Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия шиитского господства





 

Принятие шиизма двунадесятников в качестве господствующего течения в основном регионе исламского мира в пределах этой области привело к возникновению форм вероисповедания на уровне как высокой, так и простонародной культуры. Это способствовало созданию культурного барьера между шиитскими и суннитскими территориями. Политически этот конфликт проявился в хронической враждебности Сефевидов к османам и узбекам, хотя в действительности шиизм лишь усугубил ранее существовавшие конфликты. Возможно, этот барьер появился не без влияния на сефевидскую политику союза с португальцами на юге, а затем и с русскими, расширявшими свои торговые связи на Каспии. Эта политика существенно подорвала борьбу османов против христианства. Некоторые путешественники из высших суннитских кругов даже опасались проходить через сефевидские земли, боясь преследований. Возможно, еще более значительным было возникновение интеллектуального барьера между шиитскими и суннитскими улемами. Так, например, Наджаф в Ираке – город‑медресе, ставший самым важным интеллектуальным центром шиитов‑двунадесятников, – имел очень мало связей с великой медресе Азхар при мечети в Каире, а шииты Восточной Аравии почти не общались с шафиитами в Хадрамауте на юге. (Хотя в Индии при толерантном суннитском режиме шииты и сунниты могли свободно контактировать.) Но все же этот барьер никогда не был непреодолимым. Философская школа Исфахана, пропитанная идеями шиизма, благосклонно принималась всеми, кто был в ней заинтересован. Аналогичная ситуация сложилась и с новой поэзией, развившейся в Сефевидской империи. Фанатичные (шиитского толка) улемы, настаивавшие на жестком разграничении шиитов и суннитов, как правило, не имели большого влияния.

Лояльность в пределах шиитских земель имела далеко идущие последствия. Так, можно заметить четкие параллели с Реформаций в Северной Европе, которая, однако, не зашла настолько далеко. (С шиитским движением можно сопоставить ранний протестантизм XVI века, но никак не поздний протестантизм технической эпохи Нового времени.) Оба этих движения выросли из различных традиций протеста двух прошлых столетий, зачастую хилиастических. Оба движения ассоциировались с усилением власти монарха, который распространял их на все население. И оба они имели далеко идущие последствия. У обоих течений была антиаристокра‑тическая основа, но став официальными вероучениями, они быстро приспособились к стандартам высшего общества. В них можно проследить и общедоступные, и более привилегированные уровни идей и практики. Результатом этих движений стал роспуск монашеских орденов и изменение традиционных способов богослужения. Однако шиитское движение, в отличие от протестантизма, не утратило всех второстепенных течений (возможно, потому, что шиитский тарикат предыдущего столетия уже занимал в этом отношении более активную позицию, чем соответствующие протестующие христианские движения). Также шиизм тех времен не базировался на новых творческих духовных и интеллектуальных личностях, как протестантизм; по большей части ему было достаточно использовать мысли и организационные формы прошлых столетий. (Творческий потенциал, который действительно присутствовал в этом движении, в основном служил для последующего приспособления других традиций к шиитскому вероисповеданию.)

Общие черты частично происходили из тенденции движений протеста того времени, когда конфессиональные религии определялись довольно долго, прежде чем приобрести хилиастический и/или мистический аспект и подготовиться к реформе установленного религиозного порядка. В рамках авраамической традиции реформистские движения должны были обладать общими чертами. Выбор времени также не был случайным. Различия же можно отнести к контрастам в установленной религиозной организации и к особым чертам, таким, как использование книгопечатания в Европе, что значительно облегчило и ускорило распространение новых идей в обществе (хотя не стоит недооценивать скорость, с которой распространялись рукописные книги и устное творчество). Однако использование книгопечатания в Европе само по себе намного глубже и важнее отражает это различие. На Западе протестные движения были связаны с возрастающей ролью буржуазии, ассоциировавшейся с расцветом времен Ренессанса. В исламском мире наоборот: если культура буржуазного рынка что‑то устанавливала, так это потерю независимости.

На уровне высокой культуры утверждение шиизма серьезно повлияло на шариатские, мистические суфийские и также, конечно, хилиастические и проалидские стороны ислама. Там, где лояльность Али и его семье была объявлена общественной нормой, несомненно должны были найтись способы выражения хилиастических и эзотерических чаяний. Мы практически ничего не знаем о неофициальных или тайных движениях этого периода, но даже прежде, чем шиизм был принят официально, проалидские эзотерические группы вынуждены были скрывать свои взгляды как от шиитов, так и от улемов, и нам известно, что подобная тенденция сохранилась и в дальнейшем.


То, что происходило в других аспектах религиозной жизни, представляется более очевидным. Шиитские улемы, привыкшие к независимости и скептически воспринимавшие восторженно фанатичную лояльность кызылбаши Алидам, оставались несколько отчужденными от династии. Но все же они использовали в своих интересах изменение в вероисповедании, чтобы упрочить свои отношения с народом. Главные улемы, муджтахиды (в отличие от суннитских ученых под османами), не принимали свой статус как часть военного режима, они предпочитали оставаться налогооблагаемой частью населения. С подобной точки зрения они поддерживали позицию потенциальной, а иногда и фактической критики режима, благодаря которой выделялись из общего круга улемов вплоть до XX века. В то же время они по всей империи поддерживали солидарность друг с другом. К сожалению, разница между утверждением шиитской религии и событиями, предшествовавшими ему, не изучена, но можно предполагать, что шиитские улемы показали себя, по крайней мере, очень независимыми.

Шиитские улемы традиционно были враждебны к суфизму, который обычно ассоциируется с суннитами; и эта враждебность не ослабла во времена шиитского тариката. Некоторые, наиболее упорствующие суннитские тарикаты были распущены, а их пиры отправлены в изгнание. В то же время остальные тарикаты либо частично приняли шиизм, чтобы продолжать существовать при новом вероисповедании, либо полностью обратились в новую веру, что обеспечило их процветание в будущем. Однако улемы продолжали враждебно относиться и к этим тарикатам, и в лучшем случае их роль сократилась. Аично мне кажется, что многое из суфийской традиции, по крайней мере, среди образованных людей, продолжало существовать на глубоко личной основе, воодушевленной старой суфийской поэзией. Эта традиция была приведена в соответствие с шиитскими требованиями, по которым алидский имам играл главенствующую роль.

На уровне народных верований победа шиизма выразилась в том, что (шиитское) трагическое восприятие мировой истории, сводящееся к тому, что с приходом конца света все получат по заслугам, вытеснило (суфийский) мистический душевный поиск любви к Богу, отразившийся в иерархии святых. Конечно, подобное замещение выражалось в основном в публичных рамках религиозного сознания. Суфийский образ мира ценился не только среди тех, кто был непосредственно мистиком, но частично и среди принимавших шиитский образ мира. Однако среди немистиков он более не принимался за отправную точку, они использовали суфийских святых и суфийский культ в своих собственных целях. Для других целей – моральной дисциплины, исцеления, предсказаний, самоопределения группы, ходатайства перед Богом и общего самоопределения в космосе – стали использовать шиитское драматическое мировосприятие. (Конечно, как среди суннитов, даже ориентированных на суфийские тарикаты, так и среди шиитов основная потребность личной моральной ответственности усиливалась верой в святой Суд после смерти и в дальнейшие религиозные воздаяния за благочестие.)


Для всех шиитов‑двунадесятников первые десять дней лунного месяца мухаррам, особенно десятый день, были посвящены трауру (тазийа) по Хусайну, сыну Али, убитому в тот день в Кербале около Куфы. Этот день назван Ашура, он независимо признан абсолютно всеми мусульманами как день покаянного поста. Для шиитов этот день стал главной датой их религиозного года. Трагедия Хусайна задала тон всей народной религии. Чувство вины за то, что они оставили Хусайна и позволили его врагам убить его, придает раннему шиизму в Куфе особый религиозный тон, влияющий на его политические притязания. Со временем гибель любимого внука Мухаммада, Хусайна, начала видеться как великое по трагизму событие, затмившее даже убийство самого Али. Смерть всех имамов (которые, следуя шиитской легенде, все до одного были убиты суннитами) стала частью Божьего провидения. Бог послал Мухаммаду и его семье столько горя и унижений, чтобы через терпеливые страдания привести их к окончательному триумфу, что доказывает Его благосклонность к ним. Однако смерть Хусайна расценивалась как самая трагическая и достойная воздаяния. В этом драматические отношения Бога и человека проявляются еще яснее: тому, кто разделил страдания Хусайна и раскаялся в своей вине, Аллах простит все его грехи. Все остальное представляется не чем иным, как прелюдией к этому. Даже радостный праздник Гадир‑Хумм, отмечающий назначение Али преемником Мухаммада, омрачался мыслью о последующих предательствах, в которых все, кроме горстки мусульман, перешли от Али (и Мухаммада) к их врагам.

В каждом шиитском городе и деревне самым волнующим событием года был мухаррамский траур и раскаяние, когда мужчины и мальчики в горе за общую и личную неверность Али и Хасану с Хусайном бичевали себя до крови. Процессия, направляясь к кладбищу или молитвенному месту за чертой города, несла макет гробницы Хусайна (также называемый тазия), сопровождая шествие громкими причитаниями. Каждый вечер в проповедях живописно, в деталях описывались страдания небольшой группы последователей Хусайна, включая его младших сыновей. Описывались их муки в пустыне от жажды, когда враги отрезали им подходы к реке, а затем беспощадно убили, а также в проповедях обязательно рассказывалось об отрубленной голове Хусайна, которая во время оскорбительного пути к халифу Язиду явила чудеса, обратив в правильную веру неверных и даже льва, но не жестокосердых суннитов. О страданиях Хусайна рассказывалось в скорбных стихах в жанре марсия.


Во всем этом возвеличивалось и даже в некоторой степени преувеличивалось чувство скорби, неотделимое от человеческой жизни, которое требовало побороть и изгнать злую часть человеческой природы. К сожалению, все эти действия осуществлялись ценой активной ответной реакции со стороны общественности: каждый раз траур по Хусайну усиливал ненависть к суннитам. (Аналогично чрезмерно эмоциональное восприятие страстей Христовых зачастую провоцировало христиан на еврейские погромы.) Считалось, что даже неверные были более желанны на мухаррамской церемонии, чем сунниты. Общая мусульманская склонность к коллективной избранности доходила у шиитов до такой степени, что даже блюдо, к которому притронулся неверный или суннит, считалось навеки оскверненным.

В поздную эпоху Сефевидов появились театральные представления о страданиях Хусайна (эти пьесы также назывались тазийа), которые дополнили проповеди и элегии марсия. В конечном счете они стали центральным событием мухаррамских торжеств. Таким образом, хотя драма и не стала частью придворной культуры, она получила литературный статус, в отличие от тех же турецких пьес, которые просто служили заменой кукольному театру и сказочникам.

Мухаррамский траур мог заменить маулид – ежегодные торжества в честь суфийских святых с публичным произнесением зикра – и даже ослабить значимость «великого» праздника Ид, который знаменовал паломничество – хадж в Мекку. (Значимость «малого» праздника Ид, проводившегося в конце поста Рамадан, осталась неизменной.) Аналогично утратилась важность суфийских ханака, религиозных центров, являвшихся альтернативой мечетям с их формальным вероисповеданием, их заменили святыни имамбара, специально посвященные Хасану и Хусайну и трауру Мухаррам. Все известные местные святыни, ранее являвшиеся гробницами древних святых, в основном либо были перенесены, либо преобразованы в имамзада, гробницы святых потомков имама. Всеобщим заступником теперь был не святой суфийский кутб, тайно управлявший миром, а Скрытый Имам, справедливый правитель, лишенный миром зла своих прав, но все еще способный помогать в нужде тем, кто искренен с ним. Самым лучшим целебным лекарством была пилюля, сделанная из глины из Карбалы, которая, как считается, навеки пропиталась священной кровью Хусайна; положивший ее под подушку будет спать в самой Карбале под защитой Хусайна. Паломничество в Карбалу и к другим могилам имамов считалось полноценной заменой паломничеству в саму Мекку, и человек, совершивший его, назывался хаджи так же свободно, как если бы он был у Каабы. Хотя, конечно, хадж в Мекку продолжал считаться по возможности необходимым актом.

 

Калиари К. Первое посольство шаха Аббаса I в Европу в Венеции

 

Однако все эти явления происходили очень постепенно. Хотя суфии – даже подданные Сефевидской империи – были объектами преследований, а порой и причиной резни, тарикаты не были окончательно уничтожены до XVIII века, и даже тогда они фрагментарно сохранились. Но вскоре известная религиозная обстановка, разделяемая в равной мере меньшинством двунадесятников за пределами империи, резко изменилась по сравнению с той, что была в суннитских кругах.

 







Date: 2015-06-05; view: 517; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию