Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Музыкальное искусство второй половине XIX в
В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Таттимбет Казангап-улы, Ыкылас Дукен-улы, Биржан-сал Кожагул-улы, Ахан серэ Корамса-улы, Жаяу Муса Байжан-улы. Таттимбет Казангап-улы (1815—1862 гг.) — выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников казахской классической домбровой музыки XIX в, непревзойденный автор и исполнитель кюев в стиле шертпе. Таттимбет родился и вырос на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области, происходил из рода каракесек Среднего жуза. Таттимбет сочинил классические образцы традиционных кюев: "Косбасар", "Боз айгыр", "Бозторгай", "Алшагыр" и др. Кюи Таттимбета "Саржайлау", "Сылкылдак" относятся к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. В некоторых произведениях нашли отражение и социальные мотивы. Например, в кюе "Бес тере" осуждается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 г. Таттимбет ездил в Петербург, где, по преданию, играл на домбре. Сохранилось свыше 40 кюев Таттимбета. Курмангазы Сагырбай-улы (1818—1889 гг.) — гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки, родился в местечке Жидели на территории Букеевской орды. Выходец из бедных слоев, Курмангазы с юных лет проявлял музыкальные дарования. Первым его наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем — кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народных талантов, таких, как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Курмангазы создает произведения, в которых отразились его думы о судьбе народа, его верность освободительному движению. Первый его кюй "Кишкентай" был посвящен руководителю народного восста-ния Исатаю Тайманулы. Его кюи "Акбай", "Адай" наполнены раздумьями, верой в будущее. В кюе "Сарыарка" слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, любовь к родной земле, к безграничной степи. Из-за обвинений представителей правящих классов в "воровстве, разбое" он сидел в тюрьмах Урала и Оренбурга. В конце 1880 г. Курмангазы окончательно переезжает в селение Сахма Астраханской губернии. Вокруг знаменитого кюйши собираются его ученики Дина, Ергали Есжанулы и др. С гордостью причисляли себя к ученикам Курмангазы широко известные в народе домбристы Сугирали, Кокбала, Шора и др. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы. Даулеткерей Шыгай-улы (1820—1887 гг.) — знаменитый кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836—1838 гг. в Букеевской орде. Композитор создал тонкие психологические женские портреты в кюях: "Косалка", "Кудаша", "Женгем суйер", "Акбала-кыз", "Жумабике", "Керкем-ханым". Тончайшие душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях "Ващенко", "Топан". Даулеткерей также написал глубоко трагические произведения, как, например, кюй "Салык елген". Известно около 40 кюев композитора. Биржан-сал Кожагул-улы (1834—1897 гг.) — выдающийся казахский композитор, певец и поэт. Родился в очень бедной семье на территории Кокшетауской области. На становление его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г. Одна из первых его песен — "Биржан-сал". У Биржана ряд песен относится к любовной лирике. Замечательными образцами песен являются его произведения "Биржан-сал", "Айтбай" и др. Песни Биржана "Жанбота", "Адаскдк" отразили его гнев по поводу действий власть имущих. Он был и талантливым поэтом. Особенно широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Среди последователей Биржана были талантливые композиторы Акан серэ, Укили Ыбрай, Балуан Шолак и др. До наших дней дошло около 40 песен Биржана. Жаяу Муса Байжан-улы (1835—1929 гг.) — выдающийся народный композитор, родился на берегу озера Жасыбай в Баянаульских горцах, в семье простого кочевника. В 4 года его к себе взял брат Байжана Тайжан для обучения в аульной школе. Известно, что Жаяу Муса был знаком с Шоканом Уалихановым, какое-то время находился с ним вместе, а для стихотворения Алтынсарина "Кел, балалар, окылык" сочинил музыку. Жаяу Муса преклонялся перед гением Абая, посвятив ему одно из своих стихотворений. Старший султан Баянаульского округа Муса и его младший брат Мустафа Шорманулы имели большую власть в Степи. Сыновья Байжана, имевшие такие же имена, получили дополнения к своим именам: Мусу назвали "Жаяу" ("Пеший"), а его младшего брата Мустафу — "Жалан-аяк" ("Босой"). О композиторском таланте Жаяу Мусы говорят его замечательные песни: "Ак сиса", "Хаулау", "Баянауыл", которые, наряду с традиционными, содержат и новаторские черты. Ахансерэ Корамса-улы (1843—1913 гг.)— выдающийся композитор. Родился на берегу озера Улкен Коскол в Кокшетауской области. Выдающиеся произведения Акана - песни "Кулагер", "Манмацгер", "Макпал","Балкадиша", "Кокжендет". Ыкылас Дукен-улы (1843—1916 гг.) — кюйши-композитор, кобызист. Вдохновителем таланта Ыкыласа был отец. Заслуга Ыкыласа состоит в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркыта (VIII в.). Его кюи "Жез кюк", "Кдмбар", "Кдзан", "Шынырау". В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданы кюи "Коныр", "Кертолгау", "Айрауыктыц ащы куш". Date: 2016-02-19; view: 447; Нарушение авторских прав |