Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные школы управления – общая характеристика
Наука об управлении развивается непрерывно. Появляются новые направления, течения, школы. Преобразуется, совершенствуется научный аппарат. Нередко прежний объект исследования вызывает появление новых точек зрения, либо предпочтение идей, считавшихся в прошлом нерациональными. Так, ориентиры менеджеров изменились с потребностей организации на изучение способов управления. В целом развитие науки об управлении можно представить следующим образом: 1) Школа научного управления (1885-1920 гг.); 2) Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.); 3) Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.); 4) Школа поведенческих наук – бихевиоризм (1950 г. - по настоящее время); 5) Школа науки управления (1950 г. - по настоящее время).
Таблица - Вклад различных направлений в развитие менеджмента
К нач. 20 в. появляются первые работы, в которых была предпринята попытка научного обобщения, накопленного опыта и формирование основной науки менеджмента. Все эти работы стали ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие черты как: массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций акционерных обществ. Предприятия гиганты испытывали острую необходимость в рационализации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно-обоснованными принципами, нормами и стандартами. Работа Ф. Тейлора «Принципы научного управления» отразила механистический взгляд на понимание организации и роли человека в ней. Работы Ф. Гильбрета «Азбука научной организации труда», «Изучение движений» были нацелены на создание более целесообразных условий производства и труда, применение приспособлений и инструментов. Работа Г. Эмерсона «12 принципов производительности» стала считаться классической по рационализации производства. Работа А.Файоля «Общественное и промышленное администрирование» имела важное практическое значение, поскольку разработанные в ней принципы администрирования позволяли решать чисто практические проблемы предприятия. Исследования Элтона Мэйо были нацелены на создание благоприятного климата в коллективе для повышения производительности труда. Работы Френча, Белла акцентируют внимание на существование в любой организации формальных и неформальных связей, которые имеют свои преимущества и недостатки с позиции успешного функционирования организации. Работы Бернарда, Мескона, Мак-Грегора, А. Маслоу были нацелены на установление баланса между интересами собственников капитала и менеджеров с интересами рабочих.
Школа научного управления (1885-1920 гг.). Основоположником школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации. Он ставил перед собой задачу повышения производительности труда, видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей деятельности. Он разработал и внедрил систему организационных мер: 1) хронометраж – измерение каждой операции технологического процесса во времени и установление оптимальной продолжительности их протекания; 2) инструкционные карточки; 3) методы переобучения рабочих; 4) плановое бюро; 5) сбор социальной информации; 6) новую структуру функционального администрирования. Все эти организационные меры способны гарантировать рабочему, что повышение им производительности труда не будет уничтожено произвольно администрацией через понижение расценок. «Основные принципы научного управления» Тейлора (1856-1915 гг.) состоят в следующем: 1) разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий; 2) абсолютное следование разработанным стандартам; 3) подбор, обучение и расстановка рабочих на те места, где они могут дать наибольшую пользу; 4) оплата по результатам труда; 5) использование функциональных менеджеров; 6) поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами. Ф. Гильбрет считается последователем Тейлора. Он разрабатывал наилучший метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные способы подачи материалов, необходимые приспособления, инструкции, инструменты и т.д. Работа Г. Эмерсона «12 принципов производительности» имела большой успех в 20-30 гг, считается классической работой по рационализации производства и базируется на следующих принципах: 1) точно поставленная цель; 2) здравый смысл; 3) компетентная консультация; 4) дисциплина; 5) справедливое отношения к персоналу; 6) оперативный, надежный, постоянный, полный, точный учет; 7) диспетчерование; 8) нормы и расписание; 9) нормализация условий; 10) нормирование операций; 11) написанные стандартные инструкции; 12) вознаграждение за производительный труд. Анри Файоль (классическая школа управления) (1920-1950 гг.) внес вклад в разработку научного управления, главным образом, формированием общих принципов администрирования: 1) разделение труда; 2) авторитет руководителя; 3) единство распорядительства; 4) подчинение частных интересов общим; 5) принцип вознаграждения; 6) принцип централизации. Кроме того, он предложил формализовать расписание работы управляющих в организации, выделив для них характерные, виды деятельности (функции): планирование, организовывание, руководство, координация, контроль.
Date: 2016-02-19; view: 467; Нарушение авторских прав |