Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
St. →(? Черный ящик) RСтр 1 из 7Следующая ⇒ 12.03.12
Отечественные психологические концепции: (толчок для развития психотерапии) 1) деятельности (Леонтьев) 2) психология отношений (Мясищев) 3) психология установки (Узнадзе). Московская школа: Грузинская школа: психологическая концепция, эксперимент.концепция неврозов Ленинградская школа, В.Н. Мясищевым были созданы: 1) психология отношений, 2) патогенетическая концепция неврозов, 3) патогенетическая психотерапия Развитие патогенетической психотерапии на современном этапе привело к созданию новой психотерапевтической системы "Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия", имеющая ту же теоретическую основу. Концепция личности(отношений Мясищева): центр.понятие - "отношения" - это связь человека с различными сторонами окружающей действительности, его собственное эмоциональное отношение, поведение 3 класса отношений: - к самому себе - к другим людям - к объектам, к окружающему мира характеристики отношений: соц.значимость, индивид.значимость, целостность, уровень осознанности и т.д. Т.Е каждое отношение характеризуется когнитивным (знание), эмоциональным(отношение) и поведенческим(действие) компонентом Личность -это система отношений, определенным образом иерархизованных (более или менее значимые).
Невроз (по Мясищеву) - результат нарушения системы отношений Во-первых, нарушение целостности системы отношений (например, несоответствие реальных и идеальных отношений, т.е. я есть такой-то и такой-то, а хочу быть совершенно другим) Во-вторых, в системы отношений есть отношения равнозначимые, но противоречивые отнощения (например: мать и 3-летний ребенок, но и в 23-летнем возрасте ей важно ему помогать, эмоциональный компонент перевешивает когнитивные). Нарушений Системы Отношений → внутренний конфликт
МК
НСО ВК ТР
Цель – восстановление системы отношений (перестройка). Основные задачи: 1. Изучение личности больного 2. Выявление изучения этиопатогенетических механизмов(возникновения и развития болезни) 3. осознание психогенной природы заболевания 4. осознание нарушенных отношений 5. коррекция (перестройка) отношений
Первые шаги: Осознание связей между симптомами и ситуациями, какие эмоции возникают в этих ситуациях. Т.е. осознание связей и отношений между ситуацие, личностью и болезнью. + интерперсональное осознание и исторический аспект.
Личностно-ориентированная психотерапия имеет задачи…..
Механизмы лечебного действия Личностно-ориентированная психотерапия: 1) Конфронтация 2) Коррективный эмоциональный опыт 3) Научение
Поведенческая психотерапия, основана на бихевиоризме и использует научение. Психологич.основа – психология бихевиоризма (начало 20 века). Предпосылка – философия позитивизма (предметом науки должно быть то, что мы можем видеть). И психология тоже должна заниматься тем, что подлежит непосредственному наблюдению. St. →(? Черный ящик) R Позже: St. →О (промежуточная переменная) →R О – когнитивные и мотивационные переменные (чаще когнитивные). Научение – это приобретение индивидуального опыта, навыков, знаний, умений; появление определенных способов поведения в условиях деятельности определенных раздражителей (например: перенести выключатель, на автомате рука тянется к старому месту). Все методы имеют в основе модели научения. 1) Классическое научение; разработана Павловым (кондиционирование, выработка условного рефлекса - синонимы). - Дифференцировка – подаем 2 стимула разных по силе, один подкрепляем,другой – нет: испытуемый научается их различать - Близкие звуки по высоте могут вызывать ту же реакцию - Угашение – если долго не подкрепляем, то реакция начинает угасать 2) Оперантное научение (автор Скиннер). В спонтанном поведение индивида отслеживаются случайно проявившиеся адаптивные реакции и она подкрепляется (например: крыса в лабиринте, сыр – правильный путь, либо отрицательное подкрепление током). 3) Научение по моделям
Режимы подкрепление: могут зависеть от времени и от количества реакций. 4 основных режима: 1) С постоянными временными интервалами; индивид подкрепляется через определенные промежутки времени (например: зарплата) 2) С постоянными пропорциями; подкрепление наступает за определенный объем реакции, (Например: сдельная зарплата). Наиболее эффективный режим. 3) Варьирующие временные интервалы; временной интервал не определен, колеблется вокруг неизвестной величины (например: продвижение по службе, если хорошо работать, то когда-нибудь повысят) 4) С варьирующими пропорциями; связано с неопределенным количеством реакции (например: лотерея и игровые автоматы).
Научение по моделям (моделирования), оно же социальное научение (Бандура) – человек обучается новому поведению не только на основании собственного опыта, но и на основании опыта других, наблюдения за другими людьми. 3 модели научения – это 3 основных контура регуляции поведения (предшествующий стимул S → R, последующий стимул R → S и когнитивные процессы S →O → R). Концепция о патологии: здоровое поведение – обеспечивает адаптацию, больное поведение – не обеспечивает адаптацию. Невроз при этом рассматривается как симптом. Невроз – это неадаптивное поведение, которое сформировалось в результате неправильного научения.
Клаустрофобия: 1) S лифт R вызывает страх (генерализация R – боязнь всех закрытых пространств)
2) Оперантное научение: +R → S – (ребенок ведет себя хорошо, но на него никто не обращает внимания). - R → S + (заплакал – его взяли на руки, неадаптивное подкрепление; или если ребенок не захотел идти в школу и заболел – эта модель закрепится) 3) S→ O → R. Когнитивно-поведенческая парадигма: психологические проблемы, клинические реакции возникают на ошибках, ошибочных когнитивных схемах. Между ситуацией и эмоцией стоит сознательная мысль; причина симптомов – именно в этом. Несоответствие когниций приводит к тому, что они приходят в конфликт с реальностью. (иде Бекка). Нарушенные когнитивные схемы – автоматические мысли (ошибочная мысль).
Основные ошибочные мысли(по Бекку): 1) Поляризованность- все оценивается в крайних вариантах (хорошо-плохо, черное-белое) 2) Фильтрование – увеличение негативных аспектов и отбрасывание позитивные 3) Чрезмерное обобщение (генерализация) – общие выводы делаются на основе единичного события (есть легкомысленная подружка – значит все женщины легкомысленны) 4) Чтение мысли – мы полагаем, как будто знаем о том, что другие люди думаю и чувствуют (я знаю о чем ты сейчас думаешь) 5) Паникерство – каждый инцидент превращается в катастрофу (невозможно, ужасно, непереносимо…) 6) Персонализация – все, что другие делают, связано с нами, постоянное сравнение себя с другими (я бы так не поступил, я бы так не сделал, ты это делаешь мне на зло) 7) Ошибочное восприятие контроля – ощущения, что мы можем контролировать… 8) Ошибочное восприятие справедливости (представление о том, что жизнь должна быть справедлива) 9) Обвинение кого-либо или себя в негативных событиях 10) Моральный императив – восприятие всех мыслей и чувств с точки зрения морали, даже тогда когда этой моральной подоплеки тут нет (короткие юбки – это безнравственно) 11) Эмоциональные рассуждения – убеждение о том, что все, что мы думаем, должно быть правильным 12) Ошибочное представление об изменении (мы можем заставить других измениться или они должны, потому что я этого хочу) 13) Глобальные выводы – негативные суждения о других или о самом себе (раз он опоздал – значит он безответственный и я е никогда не буду иметь с ним дело). 14) Правота – представление о том, что нужно постоянно доказывать свою правоту себе и другим людям. 15) Ложное представление о божественном вознаграждении – если мы делаем все правильно, то мы должны быть вознаграждены («за что мне все это..?»)
Человек стоит на остановке и ждет автобус, автобуса нет, возникает раздражение в ответ на мысль «автобусы должны ходить по расписанию»; мысль не соответствует реальности.
Описательные и оценочные когниции; описательные содержат чистую информацию о реальности. Оценочная – содержит оценочный аспект реальности. Оценочные и дескриптивные когнии связаня между собой. Если они связаны гибкими связями ….. Если они связаны жесткими связями – то у человека образуется иррациональная система установок.???
Автоматич.мысли – Бэк Установки – Эллис.
4 основных типов иррациональных установок: 1) Катастрафические установки – представления о том, что есть (это ужасно, невозможно) 2) Долженствования в отношении других (дети должны убирать за собой) 3) Установки обязательной реализации собственных потребностей или долженствовании в отношении себя (человек должен обладать определенными качествами или вещами – у меня должна быть такая-то машина, такой-то дом…) 4) Оценочные установки – представление о том, что можно оценивать человека на основании какого-то отдельного поступка.
12 основных иррациональных идей по Эллису: 1) Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих. 2) Есть поступки порочные, скверные и повинных в них стоит строго наказывать 3) Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы 4) Все беды навязаны нам извне людьми или обстоятельствами 5) Если что-то пугает или вызывает опасение, постоянно будь на чеку 6) Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать 7) Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе 8) Нужно быть во всех отношениях адекватным, компетентным, разумным и успешным 9) То, что сильно повлияло на нашу жизнь 1 раз, всегда будет влиять на нее 10) На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому нужно сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом направлении 11) Плыть по течению и ничего не предпринимать – вот путь к счастью 12) Мы не властны над своими эмоциями и не можем контролировать их
|