Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7 Рынки факторов производства и распределение доходов





7.1 Особенности функционирования рынков факторов производства

Для производства любого товара фирме необходимы ресурсы, которые продаются и покупаются на специфических рынках – ресурсных рынках. Рынки ресурсов во многом похожи на рынки товаров и услуг. Здесь действуют те же законы спроса и предложения, имеет место конкуренция, которая может быть совершенной и несовершенной. Однако есть одно существенное отличие. Спрос на ресурсы со стороны бизнеса (предприятий, фирм) имеет принципиально иную природу, чем спрос домашних хозяйств на товары и услуги. Главным мотивом спроса домашних хозяйств на товары и услуги является получение удовлетворения от потребления. Бизнес же непосредственно от использования (потребления) ресурсов удовлетворения не получает. Ресурсы нужны бизнесу не сами по себе, а потому, что с их помощью производится продукция, продажа которой приносит бизнесу прибыль. Поэтому, чем выше будет спрос на производимую продукцию, тем больше будет при прочих равных условиях и спрос на ресурсы. Следовательно, спрос на ресурсы является производным от спроса на товары и услуги, в производстве которых данные ресурсы используются.

Производный характер спроса на ресурсы означает, что спрос на любой ресурс зависит от производительности ресурса при создании товара и рыночной цены товара, произведенного с помощью данного ресурса.

На величину спроса на ресурс оказывает непосредственное влияние цена ресурса. Ведь для фирмы цены ресурсов определяют издержки производства. Поэтому стремление фирм получить большую прибыль побуждает их, во-первых, производить более прибыльную продукцию и пользующуюся спросом и, во-вторых, эффективно использовать имеющиеся ресурсы и вовлекать в производство новые. Причем фирма будет вовлекать дополнительные единицы ресурса только в том случае, если их использование позволит получать прибыль, т.е. если прирост дохода от использования дополнительной единицы ресурса будет больше затрат на приобретение этой единицы ресурса.

Для определения экономической целесообразности привлечения дополнительной единицы ресурса рассчитывают и сопоставляют предельную доходность ресурса и предельные издержки ресурса. Предельная доходность ресурса (MRP) или доход от предельного продукта ресурса – это изменение дохода, обусловленное продажей дополнительной продукции, произведенной с помощью дополнительной единицы ресурса, вовлеченной в производство. Предельная доходность ресурса, например, труда (MRPL) равна произведению цены единицы продукции еа величину предельного продукта труда (MPL), т.е. количество единиц продукции, полученной от использования дополнительной единицы труда. Предельные издержки ресурса (MRC) есть прирост затрат, обусловленный приобретением каждой дополнительной единицы ресурса.

Фирме прибыльно будет вовлекать в производство дополнительные единицы ресурса до тех пор, пока доход от предельного продукта ресурса не станет равным его предельным издержкам: MRP = MRC. Если же предельная доходность ресурса станет меньше его предельных издержек, то фирме следует сократить закупки этого ресурса, поскольку сокращение потребления ресурса на единицу уменьшит издержки в большей степени, нежели доход, тем самым увеличив прибыль фирмы.

Таким образом, условием максимизации прибыли фирмы является равенство предельной доходности ресурса и его предельных издержек (MRP = MRC). Это равенство получило название правила использования ресурсов. Оно является общим как для фирм, хозяйствующих в условиях совершенной конкуренции, так и в условиях несовершенной конкуренции. Однако формирование и динамика спроса на ресурсы имеют определенные особенности в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

На совершенно конкурентном рынке ресурса его цена, формирующаяся под воздействием рыночных спроса и предложения есть величина постоянная, т.к. отдельная фирма (будь то поставщик ресурса или его покупатель) не может повлиять на эту цену из-за весьма незначительного объема ресурса, поставляемого на рынок или приобретаемого, в общем совокупном объеме данного ресурса. Это значит, что общие издержки фирмы на приобретение данного ресурса будут возрастать на величину существующей цены ресурса по мере приобретения каждой последующей единицы ресурса. Предельный же доход ресурса, зависящий от предельной производительности ресурса и цены производимого продукта, ведет себя несколько иначе. При неизменной цене производимого продукта предельный доход ресурса возрастает замедляющимися темпами в силу действия закона убывающей производительности. Именно поэтому кривая спроса на ресурс, отражающая количество единиц ресурса, которое фирма готова приобрести при каждом возможном уровне цены, имеет нисходящий характер, т.е. плавно понижается (рисунок 7.1).

Рисунок 7.1Спрос на ресурс в условиях совершенной конкуренции

 

В условиях рынка несовершенной конкуренции фирма, в силу ряда причин имеет возможность оказывать влияние на рыночную цену своей продукции. Однако она, стремясь к максимуму совокупной прибыли, предпочитает не повышать цену, а понижать ее с целью увеличения объема продаж и, соответственно, суммы общей прибыли. А поскольку фирма снижает цену на все единицы реализуемой продукции, включая и те, которые раньше продавались по более высокой цене, то каждая дополнительно проданная единица продукции приносит доход, который меньше рыночной цены.

Проиллюстрируем это с помощью следующего условного примера. Допустим, что при цене 20 ден. ед. фирма ежедневно продавала 10 единиц продукции, и ее совокупный доход составлял 200 ден. ед. Снизив цену до 19 ден. ед., она сумела продать 11 единиц продукции, и ее совокупный доход составил 209 ден. ед. Предельный же доход от продажи одиннадцатой единицы продукции составил 9 ден. ед. (209 – 200). Разница между ценой и предельным доходом, составившая 10 ден. ед. (19 – 9) есть ни что иное, как сумма потерь фирмы от снижения цены на 10 единиц продукции, которые ранее продавались по цене 20 ден. ед.

В связи с тем, что при несовершенной конкуренции предельный доход фирмы, т.е. доход от продажи дополнительной единицы продукции всегда меньше рыночной цены продукции, то, как следствие этого, предельная доходность ресурса у фирмы меньше, чем денежное выражение предельного продукта ресурса, равное произведению цены единицы продукции на величину предельного продукта. В силу этого у фирмы возникает относительное нежелание использовать больше ресурсов и соответственно производить больше продукции даже при снижении цены на ресурс. Поэтому при прочих равных условиях фирма в условиях несовершенной конкуренции производит, как правило, меньше продукта, чем в условиях совершенной конкуренции. Для производства меньшего количества продукции требуется меньше ресурсов. В результате этого кривая спроса на ресурс в условиях несовершенной конкуренции имеет более крутой наклон, чем в условиях совершенной конкуренции (рисунок 7.2). Обусловлено это двумя обстоятельствами: а) уменьшением предельного продукта ресурса вследствие действия закона убывающей производительности, б) снижением цены продукта, производимого с помощью данного ресурса, поскольку увеличение объема продажи продукта возможно лишь при снижении его цены.

 

Рисунок 7.2Спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции

 

Кривая рыночного спроса на ресурс показывает, как изменится при прочих равных условиях спрос на ресурс при изменении его цены. Кроме цены ресурса, другими факторами, влияющими на величину спроса на ресурс, являются:

1) изменение спроса на продукт. При прочих равных условиях изменение спроса на продукт ведет к изменению в том же направлении и спроса на ресурсы, необходимые для производства данного продукта;

2) цены на другие ресурсы. Изменение цен на другие ресурсы (ресурсозаменители, взаимодополняющие ресурсы) могут изменить спрос на какой-то конкретный ресурс;

3) изменение применяемых в производстве технологий ведет к изменению спроса на те или иные ресурсы.

Для собственников ресурсов важно знать эластичность спроса на данный ресурс по цене.

На величину эластичности спроса на ресурс влияют несколько факторов.

1. Эластичность спроса по цене на продукт. Чем она выше, тем эластичнее спрос на ресурс.

2. Лёгкость ресурсозамещения. При прочих равных условиях, чем больше имеется подходящих ресурсозаменителей, тем выше эластичность спроса на ресурс.

3. Доля затрат на приобретение ресурса в общих издержках производства. Чем больше доля равного ресурса в общих издержках производства, тем выше эластичный спрос на этот ресурс.

Date: 2015-05-23; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию