Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогические идеи в период правления Екатерины 2. Воспитательные дома И.И. Бецкого





1. Наказ императрицы Екатерины II 2 Педагогическая деятельность И.И. Бецкого

 

1. В 60 - 80-е гг. XVIII века, во время правления Екатерины II, программным документом, определившим направление государственной политики в области образования и просвещения, стал так называемый "Наказ императрицы Екатерины II". Согласно этому документу:

 

✓ за каждым сословием закреплялось строго отведенное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя гражданином, преданным самодержавию, законопослушным. Задача формирования так понимаемого гражданина возлагалась на правильное воспитание;

 

✓ воспитание должно начинаться с детства, с внушения "страха Божия" как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих его сословию;

 

✓ надо прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству;

 

✓ детей с раннего возраста необходимо приучать к трудолюбию, поскольку праздность является источником зла;

 

✓ особое внимание Екатерина II обращала на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности.

 

Российская система воспитания и образования создавалась Екатериной II не без влияния западноевропейских просветителей:

 

✓ Дж. Локка, чей педагогический трактат "Мысли о воспитании" в русском переводе стал ее настольной книгой;

 

✓ Ж.-Ж. Руссо, у которого Екатерина II заимствовала идею создания, по ее выражению, "новой породы людей";

 

✓ идеи французского Просвещения об изоляции ребенка от общества в период его обучения, на основе которых Екатерина II применила сословный принцип.

 

Окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие.

 

В 1783 году по приказанию Екатерины II была издана книга "О должностях человека и гражданина", являвшаяся переводом труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера. Перевод был отредактирован самой Екатериной II и рекомендован в качестве обязательного учебного пособия для всех создаваемых в России учебных заведений.

 

Эта учебная книга стала манифестом педагогических воззрений самодержавия. В основе концепции лежал тезис о богоустановленности существующих общественных отношений, поэтому основой воспитания должно было стать воспитание религиозное, в духе повиновения монарху и законам, даже тогда, когда человек в них сомневается.

 

О повороте к православному религиозному воспитанию, сочетающемуся с рациональным обучением, говорят и написанные самой Екатериной произведения, носящие педагогическую направленность: "Выбранные российские пословицы", "Продолжение начального учения".

 

2. В 1763 году Екатерина II назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795), хорошо знакомого с педагогическими идеями Запада.

 

И.И. Бецкой составил доклады и уставы, в том числе "Генеральный план воспитательного дома" (1764) и "Краткое наставление о воспитании детей", где в трактовке вопросов физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Бецкому принадлежат проекты воспитания "идеальных дворян". По предложениям Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения:

 

✓ воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764)

 

и Академии наук (1765);

 

✓ Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре - Смольный институт (1764);

 

✓ Коммерческое училище в Москве (1772).

 

При основании Смольного института для девушек из дворянских семей был использован французский культурно-просветительский опыт. В институте существовали

 

✓ общая программа - русский язык, география, история, арифметика,

 

иностранные языки,

 

✓ курсы политеса для смолянок из знатных семей,

 

✓ курсы домоводства для менее родовитых учениц.

 

Смольный институт оказался первым государственным средним женским

 

учебным заведением в Европе.







Date: 2016-02-19; view: 1194; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию