Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дядя— Какой первый слог в слове мама? Какой второй? Учитель на доске рисует схему двусложного слова. А теперь послушаем: одинаково ли они звучат? Какой слог звучит громче и длительнее? Я буду вести указкой по схеме. На каком слоге дольше задержится моя указка? Учитель и класс хором произносят целостно слово. (Произнесенное по слогам слово не имеет той отчетливости ударения. В таком слове дети подчас могут услышать столько ударений, сколько слогов.) Учитель одновременно с произнесением проводит указкой по слоговой схеме, задерживая указку на ударном слоге и быстро продвигая на безударном: маама. (Указка наглядно отмечает более сильное и протяжное произнесение первого слога.) Таким же образом проводится наблюдение над двусложным словом с ударением на втором слоге (например, букварь). На сравнении делается обобщение: слог, который произносится громче и протяжнее,— ударный. Учитель показывает знак ударения — ставит черточку над слогом. Подобным образом под указку рассматриваются на классной доске слоговые схемы приведенных слов в «Букваре». (Сперва двусложные, затем трехсложные.) Делаются новые обобщения. В слове обычно одно ударение. Учитель сообщает учащимся, что есть слова, которые отличаются ударением. Стоит его переставить с одного слога на другой и получается новое слово (можно привести упомянутые здесь мука и мука, плачу и плачу). Или слово от перестановки ударения звучит неестественно, его не узнать. На этом основан прием, которым учащийся может проверить себя: не ошибся ли он в определении ударения. Перебирая по очереди слоги, ставит ударения. Например, капуста, капуста, капуста. Узнается слово лишь с ударением на втором, среднем слоге. Но этот способ перебирания слогов неэкономный. Забирает много времени. Куда проще приемы «Позови слово» или «Удивись слову». Учитель может порекомендовать и еще один прием «Переспроси слово». Ударение, усиленное вопросительной интонацией, выступает в этом приеме, как нам кажется, наиболее выразительно. И этот прием, видно, стоит рекомендовать как основной. На букварной странице, посвященной ударению, на рисунке — зайцы убирают огород. И словарь учащихся упорядочивается, ставя в ряд такие слова, как репа, морковь, капуста, огурцы. Не это ли и удобный случаи для учителя сказать хотя бы одно восхищенное слово о труде, который превращает нашу землю в чудо, о чем свидетельствует и эта загадка о репе: В землю — крошки, из земли — лепешки. И стоит ли напоминать, что при работе с загадками (а слова отгадок — хороший материал при рассмотрении ударения) не самое главное — отгадать загадку, а, как советовал К. Д. Ушинский, приложить отгадку к загадке, объяснить, почему у этой загадки такая отгадка. Иногда можно даже сразу назвать учащимся отгадку, направив всё внимание детей на ее «доказательство»: уметь видеть предмет, понимать образный язык, восхищаться красотой окружающего мира и загаданного слова. Любопытный красный нос по макушку в землю врос, лишь торчат на грядке зелёные пятки. (Морковь.) На грядке длинный и зелёный, А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец.) Семьдесят одёжек, И все без застёжек. (Капуста.) Дети, конечно, и сами вспомнят не одну загадку и с радостью их загадают классу. (Но всегда учитель заранее предусмотрит, сколько времени на уроке отведет загадкам, чтобы не затерялось самое главное на сегодняшнем уроке — ударение.) Во второй части урока рассматривается рисунок, где стоит Зайка в раздумье, к какой ударной слоговой схеме отнести тот или другой овощ. Теперь это брюква, редис, картофель, кабачки, чеснок. Определяется ударный слог в слове, и находится соответствующая ему схема. Завершая урок, можно остановиться на самом обобщающем слове овощи. И трехсложная схема с ударением на первом слоге дополнит на доске букварные схемы, в которых в трехсложных схемах ударения стоят на втором и третьем слогах. Урок можно окончить и таким заданием: каждый ученик называет свое имя и ударный слог в нем. Если есть время, пусть не будут обойдены вниманием и фамилии... Главное ведь в том, чтобы учащийся не просто умел находить ударный слог, но чтобы он делал это свободно, быстро, легко. Дальше будут изучаться гласные. Две-три минуты на каждом уроке отведите ударению, и ваши учащиеся будут блестяще обнаруживать ударный слог. А потом простое пояснение: только в ударном слоге гласный звучит четко. Попробуйте и такой вид работы. Поучите учащихся изменять ударение в словах, сперва в двухсложных (с помощью указки). гора нога сова оса коса коза t__j горы ноги совы осы косы козы И не оглядывайтесь, что это не предусмотрено Программой. Вы — талантливый учитель, ваш класс особый. Продолжайте подобную работу, заодно постепенно обогащая учащихся знанием слов — «родственников», это создаст серьезную почву для правописания гласных, проверяемых ударением. Одного из основных правил орфографии, изучаемых в начальной школе. Грамотность — на уроке грамоты! Страница 47. Предыдущие страницы «Букваря» показали школьнику, что слова можно говорить прерывисто, делить на слоги (как ранее он узнал, что наша речь делится на предложения, а предложения на слова). Назначение, цель этой страницы — обратить внимание учащихся на обратную сторону: из слогов можно «собрать», составить слово (как из слов — предложение, из предложений — связный рассказ). И еще раз подчеркнуть роль ударения в собирании слова из слогов. Рассмотрим страницу. На верхнем рисунке первые слоги слов комар и заяц составили новое слово коза. Ударение на втором слоге объединило эти слоги в слово. Рядом рисунок: цветок василек и тот же заяц. Василек подарил свой первый слог ва, а заяц — свой за, и с помощью ударения на первом слоге образовалось ваза. Ниже ромашка и самовар со своих первых слогов создали чудесное слово роса с ударением на втором слоге. А дальше идет знакомое учителям чтение «цепочкой», по ролям, по заданным вопросам и т. д. Можно рекомендовать и такой прием-игру, но только тогда, когда дети читают уже текст хорошо. — Сейчас будет читать Зайка-Забывайка. Следите внимательно за каждым словом, поправляйте Зайку. Учитель хитро изменяет в тексте то слово, то определенный звук, то совсем пропускает какое-либо слово. Дети активно поправляют Зайку. Сами учатся читать, внимательно следить за чтением других.
|