Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогическая деятельность св. праведного Иоанна Кроштадского





Социально-просветительское служение И. К. нашло выражение в материальной и духовной помощи пастве, сначала только личными силами и средствами. На 17-м году священства И. К. создал один из первых в России Дом трудолюбия. В 1872 г. в газ. «Кронштадтский вестник» (№ 3 и 18) И. К. опубликовал 2 воззвания к обеспеченным горожанам, призвав их решить проблему нищих. Идея устройства Дома трудолюбия и положения его устава говорят о том, что И. К. был знаком с практикой т. н. работных домов и считал, что милостыня, пусть даже регулярная и щедрая, не только не решает проблему нищеты, но и усугубляет ее, развращая нищих, приучает к паразитизму (Меньшиков М. О. Завещание о. Иоанна // Он же. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998. С. 297). По замыслу И. К., Дом трудолюбия должен был охватить все категории социальных низов - от детей-сирот, неработоспособных женщин и стариков до физически здоровых мужчин. Предполагалось не только предложить им полезную и доступную работу, но и создать условия, при к-рых они могли бы воспользоваться этой возможностью.

 

В Кронштадте, на Медвежьей ул., впосл. названной в честь И. К. Сергиевской, было выстроено просторное здание (архитекторы В. О. Титов и А. Я. Силин) Дома трудолюбия (совр. адрес: ул. Фейгина, 7-9). Закладка его состоялась 23 авг. 1881 г., открытие и освящение - 12 окт. 1882 г. В 1885-1886 гг. при Доме была устроена ц. во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

 

Начало Дому положили 2 мастерские: пенькощипательная (в течение года за небольшую плату работало до 25 тыс. чел.) и картузная (ежедневно работало 5 тыс. чел.), работа в к-рых не требовала к.-л. специальных знаний, достаточно было желания трудиться. При участии И. К. открыли мастерскую для женщин, состоявшую из 3 отделов: модного, белошвейного, вышивания и метки белья. Ежедневно здесь работало 30-40 чел. В систему учреждений социального призрения входили: богадельня для бедных женщин, где проживало от 14 до 22 бездомных старушек; ночлежный дом (располагался в 3-этажном каменном здании, построенном в 1888 на 84 муж. и 24 жен. места; за плату в 3 к. предоставлялись ночлег и стакан чая с хлебом); убежище для призрения сирот и детское дневное пристанище (соединение сиротского приюта и детского сада для детей, чьи родители работали в Доме; здесь бывало 4 тыс. чел. в год, постоянно проживало до 100 сирот); 2-й приют для малолетних беспризорников; дом милосердия.

 

Отдельно предусматривалась и социальная поддержка: выдача пособий и помощь на дому. Денежные пособия (временные, месячные и годовые - от неск. копеек до 20 р., регулярные пособия не могли превышать 1 р. 50 к.) выплачивались приходским «Попечительством во имя ап. Андрея Первозванного о бедных» (основано И. К. в 1874); помощь оказывалась и в виде выдачи одежды и обуви нуждавшимся. О нуждающихся предварительно собирались сведения: 1-го числа каждого месяца приходило множество стариков со свидетельствами от врачей о неспособности к физическому труду, к-рые получали небольшую пенсию (от 10 к. до 1 р. 50 к.). Под патронажем приходского попечительства в течение года находилось до 3 тыс. чел.

 

Система образования в Доме трудолюбия также была продуманной и дифференцированной, как для взрослых, так и для детей из малоимущих и нуждающихся семей. В 1890 г. были открыты воскресная школа для взрослых (обучалось более 250 чел. в год в возрасте от 14 до 45 лет), бесплатная начальная школа для детей (посещали более 250 чел. в год), 2 бесплатных начальных уч-ща - для мальчиков (на 200 чел. в год) и девочек (на 150 чел.), обучение в к-рых велось по программе Мин-ва народного просвещения и было рассчитано на 3 года. Кроме того, уч-ще давало льготу по отбыванию воинской службы по 4-му разряду. Видимо, к уч-щам примыкали упоминаемые в нек-рых источниках вечерние классы ручного труда или мастерская по обучению различным ремеслам для мальчиков, в основном работающих по дереву,- ее посещали 30 чел. ежедневно (Сурский. 1994. Т. 1. С. 32). В классе жен. рукоделия при швейной мастерской постоянно могли работать до 60 чел. В 1894 г. были открыты сапожная мастерская, где обучение совмещалось с производством, переплетная мастерская (обучались 15 мальчиков). Был учрежден и бесплатный рисовальный класс (посещали ок. 30 чел.), под руководством отставного военного проводились спортивные занятия для мальчиков.

 

Помимо учреждений, созданных для занятости взрослых и детей, в Доме трудолюбия существовал ряд благотворительных и общепросветительских заведений. К первым относилась народная столовая, где за небольшую плату ежедневно отпускались обеды, а в воскресные и праздничные дни устраивались благотворительные бесплатные трапезы на неск. сот человек. Столовая работала ежедневно 11 ч., отпуская от 400 до 800 обедов. Огороды, существовавшие при детской даче Дома трудолюбия, снабжали овощами всех живущих и работающих в Доме. В 2 специально оборудованных комнатах действовали бесплатные амбулатория и аптека. Городские врачи дежурили в амбулатории безвозмездно. Амбулаторию ежегодно посещало более 2,5 тыс. чел. Здесь же проводили вакцинацию, в т. ч. от оспы. Существовала специальная лечебница для женщин, возможно, она была подразделением амбулатории. При Доме трудолюбия были организованы платная публичная б-ка для взрослых (1-я общедоступная б-ка в Кронштадте), детская б-ка, бесплатная народная читальня, к-рую посещало до 9 тыс. чел. в год. По воскресным и праздничным дням проводились дневные и вечерние народные чтения-лекции (дневные были посвящены изучению и толкованию соответствующего дневного евангельского чтения, вечерние проходили иногда с духовным пением). Работала книжная лавка для детей и взрослых, была собрана общедоступная зоологическая коллекция. Т. о., Дом трудолюбия имел 5 крупных построек: собственно Дом, ночлежный приют, дом «Попечительства св. ап. Андрея Первозванного о бедных», загородный дом милосердия и каменный 4-этажный странноприимный дом (1891).Устройство Дома трудолюбия в Кронштадте не прекратило и частной благотворительности пастыря. Каждое утро т. н. строй или армия нищих (до 1 тыс. чел.) дожидались милостыни у его дома. Случалось, что, находясь в толпе, он буквально одной рукой принимал от кого-то конверт с деньгами и, не вскрывая и не пересчитывая, др. рукой передавал кому-нибудь из просящих. И. К. распоряжался значительными суммами: по сведениям биографов, только по почте получал до 1 млн р. в год, прямые пожертвования, из рук в руки, учесть невозможно. К концу жизни он считался весьма состоятельным человеком. Однако по составленной судебным приставом А. Витовичем 21 дек. 1908 г. посмертной описи имущества и обнародованному завещанию (Витович. 1915) оказалось, что перед смертью И. К. располагал скромным имуществом и небольшой суммой денег, неск. тыс. рублей завещал мон-рю на Карповке (Соллогуб. 1951. С. 39-40, 60). К концу жизни обстановка квартиры, в к-рой И. К. прожил 53 года, оставалась такой же простой, какой она была, когда он, получив назначение, приехал в Кронштадт, появились лишь книги и домашний иконостас в кабинете ([Артамонов]-Большаков. 1910 (1995). С. 263; Цветков. 1897. С. 40).


 

На средства И. К. были открыты и благоустроены несколько женских мон-рей и скитов (с.-петербургский Иоанновский на Карповке (1900), Пюхтицкий в честь Успения Пресв. Богородицы, Горицкий в честь Воскресения Господня,Ферапонтов Белозерский,Даниловский в честь Казанской иконы Божией Матери (1894) и Вауловский Успенский в Ярославской губ. (1903), Вировский во имя Всемилостивого Спаса в Седлецкой губ. и др.). Значительные средства И. К. передавал на строительство и поддержку именно жен. мон-рей, сведений о пожертвованиях в муж. обители меньше (в 1887 на пожертвование И. К. был восстановлен сгоревший Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня муж. мон-рь, при его помощи построено и в 1894 освящено столичное подворье этой обители; известны также пожертвования мужским Артемиеву Веркольскому, Второафонскому в честь Успения Пресв. Богородицы,Городецкому в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастырям). Возможно, И. К. считал братию обязанной обеспечивать себя собственным трудом (Сурский. 1994. Т. 2. С. 435). В родном селе И. К. основал Сурскую Иоанно-Богословскую жен. обитель (1899) и снабдил сестер всем необходимым. В прошении на имя еп. Архангельского и Холмогорского Иоанникия (Надеждина) об учреждении этого монастыря И. К. писал: «Опытом дознано, что иноческие обители весьма много способствуют не только религиозно-нравственному просвещению местного населения, но и материальному улучшению хозяйственного быта - наглядным примером трудолюбия. Заботясь о благосостоянии родины моей, села Суры, я пришел к убеждению, что основание в нем женской общины было бы весьма полезно в упомянутых отношениях. Ежедневное богослужение по уставу Святой Церкви, соблюдение постов, неустанное трудолюбие - все это, как живой пример, благоприятно повлияет на духовно-нравственное и сельскохозяйственное развитие населения» (ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 122. Л. 4; Д. 127. Л. 17). В с. Сура И. К. основал также церковное братство, передав ему подаренный почитателями пассажирский пароход «Св. Николай Чудотворец», отстроил новый каменный храм свт. Николая Чудотворца (1888-1891), лесопильню, меховой завод, часовню (1892) на могиле отца, а также каменное здание для открытой им церковноприходской школы (1894). Игумения Сурской обители заведовала монастырской школой, попечителем был И. К., выделивший на финансирование школы капитал в 40 тыс. р.; школа содержалась на проценты с этого капитала.


При участии И. К. было открыто 2 подворья Сурского мон-ря - в Архангельске и С.-Петербурге; столичное подворье на Карповке в нач. XX в. стало самостоятельным Иоанновским монастырем. Точное число церквей, построенных или обновленных на средства И. К., назвать невозможно. Он жертвовал сам и призывал других жертвовать, в т. ч. и на церковные заграничные миссии. Так, свт. Николай (Касаткин) писал, что в июле 1900 г. начальник Корейской духовной миссии архим. Хрисанф (Щетковский) получил от И. К. посылку с Евангелием, 3 напрестольными серебряными крестами, 2 полными иерейскими облачениями, литургическими сосудами и др. В окт. 1907 г. свт. Николай получил от И. К. пожертвование (1 тыс. р.) на нужды Православной Церкви в Японии, в апр. 1908 г.- еще 1 тыс. р. (Дневники св. Николая Японского. 2004. Т. 4. С. 279, 284-285; Т. 5. С. 339, 375). Также И. К. жертвовал средства на организацию и содержание школ, благотворительных учреждений и больниц. Многие благотворительные общества в Российской империи считали И. К. своим членом.







Date: 2016-02-19; view: 549; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию