Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гражданское общество и правовое государство
Понятия "гражданское общество" и "правовое государство" — концептуальные категории философии, поли-тологии, социологии. Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX в. Гегель рассматривал гражданское общество как сферу материально-экономической жизни, в основе развития которой он видел "мировой дух", абсолютную идею. К гражданскому обществу он относился как к инобытию духа, идеи; во взаимодействии государства и гражданского общества отдавал приоритет государству (особенно отчетливо это выражено в его философии права). Маркс, Энгельс развили идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства. Концептуальное значение имеет выдвинутый ими тезис о диалектике государства и гражданского общества, который сводится к следующему: не государством обусловливается и определяется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство. В общество государство входит как важнейший элемент политической надстройки. Над этой базисной сферой и в причинной зависимости от нее располагается сфера социальных отношений, определенная организация семьи, сословий, классов. В ней происходит двуединый взаимосвязанный процесс - личные интересы развиваются до степени групповых и классовых, а групповые, классовые начинают восприниматься сквозь призму личных интересов, прав и свобод отдельной личности. Для понимания характера этих отношений важно иметь в виду следующее. Если государство знает различные формы правления господствующих классов — демократические, монархические, диктаторские, то для гражданского общества характерна демократическая форма существования. Поэтому, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. В процессе своего развития гражданское общество проявляет тенденцию к охвату все более широких слоев населения. Передовые мыслители XVII—XVIII вв. — Локк, Монтескье и другие сформулировали принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых должна быть, во-первых, относительно самостоятельной, во-вторых, уравновешивать другие. Принцип разделения властей послужил основой (фундаментом) для теории правового государства. Так, Кант считал, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно должно подчиняться. Гражданское правовое состояние, по Канту, основано на следующих априорных (изначальных) принципах: 1) свобода каждого члена общества как человека; 2) равенство его с каждым другим как подданным; 3) самостоятельность каждого члена общности как гражданина. Значительный вклад в развитие теории правового государства внесли немецкий философ К.Ясперс, русские философы А.Н.Радищев, А.И.Герцен и др. Признаки правового государства отрабатывались и совершенствовались человечеством веками. К ним относятся: 1) господство права, его приоритет над государством. Это означает, что правовой закон, принятый парламентом, не может быть изменен, отменен, приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями. Государственный орган, издавший закон, также не вправе его нарушать; 2) четкое разграничение компетенции властей на законодательную, исполнительную и судебную при условии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках правового закона, на основе конституционно-правовой регламентации разделения властей; 3) незыблемость свободы личности, ее прав, чести, достоинства, их охрана и гарантии. Это важнейший вопрос для любого демократического правового государства; 4) взаимная правовая ответственность личности и государства. Это означает, что человек становится центром, вокруг которого функционирует весь общественный механизм. Но и личность ответственна перед государством; 5) наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением нрав и свобод граждан, реализацией правовых законов, других нормативных актов. Из этого следует, что первооснова правового государства заключается в его современном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в неукоснительном осуществлении прав граждан, в их уважении и соблюдении со стороны государства. Итак, правовое государство - это правовая форма^ организации и деятельности публичной политической' власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Правовое государство относится к общечеловеческим ценностям как правовая форма организации политической власти и сохраняет свое значение в современном мире. Гражданское общество — сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. В таком обществе призваны действовать многообразные политические силы, которые прежде всего путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопонимания и т.д. должны достигать своих целей. Date: 2016-02-19; view: 458; Нарушение авторских прав |