Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка рентабельности малого предприятия
Относительными характеристиками финансовых результатов малого предприятия являются показатели рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность малого предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности малого предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: 1) показатели доходности продукции – они рассчитываются на основе выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) и затрат на производство и реализацию: - рентабельность продаж; - рентабельность основной деятельности (окупаемость затрат); 2) показатели доходности имущества и его частей: - рентабельность всего капитала (активов); - рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов; 3) показатели доходности используемого капитала – рассчитываются на базе инвестированного капитала: - рентабельность собственного капитала; - рентабельность перманентного капитала. Характеристика показателей рентабельности, а также порядок их расчета представлены ниже и в приложении 10. Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговая палата, промышленные ассоциации или правительство публикуют информацию о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения малого предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единой базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы. Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции, т.е. отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от продажи. В зарубежной практике этот показатель называется маржой прибыли (коммерческой маржой). Re1 = Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) / Выручка от реализации 100 (%) (9.2) Общая рентабельность отчетного периода (экономическая рентабельность) – это синтетический показатель экономической деятельности организации в целом и показывает, сколько денежных единиц затрачено малое предприятием для получения рубля прибыли независимо от источников привлечения средств. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли хозяйствующий субъект получает в расчете на 1 руб. своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах. Re2 = Балансовая прибыль / Средняя за период стоимость активов 100 (%) (7.3) Рентабельность собственного капитала (СК) показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика рентабельности СК оказывает влияние на уровень котировки акций. Re3 = Чистая прибыль /Средняя за период величина собственного капитала 100 (9.4) Рентабельность активов измеряет величину чистой прибыли, приходящейся на единицу стоимости всех активов малого предприятия. Re4 = Чистая прибыль/ Баланс активов 100 (%) (9.5) Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты. В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися в организации основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов малое предприятие будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является главным образом (почти на 98%) результатом от продажи продукции (работ, услуг). Выручка от продажи – показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен реализации, а натуральный объем производства и реализации определяется стоимостью имущества. Если преобразовать формулу рентабельности активов, она примет следующий вид: Re4 = прибыль отчетного периода * выручка от продажи * 100% выручка от продажи средняя стоимость активов
или Re4 = рентабельность продаж * оборачиваемость активов (9.6) Таким образом, можно сказать, что рентабельность активов – показатель, производный от выручки от продажи. Рентабельность внеоборотных активов показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряет величину чистой прибыли, приходящейся на единицу стоимости внеоборотных активов. Re5 = Чистая прибыль /Средняя за период стоимость внеоборотных активов 100 (9.7) Рентабельность оборотного капитала показывает эффективность использования наиболее мобильных активов, измеряет величину чистой прибыли, приходящейся на единицу стоимости оборотных активов. Re6 = Чистая прибыль/ Средняя за период стоимость о боротных активов 100 (9.8) Рентабельность основной деятельности (окупаемость издержек) показывает, сколько прибыли от продажи или чистой прибыли приходится на 1 руб. затрат. Re7 = Прибыль от продажи или чистая прибыль/ Себестоимость реализованной продукции 100 (%) (9.9) Рентабельность реализованной продукции определяется только как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованной продукции. Re8 = Прибыль от продаж/ себестоимость продукции 100 (9.10) Рентабельность перманентного (постоянного) капитала, рентабельность инвестиций показывает эффективность использования капитала, вложенного (инвестированного) в деятельность организации на длительный срок. Re9 = Валовая прибыль /Средняя за период величина перманентного капитала 100 (9.11) Фондорентабельность показывает эффективность использования основных активов (основных средств). Re10 = Балансовая прибыль /Средняя за период стоимость основных средств 100 (9.12) Более информативным является анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Для того чтобы анализ рентабельности был более полным, нельзя оканчиваться только расчетом показателей рентабельности, следует изучить их динамику, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с малого предприятиями – конкурентами. Вопросы и задания для самоконтроля Задание 1. Заполнить таблицу. По данным таблицы провести анализ финансовых результатов малого предприятия. Рассчитать рентабельность продаж, рентабельность реализованной продукции.
Date: 2015-05-23; view: 4884; Нарушение авторских прав |