Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Клышка







Или учитель рисует поезд на доске. Затем читает список зверей, а дети «рассаживают» их в зависимо­сти от количества слогов в названии.

В вагоне с цифрой 1 могут оказаться зубр, лось, лев, слон, тигр, рысь.

В вагоне 2 — жираф, зебра, медведь, олень, лиса, заяц, барсук.

В вагоне 3 — косуля, крокодил, мартышка, носо­рог, кенгуру.

Собираем букет

Учитель сначала перечисляет названия цветов, чтобы учащиеся вспомнили их. Далее, например, про­износит название цветка из двух слогов. И учащиеся собирают букет из «двусложных» цветов.

Это могут быть астра, герань, кактус, жасмин, ирис, крокус, ландыш, лютик, мальва, нарцисс, пион, роза, тюльпан.

Учитель называет цветок — слово из трех слогов.

Учащиеся продолжают, «собирают» букет: васи­лек, гвоздика, гиацинт, лилия, подснежник, ромашка, фиалка.

Прятки

Учитель: — Ребята, слова любят так же, как и вы, играть в прятки. В длинном слове может спрятаться короткое. Я буду называть слова, а вы отбрасывайте первый слог и узнаете, какое слово спряталось. На­пример, я говорю: фасоль. Вы отбрасываете фа и на­ходите спрятавшееся слово соль.

Слушайте... (Учитель называет слова: барак, бар­сук, Борис, брусок, гамак, забор, клубок, кулак, кусок, моток, машина, пожар, порог, рыбак и др.)

Угадай слово

Учитель предлагает детям: «Угадайте, какое слово я задумал. Начинается оно со слога му.

Дети отгадывают: муха, мухомор, муравей, мура­вейник, музыка, музей, мука...

Наконец, кто-то называет задуманное учителем слово. И учитель, к примеру, говорит:

— Лена угадала, но все правильно придумали слова на му. А теперь я задумал слово на ма...


Учитель называет слова (можно использовать ор­фографический или какой другой словарь). Когда он назовет слово, которое начинается, скажем, с му, дети должны поднять руку, или взяться за ручку, или «поймать» слово, сжав кулачок, и т. д.

Затем задание варьируется: надо «поймать» слово, начинающееся со слога ма, со слога мо, со слога мы. Учитель называет три слова: газон, голубь, гуси. — Повторите, дети.

Какое из этих слов начинается со слога го? (Го­лубь.) А какое — со слога гу? (Гуси.) А какое — со слога га? (Газон.)

Примерные наборы слов:

бусы баня боты

камень козы куры

молот муха маска

робот ранец руки

сахар сушки соки

туча тачка точка

Таким образом учащиеся учатся слышать разли­чие слогов (ма, му, мо, мы), начинающихся с одного и того же согласного, но различающихся гласным звуком; готовится база для выделения потом гласных в этих словах.

Страница 46 — ударение.

К изучению ударения, как уже отмечалось ранее, можно переходить лишь тогда, когда учащиеся легко называют отдельно любой слог из слова — второй, третий, первый... Как известно, детям нетрудно про­изнести слово по слогам (ма-ши-на), определить коли­чество слогов в слове. Но не так просто дается уча­щимся назвать отдельно их, «вырвать» из слова. А ведь при изучении ударения надо называть ударный слог, а потому к прохождению ударения учащийся уже дол­жен уметь свободно выделять всякий слог из слова. Разнообразна работа ударения. «Рассыпанные» слоги оно собирает в единое целое и заставляет их зазвучать словом. Общеизвестно, какую роль оно мо­жет иметь в смыслоразличении определенных слов (мука и мука, плачу и плачу). Стоит ли говорить о том, какое значение имеет оно не только для чтения, но и для письма: ударением проверяется написание безударных гласных.


Каким же образом выделяется ударный слог? В методической литературе нередко можно встретить утверждение — громкостью. Да и само слово ударе­ние тоже как бы толкает к такому пониманию. И вот уже можно видеть иллюстрацию, как гномик ударяет молоточком по одному из слогов в слоговой схеме слова. Он то и ударный!

А между тем не все так просто.

Сошлюсь на опыт школы. Проводили эксперимент. Одной группе учащихся сообщали, что ударный слог звучит громче, второй — что он длительнее. Послед­няя группа показала в два раза лучшие результаты в определении ударных слогов.

А вот что пишет Л. В. Бондарко в учебном пособии для студентов пединститутов «Звуковой строй современного русского языка» (М., Просвещение. 1977. С. 150): «Экспериментально-фонетические иссле­дования русского ударения показывают, что самое основное различие между ударными гласными и без­ударными — это различие в длительности этих звуков». На 75-й странице этого пособия приводятся инте­ресные данные: «... еще в 50-е годы нашего столе­тия при изучении фонетических свойств словесного ударения использовались синтезированные слова. Так, синтезированное слово муку воспринималось ис­пытуемыми как муку, если длительность первого глас­ного была больше, чем длительность второго, и как муку, если экспериментатор увеличивал длительность второго гласного. Увеличение же интенсивности одно­го из гласных (т. е. громкости — А. К.) при их равной длительности не воспринималось испытуемыми как признак ударности этого гласного».

А теперь, базируясь на научной основе, подумаем: с каких слов начнем объяснение ударения. Проще с двусложных, чтобы сложная слоговая структура не отвлекала внимание учащихся. И конечно, лучше, если слова будут состоять из повторяющихся слогов. На фоне одинаковости слогов ярче выступит разница в их произнесении. Язык предлагает свои услуги: вот нужные и такие близкие детям слова: мама, папа,

Date: 2016-02-19; view: 505; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию