Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дядя





— Какой первый слог в слове мама? Какой второй?

Учитель на доске рисует схему двусложного слова.

А теперь послушаем: одинаково ли они звучат? Какой слог звучит громче и длительнее? Я буду вести


указкой по схеме. На каком слоге дольше задержится моя указка?

Учитель и класс хором произносят целостно слово. (Произнесенное по слогам слово не имеет той отчетли­вости ударения. В таком слове дети подчас могут услышать столько ударений, сколько слогов.) Учитель одновременно с произнесением проводит указкой по слоговой схеме, задерживая указку на ударном слоге и быстро продвигая на безударном: маама. (Указка наглядно отмечает более сильное и протяжное про­изнесение первого слога.)

Таким же образом проводится наблюдение над двусложным словом с ударением на втором слоге (например, букварь).

На сравнении делается обобщение: слог, который произносится громче и протяжнее,— ударный. Учи­тель показывает знак ударения — ставит черточку над слогом.

Подобным образом под указку рассматриваются на классной доске слоговые схемы приведенных слов в «Букваре». (Сперва двусложные, затем трехслож­ные.) Делаются новые обобщения. В слове обычно одно ударение. Учитель сообщает учащимся, что есть слова, которые отличаются ударением. Стоит его пере­ставить с одного слога на другой и получается новое слово (можно привести упомянутые здесь мука и му­ка, плачу и плачу). Или слово от перестановки ударе­ния звучит неестественно, его не узнать.

На этом основан прием, которым учащийся может проверить себя: не ошибся ли он в определении ударе­ния. Перебирая по очереди слоги, ставит ударения. Например, капуста, капуста, капуста. Узнается слово лишь с ударением на втором, среднем слоге. Но этот способ перебирания слогов неэкономный. Забирает много времени.

Куда проще приемы «Позови слово» или «Удивись слову». Учитель может порекомендовать и еще один прием «Переспроси слово». Ударение, усиленное во­просительной интонацией, выступает в этом приеме, как нам кажется, наиболее выразительно. И этот прием, видно, стоит рекомендовать как основной.

На букварной странице, посвященной ударению, на рисунке — зайцы убирают огород. И словарь уча­щихся упорядочивается, ставя в ряд такие слова, как репа, морковь, капуста, огурцы. Не это ли и удобный случаи для учителя сказать хотя бы одно восхищенное


слово о труде, который превращает нашу землю в чу­до, о чем свидетельствует и эта загадка о репе:

В землю — крошки, из земли — лепешки.

И стоит ли напоминать, что при работе с загадка­ми (а слова отгадок — хороший материал при рас­смотрении ударения) не самое главное — отгадать загадку, а, как советовал К. Д. Ушинский, приложить отгадку к загадке, объяснить, почему у этой загадки такая отгадка. Иногда можно даже сразу назвать учащимся отгадку, направив всё внимание детей на ее «доказательство»: уметь видеть предмет, понимать образный язык, восхищаться красотой окружающего мира и загаданного слова.

Любопытный красный нос по макушку в землю врос, лишь торчат на грядке зелёные пятки.

(Морковь.)

На грядке длинный и зелёный, А в кадке жёлтый и солёный.

(Огурец.)

Семьдесят одёжек, И все без застёжек. (Капуста.)

Дети, конечно, и сами вспомнят не одну загадку и с радостью их загадают классу. (Но всегда учитель заранее предусмотрит, сколько времени на уроке отве­дет загадкам, чтобы не затерялось самое главное на сегодняшнем уроке — ударение.)

Во второй части урока рассматривается рисунок, где стоит Зайка в раздумье, к какой ударной слоговой схеме отнести тот или другой овощ. Теперь это брюк­ва, редис, картофель, кабачки, чеснок. Определяется ударный слог в слове, и находится соответствующая ему схема.

Завершая урок, можно остановиться на самом обобщающем слове овощи. И трехсложная схема с ударением на первом слоге дополнит на доске букварные схемы, в которых в трехсложных схемах ударения стоят на втором и третьем слогах.

Урок можно окончить и таким заданием: каждый ученик называет свое имя и ударный слог в нем. Если


есть время, пусть не будут обойдены вниманием и фа­милии... Главное ведь в том, чтобы учащийся не просто умел находить ударный слог, но чтобы он делал это свободно, быстро, легко.

Дальше будут изучаться гласные. Две-три минуты на каждом уроке отведите ударению, и ваши учащие­ся будут блестяще обнаруживать ударный слог. А по­том простое пояснение: только в ударном слоге глас­ный звучит четко.

Попробуйте и такой вид работы. Поучите уча­щихся изменять ударение в словах, сперва в двух­сложных (с помощью указки).

гора нога сова оса коса коза t__j

горы ноги совы осы косы козы

И не оглядывайтесь, что это не предусмотрено Программой. Вы — талантливый учитель, ваш класс особый. Продолжайте подобную работу, заодно посте­пенно обогащая учащихся знанием слов — «родствен­ников», это создаст серьезную почву для правописания гласных, проверяемых ударением. Одного из основных правил орфографии, изучаемых в начальной школе.

Грамотность — на уроке грамоты!

Страница 47. Предыдущие страницы «Букваря» по­казали школьнику, что слова можно говорить прерыви­сто, делить на слоги (как ранее он узнал, что наша речь делится на предложения, а предложения на слова).

Назначение, цель этой страницы — обратить вни­мание учащихся на обратную сторону: из слогов мож­но «собрать», составить слово (как из слов — предло­жение, из предложений — связный рассказ). И еще раз подчеркнуть роль ударения в собирании слова из слогов.

Рассмотрим страницу.

На верхнем рисунке первые слоги слов комар и заяц составили новое слово коза. Ударение на втором слоге объединило эти слоги в слово.

Рядом рисунок: цветок василек и тот же заяц. Василек подарил свой первый слог ва, а заяц — свой за, и с помощью ударения на первом слоге образова­лось ваза.

Ниже ромашка и самовар со своих первых слогов создали чудесное слово роса с ударением на втором слоге.


А дальше идет знакомое учителям чтение «це­почкой», по ролям, по заданным вопросам и т. д.

Можно рекомендовать и такой прием-игру, но только тогда, когда дети читают уже текст хорошо.

— Сейчас будет читать Зайка-Забывайка. Следите внимательно за каждым словом, поправляйте Зайку.

Учитель хитро изменяет в тексте то слово, то опре­деленный звук, то совсем пропускает какое-либо слово.

Дети активно поправляют Зайку. Сами учатся читать, внимательно следить за чтением других.

Date: 2016-02-19; view: 447; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию