Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3. Правовая система Швейцарии 1 page
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
§ 1. Государственное устройство
Швейцарская Конфедерация - государство в Центральной Европе; граничит с Германией, Францией, Италией, Австрией и Лихтенштейном. Территория Швейцарии - 41,285 тыс. кв. км. Население - 7,556 млн., в том числе 21,5% иностранцев. У Швейцарии нет города, который можно было по привычке назвать столицей. Берн (343 789 жителей) является "федеральным" городом, то есть местом, где расположены правительство и парламент Конфедерации, и не более того <1>. Кроме Берна важнейшими городскими агломерациями являются Цюрих (1101 тыс. жителей), Женева (493 445), Базель (486 146), Лозанна (310 028). -------------------------------- <1> См.: Schlapfer F. Schweizer Lexikon der popularen Irrtumer: Missverstandnisse und Vorurteile von Alpenklubler bis Zwingli. Pendo Verlag. Munchen, 2004. S. 104.
В административно-территориальном отношении Швейцария состоит из 20 "целых" кантонов и шести "полукантонов", которые тем не менее с правовой точки зрения являются полноценными субъектами Федерации: Базель-город и Базель-сельский, Аппенцелль-Аусерроден и Аппенцелль-Иннерроден, Обвальден и Нидвальден. Из этих в целом 26 кантонов 19 считаются немецкоязычными, шесть - франкоязычными и один - италоязычным. Ретороманцы не имеют собственного кантона и проживают в основном на территории немецкоязычного кантона Граубюнден. Национальными языками признаны четыре языка, основной из них - немецкий. Литературный немецкий язык ("Schweizerhochdeutsch") остается в Швейцарии "письменным языком", на котором, в частности, ведется деловая переписка и выходят печатные СМИ. Радио и телевидение немецкой Швейцарии практически полностью перешли на диалект "швицердюч" ("Schwyzertutsch"), который также распадается на множество (от 18 до 24) местных диалектов. На литературном швейцарском немецком и на диалектах говорят 63,7% населения. Такая ситуация называется "диглоссия", или диалектно-литературное двуязычие ("mundartlich-schriftliche Zweisprachigkeit"). Другими официальными языками являются французский (20,4% населения), итальянский (6,5%) и ретороманский (0,5%). Впервые правовое положение швейцарского многоязычия было закреплено Конституцией в 1848 г. Официальными языками (то есть языками, на которых ведется официальное делопроизводство и публикуются правовые акты) были признаны три главных языка: немецкий, французский, итальянский. Ретороманский язык был признан четвертым национальным языком лишь в 1938 г., когда в результате проведенного референдума была принята соответствующая поправка к Конституции страны. Доминирующими религиозными конфессиями являются римско-католическая (41,8% верующих) и протестантская (35,3%); приверженцы православия составляют 1,79%, ислама - 4,3%, иудаизма - 0,3%; 12% жителей страны не причисляют себя ни к одной из конфессий. Денежной единицей Швейцарии является швейцарский франк, равный 100 сантимам, или в немецкой традиции - раппенам, национальный праздник - "День основания Конфедерации" - празднуется 1 августа, государственный флаг представляет собой квадратное полотнище красного цвета с белым симметричным крестом в центре, герб страны - белый крест на красном щите. По своему государственному устройству Швейцария является федеративной парламентской республикой. Каждый кантон и полукантон имеет свою конституцию, парламент и правительство. Не следует давать вводить себя в заблуждение и думать, что Швейцария - конфедерация, хотя именно это понятие входит в принятое в русской традиции официальное название страны. В нынешней Швейцарии нет права вето субъектов (кантонов), а именно это право отличает, по большому счету, конфедеративное государственное устройство от федеративного. Кроме того, немецкое самоназвание Швейцарской Конфедерации - "Schweizerische Eidgenossenschaft" (в дословном переводе - "Швейцарское Содружество на Клятве") не нашло адекватного аналога во французском, в итальянском и ретороманском языках, а потому было принято решение обратиться к латинскому понятию "Конфедерация". Законодательная власть в Швейцарии принадлежит парламенту - Федеральному собранию, состоящему из двух равноправных палат: Национального совета (200 депутатов, каждый год выбирается новый председатель) и Совета кантонов (46 депутатов, председатель также избирается ежегодно). В Швейцарии нет "верхней" или "нижней" палаты парламента и принято употреблять понятия "большая" или "малая" палаты. Избирательным правом на выборах в федеральный парламент пользуются мужчины и женщины (на федеральном уровне право женщин избирать было введено только в 1971 г., некоторые кантоны ввели у себя эту норму только к началу 1990-х гг.), достигшие 18 лет. Национальный совет избирается прямым тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на четыре года, Совет кантонов (от кантонов Базель-городской, Базель-сельский, Нидвальден, Обвальден, Аппенцелль-внешний и Аппенцелль-внутренний - по одному депутату, от остальных - по два) - по мажоритарной системе (кроме кантона Юра, где сенаторы выбираются по пропорциональной системе). Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет (правительство), в состав которого входит семь федеральных советников, избираемых Федеральным собранием. Согласно Конституции все семь федеральных советников равны в правах и принимают решения строго на коллегиальной основе. Каждый из них руководит одним из семи федеральных департаментов (министерств) и в ходе официальных визитов за рубеж представляет Федеральный совет и Швейцарию в целом. По Конституции Швейцарии Президент Конфедерации председательствует на заседаниях Федерального совета. Он избирается парламентом из числа членов Федерального совета сроком на один год на основе принципа ротации и выполняет, являясь "первым среди равных", в основном представительские функции. До последнего времени Федеральный совет формировался на основе парламентской коалиции четырех ведущих партий страны. Прежде всего речь идет о Радикально-демократической партии Швейцарии (РДПШ) - наиболее влиятельной буржуазной партии и политической силы в стране. Основана в 1894 г., на 2003 г. в ней состояло приблизительно 150 тыс. членов. Далее идет Социал-демократическая партия Швейцарии (СДПШ). Действует с 1888 г., входит в Социалистический интернационал и выражает интересы лиц наемного труда, всего в ней состоят около 70 тыс. членов; Швейцарская народная партия (ШНП) создана в 1917 г., выражает интересы предпринимательства, в нее входят примерно 50 тыс. членов. Наконец, отметим Христианско-демократическую партию Швейцарии (ХДПШ), которая отражает интересы крупных и средних предпринимателей, служащих, особенно в кантонах с католическим населением. Она была создана в 1912 г., в настоящее время насчитывает около 80 тыс. членов. Эти четыре партии располагают устойчивым большинством депутатских мандатов в федеральном парламенте. С 1959 г. Правительство формировалось в соответствии с так называемой магической формулой: по два представителя от РДПШ, СДПШ и ХДПШ и один от ШНП. После выборов в Федеральный совет 10 декабря 2003 г. "магическая формула" подверглась серьезной ревизии: ШНП получила второе место в Правительстве, ХДПШ одно место потеряло. Всего в современном швейцарском парламенте представлено 13 политических партий, среди которых помимо вышеупомянутых следует упомянуть Либеральную партию, объединяющую истеблишмент франкоязычных кантонов, партию "Зеленых", а также маргинальную "Партию труда" (коммунисты). В 2007 г. ШНП раскололась, и в настоящее время к четырем вышеупомянутым партиям, формирующим Федеральный совет, присоединилась пятая - "Бюргерско-демократическая партия" (BDP).
§ 2. История формирования правовой системы
История формирования швейцарского права начинается примерно в конце I в. н.э., когда земли будущей Швейцарии оказались под римским влиянием. При этом в то время имел место своего рода параллелизм, когда нормы римского права существовали одновременно с нормами локального обычного права. В 1291 г., "в начале месяца августа", представители знати трех земель Центральной Швейцарии - Швиц, Ури и Унтервальден - заключили, подписав так называемую Союзную грамоту ("Bundesbrief"/"Pacte federal du ler aout 1291") <1>, между собой договор об оказании друг другу помощи в целях защиты общих интересов. Документ, датированный 1291 г., не был уникальным. Такие договоры о взаимной поддержке заключались в массовом порядке и до, и после 1291 г. Интересен он, однако, тем, что в нем четко прописывается норма, в соответствии с которой жители территории будущей Швейцарии "не терпели чужих судей" <2>. Тем самым закреплялась правовая автономия местных знатных родов, которая вместе с тем вполне уживалась со стремлением знати получить от императора Священной Римской империи подтверждение своего "автономного" статуса. -------------------------------- <1> <http://www.admin.ch/org/polit/00056/index.html?lang=fr> <2> См. подробнее: Петров И.А. Очерки истории Швейцарии. Екатеринбург, 2006. С. 78.
На протяжении следующих нескольких столетий в состав Конфедерации входили либо добровольно, либо принудительно новые кантоны, во многих из которых действовало собственное городское и земское право. Основные нормы обычного права не только учитывались при вынесении судебных решений, но и впоследствии приобрели кодифицированный характер. На формирование правовой системы Швейцарии продолжали оказывать существенное влияние принципы и нормы римского права, которые учитывались и применялись наряду с местными нормами. По мере присоединения к Швейцарской конфедерации новых кантонов издавались различные постановления, направленные на дальнейшее объединение отдельных кантонов. Так, принятая в 1370 г. так называемая Священническая грамота ("Der Pfaffenbrief") стала первой попыткой унификации права на территории Швейцарской Конфедерации. Подписавшие грамоту земли Цюрих, Люцерн, Цуг, Ури, Швиц и Унтервальден устанавливали, что на их территории как светские, так и церковные персоны обязаны подчиняться местным властям. Живущим на территории данной земли церковным деятелям запрещалось обращаться в "чужие суды", то есть в суды других земель из числа подписавших грамоту, за исключением дел брачного и чисто церковного характера <1>. Результатом принятия Священнической грамоты явилось, таким образом, разграничение светской и церковной юрисдикции. -------------------------------- <1> См. подробнее: Domeisen N. Schweizer Verfassungsgeschichte, Geschichtsphilosophie und Ideologie. Bern, 1978. S. 43.
В период с 1499 г. (после так называемой Швабской войны) до 1648 г. (заключение Вестфальского мира после Тридцатилетней войны в Европе) происходит процесс эмансипации швейцарских земель от Священной Римской империи германской нации. В результате в правовом смысле страна оказывается в некоторой изоляции, приобретая свои уникальные особенности. В частности, в так называемой Старой Конфедерации, сложившейся в целом после войн с Бургундией в конце XV в. и просуществовавшей вплоть до 1798 г., то есть до вторжения войск Наполеона, не действовал принцип равного для всех права. Правом было то, что определяли для себя правящие городские патрицианские роды. Интересы деревни, таким образом, фактически игнорировались, как не учитывались и права фактических земель-"колоний", так называемых присоединенных земель (zugewandte Orte), которые только в начале XIX века стали полноценными кантонами. Особый период в развитии швейцарского права представляет собой эпоха Гельветической Республики, просуществовавшей с 1798 г. по 1802 г. 12 апреля 1798 г. в Швейцарии, ставшей после вторжения войск Наполеона унитарной республикой, вводилась новая, самая современная для того времени Конституция. Если правовая основа Старой Конфедерации представляла собой набор самых разных документов, образов действия и традиций, то новая Конституция была единым и всеобъемлющим документом, являющимся не суммой уже накопленного правового опыта, а неким совершенно новым началом. Она была короткой и оставляла множество вопросов открытыми, рассчитывая на дальнейшую законодательную деятельность. Однако она сделала главное, а именно провозгласила в ст. 19 всех длительно проживающих на территории Швейцарии людей ее гражданами. Здесь было, правда, одно "но": гражданами объявлялись жители Швейцарии только мужского пола. С принятием Конституции гражданин Швейцарии мужского пола становился не только членом общины, но и гражданином государства, т.е. возникал некий совершенно новый уровень политического бытия, на котором человек входил с национальным государством в прямые отношения. Это государство было унитарным, то есть его суверенитет не был на основе субсидиарного принципа разделен между общиной, кантоном и государством в целом, но распространялся сразу на всю национально-государственную территорию. Однако сколь бы централистской ни была такая система власти, она в конечном счете зависела от того, признает ли ее большинство народа или нет. Правительственная власть ограничена в конечном счете только волей народа. Народ же согласен с существованием государства в его актуальной форме только в той мере, в какой это государство отвечает его, народа, интересам. Интерес же народа состоит в том, чтобы государство создавало порядок, гарантирующий свободу и собственность и одновременно положительно воспринимаемый с нравственной точки зрения. Государство, таким образом, есть выражение нравственности, а потому оно накладывает на своих граждан обязанность гражданской добродетели. Такая обязанность была закреплена в ст. 14 Конституции Гельветической Республики в следующей форме: "Гражданин несет обязанности перед отечеством, своей семьей и перед нуждающимися. Он поддерживает дружбу, но не жертвует в ее пользу своими обязанностями. Он сдерживает порывы (частным образом мотивированного) гнева и отрекается от действий, мотивированных тщеславием. Его основная цель - облагородить род человеческий. Непреклонно руководствуется он благородными чувствами братской любви. Его слава состоит в (завоевании) уважения со стороны благоразумных людей, и его совесть выступает, в случае отказа в таком уважении, единственным воздаянием" <1>. -------------------------------- <1> Петров И.А. Очерки истории Швейцарии. Екатеринбург, 2006. С. 238, 239.
Любопытно отметить, что в Конституции Гельветической Республики "гражданская добродетель" касается не только государства, но и "семьи", а также "нуждающихся" ("malheureux" или "Bedrangte"), т.е. она должна проявляться как в государственной, так и в общественной сфере. Государство и общество практически уравниваются между собой, что соответствует теории "естественного права", в соответствии с которой жестокий порядок законов природы может стать порядком справедливости только на основе общественного договора, то есть молчаливого согласия, достигнутого между правителями и главами родов и семей. Принципы порядка и справедливости, закрепленные в общественном договоре, действуют в сфере общества и одновременно выступают в качестве основы государства. Экономика в этом смысле рассматривается как исключительно экономика домашнего хозяйства, а потому Конституция Гельветической Республики никак не упоминает экономические аспекты <1>. -------------------------------- <1> См.: Kastli T., Schweiz D. Eine Republik in Europa. Geschichte des Nationalstaates seit 1798. NZZ-Verlag. Zurich, 1998. S. 78.
В ней была, правда, ст. 13, постулировавшая принципиальную возможность купли-продажи земли, однако все остальные вопросы, касавшиеся экономики, предполагалось решать в рабочем законодательном порядке. Следует учитывать, что сверхзадача Конституции заключалась в обеспечении не материального благосостояния людей, а их политической свободы, и только так, косвенно, вносился вклад в достижение "общественного благосостояния" ("bien public"). Это понятие приблизительно соответствовало выработанному английскими просветителями термину "public happiness", под которым подразумевалась возможность каждого свободно участвовать в формировании общественных целей. Предпосылкой к этому должна быть кроме всеобщего просвещения определенная материальная стабильность. В ст. 4 Конституции Гельветической Республики закрепляется положение о том, что "без материальной и правовой стабильности и безопасности не может быть и общественного благосостояния". Однако материальная "безопасность" не должна превращаться в "пресыщенность" с учетом того, что просветительская борьба с политической отсталостью и предрассудками была все равно важнее. Таким образом, "общественное благосостояние" зависело от степени просвещения и являлось нематериальной ценностью, близкой к понятию политической свободы. Свобода, однако, есть не вседозволенность, а возможность делать благо. Только тот, кто действует таким образом, может претендовать на понимание сути свободы. Наряду с такой "активной" свободой есть еще и свобода "пассивная". Речь идет о свободе конкретной личности, о запрете, в частности, рабства, крепостничества. Такая свобода также проистекает из "естественного права", а потому в ст. 5 Конституции Гельветической Республики было записано: "La Liberte naturelle de l'homme est inalienable". Некоторые специфические "свободы" (свобода совести, прессы, образования) закреплялись в ст. 6 и 7. Не менее важной была ст. 2, касающаяся вопроса суверенитета. Ответ на этот вопрос выглядит следующим образом: "L'universalite des citoyens est le souverain" <1>. Как видим, понятие нации в Конституции Гельветической Республики отсутствует. Зато в ст. 19 подробно расписывается, кто имеет право быть членом "сообщества граждан" ("l'universalite des citoyens), а именно все жители всех городов и деревень в пределах Республики, включая жителей бывших "подчиненных" областей, а также регионов, находившихся со Старой Конфедерацией в союзных отношениях того или иного рода. Иностранцы, приехавшие в Швейцарию, также имели право после 20 лет непрерывного проживания получить статус гражданина. -------------------------------- <1> "Сувереном является сообщество граждан".
В общем зачете Конституция Гельветической Республики положила начало процессу постепенного вытеснения устаревших средневековых правовых норм и появления новых законодательных актов модерного характера, пропитанных духом Кодекса Наполеона. Он оказал заметное влияние на формирование гражданских кодексов некоторых кантонов, продолжая влиять на кантональное гражданское судопроизводство и в настоящее время. Еще одним переломным моментом стало принятие швейцарской Конституции 1848 г., правового акта, который подвел итоги формирования на кантональном уровне, особенно в период так называемой Регенерации с 1830 г. по 1848 г., либеральных законодательных основ Швейцарии. Поначалу речь шла всего лишь о подготовке более современного, варианта союзного договора между суверенными государствами-кантонами, заключенного в 1815 г. после падения Гельветической Республики. Однако затем перед конституционной комиссией была поставлена иная задача: дать Швейцарии национальную и демократическую конституцию, создав тем самым новое союзное государство. При обсуждении вопроса создания "правительственных институтов союзной власти" ("Bundesbehorden") на передний план вышли определенные разногласия, поэтому уже на втором заседании комиссии было решено сойтись на промежуточном решении, предусматривавшем создание двухпалатного парламента по образцу США. Свою работу комиссия завершила 8 апреля 1848 г. Результатом ее усилий стала не просто ревизия союзного договора 1815 г. Была создана национально-государственная Конституция (обозначенная как "федеративная Конституция", или "Bundesverfassung"), содержащая в себе ярко выраженные элементы федеративного государственного устройства. Вопрос о характере взаимоотношений кантонов и центрального правительства был, вообще говоря, решен в пользу последнего, однако, чтобы не отпугнуть большинство кантонов, комиссия решила на первых порах не заострять внимание на этой проблеме и оставить ее, так сказать, в "подвешенном" состоянии. 16 мая 1848 г. старый общешвейцарский "Собор" ("Tagsatzung"), исполнявший примерно с XV в. роль единственной надкантональной совещательной структуры без каких-либо реальных прав и полномочий, собрался на одно из своих последних заседаний с тем, чтобы окончательно утвердить текст федеративной Конституции. В центре внимания, что совершенно естественно, оказался вопрос сохранения прав кантонов. В результате долгих споров принятая новая федеративная Конституция ни словом не упоминала о том, что "союз" ("Bund") является суверенным государством, пусть даже через описание его полномочий и задач это было более чем очевидно. Конституция как бы исходила из того, что новое федеративное государство продолжает, как и раньше, оставаться союзом суверенных кантонов, закрепив в ст. 1: "Die durch gegenwartigen Bund vereinigten Volkerschaften der zweiundzwanzig souveranen Kantone bilden in ihrer Gesamtheit die schweizerische Eidgenossenschaft" <1>. Эта формулировка, правда, в ст. 3 подвергалась существенному ограничению: "Die Kantone sind souveran, soweit ihre Souveranitat nicht durch die Bundesverfassung eingeschrankt ist" <2>. Обе формулировки сохранились в тексте Конституции и после так называемой тотальной ревизии, проведенной в 1874 г. Таким образом, заложенная еще в 1848 г. определенная правовая неясность сохранилась до наших дней, что в исторической перспективе стало скорее преимуществом, нежели недостатком. Сознательным образом созданная "серая зона закона" расширяла поле для политических маневров и давала больше шансов на достижение того или иного компромисса. 27 июня 1848 г. было принято решение принять уточненный текст Федеративной Конституции и представить ее кантонам на ратификацию. 12 сентября 1848 г. новая Федеративная Конституция официально вступила в силу. -------------------------------- <1> "Все посредством нынешнего союза объединенные народы 22 суверенных кантонов... образуют в их единстве Швейцарскую Конфедерацию" (нем.). <2> "Кантоны суверенны в той степени, в какой их суверенитет не ограничен федеральной конституцией" (нем.).
Как указывает консервативный швейцарский историк Э. Хис, акт вступления в силу нового Основного Закона "произошел не из норм действующего права, а на основе самопровозглашенной компетенции". Выиграв гражданскую войну в 1847 г., либеральные и протестантские кантоны настояли на своей воле и создали новое право. Тем не менее Э. Хис признает, что с учетом существовавших условий старый "Собор" действовал максимально умно и осторожно <1>. -------------------------------- <1> См.: His E. Geschichte des neuern schweizerischen Staatsrechts. Bd. 3: Der Bundesstaat von 1848 bis 1914. Basel, 1938. S. 23.
В последующие годы попыток оспорить принятую Конституцию предпринято в Швейцарии не было. Ее противники предпочти подчиниться ходу событий, а Швейцария впервые в истории приобрела солидный фундамент для своего дальнейшего развития уже в качестве современного национального государства. В результате принятия Конституции 1848 г. из непрочного союза государств-кантонов Швейцария превратилась в единое союзное государство, в котором впервые был создан постоянный коллективный орган исполнительной власти - Федеральный совет из семи членов, избираемых Федеральным собранием в составе двух палат парламента: Национального совета (большая палата) и Совета кантонов (малая палата). В 1874 г. Конституция 1848 г. была подвергнута "первой тотальной ревизии". Необходимость ревизии Конституции проявилась в результате франко-германской войны, начавшейся в августе 1870 г. и завершившейся в январе 1871 г. поражением Франции, падением выросшего в Швейцарии императора Наполеона III и провозглашением Германской империи. Объединение Германии объективно усилило тех в Швейцарии, кто выступал за оттеснение церкви от рычагов государственной власти и общественного влияния, за передачу центральному руководству как можно больше компетенций, а главное - за создание унифицированной, управляемой из центра армии. 4 июля 1873 г. Федеральный совет подготовил "Послание" в связи с необходимостью пересмотра федеральной Конституции Швейцарии. Среди самых важных поправок были предложения: передать в распоряжение центра исключительную компетенцию в военной сфере; ввести факультативный референдум по законодательным вопросам; четко закрепить свободу совести и вероисповедания, в том числе и для нехристианских конфессий; ввести в число конституционных норм свободу торговли и занятий бизнесом; расширить права людей "вновь поселившихся" на территории "неродных" для себя общин, т.е. права внутренних мигрантов; передать центру исключительное право унифицировать систему мер и весов, а также гражданского и процессуального законодательства. В прошедшем 19 апреля 1874 г. референдуме приняло участие небывалое количество имеющих право голоса (80%). Против поправок к Конституции было подано 198 013 голосов, тогда как за них проголосовало 340 199 человек. 29 мая 1874 г. новая Конституция Швейцарии вступила в силу. Этот документ запустил целую лавину новых законодательных актов, образовавших к концу XIX в. более или менее надежный, а главное, унифицированный правовой фундамент функционирования Швейцарского государства. В 1877 г. вступило в силу фабричное законодательство, в 1883 г. - корпоративное право, в 1889 г. заработал Закон о взимании долгов и банкротстве, в 1898 г. началась конкретная работа по унификации гражданского и уголовного законодательства. Единственной областью, где Конституция 1874 г. не смогла привести к фундаментальным переменам, была область политических прав женщин. Однако наиболее важной новацией, содержавшейся во "Второй федеральной Конституции", являлось закрепленное право народа выносить на "факультативный референдум" любой принятый парламентом закон. Тем самым в Швейцарии были заложены современные институты прямой демократии. Важнейшим фактором общественно-политической модернизации швейцарского общества стала вторая "тотальная ревизия" Конституции, произошедшая в 2000 г. Однако сама работа по пересмотру Конституции началась еще в 1973 г., когда так называемая Комиссия Валена представила Правительству итоговый доклад и рекомендовала продолжить работу над проектом новой Конституции в рамках более обширной комиссии. В 1974 г. во главе расширенной Конституционной комиссии встал министр полиции и юстиции федеральный советник Курт Фурглер. Дополнительный импульс работе комиссии придал столетний юбилей первой "тотальной ревизии" швейцарской Конституции 1874 г. Менялась и международная обстановка: Швейцария подписала, наконец, "Европейскую конвенцию прав человека", в том же году началась общемировая промышленная рецессия. В 1977 г. Комиссия Фурглера представила довольно смелый проект новой Конституции. В 1978 г. проект был спущен в кантоны на согласование в рамках "Процедуры экспертного согласования и общественной экспертизы" ("Vernehmlassungsverfahren") и фактически заморожен почти на два десятилетия. Лишь в середине 1990-х гг., когда в Швейцарии началась совершенно новая духовно-моральная эпоха, Федеральный совет смог "разморозить" проект второй "тотальной ревизии", опубликовав 20 ноября 1995 г. "Послание к реформе федеральной Конституции". К этому времени большинство населения осознало, что устарелая, написанная малопонятным современному человеку языком, запутанная (с 1874 г. в нее было внесено более 140 поправок) национальная Конституция нуждается в решительном обновлении <1>. 18 апреля 1999 г. в Швейцарии прошел референдум по новой Конституции. За нее высказалось 59,2% голосовавших и 13 из 26 кантонов. Явка избирателей была очень невысокой - к избирательным урнам пришло всего 35% имевших право голоса. 1 января 2000 г. Конституция вступила в силу <2>. -------------------------------- <1> См.: Авраменко С.Л. Новая Конституция Швейцарской Конфедерации: право и современность: Сборник научных работ (1995 - 2001). М.: МГУП, 2001. С. 40 - 53. <2> Текст Конституции Швейцарии от 18 апреля 1999 г. на русском языке см.: <http://constitution.garant.ru/DOC_3864915.htm>.
Как уже отмечалось, новый Основной Закон был написан четким и понятным языком; кроме того, в отличие от предыдущей редакции, он был ясно структурированным документом, состоящим из преамбулы и шести разделов. Преамбула отличалась совершенно новыми акцентами, которые учитывали современные реалии. Ранее в ней содержались положения исключительно "внутреннего" характера, в то время как сегодняшняя преамбула подчеркивает неразрывную связь государственного суверенитета Швейцарии с открытостью миру, подчеркивает мысль о необходимости развивать толерантность и укреплять гражданскую ответственность перед грядущими поколениями. Date: 2016-02-19; view: 4367; Нарушение авторских прав |