Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несовершенство (фиаско) рынка. Роль государства в современной рыночной экономике





Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать многие проблемы, стоящие перед обществом: согласовывает интересы производителей и потребителей, побуждает применять новейшие технологии и рационально использовать ресурсы, способствуя тем самым развитию НТП. Однако, как и любое социально-экономическое явление, рынок противоречив, а потому содержит в себе ряд негативных свойств, которые определяются как несовершенства (или фиаско) рынка. Под фиаско рынка понимается ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов. Наиболее существенными проявлениями несовершенства (фиаско) рынка являются внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция, неустойчивость и неравное распределение дохода (их характеристика будет дана далее).

Исправить крупные дефекты современной рыночной системы призвано государство. Правительство проводит политику, преследующую цель сохранить и поддержать конкуренцию, содействует надлежащему распределению ресурсов, когда внешние выгоды и издержки становятся значительными, обеспечивает удовлетворение общественных потребностей и способствует поддержанию полной занятости и экономического роста. Все функции государства в рыночной экономике можно условно разделить на две группы:

1) функции по созданию условий эффективного функционирования рынка;

2) функции по дополнению и корректировке собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функция обеспечения правовой базы и создания общих условий экономической деятельности субъектов хозяйствования; функция стимулирования и защиты конкуренции (антимонопольное законодательство, поддержка малого бизнеса и др.); совершенствование рыночной инфраструктуры.

Ко второй группе следует отнести функции регулирования распределения доходов, регулирования внешних эффектов, производство общественных благ, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста.

Одна из основных задач правительства заключается в том, чтобы обеспечить правовую и социальную среду, которая способствовала бы эффективному функционированию рынка. Государство определяет правовую основу, устанавливает основные нормы (правила) владения собственностью и функционирования экономики, отдельных хозяйствующих субъектов, регионов и отраслей. Социальное регулирование касается проблем безопасности продуктов, создания безопасных условий труда, уменьшения загрязнения окружающей среды и увеличения экономических возможностей (соблюдения равных условий найма, исключение дискриминации). Правительство несет ответственность за поддержание рациональных масштабов рыночной конкуренции, проводя антитрестовское законодательство и осуществляя регулирование естественной монополии через регламентирование цен и качества обслуживания.

Функционирование рынка влечет за собой значительное неравенство в распределении дохода, Правительство регулирует распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка (например, через установление минимального уровня оплаты труда) и с помощью системы налогов и трансфертных платежей. Трансфертные платежи – это выплаты правительством или фирмой домашнему хозяйству или фирме денег (или товаров и услуг), взамен которых плательщик не получает никаких товаров или услуг, т.е. на безвозмездной основе.

Функционирование рынка порождает так называемые внешние эффекты (издержки перелива). Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые издержки у третьей стороны, говорят, что возникают внешние эффекты. Внешние эффекты – издержки производства продукта, которые несут не производители или потребители продукта, а третья сторона (общество в целом) без всякого возмещения. Наиболее очевидным отрицательным внешним эффектом является загрязнение окружающей среды. Государство либо законодательным путем, либо введением особых налогов регулирует внешние эффекты.

С помощью расходов и налогов государство перераспределяет ресурсы в экономике на производство продуктов, приоритетных с точки зрения общества. К таким продуктам относятся общественные блага. Общественное благо – это благо или услуга, к которым неприменим принцип исключения, в силу чего рыночная система их не производит. Производство их обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные выгоды обществу. К ним относятся национальная оборона, всеобщее образование, государственное здравоохранение, национальные парки и др.

Для производства общественных благ требуются материальные ресурсы, которые государство покупает на ресурсных и продуктовых рынках. Производя блага и услуги, государство, с одной стороны, выступает как потребитель (предъявитель спроса), а с другой, как производитель, определяющий предложение.

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Некоторым показателем этой роли может выступать доля государства в национальном продукте. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, перераспределяя доходы в частном секторе экономики. Кроме того, множество регулирующих мер по защите окружающей среды, охране труда и здоровья рабочих, защите потребителей от опасных продуктов, контроль за практикой ценообразования в определенных отраслях и мероприятия по защите конкуренции вовлекают правительство практически во все сферы экономической деятельности.

Активное вмешательство государства в экономические процессы приводит к формированию рыночной экономики смешанного типа, основными чертами которой являются:

- многообразие форм собственности, среди которых главная роль принадлежит частной собственности;

- сочетание частного и государственного секторов экономики;

- сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования;

- сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости в обществе.

- хорошо развитая рыночная инфраструктура.

3.8 Модели рыночной экономики. Особенности белорусской модели социально-экономического развития

Имея все общие черты рыночной экономики, национальные экономики рыночного типа при этом различаются по многим параметрам. К ним следует отнести исторические особенности развития конкретной страны, уровень развития производительных сил, степень и характер государственного регулирования,выбор экономических приоритетов, особенности системы мотивации, особенности социальной защиты, субъектно-этнические особенности страны и др. В силу этого не существует единой модели рыночной экономики. Наиболее часто выделяют такие модели, как американскую, японскую, немецкую и шведскую, восточно-азиатскую модели, характеризующиеся определенной спецификой. Однако если обобщить практику многих стран, то все множество путей развития национальных рыночных экономик с известными допущениями можно свести к двум моделям: либеральной и социально-ориентированной.

Для либеральной модели (такие страны, как США, Англия, Япония) характерны господство частной собственности, поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства реализуются прежде всего на макроэкономическом уровне. Принцип «социального равенства» в подобной системе не выдвигается, государственная социальная поддержка направлена на наиболее обездоленные слои населения.

Для социально-ориентированной экономики (ФРГ, Швеция, Австрия) характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем. Социальная политика государства направлена на защиту всех слоев населения.

Особенности белорусской национальной модели развития. Любая трансформационная экономика сталкивается с необходимостью выбора определенной модели развития. В Республике Беларусь реализуется Программа перехода к социально-ориентированной рыночной экономике. Но модель, осуществляемая в нашей стране, вбирая в себя основополагающие черты типичного социального рыночного хозяйства, имеет и свои особенности, обусловленные нашей историей, реальностями, менталитетом. К таким особенностям могут быть отнесены следующие.

1. Рыночные реформы осуществляются последовательно и постепенно. Принцип постепенности проявляется, в частности, в особенностях процессов приватизации государственной собственности.

2. В стране формируется смешанная экономическая система, под которой понимается сочетание, совмещение в экономике страны двух форм хозяйствования – рыночной и нерыночной (не ориентированной на получение прибыли), а также двух механизмов регулирования – рыночного и государственного.

3. В качестве основы развития выбрана интеллектуально-инновационная деятельность. Относительная бедность экономики Беларуси природными ископаемыми вызывают необходимость обратиться к ресурсам интеллекта и сделать именно их основой экономического и социального развития. В условиях, когда тенденцией мировой экономики становится выход интеллектуального капитала на первые роли, у страны есть все возможности сделать интеллектуально-инновационный ресурс основой своего реформирования.

4. Белорусская экономика – это малая открытая экономика, ориентирующаяся преимущественно на собственные ресурсы и факторы, в том числе на свои конкурентные преимущества.

5. Экономическое реформирование и развитие осуществляются с учетом экологической ситуации, обусловленной катастрофой на Чернобыльской АЭС, и носят при этом социально-щадящий характер. Масштабы урона, нанесенного стране, окружающей среде и населению в результате катастрофы так велики, что без учета их влияния невозможно говорить об экономике.

6. Все социально-экономические изменения, осуществляемые сегодня в Беларуси, происходят с учетом менталитета и ценностных ориентиров населения. Эта особенность означает сохранение исторических и социально-культурных основ, на которых сформировалось и держится социально-экономическое ядро нашего общества. Такими основами признаны общинные, коллективистские начала, развитое чувство социальной справедливости, толерантность и неспешность, трудовые ценностные ориентиры, приемлемость многообразия народов и их культур и др.

7. В качестве основных приоритетов социально-экономического развития выбраны рост благосостояния и социальное развитие народа.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой экономическая система?

2. Назовите основные элементы структуры экономической системы.

3. Охарактеризуйте основные типы экономических систем.

4. Какова роль собственности в экономической системе?

5. Что представляет собой собственность как экономическая категория и в чем суть собственности как юридического понятия?

6. Каким образом осуществляется реформирование собственности?

 


Date: 2015-05-23; view: 631; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию