Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция № 4. Тема: Применение химиотерапевтических средств
Тема: Применение химиотерапевтических средств Цель: Научить студентов способам применения химиотерапевтических препаратов План лекции: 1.Понятие о химиопрофилактике и химиотерапевтических препаратах 2.Принципы применения химиопрепаратов 3. Миханизм действия Тезис 1.Химиотерапевтические препараты — это лекарственные вещества, используемые для подавления жизнедеятельности и уничтожения микроорганизмов в тканях и средах больного, обладающие избирательным, этиотропным (действующим на причину) действием. По направленности действия химиотерапевтические препараты делят на: 1) противопротозойные; 2) противогрибковые; 3) противовирусные; 4) антибактериальные. По химическому строению выделяют несколько групп химиотерапевтических препаратов: 1) сульфаниламидные препараты (сульфаниламиды) — производные сульфаниловой кислоты. Они нарушают процесс получения микробами необходимых для их жизни и развития ростовых факторов — фолиевой кислоты и других веществ.К этой группе относят стрептоцид, норсульфазол, сульфаметизол, сульфометаксазол и др.; 2) производные нитрофурана. Механизм действия состоит в блокировании нескольких ферментных систем микробной клетки. К ним относят фурацилин, фурагин, фуразолидон, нитрофуразон и др.; 3) хинолоны. Нарушают различные этапы синтеза ДНК микробной клетки. К ним относят налидиксовую кислоту, циноксацин, норфлоксацин, ципрофлоксацин; 4) азолы — производные имидазола. Обладают противогрибковой активностью. Ингибируют биосинтез стероидов, что приводит к повреждению наружной клеточной мембраны гри- бов и повышению ее проницаемости. К ним относят клотримазол, кетоконазол, флуконазол и др.; 1. диаминопиримидины. Нарушают метаболизм микробной клетки. К ним относят триметоприм, пириметамин; 2. антибиотики — это группа соединений природного происхождения или их синтетических аналогов. Первые химиопрофилактические средства были синтезированы основоположником химиотерапии П. Эрлихом. Это были производные мышьяка- сальварсан и неосальварсан. Исследования, проведенные П.Эрлихом, позволили устоновит, что структурные особенности химического вещества (например, радикалы) определяют характер его противомикробного действия. Синтез сальварсана подтвердил правильность рецепторной концепции П.Эрлиха, поскольку механизм его спирохетоцидного действия был связан с наличием у спирохет меркапторецепторов, которые,специфически фиксируя препарат, приводили их к гибели Основные осложнения химиотерапии. Все осложнения химиотерапии можно разделить на две группы: осложнения со стороны макроорганизма и со стороны микроорганизма. Осложнения со стороны макроорганизма: 1) аллергические реакции. Степень выраженности может быть различной — от легких форм до анафилактического шока. Наличие аллергии на один из препаратов группы является противопоказанием для использования и других препаратов этой группы, так как возможна перекрестная чувствительность; 2) прямое токсическое действие. Аминогликозиды обладают ототоксичностью и нефротоксичностью, тетрациклины нарушают формирование костной ткани и зубов. Ципрофлоксацин может оказывать нейротоксическое действие, фторхинолоны — вызывать артропатии; 3) побочные токсические эффекты. Эти осложнения связаны не с прямым, а с опосредованным действием на различные системы организма. Антибиотики, действующие на синтез белка и нуклеиновый обмен, всегда угнетают иммунную систему. Хлорамфеникол может подавлять синтез белков в клетках костного мозга, вызывая лимфопению. Фурагин, проникая через плаценту, может вызывать гемолитическую анемию у плода; 4) реакции обострения. При применении химиотерапевтических средств в первые дни заболевания может происходить массовая гибель возбудителей, сопровождающаяся освобож- дением большого количества эндотоксина и других продуктов распада. Это может сопровождаться ухудшением состояния вплоть до токсического шока. Такие реакции чаще бывают у детей. Поэтому антибиотикотерапия должна сочетаться с дезинтоксикационными мероприятиями; 5) развитие дисбиоза. Он чаще возникает на фоне примененияантибиотиков широкого спектра действия. Осложнения со стороны микроорганизма проявляются развитием лекарственной устойчивости. В ее основе лежат мутации хромосомных генов или приобретение плазмид устойчивости.Существуют роды микроорганизмов, обладающие природной устойчивостью. Биохимическую основу устойчивости обеспечивают следующие механизмы: 1) энзиматическая инактивация антибиотиков. Этот процесс обеспечивается с помощью синтезируемых бактериями ферментов, разрушающих активную часть антибиотиков; 2) изменение проницаемости клеточной стенки для антибиотика или подавление его транспорта в бактериальные клетки; 3) изменение структуры компонентов микробной клетки. Развитие того или иного механизма резистентности зависит от химической структуры антибиотика и свойств бактерий. Методы борьбы с лекарственной устойчивостью: 1) поиск и создание новых химиотерапевтических препаратов; 2) создание комбинированных препаратов, которые включают в себя химиотерапевтические средства различных групп,усиливающих действие друг друга; 3) периодическая смена антибиотиков; 4) соблюдение основных принципов рациональной химиотерапии: а) антибиотики надо назначать в соответствии с чувствительностью к ним возбудителей заболеваний; б) лечение следует начинать как можно раньше; в) химиотерапевтические препараты необходимо назначать в максимальных дозах, не давая микроорганизмам адаптироваться. Контрольный вопрос: 1 Назовите методы химиотерапии? 2 Основные группы химиотерапевтических веществ? 3. Механизмы антимикробного действия? 4.Действие метода определения общей биологии и антимикроба на химиопрепараты? 5. дайте понятие химиотерапевтическому индексу? 6. Единица активности? Оснащение: плакаты Список использованной литературы 1. Гусев М. В., Минеева Л. А. Микробиология. М.: Медицина,2003. 2. Елинов Н. П. Химическая микробиология. М.: Медицина,1989. 3. Подколзина В. А., Седов А. А. Медицинская микробиология. Конспект лекций. М.: Приор, 2005. 4. Шуб Г. М. Основы медицинской бактериологии, вирусологии и иммунологии. Учебное пособие. Саратов, 2001.
Date: 2016-02-19; view: 1287; Нарушение авторских прав |