Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 9. Анализ финансовых результатов
План: 9.1. Анализ формирования прибыли малого предприятия 9.2. Оценка рентабельности малого предприятия 9.1. Анализ формирования прибыли малого предприятия Анализ финансовых результатов является важным этапом в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности, поскольку позволяет оценить, насколько эффективно используются ресурсы малого предприятия. При анализе финансовых результатов функционирования малого предприятия оценивают ряд показателей. Анализ валового дохода является важной частью анализа финансовой деятельности малого предприятия. Цель анализа: 1. Получение информации о формировании валового дохода за предплановый период и определение путей его роста в соответствии с ресурсами развития малого предприятия в будущем; 2. Поиск резервов роста валового дохода для обеспечения большей финансовой устойчивости малых предприятий на рынке. Анализ валового дохода производится в три этапа. Первый этап. Анализ степени выполнения плана и динамики изменения показателей валового дохода. Он включает в себя изучение: 1. Изменения суммы валового дохода по сравнению с планом, темпов его изменения, которые сопоставляются с темпами развития товарооборота и прибыли. 2. Изменения среднего уровня торговой надбавки по сравнению с планом и в динамике, а при наличии информации – в разрезе отдельных товаров. Проведение этого анализа дает представление о соотношении суммы получаемых доходов и объема закупаемых товаров. Важным этапом анализа является изучение структуры элементов, входящих в состав средней торговой надбавки: издержек и прибыли, позволяющей установить обоснованность ее уровня. 3. Показателей эффективности формирования валового дохода к товарообороту, уровня прибыли от реализации к валовому доходу, уровня издержек к валовому доходу, дающих представление о соотношении товарооборота, прибыли от реализации и издержек с объемом валового дохода и др. 4. Изменения структуры валового дохода, позволяющей оценить эффективность его формирования в зависимости от форм расчетов с поставщиками, так как средства, вложенные в товар, имеют различную отдачу. Второй этап. Анализ факторов, влияющих на формирование суммы и уровня валового дохода Производится анализ факторов, влияющих на формирование суммы и уровня валового дохода в предплановом периоде. Сначала определяется влияние факторов первого порядка: объема товарооборота и среднего уровня товарооборота. Третий этап. Выявление неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода. К неиспользованным возможностям относятся сумма и уровень валового дохода за счет факторов, имеющих отрицательные значения и зависящих от деятельности малых предприятий (снижение объема товарооборота в сопоставимых ценах, увеличение доли продажи мелким оптом в рознице и т.д.). При определении возможностей роста валового дохода имеет значение сравнительный анализ с работой лучшего однотипного малого предприятия, определяющий сумму валового дохода, которая могла быть получена за счет изучения и использования его опыта. На основе выявленных неиспользованных возможностей роста валового дохода определяют его резервы за счет вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов, за счет использования более эффективных форм расчетов с поставщиками, сокращения числа посредников при закупке товара, проведения более эффективной ценовой политики, изучения и использования опыта работы лучших торговых малых предприятий. Финансовые результаты хозяйственной деятельности характеризуются не только валовым доходом, но и прибылью от продаж. Доходность хозяйствующего субъекта выражается абсолютными и относительными показателями. Прибыль, получаемая от производственно-эксплуатационной, инвестиционной и финансовой деятельности, является также важнейшей формой выражения эффективного использования активов. Конечный финансовый результат можно представить в виде формулы (9.1). Пч = Ппр + Пф + Пп – Н, (9.1), где Пч – чистая прибыль; Ппр – прибыль от продажи товаров; Пф – прибыль от финансовой деятельности; Пп – прибыль, полученная от прочей деятельности; Н – налоги уплаченные. В процессе анализа рассматриваются и другие виды прибыли, например, валовая, прибыль до налогообложения, нераспределенная. Анализируя прибыль от продажи, следует определить объем реализации продукции, свидетельствующий о завершении производственного цикла организации, возврате средств, авансированных на производство, и расходов по реализации средств в денежную наличность и начале нового витка в их обороте. Цель анализа прибыли – выявить резервы повышения рентабельности и укрепления финансового состояния малого предприятия. Основными источниками информации при анализе прибыли и рентабельности являются: - финансовая отчетность (для анализа предыдущих периодов – форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», с 2012 года используется «Отчет о финансовых результатах»), - форма №5 – Ф «Краткий отчет о финансовых результатах»), - данные оперативного учета. Результаты факторного анализа прибыли и рентабельности помогают выявить резервы роста прибыли и рентабельности. Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее дополнительного получения. Они выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов. Резервы роста прибыли определяют по научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Отчет о финансовых результатах (о прибылях и убытках) представляет информацию, отражающую формирование чистой прибыли отчетного периода, которая является финансовым результатом деятельности малого предприятия. В отличие от баланса, который отражает состояние средств малого предприятия и источников их формирования, в отчете о прибылях и убытках регистрируются притоки и оттоки денежных средств. В отчете о прибылях и убытках отражаются следующие элементы: доходы, расходы, прибыли и убытки. Под доходами понимаются результаты операций, осуществляемых в ходе обычной хозяйственной деятельности и приводящие к увеличению активов или уменьшению обязательств малого предприятия. В конечном итоге доходы приводят к увеличению собственного капитала. Под расходами понимаются результаты операций, осуществляемых в ходе обычной хозяйственной деятельности и приводящих к уменьшению активов или увеличению обязательств малого предприятия. В конечном итоге расходы приводят к уменьшению собственного капитала. Прочие доходы представляют собой результаты операций, не связанных с основной деятельностью малого предприятия и приводящие к увеличению активов или уменьшению обязательств. В конечном итоге прочие доходы также приводят к увеличению собственного капитала. Прочие расходы представляют собой результаты операций, не связанных с основной деятельностью малого предприятия и приводящие к уменьшению активов или увеличению обязательств. В конечном итоге прочие расходы также приводят к уменьшению собственного капитала. Одним из главных финансовых результатов деятельности малого предприятия является прибыль или убыток. Прибыль – результат превышения доходов над расходами, и наоборот, убыток – результат превышения расходов над доходами. Таблица 9.1 – Пример отчета о финансовых результатах
Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой от реализации и себестоимостью продукции и является одним из важнейших показателей результатов деятельности малого предприятия. Под выручкой от реализации понимается сумма денежных средств, вырученная в результате реализации продукции малого предприятия (работ, услуг) без НДС. Под себестоимостью реализованной продукции понимаются затраты, связанные с ее производством, в том числе: 1) прямые расходы на материалы; 2) прямые расходы на заработную плату; 3) общепроизводственные расходы. К общепроизводственным расходам относятся: ü амортизационные отчисления; ü косвенные расходы на материалы; ü косвенные расходы на заработную плату; ü дополнительные выплаты к заработной плате (бесплатное медицинское обслуживание, субсидируемое питание, страхование жизни и др.); ü расходы по социальному страхованию соответствующего подразделения. Прибыль от продаж рассчитывается как разница между валовой прибылью и суммой административных (управленческих) и коммерческих расходов. Под коммерческими расходами понимаются расходы, связанные с реализацией продукции, к которым относят: 1) расходы на проведение выставок; 2) расходы на рекламу; 3) расходы по сбыту; 4) расходы транспортные расходы, если по условиям договора они оплачиваются продавцом. Под административными расходами понимаются расходы по управлению, относимые на малое предприятие в целом. К административным расходам относятся расходы: 1) на заработную плату административному персоналу; 2) на ведение судебных дел; 3) отчисления на амортизацию административных зданий и т.п. Прибыль до налогообложения рассчитывается как разница между прибылью от продаж и суммой расходов, не связанных с основной деятельностью и процентов к уплате, и прибавлением прочих доходов и процентов к получению. Под расходами, не связанными с основной деятельностью, понимаются расходы, возникающие во второстепенных или дополнительных сферах деятельности малого предприятия, а также экстраординарные расходы. К расходам, возникающим во второстепенных сферах деятельности малого предприятия, относятся арендные выплаты и т.п. К экстраординарным расходам относятся: 1) списание дебиторской задолженности; 2) уценка материально-производственных запасов; 3) корректировки контрактных цен; 4) убытки от колебаний валютных курсов; 5) убытки от реализации необоротных активов и другого имущества малого предприятия и т.п. Чистая прибыль – это прибыль до налогообложения за вычетом текущего налога на прибыль. Это основной финансовый результат деятельности малого предприятия, который отражает денежные средства, остающиеся в распоряжении малого предприятия. Для принятия финансовых решений необходимо иметь четкую классификацию доходов и расходов, прибылей и убытков, а также иметь возможность обособленно анализировать влияние внутренних факторов эффективности деятельности малого предприятия, учитывать особенности налоговой политики. Балансовый результат анализируемого периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности малого предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показатель прибыль от продажи продукции, которая отражает результаты деятельности малого предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Изменение прибыли (убытка) от продажи продукции формируется под воздействием следующих факторов: - изменения объема продаж (изменение объема продаж рентабельной и приводит к прямо пропорциональному изменению прибыли от реализации); - изменения объема структуры реализации (увеличение доли рентабельной продукции в общем объеме реализации способствует росту прибыли, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли от продажи уменьшится); - изменения объема себестоимости продукции (обратно пропорциональная зависимость); - уровня среднереализационных цен (прямо пропорциональная зависимость). Помимо вышеперечисленных факторов, может быть рассмотрено и влияние на прибыль цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, изменения структуры затрат, нарушений хозяйственной дисциплины. Эти элементы, формирующие издержки производства, определяют величину прибыли опосредованно, через изменение уровня затрат по производству конкретных видов продукции, и их колебания целесообразно изучать в разрезе влияния на индивидуальную себестоимость калькуляционных единиц. При необходимости проведения анализа на результативный показатель сложной системы взаимосвязанных причин необходимо применение методов стохастического анализа, в частности корреляционного и регрессивного многофакторного анализа. Использование подобных методик значительно расширяет и углубляет возможности изучения прибыли (убытка), однако требует значительных трудовых и материальных затрат, что, в свою очередь, предопределяет необходимость оценки экономической эффективности и целесообразности проведения подобных расчетов. Таким образом, при выборе перечня факторов и методики оценки их влияния на прибыль (убыток) от продаж конкретный алгоритм расчетов определяется на основании изучения характера производимой продукции, объема и качества исходной информации, возможности получения дополнительных данных. Date: 2015-05-23; view: 1845; Нарушение авторских прав |