Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3. Правовая система Швейцарии 2 page
В первом разделе излагаются общие положения, характеризующие сущность современной Конфедерации. К этим положениям относятся определение федеративного государства, цели Конфедерации, суверенный статус кантонов и языковое многообразие. Из новой Конституции исчезло понятие "полукантон", хотя сохранилось положение о том (ст. 142), что полукантон имеет половинное количество голосов кантона. Статья 4 устанавливает, что деятельность государства основана на законодательной базе, другими словами, государственные органы не могут действовать, не имея на то законодательного основания. Второй раздел посвящен основным (гражданским и политическим) правам, а также социальным целям государства. Основные права изложены в 30 статьях, которые фактически модернизировали и упорядочили существовавшие ранее писаные и неписаные права и традиции. Параллельно из Основного Закона были устранены очевидные архаизмы, например: положение о налоге на вселение невесты в дом супруга; запрет кантонам иметь армию численностью более 300 человек; положение об обязанности кантонов оказывать друг другу военную помощь (прямой отголосок норм "Союзной грамоты" 1291 г.); запрет на производство абсента (очень крепкого алкогольного напитка на основе полынных трав). Вместе с тем в Конституцию были включены нормы, ранее в ней отсутствовавшие. Так, ранее в Швейцарии никем не оспаривалось право личности на жизнь и личную свободу, а также никто не протестовал и против запрета произвола, однако в Конституции эти нормы закреплены не были. Не было отдельной статьи и о защите свободы вероисповедания (с учетом серьезных проблем, связанных с интеграцией евреев в швейцарское общество в XIX в., отсутствие этой нормы становится понятным). Новая Конституция Швейцарии впервые в национальной истории четко гарантирует: защиту человеческого достоинства (ст. 7); защиту от произвола (ст. 9); право на жизнь и личную свободу (ст. 10); защиту детей и подростков (ст. 11); защиту частной жизни (ст. 13); свободу мнений и информации (ст. 16); право изъясняться на любом языке (ст. 18, таким образом, косвенно защищает диалекты и способствует их развитию); свободу науки (ст. 20); свободу культуры (ст. 21); свободу собраний (ст. 22). Ряд статей Конституции являются абсолютно новаторскими, похожие нормы прописаны далеко не в каждой конституции мира. Имеются в виду, например, логичная для горной страны гарантия права на помощь в чрезвычайной ситуации (ст. 12), а также защита от выдачи и высылки (ст. 25), гарантия свободы средств информации (ст. 17). Статья 41 впервые четко постулирует социальную направленность Швейцарского государства. В частности, говорится о том, что Федерация и кантоны осуществляют социальную деятельность в рамках своих компетенций и имеющихся в их распоряжении средств, каждый гражданин имеет право на социальную безопасность, семья и дети пользуются особой защитой. При этом, правда, оговаривается, что данные положения имеют принципиальный характер и не являются основанием для конкретных претензий к государству. Третий раздел регулирует функционирование Швейцарского федеративного государства. В частности, устанавливается порядок отношений между Федерацией (федеральным центром) и кантонами. В центре раздела находится общий принцип, в соответствии с которым центр выполняет только те функции, которые объективно требуют единого регулирования или полноценное выполнение которых превышает возможности кантонов. В целом по новой Конституции кантоны имеют право выполнять все функции, которые однозначно не отнесены к компетенции центра. Вместе с тем центр и кантоны обязаны сотрудничать и вести взаимодействие в духе взаимного уважения. Кроме того, в этом разделе закреплены нормы, которые отсутствовали в прежней Конституции: в ней не было принципа субсидиарности, не оговаривалась свобода выбора кантонами форм исполнения федерального права, не было и принципа участия кантонов во внешней политике. В ст. 42 - 49 подробно изложены принципы разграничения полномочий и компетенций между Конфедерацией и кантонами. Статья 50 устанавливает трехступенчатую модель Швейцарского федеративного государства, состоящую из общин (низший уровень, всего 2873 общины), кантонов (23 кантона, три из которых поделены на полукантоны, то есть всего фактически 26 кантонов) и Федерации. В ней закреплена автономия общин (ранее такое положение в Конституции отсутствовало); кроме того, Федерация обязана при выполнении своих функций учитывать специфические особенности городов, агломераций, горных областей и т.д. В отдельной главе подробно определяются компетенции центра в отдельных областях, а также очерчиваются сферы совместной компетенции центра и кантонов. В частности, новая Конституция определяет задачи Конфедерации в области внешней политики и перечисляет ее внешнеполитические цели (ст. 54). Статья 55 гарантирует право кантонов принимать участие в выработке внешнеполитических решений в случае, если напрямую затрагивается сфера их интересов или компетенций. Особую роль играет (отсутствующее, кстати, в российской Конституции) право кантонов (субъектов Федерации) иметь возможность участия в международных переговорах. Четвертый раздел посвящен экономической проблематике. В нем модернизированы и сведены воедино принципы организации экономической жизни в стране, ранее беспорядочно рассеянные по всему тексту Конституции. Новый Основной Закон Швейцарии закрепляет принцип экономической свободы, центральное значение отводится свободной конкуренции в рамках частной рыночной экономики. Тем самым фактически существующие реалии корпоративной экономики в целом оказываются антиконституционными, хотя закрепляются основы корпоративизма, взятые через призму отдельных отраслей промышленности. Так, в Конституции: говорится о мерах, направленных на поддержку швейцарского сельского хозяйства, поддержку регионов, экономика которых находится под угрозой; закрепляются меры стимулирования отдельных отраслей и профессий; гарантируется защита экономики от внешних факторов. Все эти вопросы, а также политика в области защиты потребителей, развития конкуренции, банковское и страховое дело, денежная и валютная политика, внешнеэкономическая политика относятся к сфере компетенций центра. Далее, в разделе формулируются основы финансового порядка в стране, устанавливаются основы налогообложения и перечисляются налоги, право взимать и устанавливать которые находится в сфере компетенций центра. Сюда вошли также положения, связанные с современным развитием науки, в частности касающиеся исследований в области искусственного оплодотворения, правил обращения с человеческим зародышем и основ применения технологий генной инженерии. Конституция запрещает все виды клонирования и вмешательство в человеческую наследственность. Запрещена и торговля эмбрионами. Особо следует обратить внимание на институт референдума. Напомним, что Конституция 1848 г. устанавливала практику проведения референдумов по вопросам, связанным с принятием новой федеральной Конституции и внесением поправок в уже действующий Основной Закон. В результате первой "тотальной ревизии" 1874 г. институт референдума был распространен на законы, принимаемые парламентом (по требованию 50 тыс. граждан или 8 кантонов в течение 100 дней после принятия закона парламентом может быть инициирован референдум). Поправки, внесенные в Конституцию в 1921 и 1977 гг., дали возможность проводить факультативные референдумы и по международным договорам. Важным событием стало введенное в Конституцию в 1891 г. право "народной инициативы" (т.е. право самих граждан выносить законопроекты на референдум) по вопросам, связанным с частичным пересмотром федеральной Конституции (раньше это право касалось только полного пересмотра Конституции). В Конституции 2000 г. нормы, регламентирующие проведение референдума, содержатся в ст. 138 - 142. В соответствии с ними устанавливается два вида референдумов: обязательный и факультативный. По всем вопросам, связанным с пересмотром действующей Конституции, а также вступлением Швейцарии в какие-либо международные (наднациональные) организации, предусмотрено проведение обязательного народного референдума. Факультативный референдум может проводиться по требованию 50 тыс. граждан или 8 кантонов по законодательным актам, принимаемым федеральным парламентом, по специальным и неотложным федеральным законам, по заключаемым Швейцарией международным договорам. Полный или частичный пересмотр Конституции может быть произведен при наличии 100 тыс. подписей избирателей. Если речь идет о частичном пересмотре, то инициатива может быть изложена в виде общего требования (идеи) или же в виде завершенного проекта предлагаемого изменения. В первом случае палаты парламента при согласии с идеей пересмотра разрабатывают соответствующий законопроект и выносят его на рассмотрение народа и кантонов. В случае, если палаты не одобряют инициативу, вопрос о частичном пересмотре Конституции также выносится на референдум. Если большинство граждан, принявших участие в референдуме, выскажется позитивно, федеральный парламент в соответствии с принятым народом решением начинает преобразовывать это решение в конкретный юридический текст. Если требование относительно внесения поправок в конституцию предоставляется уже в виде разработанного проекта, то последний выносится на референдум, причем парламент имеет право параллельно представить народу и свой альтернативный проект. В ходе обсуждения проекта Конституции высказывались требования увеличить количество необходимых подписей с тем, чтобы повысить степень "репрезентативности" выдвигаемых проектов и инициатив. Фактически же эта мера, будь она реализована на практике, привела бы к очередному укреплению позиций структур корпоративного государства, так как понятно, что только хорошо организованные структуры способны в кратчайшее время собрать тысячи подписей. Поэтому в итоге были оставлены прежние цифры - для референдума по реформе Конституции необходимо собрать 100 тыс. подписей, для проведения факультативного референдума достаточно собрать 50 тыс. Пятый раздел Конституции содержит положения, регламентирующие деятельность федеральных органов власти. Предусмотрено наличие в Швейцарии трех основных структур, каждая из которых представляет соответствующую ветвь власти: Федеральное собрание (состоит из двух палат, представляет законодательную власть); Федеральный совет (Правительство, исполнительная власть); Федеральный суд (судебная власть). Основные нововведения коснулись деятельности Федерального суда. Во-первых, он был освобожден от ряда специальных функций, что способствовало повышению эффективности его деятельности <1>. -------------------------------- <1> В помощь Федеральному суду, располагающемуся в Лозанне, в 2002 г. создан Федеральный уголовный суд в Беллинцоне (кантон Тичино) и в 2004 г. - Федеральный административный суд в Санкт-Галлене (кантон Санкт-Галлен).
Во-вторых, была расширена компетенция Федерального суда в области конституционного законодательства. Ранее Суд был обязан применять противоречащие Конституции законы и не имел права вмешиваться, если федеральный парламент принимал решения, противоречащие Основному Закону или международным соглашениям. Этот запрет коренился в эпохе судебного верховенства кантональных судов - тем самым кантоны охраняли права своих граждан от произвола центра. Теперь эти запреты были отменены. В-третьих, было окончательно унифицировано уголовное и гражданское право Швейцарии. В заключительном Шестом разделе содержатся нормы, определяющие порядок пересмотра Конституции и переходные положения. В целом следует отметить, что новая Конституция Швейцарии, вступившая в силу 1 января 2000 г., была значительным шагом вперед в процессе модернизации швейцарского общества. Так, в ней зафиксирован примат международного права (будущие поправки к Конституции не должны противоречить его императивам). Это абсолютная новация для страны, всегда старавшейся держаться вне мировой политики. Под влиянием левых сил в Конституции закреплена сильная социальная составляющая. Вместе с тем в Конституции нашли отражения принципы корпоративного государства, структуры которого хотя были в последние два десятилетия значительно потеснены объективными процессами глобализации и усиления мобильности населения страны, однако смогли отстоять ряд очень важных положений, связанных с защитой некоторых отраслей, традиционно игравших в политике Швейцарии важную роль, в частности сельского хозяйства. За пределами конституционного регулирования остались многие неписаные процедуры и механизмы политической жизни Швейцарии, например принцип "политического конкорданса", а также "магическая формула" формирования Федерального совета. Поэтому во многом новый Основной Закон Конфедерации имеет компромиссный характер.
§ 3. Общая характеристика современного состояния правовой системы
Правовая система Швейцарии - исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура национального права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Структурными элементами системы являются: нормы права, отрасли права, подотрасли права, институты права, субинституты.
§ 4. Источники права
Среди источников швейцарского права основная роль принадлежит законодательству. Конституция - один из основных источников права была принята на народном референдуме 18 апреля 1999 г., а вступила в силу 1 января 2000 г. К источникам права Швейцарии также относятся местные и торговые обычаи, когда это непосредственно предписывается Гражданским кодексом либо если обнаруживаются пробелы в законе. Гражданский кодекс устанавливает, что при наличии пробелов в законе судьи вправе "замещать" законодателя. Судебные решения, особенно вынесенные Федеральным судом, также могут являться источниками права. С 1986 г. федеральное законодательство публикуется на французском, немецком и итальянском языках. Кантоны имеют свои собрания законов, которые публикуются на наиболее распространенном языке среди населения соответствующего кантона.
§ 5. Соотношение правовых и неправовых (религиозных, этических, иных) механизмов регулирования общественных отношений
Уникальность Швейцарии заключается в отсутствии в ней единой нации в привычном понимании этого понятия, преобладающей этнической группы, языка, религии или культуры. Швейцария понимает себя как "нация политической воли" ("Willensnation"), в основе которой лежат политические идеалы демократии, федерализма, либерализма, равенства языков и этносов и пр. Согласно ст. 72 Конституции Швейцарии регулирование отношений между церковью и государством находится в ведении кантонов. В пределах своих соответствующих полномочий Конфедерация и кантоны могут предпринимать собственные меры к поддержанию мирных отношений между членами различных религиозных обществ. Не могут учреждаться епископства без согласия Конфедерации. В соответствии со ст. 69 Конституции Швейцарии культура находится в ведении кантонов. Конфедерация может содействовать культурной деятельности, представляющей национальный интерес, и поддерживает культурную деятельность художественного и музыкального характера, в частности путем повышения роли образования. При выполнении своих задач Конфедерация учитывает культурное и лингвистическое разнообразие страны. Конфедерация может поощрять производство швейцарской кинематографической продукции, а также культуру в области кинематографа. Официальными языками Конфедерации являются немецкий, французский и итальянский. Ретороманский является официальным языком в отношениях, которые Конфедерация поддерживает с гражданами, владеющими ретороманским языком. Кантоны устанавливают свои официальные языки. С тем чтобы сохранить согласие между лингвистическими сообществами, кантоны следят за традиционным территориальным распространением языков и принимают во внимание интересы автохтонных лингвистических меньшинств. Конфедерация и кантоны содействуют взаимопониманию и обменам между лингвистическими сообществами, а также оказывают поддержку многоязычным кантонам в осуществлении их особых задач. Особую поддержку оказывает Конфедерация мерам, принимаемым кантонами Граубюнден и Тичино по сохранению и поощрению ретороманского и итальянского языков.
§ 6. Международно-правовая проблематика отношений Швейцарии с Евросоюзом
Международно-правовая кооперация Швейцарии с Европейским союзом (ЕС) - один из наиболее острых и актуальных вопросов в современной Швейцарии. Находясь в центре Европы и поддерживая с ЕС теснейшие отношения, Швейцария стоит сейчас перед исторической проблемой сочетания своей правовой самостоятельности (а также институтов прямой демократии) с объективной необходимостью унифицировать свое право с правом ЕС. Сотрудничество Берна и Брюсселя формируется в настоящее время на основе двух пакетов "билатеральных" (двусторонних) договоров, которые являются фактически заменой полноценного членства Швейцарии в ЕС (вступили в силу соответственно в 2002 и 2005 гг.). Со своей стороны Швейцария является членом "Европейской ассоциации свободной торговли" (EACT/EFTA), созданной 4 января 1960 г. как альтернатива учрежденному в 1958 г. единому Европейскому экономическому пространству. Когда-то участниками ЕАСТ были Великобритания, Дания, Португалия, Швейцария, Швеция, Австрия и Финляндия. Все изменилось в 1990-е гг. после создания современного Евросоюза. ЕС дал уникальную возможность объединить процессы экономической интеграции с развитием институтов демократии. Швеция, Австрия и Финляндия провели референдумы и решили войти в ЕС, покинув ЕАСТ. Норвежские подданные приняли противоположное решение, подключившись, впрочем, к Шенгену. Швейцария также провела плебисцит по поводу вхождения в экономические структуры ЕС, однако референдум был плохо подготовлен, и 6 декабря 1992 г. минимальным преимуществом победу одержали противники вступления в Общий рынок. Тем самым ЕАСТ превратилась в сообщество малых стран (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), при этом каждый из членов этого избранного клуба по своему строил отношения со все более могущественным Евросоюзом. В то время как Исландия, Норвегия и даже Лихтенштейн приняли решение о присоединении к экономическим структурам ЕС, Швейцария пошла долгим и трудоемким путем заключения с Брюсселем "билатеральных соглашений" (двусторонних договоров, регулирующих те или иные сферы сотрудничества). В последнее время в Швейцарии ведется активная общественная полемика на предмет "плюсов" и "минусов" членства в ЕС. Представители бюргерского политического лагеря и лидеры швейцарской экономики считают, что "билатеральный" формат отношений был и остается единственно верным способом кооперации с Евросоюзом. Сторонники вступления Швейцарии в ЕС, представляющие прежде всего левый политический фланг, указывают на то, что не существует 100-процентной гарантии того, что условия, при которых "билатеральный" путь сохраняет свою выгодность и адекватность, навсегда останутся неизменными. Каковы эти условия? Во-первых, Швейцария должна иметь возможность участвовать в процессе выработки правовых решений по любому вопросу, касающемуся двусторонних отношений ЕС и Швейцарии. Во-вторых, Евросоюз сам должен быть готов и дальше следовать по "билатеральному" пути. В-третьих, рамочные экономические условия должны оставаться выгодными для Швейцарии. Встает вопрос: как долго все эти три условия будут выполняться одновременно? Что касается первого условия, то в настоящее время Швейцария в самом деле может в отдельных случаях, например в рамках Шенгенского соглашения, принимать участие в организации тех или иных процессов, однако полноценно определять то, как эти процессы должны выглядеть, Швейцария не может. А вот Евросоюз уже сейчас очень активно влияет на ход политических процессов в Швейцарии. В период с 2004 г. по 2007 г. практически каждый второй вопрос, стоявший на повестке дня парламента Швейцарии, так или иначе был связан с Европейским союзом. При этом в 15% случаев парламент Конфедерации принимал решения, фактически перенимая право ЕС. Интересно, что этот показатель, например, в Австрии находится примерно на таком же уровне. Евроскептики в Швейцарии утверждают, что эти 15% не следует переоценивать, поскольку речь в данном случае идет о всего лишь второстепенных правовых нормах, тогда как главные вопросы, касающиеся экономической, социальной и налоговой политики, все еще находятся в суверенных швейцарских руках. И тем не менее Федеральный совет в своем "Внешнеполитическом докладе" 2009 г. делает вывод о том, что "пространство для автономной политики Швейцарии становится все более узким". В связи с этим, по мнению Правительства, Берн должен подумать о том, как ему закрепить за собой более активные права на участие в принятии действительно важных правовых и политических решений в рамках Евросоюза. Однако добиться этого будет очень нелегко. И здесь мы касаемся второго условия. В последние месяцы ЕС значительно ужесточил свой тон в диалоге со Швейцарией. Брюссель уже не довольствуется просто тем фактом, что Швейцария явочным порядком, в рамках тех или иных соглашений, вводит у себя части европейского права. Евросоюз хотел бы, чтобы в будущем Швейцария вводила у себя целиком все вновь сформированные нормы европейского законодательства. Причем одновременно Брюссель готов даже поставить в будущем на карту все здание "билатерального" диалога, отказавшись от него в случае, если Швейцария не пойдет на поводу у ЕС в правовой сфере. Федеральный совет пока не согласен с таким "автоматизмом", делая ставку на другую модель: Швейцария будет иметь право высказывать свои пожелания перед принятием той или иной правовой нормы и отказываться от тех ее положений, которые не будут отвечать интересам Берна. При этом, правда, он должен быть готов к мерам воздействия со стороны ЕС и даже к санкциям. Окончательное решение в этом случае будет принимать независимый арбитражный суд. От нахождения общей позиции в этом вопросе стороны, что неудивительно, пока довольно далеки. Наконец, вопрос третий - рамочные экономические условия должны оставаться выгодными для Швейцарии. Выгодны ли они сейчас? Сторонники вступления в ЕС ставят здесь большой знак вопроса. По их мнению, мировой финансовый кризис в целом ухудшил экономические условия в мире, и где же еще спасаться Швейцарии, как не в ЕС? Противники вступления Швейцарии в ЕС говорят, что как раз в период кризиса Швейцарии как никогда необходимы своя суверенная валюта и независимый Центральный банк (ЦБ). Беспристрастный анализ показывает, что все три условия продолжения "билатерального" формата сотрудничества Швейцарии с ЕС вряд ли останутся вечными константами. Вопросов они вызывают уже немало, и особенно сейчас. Однако, сколь бы ни были темны перспективы "билатерального пути", вопрос вступления Швейцарии в ЕС станет актуальным только тогда, когда в необходимости такого вступления будет убежден главный игрок - швейцарская экономика. Пока ничто не говорит в пользу такого сценария, даже с учетом кризиса. Ведь система "билатеральных" договоров с Евросоюзом решила, и это надо признать, все основные проблемы, стоявшие перед швейцарской индустрией, по крайней мере, в конце прошлого столетия. В частности, благодаря вступлению в Шенген и свободной циркуляции рабочей силы между ЕС и Швейцарией предприятия в Конфедерации имеют возможность в любое время обратиться к потенциалу трудовых резервов ЕС. Свободная торговля и взаимное признание критериев и норм качества обеспечивают Швейцарии широкий доступ на внутренний потребительский рынок Евросоюза. Что же думает швейцарская экономика относительно вступления в ЕС? С ее точки зрения, оно не принесло бы явных выгод, а вот недостатки присоединения к Евросоюзу очевидны для нее уже сейчас. Валютное регулирование. Вступление в ЕС рано или поздно привело бы к замене швейцарского франка на евро. В результате швейцарский ЦБ лишился бы возможности гибко менять процентную ставку в зависимости от потребностей экономики страны. Более того, процентная ставка по кредитам ЦБ Швейцарии поднялась бы до уровня ЕС. А в настоящее время именно более дешевые кредиты помогают промышленности Конфедерации не упасть окончательно в пропасть мировой рецессии. Налоги. Став членом ЕС, Швейцария должна была бы поднять ставку НДС с нынешних семи с небольшим процентов до 15%, т.е. фактически в 2 раза. Чтобы скомпенсировать возросшую налоговую нагрузку, пришлось бы, по всей видимости, лишить кантоны значительной части налогового суверенитета. Однако именно налоговый федерализм служит для швейцарской промышленности гарантом низкого уровня налогообложения. Банковская тайна. Уже сейчас под давлением ЕС и США банковская тайна в некоторой степени урезана, хотя ядро и суть тайны остались в неприкосновенности. Однако вступление в Евросоюз привело бы к качественному изменению ситуации: Швейцария была бы обязана перейти к принципу автоматического предоставления налоговой и иной правовой информации по счетам нерезидентов, что превратило бы тайну в свою противоположность. Рынок труда. В ЕС действуют более жесткие правовые нормы в плане защиты интересов лиц наемного труда (защита от увольнения, оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком и пр.). Швейцарская экономика не готова принять у себя такие нормы, поскольку она построена на принципе низкой безработицы и гибкого рынка труда: человека быстрее увольняют, но при этом его быстрее опять берут на работу. Подводя итог, укажем, что Швеция вступила в свое время в ЕС (в 1994 г.) не по политическим соображениям, а фактически от отчаяния. Год спустя Австрия последовала за Швецией - но только потому, что тем самым Вена стремилась "проломить" затор на пути необходимых общественных и структурно-экономических реформ. Точно такие же соображения (кризис, едва не поставивший страну на грань государственного банкротства) толкают к вступлению в ЕС и Исландию. По мнению аналитиков, для того, чтобы принять решение о вступлении в ЕС, Швейцария должна с экономической точки зрения оказаться в безвыходном состоянии, сравнимом с банкротством швейцарского национального авиаперевозчика "Swissair" в 2004 г. Однако пока, при всех кризисных явлениях, Швейцария астрономически далека от такого сценария, а значит, и от вступления в Евросоюз.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
§ 7. Отрасли публичного права
Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный интерес. Отраслями публичного права Швейцарии являются: международное публичное право, конституционное право, административное право, уголовное и уголовно-процессуальное право. Конституционное право. Конституционное право Швейцарии - отрасль права, система внутренне согласованных правовых норм, закрепляющих и регулирующих группу общественных отношений, которые обусловливают социально-экономическое, политическое и территориальное устройство государства, осуществление основных прав и свобод человека и гражданина, систему государственной власти и систему внутреннего самоуправления. Уголовное право. Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс Швейцарии (УКШ) - (Strafgesetzbuch - StGB) <1>, вступивший в силу с 1 января 1942 г., после того, как власти каждого кантона издали законы о введении его в действие и применении в соответствующем кантоне. Кроме того, важными нормативными актами являются: Федеральный закон от 10 октября 1997 г. о борьбе с отмыванием денег в финансовом секторе, а также Федеральный закон от 20 марта 1981 г. о международной взаимной правовой помощи по уголовным делам. -------------------------------- <1> См.: Швейцарский УК на русском языке // <http://www.lawlibrary.ru/izdanie49984.html>.
Согласно ст. 335 УКШ компетенцией кантонов является установление наказаний за некоторые малозначительные уголовные деяния, не предусмотренные федеральным УКШ, за нарушение кантональных административных и процессуальных предписаний, а также местного налогового законодательства. Структурно УКШ состоит из трех книг, включающих 392 статьи. Первая книга (ст. 1 - 110) содержит общие положения. Например, в ней показаны различия между крупными и незначительными уголовными правонарушениями, общие условия привлечения к уголовной ответственности и особенности применения уголовного законодательства в Швейцарии. Во второй книге (ст. 111 - 332) основное внимание уделяется особенностям отдельных видов уголовных преступлений. Установлены меры по борьбе с преступлениями против свободы, чести, жизни, здоровья и т.д. Третья книга (ст. 332 - 392) определяет отношения между кантонами и Конфедерацией в сфере уголовного, уголовно-процессуального права, исполнительного производства и т.д. В УКШ с 1 января 2007 г. были внесены изменения, наиболее важным из которых является пересмотр системы регулирования уголовных санкций. Основная цель изменений законодательства заключается в предотвращении совершения преступлений. Целями применения уголовно-правовых мер к психически больным являются предотвращение или уменьшение опасности совершения такими лицами новых деяний, находящихся под угрозой наказания, а также предотвращение опасности для других лиц (ст. 43 УКШ). Целью применения специальных лечебных мер к алкоголикам также является предотвращение опасности совершения нового преступления или проступка (ст. 44 УКШ). Возраст наступления уголовной ответственности увеличен с 7 до 10 лет. Несовершеннолетние в возрасте до 16 лет, совершившие очень серьезные преступления, могут быть приговорены к лишению свободы на срок до четырех лет. Введена новая система установления штрафов с учетом доходов осужденного. Date: 2016-02-19; view: 1757; Нарушение авторских прав |