Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Духовная жизнь общества и общественное сознание
Сознание специфическое свойство высокоорганизованной материи. С этой позиции оно предстает как социальная форма отражения, интегрирующая в себе все его последовательно возникающие в процесс эволюции природы и общества черты: вторичность и изоморфность в отношении отражаемого (физическое отражение), информационность (физиологическое отражение), субъективность (психика), идеальность (сознание человека). Сознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях, в его деятельности, в непосредственных усилиях самой личности. Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысления своих поступков и отношения к другим людям. Уникален духовный мир и сознание личности. Но каждый человек тысячами различных нитей связан с социальными общностями разного уровня. Тем самым индивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо личностное и частное восприятие действительности, но и испытывает общее с другими людьми отношение к ней. Вместе с тем, хотя общественное сознание и не обнаруживается вне сознания отдельных индивидов, оно вовсе не исчерпывается им. В групповом (общественном) сознании возникает новое качество отражения. Ныне наряду с категорией «общественное сознание» все более широко используется понятие «духовная жизнь общества». Представляется оправданным его применение для обозначения духовного производства и его обусловленности материальным производством, духовных потребностей и их связей с материальными потребностями, духовного общения. Отсюда очевидно, что духовная жизнь общества есть единство идеального и материального. Так, духовное общение — это не только эмоционально-чувственное сопереживание, но деятельность по обмену, распространению знаний (образование), идеалов (воспитание), информации, по приобщению к духовным ценностям. А средствами духовного общения выступают речь, мимика, межличностные переживания чувств, письменность, средства массовой информации. Что касается всех продуктов духовного производства, то их содержание составляют определенные абстрактно-логические, чувственно-эмоциональные образы, которые включаются в те или иные духовные образования, формы общественного сознания. Развитие духовной жизни, общественного сознания, как и других сфер жизнедеятельности общества на всех его исторических ступенях, прежде всего подчиняется действию всеобщих, существенных, необходимых, повторяющихся связей и отношений, которые имеют объективный характер т.е. общесоциологическим законам. Это закон обусловленности способа производства материальной жизни социального, политического и духовного процессов жизни, закон взаимодействия общественного бытия и общественного сознания и др. Действуют также социологические закономерности, присущие непосредственно сфере духовной жизни общества, общественному сознанию. Это закон преемственности в развитии духовной жизни, закон относительной самостоятельности общественного сознания и др. Общественная психология складывается как массовое сознание людей в основном стихийно под непосредственным влиянием условий их бытия. Общественная психология составляет основу, исходный пункт для теоретического сознания, представляющего собой упорядоченную и обобщенную систему знаний, идей. В отличие от обыденного сознания оно формируется не стихийно, а представляет собой продукт специализированного духовного производства, результат деятельности особых, профессионально специализированных групп людей. Теоретическое сознание целенаправлено в глубь, в суть явлений и процессов социальных отношений, общественного бытия, природной среды. Основные составные теоретического, систематизированного сознания — это наука и идеология. Идеология представляет собой теоретическую систему идей, принципов, ценностных установок, которые выражают интересы вполне определенных общностей людей. Отсюда следуют три важные особенности идеологии. Во-первых, в социально дифференцированном обществе нет единой идеологии, как правило, есть господствующая идеология и есть оппозиционные идеологии. Во-вторых, всякая идеология возникает и существует с целью сохранить существующий или создать новый общественный строй с его ценностями. В-третьих, каждая идеология пытается выдать свою систему заинтересованного видения действительности и свои ценности за всеобщие в качестве единственно истинных и справедливых. Противоречивым является соотношение идеологии с наукой. Современная эпоха с новой силой свидетельствует, что особенно в условиях радикального обновления общества возрастает потребность в идеологии, которая, выражая коренные интересы прогрессивных социальных сил, давала бы адекватное отражение исторической действительности и выполняла оценочно-регулятивную функцию относительно утверждения приоритета общечеловеческих ценностей. Если обыденное сознание человека синкретично отражает в живой целостности многогранность его индивидуального и социального бытия, то на теоретическом уровне духовные явления дифференцируются в виде специфических форм общественного сознания. Общественное сознание и его основные формы не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее и неизменное: они отражают общество в его развитии. Чем же объясняется дифференциация и движение форм общественного сознания? Прежде всего богатством форм и процессов самого общественного бытия, качественным отличием каждой новой ступени исторического развития. Каждая из основных форм общ. сознания имеет свои отличительные особенности. Можно выделить некоторые общие критерии их различия по объекту, предмету отражения (правосознание и философия и т.д.), по форме отражения (искусство и наука и др), по содержанию (религиозное и философско-научное сознание и т.д.), по своей социальной функции, месту и роли в жизнедеятельности общества. Возникнув как особый продукт материального и духовного производства, формы общественного сознания, отражая общественное бытие, приобретают относительную самостоятельность, что проявляется в следующем. Прежде всего они находятся в сложных взаимосвязях и взаимопроникновениях между собой. Каждая из форм общественного сознания развивается, опираясь на тот духовный, мыслительный материал, который уже в этой форме сознания был произведен ранее, стал своего рода субъективной реальностью, т.е. здесь имеет место диалектическое снятие, включающее преемственность. Об относительно'"' самостоятельности форм сознания свидетельствует их обратное активное воздействие на все процессы жизни общества и образ жизни людей. В формах общественного сознания в той или иной степени наличествуют все уровни сознания — обыденного и теоретического, общественной психологии и идеологии. Специфическое содержа те. каждой из форм общественного сознания раскрывают конкретные гуманитарные дисциплины — политология, правоведение, этика, эстетика, религиоведение, науковеде-ние и др. В своей совокупности мораль, искусство, философия и другие формы общественного сознания составляют духовную основу человеческой культуры. Date: 2016-02-19; view: 359; Нарушение авторских прав |