Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение допускаемых напряжений
Основой для расчёта допускаемых напряжений при действии переменных нагрузок служит кривая выносливости (кривая Веллера, рис. 29). Она устанавливает связь между максимальным (предельным) напряжением σ E, при котором испытывается образец, и заданным числом циклов нагружений NE до разрушения образца (точка I). Начиная с некоторого напряжения σ E lim (точка II), образец может выдержать бесконечно большое число циклов, не разрушаясь. Максимальное напряжение, которое образец может выдержать практически неограниченное число циклов, называется пределом выносливости материала σ Е lim. Предел контактной выносливости обозначается с индексом Н - σ H lim, предел выносливости при изгибе с индексом F - σ F lim. Количество циклов нагружений, соответствующее пределу выносливости, называется базовым числом циклов нагружений NO (при действии контактных напряжений - NHO, изгибных - NFO). Рис. 29. Кривая выносливости (усталости)
Уравнение наклонного участка кривой выносливости имеет вид: , откуда . (3.17) Предельное напряжение при заданном числе циклов нагружений следует из зависимости (3.17): - предельное контактное напряжение , - предельное напряжение при изгибе , где ZN и YF - коэффициент долговечности при действии контактных и изгибных напряжений соответственно; mH и mF - показатель степени кривой усталости при действии контактных и изгибных напряжений соответственно. Коэффициент долговечности ZN и YF учитывает влияние срока службы и режим нагрузки передачи (тяжёлый, средний, лёгкий, постоянный): , mH = 6, (3.18) , (3.19) где mF = 6 с однородной структурой (при улучшении и нормализации); mF = 9 при поверхностном упрочнении (закалка ТВЧ, цементация, нитроцементация, азотирование). Предел контактной выносливости σ E lim и базовое число циклов нагружений NO зависят от твёрдости рабочих поверхностей (значение твёрдости определяют по табличным данным). Примерное значение NO можно оценить как: ; . Так как большинство зубчатых передач работает в условиях переменных режимов нагрузок, расчёт коэффициентов долговечности ведут по эквивалентному числу циклов перемены напряжений NHE и NFE. Эквивалентным называют такое число циклов перемены напряжений, при котором режим переменной нагрузки эквивалентен постоянному. При постоянной нагрузке, то есть при неизменной частоте вращения зубчатого колеса (n = const): , (3.20) где N ∑ - суммарное число циклов нагружений при постоянной нагрузке; th - суммарное время работы зубчатого зацепления в течение года; k з - количество контактов одного зуба за один оборот рассчитываемого колеса (обычно k з = 1). При переменной нагрузке число циклов нагружений будет эквивалентно числу циклов нагружений при постоянной нагрузке с учётом некоторого коэффициента эквивалентности х э: . (3.21) Пусть при переменной нагрузке в пределах некоторого интервала времени ti шестерня при ni = var на различных этапах нагружения передаёт некоторый крутящий момент Ti в пределах этого времени (рис. 30). Тогда суммарное число циклов нагружений за весь срок службы зубчатого зацепления: , (3.22) где k - количество переменных нагрузок; ni - частота вращения шестерни на i -том участке циклограммы; ti - время работы зубчатого зацепления на i -том участке циклограммы. Рис. 30. Циклограмма нагружения
Из выражений (3.20), (3.21) и (3.22) следует, что коэффициент эквивалентности служит для приведения различных значений крутящего момента к эквивалентному, то есть коэффициент х э должен учитывать долю крутящего момента по отношению к выбранному эквивалентному моменту (в качестве эквивалентного рекомендуется выбирать максимальный из заданной циклограммы). Если в качестве эквивалентного выбрать максимальный крутящий момент Т 2 (Т эк = Т max = Т 2), то коэффициент эквивалентности будет равен: , , , , … , (3.23) где q = 3 - при определении NHE; q = (6 … 9) - при определении NFE. В соответствии с (3.22) и (3.23), эквивалентное число циклов нагружений при переменной нагрузке будет равно: . (3.24) В качестве расчётного крутящего момента выбирают бóльший из действующих в зубчатом зацеплении - крутящий момент на колесе: , . В качестве расчётной частоты вращения колеса при определении суммарного числа циклов нагружений выбирают наибольшую - частоту вращения шестерни. Допускаемое напряжение для зубчатого зацепления определяют с учётом коэффициента запаса прочности по контактным sH и изгибным sF напряжениям: , . (3.25) Коэффициент запаса прочности SH = 1,1 - для зубчатых колёс с однородной структурой, SH = 1,2 - для зубчатых колёс с поверхностным упрочнением. Коэффициент запаса прочности SF = 1,7.
3.8.3. Проектировочный расчёт зубчатого зацепления В основе проектировочного расчёта лежит расчёт на прочность зубчатого зацепления. Расчёт связан с определением основных параметров зацепления - межосевого расстояния аω и нормального модуля зацепления mn. Межосевое расстояние определяют, исходя из выносливости по контактным напряжениям. Модуль определяют исходя из расчёта по напряжениям изгиба. Значение межосевого расстояния аω и модуля зацепления mn, получаемые из прочностного расчёта, округляют в соответствии с ГОСТом до ближайшей бóльшей величины. При работе зубчатой передачи между зубьями сопряжённых зубчатых колёс возникает сила давления Fn, действующая по линии зацепления. В результате действия силы Fn в теле зуба колеса возникают контактные напряжения σ H и напряжения изгиба σ F (рис. 31). Контактные напряжения σ H вызывают выкрашивание поверхностных слоёв зубьев, напряжения изгиба σ F - поломку зубьев. Рис. 31. Контактные σ H и изгибные σ F напряжения, возникающие от действия силы Fn
В основе расчёта контактных напряжений, имеющих максимальное значение в полюсе на линии контакта поверхностей зубьев колёс, используют формулу Герца: , (3.26) где ZE - коэффициент, учитывающий механические свойства материала шестерни и колеса (упругость материала, определяемое модулем упругости, и поперечное сжатие, определяемое коэффициентом Пуассона); Fn - сила, действующая в зацеплении по нормали к линии зуба; ρ пр - приведённый радиус кривизны контактирующих поверхностей; l ∑ - суммарная длина контактных линий; - нормальная нагрузка на единицу длины контактной линии. При определении изгибных напряжений зуб рассматривают как консольную балку, причём наибольшие напряжения изгиба возникают в случае, если нормальная сила Fn приложена к вершине зуба (рис. 32, а). Независимо от того, сколько пар зубьев находятся в зацеплении, принимают, что вся нагрузка воспринимается одним зубом. Силу Fn переносят по линии её действия и прикладывают к оси зуба (точка О), раскладывая её при этом на две составляющие - окружную Ft и радиальную Fr: , (3.27) . (3.28)
а) б) Рис. 32. Схема к расчёту прочности зубьев на изгиб
Угол γ несколько больше угла зацепления αω, так как при расположении вершины зуба на линии зацепления ось зуба не совпадает с линией центров О 1 О 2 (рис. 32, б). Наибольшее напряжение возникает у ножки зуба в зоне перехода эвольвенты в галтель (сечение АВ). За расчётное напряжение принимают напряжение на растянутой стороне зуба (точка В), так как именно здесь возникают трещины усталостного разрушения: σ F = σиз – σсж. (3.29) Напряжения изгиба и сжатия в опасном сечении АВ, возникающие от действия сил Ft и Fr: , , (3.30) где - изгибающий момент от действия силы окружной Ft; hp - плечо силы Ft относительно опасного сечения; st - толщина зуба; Wx - осевой момент сопротивления опасного сечения ножки зуба. Расчётное напряжение изгиба σ F определяют с учётом коэффициента концентрации напряжения kσ: . (3.31) При проектировочном расчёте значение допускаемого напряжения выбирают мéньшее из допускаемых напряжений для шестерни и колеса.
3.8.4. Проверочный расчёт Проверочный расчёт зубчатых зацеплений проводят по контактным и изгибным напряжениям при перегрузках. Работоспособность передачи по контактным напряжениям определяют при выполнении условия: , (3.32) где Tp и Tp max - расчётный и максимальный пиковый момент, действующий в зацеплении; - предельное допускаемое контактное напряжение. Максимальный пиковый момент определяют с учётом коэффициента динамичности Kd = 1,5 … 2,5, или принимают равным максимальному вращающему моменту электродвигателя с учётом соответствующего передаточного отношения и КПД зубчатого зацепления. Предельное допускаемое напряжение принимают в зависимости от способа химико - термической обработки: - при нормализации, улучшении и объёмной закалке = 2,8σт; - при цементации = 44 НHRC; - при азотировании = 3 HHV. Прочность зуба, необходимую для предотвращения остаточных деформаций, хрупкого излома или образования первичных трещин в поверхностном слое, возникающих при перегрузках, определяют по условию: , (3.33) где - максимальное напряжение при изгибе; - предельное допускаемое напряжение при изгибе. Максимальное расчётное напряжение при изгибе определяют аналогично расчёту контактного напряжения: . (3.34) Ориентировочно можно принимать ≈ 0,8σт при ННВ < 350, и ≈ 0,6σт при ННВ > 350 (σт - предел текучести материала).
3.9. Особенности расчёта косозубых цилиндрических передач Для расчёта косозубых цилиндрических передач используют те же формулы, что и для прямозубых, с той лишь разницей, что для расчёта контактных и изгибных напряжений некоторые коэффициенты имеют свои значения вследствие угла наклона зуба колеса β. В отличие от прямозубых передач, в которых одна пара зубьев сопрягаемых колёс входит в зацепление сразу по всей длине зуба, в косозубых передачах в зацеплении участвуют несколько пар зубьев. С увеличением угла β наклона линии зуба будет расти осевая сила , наличие которой требует осевую фиксацию вала, что приводит к усложнению конструкции опор валов и применению более дорогих радиально - упорных подшипников. Поэтому угол наклона β в большинстве случаев ограничивают значениями β = 8 … 22°. Прочность зуба при изгибе косозубого колеса определяется его размерами и формой в нормальном сечении. Известно, что профиль зуба косозубого колеса в нормальном сечении совпадает с профилем зуба прямозубого колеса. В соответствии с этим расчёт косозубых колёс ведут, используя параметры эквивалентного прямозубого колеса. Эквивалентным называют такое прямозубое колесо, прочность зуба которого соответствует прочности зуба косозубого колеса. Параметры эквивалентного колеса обозначают индексом - υ. Начальная окружность косозубого колеса в нормальном сечении (сечение А - А, рис. 33) представляет собой эллипс с полуосями е и с, значение которых, исходя из геометрических построений, будут равны: , . (3.35) Рис. 33. Схема к определению эквивалентного числа зубьев Максимальный радиус кривизны ρυ определяется по формуле из аналитической геометрии: . (3.36) Эквивалентный делительный диаметр dυ равен двум радиусам кривизны ρυ: , (3.37) откуда эквивалентное число зубьев , . (3.54) Увеличение эквивалентных параметров (ρυ, dυ и zυ) с увеличением угла β наклона зуба косозубого колеса при неизменных параметрах косозубого колеса (d и z) является одной из причин повышения прочности косозубых передач. Для косозубого колеса эквивалентным будет прямозубое колесо бóльших размеров, поэтому применение косозубого колеса уменьшает габариты передачи.
Планетарные передачи Date: 2016-02-19; view: 3165; Нарушение авторских прав |