|
| «Стой!»
|
|
|
|
| |
| -
| Первый
| Но тяжелый удар рукоятки валит стрельца. Стре-
| Звук
|
|
|
| |
|
|
| лец падает. Падая, кричит.
| сабли
|
|
|
| |
| -
| Средний
| Из темноты появляется другой, третий. Снова
| Сабли
|
|
|
| |
|
|
| сверкает сабля.
|
|
|
|
| |
| -
| Первый
| И один за другим валятся стрельцы.
| Сабли
|
|
|
| |
| -
| Средний
| Следом за ними, обнажая саблю, набрасывается
| —
|
|
|
| |
|
|
| на казака стрелецкий сотник.
|
|
|
|
| |
| -
| Первый
| Звенят и скрежещут сабли, сверкает в темноте
| Сабли
|
|
|
| |
|
|
| сталь.
|
|
|
|
| |
| -
| Средний
| Используя каждое случайное возвышение, каждую
| Сабли
| 27,
|
|
| |
|
|
| нишу и выступ, дерутся казак и сотник
|
|
|
|
| |
| —
| Первый
| И вдруг, выбитая могучей рукой казака, со звоном
| Сабли
| 11/2
|
|
| |
|
|
| вылетает из рук стрелецкого сотника сабля.
|
|
|
|
| |
| —
| Первый
| Казак хватает сотника за кафтан: «Укажи дорогу
| Слова
| 21/2 Л
|
|
| |
|
|
| в разбойный приказ!»
|
|
|
|
| |
| _
| Первый
| Сотник смотрит на него, пораженный, и вместо
|
|
|
|
| |
|
|
| прямого ответа говорит восхищенно: «Черт, а не
| Слова
| 4 1/2
|
|
| |
|
|
| станишник! Ловок рубиться...»
|
|
|
|
| |
|
|
| И, засмеявшись, добавил: «Добром сатане в когти
|
|
|
|
| |
|
|
| лезешь! Пойдем к Киврину, он тя припекет».
|
|
|
|
| |
| Константи-
| Общий
| Константиновская башня в кремлевской стене.
| Кашель
|
|
|
| |
| новская баш-
|
| От нее трехсаженный переход к пыточной, меж-
| стрель-
|
|
|
| |
| ня с подъем-
|
| ду башнями мост на блоках, на железных прово-
| цов
|
|
|
| |
| ным мостом
|
| лочных тяжах. Тускло освещен вход. Слабо про-
|
|
|
|
| |
|
|
| бивается из башни свет через слюдяные окна.
|
|
|
|
| |
|
|
| У опущенного моста сверкают бердыши стражи.
|
|
|
|
| |
| —
| Первый
| Стража. Сумрачные, сонные стрельцы. Один,
| Слова
| 41/2
|
|
| |
|
|
| опираясь на бердыш, говорит, зевая, другому:
|
|
|
|
| |
|
|
| «Как ночь - не спит боярин. И откуда столь воров
|
|
|
|
| |
|
|
| на Москве?..»
|
|
|
|
| |
|
|
| Зевает другой и вдруг, вглядываясь по ту сторону
|
|
|
|
| |
|
|
| моста, кричит: «Кто идет"?..»
|
|
|
|
| |
| —
| Первый
| У опущенного моста, на краю рва, наполненного
| Слова
| 21/2
|
|
| |
|
|
| водой, стоит казак и, подняв руку, отвечает: «До-
|
|
|
|
| |
|
|
| вести "слово и дело" боярину Киврину».
|
|
|
|
| |
| Объект
|
|
|
|
|
|
| |
| съемки
| План
| Содержание
| Звук
|
|
| Примечание
| |
| (декорация)
|
|
|
|
|
|
| |
| _
| Средний
| Сонные стрельцы оживляются. Все тот же стре-
| Слова
| 3'/2
|
|
| |
|
|
| лец, перед тем как поднять мост, ругается: «Есть
|
|
|
|
| |
|
|
| же люди, кому своя голова наскучила...»
|
|
|
|
| |
| —
| Первый
| Казак все так же упорно: «Скажу "слово и дело" госу-
| Слова
| 11/2
|
|
| |
|
|
| даревы».
|
|
|
|
| |
| -
| Общий
| С лязгом и шумом поднимается мост. Казак идет.
| Слова
|
|
|
| |
| —
| Средний
| Два стрельца, идя по бокам его, уводят казака в
| Лязг
|
|
|
| |
|
|
| башню.
| цепей
|
|
|
| |
| Лестница
| Средний
| Лестница в башне с площадкой. На стенах го-
| Шаги
| 3'/2
|
|
| |
| на башне
|
| рят факелы. Стрельцы вводят казака и останав-
|
|
|
|
| |
|
|
| ливаются.
|
|
|
|
| |
| -
| Первый
| Казак оглядывается, видит.
| Шаги
|
|
|
| |
| —
| Крупно
| Приказ на стене: «Татей и разбойников пытать во
|
|
|
|
| |
|
|
| все дни, не разбирая праздников, ибо они для воровства
|
|
|
|
| |
|
|
| праздников не разбирают».
|
|
|
|
| |
|
| -
| Крупно
| Один стрелец, сказав: «Жди. Поспеешь жареным быть», уходит. Другой становится у двери, сквозь большие щели которой пробивается свет.
| Слова
| 11/2
|
|
|
|
| —
| Крупно
| Казак оглядывается осторожно, настораживается. Из-за двери вдруг доносятся голоса.
| Голоса
| 11/2
|
|
|
|
|
| Первый
| Слушает казак, слышит мертвый, ровный голос боярина Киврина: «Замышлял ли ты, вор Иван Разя, противу воеводы Долгорукова? А коли замышлял противу посланного в войну государем-царем полководца, то и противу великого государя замышлял ли?»
| Слова
| 61/2
|
|
|
|
|
| Средний
| Слушает казак. И прерывающийся другой голос ответил: «Противу всех утеснителей казацкой вольности - воевод, бояр, голов корыстных, дьяков бессовестных - замышлял».
| Слова
|
|
|
|
|
| —
| Первый
| Услыхав этот голос, вскочил с своего места казак, прильнул к щели и видит:
|
|
|
|
|
|
| Пыточная
| Общий
| Пыточная. На стенах, потрескивая, горят факелы. За столом бородатый дворянин, помощник разбойного начальника боярина Киврина. На главном месте, за тем же столом, сам боярин Киврин.У дверей, на скамье, по ту и другую стороны - два дьяка. Огонь факелов мотается. По мутной белой стене порывисто мечется тень казака, вздернутого на дыбу. Рубаха сорвана с плеч. Серый кафтан лежит перед столом на полу.
| Слова
|
|
| Панорама
|
| №
| Объект
|
|
|
|
|
|
| |
|
| съемки
| План
| Содержание
| Звук
|
|
| Примечание
| |
|
| (декорация)
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| _
| Первый
| И так же мертво спрашивает Киврин: «Пишите,
| Слова
|
|
|
| |
|
|
|
| дьяки... Сносился ли ты, вор Иван Разя, со псковски-
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ми стрельцами, кои били шведских послов и хлеб госу-
|
|
|
|
| |
|
|
|
| дарев закупной у них отняли"?»
|
|
|
|
| |
|
| —
| Первый
| И тем же прерывающимся голосом, но твердо от-
| Слова
| 11/2
|
|
| |
|
|
|
| вечает казак: «Жаль, не ведал того, - сносился бы!»
|
|
|
|
| |
|
| —
| Первый
| Уже раздраженно, снова спрашивает Киврин:
| Слова
| 11/2
|
|
| |
|
|
|
| «Еще что молвишь?»
|
|
|
|
| |
|
| _
| Первый
| И снова отвечает казак: «Пошел бы с теми, кто
| Слова
|
|
|
| |
|
|
|
| встал за голодный народ, на тех, кто сидит на Руси
|
|
|
|
| |
|
|
|
| худче злых татар, на помещиков пошел бы, бояр, кто
|
|
|
|
| |
|
|
|
| продает мужика за собаки место...»
|
|
|
|
| |
|
|
| Первый
| Последние слова казака приводят в ярость бояри-
| Слова
|
|
|
| |
|
| —
|
| на. Он вскакивает и вопит: «Палач, кали щипцы,
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ломай ребра вору!»
|
|
|
|
| |
|
| Лестница
| Первый
| С наружной стороны пыточной прильнул к двери
| Стон
| 11/2
|
|
| |
|
|
|
| пришедший казак. За дверью тяжелый стон и хри-
|
|
|
|
| |
|
|
| пящий крик: «Дьявол! А-а-а-а!..»
|
|
|
|
| |
| 47
| —
| Средний
| Казак вдруг хватается за дверь. Стрелец бросается к нему. Казак молча ударяет его рукояткой пистолета. Стрелец беззвучно падает.
| Стук
| 11/2
|
|
|
| 48
| —
| Передний
| Казак хватается за дверь. Она заперта. Он рвет ее и кричит: «Иван, близко я, тут я, Иван!»
| Крик
| 11/2
|
|
|
|
| Пыточная
| Первый
| Пыточная. Пораженный, вскакивает Киврин.
| -
|
|
|
|
|
| -
| Первый
| Застыли дьяки.
| Крик
|
|
|
|
|
| —
| Первый
| Пытаемый, услыхав голос, отвечает: «Стенъко, брат, у гроба стою!»
| Слова
|
|
|
|
|
|
| Средний
| Помощник Киврина бросается к двери. Дверь с треском срывается с петель. Снова сверкает сабля в руках Степана. Сбитый ею, падает помощник.
| Стоны пытаемого
| 3'/,
|
|
|
|
| —
| Средний
| Метнулся Киврин. Но Степан настигает его. Сабля его скользит по шапке Киврина. Киврин падает.
| Звон сабли
| 11/2
|
|
|
|
| -
| Первый
| Дьяки прячутся под стол.
| -
| 11/2
|
|
|
|
|
| Средний
| Палач, получив удар саблей, метком опускается на пол. Степан бросается к висящему на дыбе брату, перерубает ремни, тело Ивана валится ему на руки.
| -
| 31/2
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |