Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие политического и культурного многообразия





 

С точки зрения предшествующих событий политическое развитие в X в. можно рассматривать как дезинтеграцию халифатской империи. Там, где оппозиционное шиитское движение не получало в свою власть провинцию, ее правители становились автономными и основывали династии, либо местные скотоводы‑солдаты захватывали власть и лишь номинально оставались вассалами халифа. В любом случае этот единственный признанный повсеместно авторитет ослаблялся, и после 945 г. возглавляемое халифом правительство, уже внутренне раздробленное наемными военными, утратило контроль даже над своими исконными землями. Халиф превращается в фикцию в раздираемой захватчиками империи.

Развалилась сама политическая идея, на которую опиралась власть халифа. Ее можно назвать политической идеей, дающей отдельным людям и группам историческую основу для ожиданий, что государство и дальше будет силой, с которой всем придется считаться, несмотря ни на какие временные кризисы. Это подразумевает не только субъективный авторитет законной власти (хотя он, разумеется, важен), но и конкретные географические, экономические, военные и социокультурные интересы групп, позволявшие им рассчитывать, что государство продолжит существование, или хотя бы ожидать, что остальные разделяют их надежды. Исходя из этого, они с охотой или из предосторожности откажутся от своих сиюминутных интересов, если те противоречат долгосрочным интересам государственной власти.

Именно осознание преимуществ единства мусульман связывало халифатское государство воедино на протяжении нескольких серьезных кризисов: первой смуты во времена Али, второй – в период правления Абд‑аль‑Малика, затем – революции, свергшей власть Марванидов, и, наконец, раздела империи между аль‑Мамуном и аль‑Амином. Все части аридной зоны между Нилом и Амударьей имели относительно тесные связи друг с другом; люди из любого района могли свободно переезжать в другие районы или иметь там друзей и родственников, и все были заинтересованы в общей политической стабильности. Опиравшаяся на сконцентрированные в Саваде ресурсы центральная бюрократия могла в целом сохранять мир в регионе и подавлять локальные конфликты, а также обеспечивать свободную торговлю и существование крупных рынков. По всей империи среди политических активистов превалировала идея о том, что посредством единения будет достигнут не только больший авторитет, но и большая материальная выгода; на практике это подразумевало необходимость принять того претендента на центральную власть, который сможет заручиться наиболее сильной поддержкой. В конечном счете, если интересы второстепенной важности шли вразрез с идеей единения, находилось достаточно тех, кто предпочитал выступать на стороне единства, чтобы обеспечить ему победу. Следовательно, при любом кризисе, когда в каком‑то районе вспыхивало восстание, центральная власть была в состоянии получить достаточно сильную поддержку других областей, чтобы сломить сопротивление.

 

Сравнительная хронология: переход к Средним векам (945–1118 гг.)

Магриб и Испания

Судан

Египет и Сирия

Аравия и Восточная Африка

Анатолия и Балканы

Ирак, Кавказ, Западный Иран

Восточный Иран и Трансоксания

Центральная Евразия

Северная Индия

Южная Индия и Малайзия

 

945–1055 гг. Доминирование шиитов, неудачная попытка создать шиитский халифат

961–976 гг. Аль‑Хакам II Испанский и Марокканский способствует развитию литературы и науки в Кордове; завершение строительства мечети Мескита

978–1008 гг. Аль‑Мансур (и его сын, 1002–1008 гг.) эффективно правит Испанией; пик могущества власти мусульман в этой стране

969–1171 гг. Правление в Египте династии Фатимидов, исповедовавшей исмаилитский шиизм (не признаваемый другими шиитами); создание военно‑морского флота

952–975 гг. Правление Аль‑Муизза, основание Каира, который стал столицей империи Фатимидов, 972 г.

996–1021 гг. Правление Аль‑Хакима, эксцентричный образ жизни которого стал причиной создания секты друзов; халиф покровительствует деятельности врача Ибн‑аль‑Хайсама (965–1039 гг.)

944–967 гг. Хамданид Саиф‑ад‑давля пытается предотвратить нападение Византии на Алеппо, где Хамданиды держались у власти в той или иной форме до 1015 г.; покровительствует поэту аль‑Мутанабби (915–965 гг.) и первому файлясуфу аль‑Фараби (ум. в 950 г.)

968 г. Византийцы завоевывают Антиохию

949–982 гг. Адуд‑ад‑Давля сохраняет господство Буидов в Иране и Ираке; халиф с 945 г. становится номинальным правителем, реальная власть – в руках у Буидов

976–997 гг. Нух II, последний сильный правитель Саманидов, сохраняет административные традиции халифата; в его библиотеках обогащает свои знания врач и величайший файлясуф Ибн‑Сина (980–1037 гг.)

1010 г. Король в Гао на реке Нигер принимает ислам.

 

 

Магриб и Испания

Судан

Египет и Сирия

Аравия и Восточная Африка

Анатолия и Балканы

Ирак, Кавказ, Западный Иран

Восточный Иран и Трансоксания

Центральная Евразия

Северная Индия

Южная Индия и Малайзия

1031–1090 гг. Многочисленные малые династии (называемые Reyes de Taifas) правят различными частями Южной Испании; расцвет испано‑арабской поэзии

1034–1067 гг. Правление первого сулейхида Али ад‑Даи в большей части Йемена и Хиджаза; в Аравии пик исмаилизма Фатимидов

999–1165 гг. Илекханы, вожди тюркского племени с 932 г. – мусульманские правители в Кашгаре, захватывают Трансоксанию у Саманидов

998‑(1161) гг. Хорасан в Афганских горах переходит к Газневидам (с 976 г. эта территория обращается в ислам под руководством Саманидов); после 1001 г. Газневиды также контролируют Панджаб

998–1030 гг. Махмуд Газневи опустошает Северо‑Западную Индию и привлекает ученых с бывших саманидских территорий

1010 г. Фирдоуси пишет поэму «Шахнаме», эпическое произведение о доисламских царях Ирана

973–1048 гг. историк и математик Аль‑Бируни проводит сложное исследование индийской культуры

1050 г. Фатимиды посылают племя арабских бедуинов бану хиляль в Северную Африку, чтобы наказать восставших исмаилитов; племя разоряет огромные территории

973–1058 гг. Абу‑ль‑Аляль‑Маарри, утонченный аскет, поэт Сирии, последняя великая фигура в классической арабской литературе

 

 

Магриб и Испания

Судан

Египет и Сирия

Аравия и Восточная Африка

Анатолия и Балканы

Ирак, Кавказ, Западный Иран

Восточный Иран и Трансоксания

Центральная Евразия

Северная Индия

Южная Индия и Малайзия

1055–1220 гг. Реставрация суннизма на интернациональной основе (халиф выступает в качестве политического гаранта). Военные лидеры становятся эмирами, получившие образование в медресе улемы задают тон в интеллектуальной и административной среде; суфийские шейхи главенствуют в духовной жизни; все – эмиры, улемы и шейхи – как правило, занимают свое влиятельное положение благодаря личному авторитету и наследуемым правам или подчинению властям и относительно свободно передвигаются из одной исламской страны в другую, не теряя своей общественной роли

1055–1092 гг. Сунниты Тогрул‑бек, Альп‑Арслан и Меликшах, три великих сельджукских султана (вначале в качестве вождей тюркского племени захватив Хорасан, 1037 г.), один за другим правят Трансоксанией, Ираном, землями Плодородного полумесяца и большой частью Аравии, став вместо Буидов повелителями халифов

1063–1092 гг. Правление Низам‑аль‑Мулька, визиря, пытавшегося построить империю на компромиссе между военным режимом турок‑сельджуков и гражданской административной традицией халифов Саманидов и нанимавшего администраторов из числа улемов

1065 г. Низам‑аль‑Мульк строит первую медресе низамийя – важнейшую из его школ для улемов

1071 г. Битва при Малазгирте, сельджуки наносят поражение византийцам; Анатолия открыта для вторжения турок (1072–1107 гг., в Анатолии правит Сулейман)

1036–1094 гг. Аль‑Мустансир в Египте (1062–1074 гг., кризис в Каире; 1074–1094 гг., военный визирь Бадр аль‑Джамали; до 1121 г. – его сын Афдаль; конец египетских завоеваний)

1074 г. Смерть аль‑Кушайри, старавшегося примирить суннитских улемов с суфизмом

1077–1166 гг. Абдалькадир Гилани, суннитский суфийский учитель в Багдаде, который со своими учениками основал тарикат кадирия.

1056–1147 гг. Династия Альморавидов в Сенегале, Марокко, а после 1090 г. – в Испании; придерживается строгой суннитской ортодоксальности, отрицая все учения, кроме фикха; продвижение христиан в Испании остановлено

1059–1106 гг. Юсуф ибн Ташфин, главнокомандующий войсками Альморавидов; в 1062 г. основывает Марракеш; в 1068 г. берет Фес

1085 г. Христиане завоевывают Толедо; 1086 г. – Альморавиды побеждают их при Саграджасе

 

 

Магриб и Испания

Судан

Египет и Сирия

Аравия и Восточная Африка

Анатолия и Балканы

Ирак, Кавказ, Западный Иран

Восточный Иран и Трансоксания

Центральная Евразия

Северная Индия

Южная Индия и Малайзия

1092–1117 гг. Распад империи Сельджуков (после 1104 г. султан Мухаммад частично восстанавливает единство); разрозненные правители из рода Сельджуков или их военачальников в каждом регионе

1111 г. Смерть аль‑Газали

1054–1122 гг. Аль‑Харири, автор отточенной изящной прозы и стихотворного стиля макам 1132 (?) г. Смерть математика и поэта‑скептика Омара Хайяма

1090–1118 гг. Восстание исмаилитов низаритов в Аламуте, который остается центром исмаилитского государства до 1256 г.

1096–1187 гг. Крестоносцы в Сирии (а византийцы – в Анатолии) заставляют местных правителей перейти к обороне (1099 г. – взят Иерусалим; власть крестоносцев на побережье длится до 1291 г.)

 

Но ко времени правления аль‑Мутаваккиля авторитет центральной гражданской власти начал падать. Как бы по‑прежнему высоко ни ценилась идея мусульманского единства, на практике она перестала работать. Двор отвратительно вел финансовые дела и был не способен эффективно руководить государством. В данных обстоятельствах солдаты, будучи наемниками, отождествляли себя не с мусульманским сообществом в целом, а со своими непосредственными начальниками. Таким образом, их начальники могли пренебрегать указаниями гражданских властей; и – это принципиальный момент – не было ни одной группы населения, которая бы связывала свои интересы с центральной властью халифата и обладала достаточной сплоченностью, чтобы стать противовесом военным, если те когда‑либо по какому‑либо поводу объединялись. С параличом центральной власти дома уважение к ней исчезло и в провинциях; те, кто имел политическое значение в регионе, считали выгодным и возможным в данных обстоятельствах поддерживать правителя, который оставлял доходы в провинции, вместо того чтобы отсылать их в Багдад. Со снижением доходов двор стал стремительно терять притягательность, и все больше земель отрекались от него.

В X в. территории, которые больше не мог контролировать Багдад, все еще переходили к местным правителям или к собранным ими армиям. Но отдельные правители и военачальники не отстаивали сами по себе никаких политических идей; они представляли собой лишь осколки прежнего халифата. К XI в. политическая дезинтеграция зашла так далеко, что тюркские кочевники, обладавшие единственной неподкупной добродетелью – военной преданностью своему племени, стали гораздо сплоченнее, чем все остальные группы, что и позволило им захватить власть в самом сердце Ирана и свергнуть халифов.

Если рассматривать процесс с точки зрения халифатского государства, то все это была почти непрекращающаяся политическая дезинтеграция. Но на этот процесс можно посмотреть и с позиции образованного в результате международного сообщества. С такого ракурса мы можем считать его началом формирования исламского сообщества на новой, более гибкой основе. Поскольку великая политическая идея халифата оказалась несостоятельной, постепенно ей на смену пришли новые принципы. Как правило, это происходило случайно; некоторые из тех, кто их создал, просто хотели, к примеру, восстановить мусульманское единство на иной основе, и их успех в создании сложившейся ситуации говорил лишь о неудаче в достижении более широких целей. Каковы бы ни были их сознательные мотивы, в итоге возникла серия государственных структур, основанных на новых политических идеях. Величайшей из них стала та, что была построена кочевниками тюрками.

 

Хронология отдельных государств (945–1118 гг.)

ЕГИПЕТ И СИРИЯ

Икшидиды (935–969 гг.), независимая династия, основанная тюрком Мухаммадом ибн Тугаджем (935–946 гг.), номинально признавала власть халифов Аббасидов; они также контролируют Сирию и Хиджаз

Хамданиды (племя шиитских арабов) – Мосул (921–991 гг.) и Алеппо (944–1003 гг.); Саиф ад‑Давла (944–967 гг.) отбирает Алеппо и Хомс у Икшидидов, воюет с византийцами; его преемники продолжают войну с Византией и Алеппо; двор покровительствует поэту аль‑Мутанабби (умер в 965 г.), историку и литератору аль‑Исфахани (ум. в 967 г.) и файлясуфу аль‑Фараби (ум. в 950 г.)

Фатимиды (969–1171 гг.). Династию основал в Тунисе в 909 г. (свергнув Аглабидов), предположительно, потомок Исмаила ибн Джафара ас‑Садыка; уже в первые годы он организует движение миссионеров дай; в течение десятилетий после 909 г. Фатимиды расширяют свои владения, захватив Магриб и господство в море; в 969 г. захватывают Египет; основывают Каир и мечеть аль‑Азхар, которая вскоре становится шиитским центром образования, а вместе с Дар аль‑Хикмой – и миссионерской деятельности; военную мощь Фатимидам обеспечивают отряды рабов и наемники‑берберы 996–1021 гг. Правление аль‑Хакима, расцвет друзов в Сирии 1036–1094 гг. Правление аль‑Мустансира, ослабление напора исмаилитов

1039 г.

Смерть астронома Ибн‑аль‑Хайсама, работавшего в обсерватории аль‑Хакима

1043 г.

Фатимиды теряют контроль над Сирией

1046–1049 гг.

Посещение Египта шиитским писателем Насиром Хусравом

1050 г.

Арабские племена бану хиляль и сулайм отправляются на запад через Северную Африку и разоряют часть территорий Магриба

1062 г.

Ослабление центральной политической власти

Ок. 1060–1091 гг.

Норманны завоевывают Сицилию, берут Палермо в 1071 г.

Ок. 1070 г.

Сельджуки в Сирии

1090 г.

Хасан ибн Саббах захватывает крепость Аламут в Иране; возникновение сети исмаилитских ассасинов (убийц)

1094 г.

Дальнейшее ослабление власти Фатимидов, бесконечные интриги двора и деление на группировки

1101–1130 гг.

Правление аль‑Амира, последнего сильного халифа‑фатимида

 

ИСПАНИЯ И МАГРИБ

912–961 гг.

Правление Абд‑аль‑Рахмана III, абсолютного монарха, который провозглашает себя халифом в 929 г.; сохраняет жесткий контроль над Испанией и ведет войны в Магрибе против Фатимидов и берберских отрядов

969–1027 гг.

Халифат Омейядов в Кордове; город становится образовательным центром

1010 г.

Центральная власть слабеет, начинается век крошечных эмиратов (мулюк ат‑таваиф = reyes de taifas)

Первая половина XI в.: христиане объединяют свои силы на севере Испании и начинают движение на юг

1062 г.

Берберы Альморавиды, пуритане и буквалисты, основывают Марракеш

1064 г.

Смерть Ибн Хазма, поэта, визиря и теолога

1085 г.

Под натиском войск христианской реконкисты пал Толедо

1090–1147 гг.

Альморавиды правят в Испании, оттеснив христиан

1099 г.

Смерть Сида, солдата удачи

1030 г.

Смерть Мухаммада ибн Тумарта, названного Махди, который проповедовал берберам, ставшим впоследствии Альмохадами

1138 г.

Смерть философа Ибн‑Баджи

 

ИРАНСКИЕ ЗЕМЛИ

Саманиды (874–999 гг.): суннитская династия «иранских трансоксанцев»

913–942 гг.

Наср II, симпатизирующий учению шиитов и исмаилитов; размеры владений Саманидов с центром в Хорасане и Трансоксании, но включая запад до Рея и Кермана, достигли своего максимума; столица – Бухара, важный центр – Самарканд; Саманиды покровительствуют образованию и возрождению персидской литературы (ар‑Рази, ум. 925 г.; Ибн‑Сина, ум. 1037 г.; Рудаки, пик творчества – 930‑е; Фирдоуси, ум. 1020 г.); при династии существовала централизованная бюрократия, поддерживаемая знатью (дехканами) и войсками из оплачиваемых тюркских солдат‑рабов; большое значение получают гази – воители за веру – на границах с севера и востока

940‑е гг.

Шииты Буиды (в основном – имамиты) захватывают западные территории

942 г.

Ослабление правящей семьи Саманидов и двора; дворцовые интриги; начало революции

Ок. 950‑х гг.

Тюрки (в основном карлукские) к востоку от Сырдарьи, включая Караханидов (называемых также Илекханами), предположительно карлуков, приняли ислам

962 г.

Альп‑Тегин, тюркский военачальник при Саманидах, вероятно карлук, захватывает Газни; его зять и командующий войском рабов Себуктегин основывает династию Газневидов (976–1186 гг.)

990‑е гг. Караханиды и Газневиды хозяйничают в саманидских владениях и разделяют их между собой: Караханиды получают земли к востоку от Амударьи, кроме Хорезма, а Газневиды – все остальное; тюрки теперь осуществляют плотный политический и военный контроль данной территории

Буиды

Горцы‑имамиты из Дайлама, три брата‑основателя династии, приходят к власти в 930‑е гг.; захватывают Западный Иран, в 945 г. – Багдад, Южный Ирак и на короткое время – Оман; воюют с Хамданидами на северо‑западе и с Саманидами на востоке; Багдад теряет свое доминирующее положение; начинается подъем Шираза, Кордовы и Каира

983 г.

Единство Буидов утрачено, возникают провинциальные автономии; расцвет общества Ихван‑ас‑сафа; пик творчества поэта аль‑Маарри

1030 г.

Махмуд Газневи берет Рей; Газневиды укрепляют свою власть в западной части Иранского плоскогорья

1031–1075 гг.

Правление халифа аль‑Каима; он отстаивает возрождение суннизма и (в Ираке) ограничение власти отдельного правителя

Газневиды

976–997 гг.

Себуктегин расширяет свои владения от Пешавара на северо‑западе Индии до Хорасана

999–1030 гг.

Махмуд Газневи, ярый суннит, ведет кампании в Северо‑Западной Индии, установил эффективную мусульманскую власть в регионе и продолжил экспансию; собирает отряды газиев (воителей за веру); признает сюзеренитет халифа; захватывает Хорезм, Рей, Исфахан, Джибал; умножает состояние за счет огромного количества награбленного добра во время индийских походов, содержит роскошный двор (Фирдоуси, ок. 1010 г.) и огромную армию; взимает высокие налоги

1040 г.

Сельджуки побеждают Газневидов; власть последних в Хорасане и Западном Иране свергнута; с этого момента они довольствуются лишь территориями Газни и Северо‑Западной Индии, где продолжают править и осуществлять экспансию в североиндийские районы 1118 г. Газневиды становятся данниками сельджуков

990‑е гг. Сельджуки

Правящая семья тюрков‑сельджуков принимает ислам и укрепляется в низовье Сырдарьи как вожди кочующего племени огузов (туркмен; сельджуков) Начало XI в.: Сельджуки и их воины входят на территорию Трансоксании и Хорезма, воюют вместе с отрядами караханидов и против них

1030‑е гг.

Сельджуки в Хорасане, затем в Западном Иране, воюют с Газневидами, разоряют города; кампании носят разрушительный характер из‑за уничижительного отношения кочевников туркмен к оседлому земледелию; в 1040 г. одерживают решительную победу над Газневидами в этом регионе; туркменам плохо подходит бюрократическая система, основанная на оседлом земледелии; предводители сельджуков начинают осознавать необходимость имперского контроля, но тем не менее передают руководство регионами членам своей семьи

1040‑е гг.

Туркмены вторгаются в Азербайджан и Джазиру; их успехи привлекают других туркмен из Хорасана и Трансоксании; Тогрулбек (1038–1063 гг.), сельджукский правитель в Западном Иране, пытается контролировать этих туркмен или перенаправлять их в отдаленные районы

1055 г.

Тогрул‑бек с сельджуками захватывают Багдад

1063–1092 гг.

Альп‑Арслан правит в течение 10 лет, затем – его сын Меликшах; визирь Низам‑аль‑Мульк; туркмены направляются далее в Сирию и Анатолию; попытка централизовать администрацию и поддержка сельского хозяйства и городов; строятся дороги и мечети

1065–1067 гг.

В Багдаде строится медресе низамийя

1071 г.

Разгром византийцев в битве при Малазгирте (Манзикерте) обеспечивает тюркам проход в Анатолию, в течение десяти лет они доходят до побережья Эгейского моря и участвуют в борьбе претендентов на византийский престол

1070‑е гг.

Сельджуки воюют с Фатимидами и удельными правителями в Сирии

1091 г.

Сельджуки сделали Багдад своей столицей

1094 г.

Византийский император обращается за помощью к Папе Римскому

1099 г.

Крестоносцы завоевывают Иерусалим при полном равнодушии Багдада и сельджуков. Начало XII века: возникают удельные туркменские династии

1111 г. Смерть аль‑Газали

1118 г. После смерти Мухаммада сельджукские владения то и дело дробятся на отдельные княжества; примечательно присутствие сельджуков в Малой Азии (Анатолии; традиционные даты – 1077–1307 гг.), в Хорасане (номинальный султан всей территории – Санджар, с 1097 по 1157 гг.); Ирак и Сирия под властью удельных правителей, в том числе сельджукских Караханиды (или Илекханы): группа мусульманских тюрков, игравших важную роль на территориях к востоку от Сырдарьи, включая Семиречье и Кашгар, ислам принимают в 950‑х гг.

990‑е гг.

Овладевают территориями Саманидов к северу и востоку от Амударьи (Трансоксанией), позже делятся на западную ветвь с центром в Самарканде и Бухаре и восточную – с центром в Баласагуне и Кашгаре; в начале XI века получают от халифа право на власть (подобно Газневидам); племена сельджуков и туркмен на своих территориях образуют группировку в 1020‑х гг. XI век: группировки караханидов воюют друг с другом, в столицах различных провинциальных областей, включая Семиречье, Кашгар, Трансоксанию, власть переходит из рук в руки

1069 г.

Юсуф Баласагуни пишет аллегорическую поэму на тюркском языке; первый пример художественной литературы

Конец XI века: сельджукские кампании против караханидов, сохраняют номинальный сюзеренитет в некоторых частях Трансоксании

 

 

Date: 2015-06-05; view: 415; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию