Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МонотонияДля предотвращения этого состояния рекомендуется: - разнообразие содержания тренировочных занятий; - включение элементов новизны в тренировочные занятия; - проведение тренировочных занятий в меняющихся условиях, на различных спортивных базах; - проведение тренировочных занятий самостоятельно, без контроля со стороны тренера; - усиление мотивации занимающихся; - установление поэтапных целей, разбивание тренировочного задания на серии; - увеличение темпа работы на занятиях; - чередование выполняемой работы на тренировочном занятии. • Психическое пресыщение Состояние пресыщения может возникать вслед за монотонней и развиваться самостоятельно. Основной путь предотвращения психического пресыщения - правильно организованный тренировочный процесс при использовании различных форм переменности - волнообразной, ударной, маятникообразной. Тренер должен контролировать ответную реакцию организма на тренировочную нагрузку и при первых появлениях признаков монотонии и психического пресыщения пересмотреть содержание занятия. • Страх В качестве основных мер для предотвращения состояния страха рекомендуется: - обязательное соблюдение в тренировочном процессе принципов доступности, последовательности, алгоритмизации обучения; - учет степени готовности (физической, координационной, психической) перед разучиванием сложных новых упражнений; - развитие волевых качеств у спортсменов (смелости, решительности, уверенности); - предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях; - использование внушения и самовнушения перед выполнением опасных упражнений, перед встречей с сильным соперником. • Стресс Для предотвращения возникновения у спортсмена стрессового состояния рекомендуется: - исключение чрезвычайных внешних раздражителей, внешних грубых воздействий, высоких физических и психических нагрузок перед стартом; - сбалансирование притязаний спортсмена с его возможностями; - развитие волевых качеств у спортсменов (уверенности, решительности, самообладания); - исключение чрезмерного внешнего стимулирования спортсменов перед соревнованиями; - повышение у спортсменов устойчивости к стрессу. Вопросы и задания: 1. Дайте определение психического состояния человека. 2. Приведите классификацию неблагоприятных состояний в спорте. 3. Какие рекомендации вы можете дать тренерам и спортсменам по предотвращению неблагоприятных психических состояний? Литература: Дашкевич О. В. Средства предупреждения неблагоприятных эмоций в спорте. - М.: ГЦОЛИФК, 1973. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. Медведев В.В., Родионов А.В., Худадов Н.А. О психических состояниях в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1973. Родионов А.В. Психология спорта высших достижений. - М.: ФиС, 1979. Сосновикова Ю.А. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.
Глава П. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНА 1. Требования к диагностическим процедурам в спорте Исследования состояния спортсменов являются важной задачей спортивной психологии и психогигиены. Нет сомнения в том, что наиболее существенной задачей спортивной психологии является изучение самой спортивной деятельности. И если последняя служит объектом исследования, то субъектом спортивной психологии как науки является личность спортсмена. В отличие от большинства других отраслей целесообразной деятельности человека специфика спорта заключается в том, что результативность деятельности спортсмена оценивается лишь в короткие эпизоды соревнований. Все остальное время занято интенсивной подготовкой к получению результата, часто имеющего для спортсмена чрезвычайную значимость. Естественно, в короткий период достижения результата деятельность спортсмена осуществляется на фоне конкретного состояния, в значительной мере определяющего итог его выступления. Скорее всего, этим обстоятельством и объясняется интерес исследователей многих специальностей (педагогов, физиологов, медиков, психологов и др.) к состоянию спортсмена. Уже то, что о результатах деятельности спортсмена судят по итогам его выступления в соревновании, что соревнованию предшествуют ожидание и неопределенность, что участие в соревнованиях сопряжено не только с личностной значимостью, но и с общественной ответственностью, что процесс соревнования характеризуется равной конкуренцией участников - все это, в зависимости от отношения спортсмена к соревнованию, повышает напряжение ситуации, создавая стрессовые условия. Таким образом, признавая первостепенную роль соревнования, можно сказать, что наибольшую ценность представляют исследования соревновательных состояний у спортсменов. Практика позволяет считать необходимым и достаточным для оценки состояния комплекс методик, включающих: 1) фиксацию самооценок спортсменами собственного эмоционального состояния; 2) тесты, применение которых в качестве индикатора эмоционального возбуждения связано с пониманием того, что в каждый конкретный момент точность, интенсивность и стабильность регуляции спортсменом своей интеллектуальной, сенсорно-перцептивной и двигательной активности зависит от его эмоционального состояния; 3) измерение вегетативных проявлений эмоционального возбуждения. Набор конкретных методик может варьировать в зависимости от условий и задач исследования, спортивной специализации испытуемых, но он всегда должен включать методы достаточно простые, кратковременные, удобные для использования в естественных условиях тренировки и соревнований. Самооценка спортсменов фиксируется при помощи 15-балльной шкалы самооценки «градусник» (при самооценке спортсмены руководствуются инструкцией, согласно которой наибольшее эмоциональное возбуждение - аффект - оценивается в 15 баллов, а наименьшее - сноподобное состояние -в 1 балл) и шкалы ситуативной тревоги (Ю.Л. Ханин). Качество саморегуляции сенсорно-перцептивных и двигательных действий определяется посредством тестов, характеризующих быстроту (время простой реакции, максимальная частота движений по малой амплитуде, время оперативного счета по таблицам Шульте), точность (РДО, воспроизведение заданных темпа, интервалов времени, амплитуды, усилий), стабильность (разброс времени реакции и РДО, время удержания статического равновесия), активность (отношение оптимального темпа движений к максимальному, отношение оптимального усилия к максимальному). О вегетативных реакциях судят по показателям ЧСС, артериального давления, электрической активности тела - биоэлектропотенциометрии. Психологические обследования спортсменов перед соревнованиями связаны с целым рядом условий (трудностей): резкое ограничение времени, трудность контакта со спортсменом, продумывающим возможные перипетии предстоящей борьбы и пр. Однако при правильной постановке обследование может оказаться действенным средством психологической подготовки спортсменов. Практика требует использования портативных, кратковременных и достаточно простых в обращении экспресс-методик. В спортивной практике для оценки состояния у спортсмена, выходящего на старт, используется много таких методик. Охарактеризуем те из них, которые достаточно апробированы, просты в обработке и истолковании, а также не требуют использования сложной и дорогостоящей аппаратуры. Овладение этими методами под силу любому практику (тренеру, врачу, психологу). 2. Методики диагностики состояний спортсмена Для диагностики уровня стресса перед стартом широко используется опросник «Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Инструкция на опросном листе обычно не вызывает у спортсменов каких-либо затруднений и не требует дополнительных разъяснений. Опрос проводят индивидуально без ограничения во времени. На заполнение шкалы обычно уходит от 3 до 5 мин. Опросник выглядит следующим образом (табл. 1). Итоговый показатель получается при суммировании всех баллов за ответы. Он может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше этот показатель, тем выше степень стресса в соревнованиях. Установлено, что состояние спортсменов в среднем оценивается в 41,02 ±9,37 (мужчины) и в 44,10±9,93 (женщины). • Измерение статического тремора. С помощью этого метода замеряется дрожание пальцев рук - тремор, который, как известно, увеличивается при повышении уровня нервно-психического напряжения. Процедура опыта заключается в том, что спортсмену предлагается ввести щуп диаметром 1 мм в отверстие на панели тремометра диаметром 2 мм и удерживать его там вытянутой рукой, не касаясь стенок отверстия, 10-15 с. Каждое касание щупа стенок отверстия, вызываемое непроизвольным дрожанием руки, фиксируется счетчиком электроимпульсов (очень удобен для этих целей счетчик ЭМС-54) и выражается в колебаниях в с. • Измерение максимальной частоты движений (теппинг-тест). С помощью этого метода можно судить о способности человека мобилизоваться, которая определенным образом обусловлена его психическим состоянием. Спортсмену предлагается в течение 15 или 30 с в максимальном темпе «отстучать» на телеграфном ключе или щупом по контактной площадке тремометра. Частота движений фиксируется при помощи счетчика электроимпульсов. Измерение проводят дважды - в условиях фона и непосредственно перед выходом на старт. Увеличение максимального темпа (уд/мин) более чем на 3-5% является показателем мобилизационной готовности, оптимального стресса. Неспособность спортсмена в условиях соревнований достичь фонового результата в теппинг-тесте расценивается как показатель возбудимой формы стресса (падение темпа не более 5-7% по отношению к фону) либо как проявление тормозной формы (ухудшение более чем на 8-10%). Для оценки психического состояния спортсмена может применяться следующая модификация этого теста. Спортсмену предлагают выполнить задание не в максимально быстром, а в удобном для него темпе (так же дважды - в обычных и соревновательных условиях). Убыстрение обычно удобного для спортсмена темпа перед стартом по отношению к фону является показателем усиления нервно-психического напряжения. В тех случаях, когда нет специально изготовленного прибора, можно воспользоваться листком бумаги и остро отточенным карандашом. Чертятся шесть квадратов размером 3 х 3 см каждый. По команде спортсмен, взяв в руку карандаш, должен в предельно быстром темпе, последовательно от 1-го к 6-му квадрату (5 с в одном квадрате) наносить удары, не отрывая предплечья от опоры (через 5 с по команде «Хоп!» переходят от одного квадрата к другому). Общее количество оставленных во всех квадратах точек и будет показателем скорости постукивания. • Измерение максимального мышечного усилия (динамометрия). Этот метод, как и предыдущий, позволяет судить о способности спортсмена мобилизовать свои силы. Процедура проста - спортсмену предлагают как можно сильнее сжать кистевой динамометр ведущей рукой. Если перед стартом он превышает фоновые измерения на 2-4 кг, это рассматривается как показатель оптимального состояния. Незначительное изменение в обе стороны (0,5-2,0 кг) или повторение фоновых данных свидетельствует об излишнем возбуждении, значительное снижение (более 3-4 кг) говорит о тенденции к заторможенности. • Измерение дозированного мышечного усилия. С помощью этого метода можно судить о способности контролировать свое мышечно-двигательное чувство. Процедура достаточно проста: после сжатия с максимальной силой ручного динамометра спортсмену предлагают сжать его вполсилы (50% от максимального усилия). В обычном состоянии эта ошибка, как правило, идет в одном направлении (+ или -) и составляет у высококвалифицированных спортсменов не более 0,5-1 кг. Если перед стартом эта ошибка уменьшается или изменяется в сторону увеличения половины максимального усилия (не более 3-5 кг), это говорит о незначительном повышении нервно-психического напряжения. Увеличение ошибки до 70-80% максимума свидетельствует о ярко выраженном возбуждении. Изменение ошибки в сторону уменьшения (до 30-35% максимума) является показателем возникающего торможения. • Оценка коротких интервалов времени. С помощью этого метода определяется способность субъективного отсчета времени, которая, как известно, под влиянием усиления возбуждения, обнаруживает тенденцию к его недооценке (укорочению), а при развитии процесса торможения - к переоценке (удлинению). Процедура опыта: спортсмену предлагается, не глядя на секундомер, максимально точно оценить отрезок времени, равный 10 с. Поскольку величины и направления ошибки сугубо индивидуальны у каждого спортсмена, показателем психического состояния является изменение оценки времени перед стартом по сравнению с фоном. Укорочение обычной оценки данного отрезка в пределах 0,5-1,5 с является признаком оптимального нервно-психического напряжения. Укорочение субъективного восприятия времени более чем на 1,5-2,0 с по сравнению с фоном свидетельствует о его чрезмерном уровне, переоценка (удлинение субъективного восприятия) времени более 1,5-2,0 с говорит о развивающемся процессе торможения. • Самооценка состояний спортсмена определяется с помощью «градусника» состояний, предложенного Ю.Я. Киселевым. «Градусник» представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения). Спортсмену предъявляется данная шкала, на которой он должен сделать отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели: 1) самочувствие; 2) настроение; 3) желание тренироваться; 4) удовлетворенность тренировочным процессом; 5) отношения с товарищами; 6) отношения с тренером; 7) спортивные перспективы (на данное соревнование); 8) готовность к соревнованиям. Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любой момент, а также любой компонент или комплекс компонентов предстартового, соревновательного и по-слесоревновательного состояния. • Биоэлектропотенциометрия (БЭП). Применяется прибор «биометр», основу которого составляет типовой миллиамперметр со шкалами 0-100, 0-150, 0-200. Клеммы прибора выведены на датчики из различных металлов (один стержень алюминиевый, другой из меди). Прибор начинает работать, когда спортсмен, взяв датчик в руку, замыкает цепь и создает в замкнутом контуре разность потенциалов, которая фиксируется в относительных единицах. БЭП характеризует уровень мотивации вегетативных систем организма, зависящий от эмоционального возбуждения и активности. Динамика БЭП отражает эмоциональную лабильность или устойчивость. Если отношение между минимальным и максимальным показателями БЭП в пределах 0,85-1, то можно говорить о состоянии эмоциональной устойчивости, если ниже 0,65 - об эмоциональной реактивности. Вопросы и задания: 1. Каковы требования к процедурам психодиагностики в спорте? 2. Назовите методы объективной оценки состояний. 3. Назовите методы субъективной оценки состояний. Литература: Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортив-ных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981. МарищукВ.Л., БлудовЮ.М., Плахтиенко В.А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте / Изд. 2, дополненное и исправленное. - М.: Просвещение, 1990. Материалы научной конференции психологии спорта социалистических стран. - М.: ГЦОЛИФК, 1976. Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов / Сборник научных трудов. - Л.: ЛНИИФК, 1977. Стресс и тревога в спорте / Международный сборник научных статей. - М.: ФиС, 1983.
Глава Ш. МЕТОДЫ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНА 1. Общие требования к психорегуляции состояний Психорегуляция в спорте - самостоятельное научное направление, основной целью которого является формирование особых психических состояний, способствующих наиболее оптимальному использованию физических и технических возможностей спортсмена. Это достигается за счет специальных центральномозговых перестроек, в результате чего создается такая интегративная деятельность организма, которая концентрированно и наиболее рационально направляет все его возможности на решение конкретных задач. Для спортсмена это (в конечном счете) достижение высшего спортивного результата - победа в единоборстве, выигрыш команды, членом которой он является. Очень важно подчеркнуть, что объектом психорегуляции в спорте (в отличие от психотерапии - клинической дисциплины) являются здоровые люди. Причем в ряде случаев это спортсмены высокой квалификации, нередко уникальные по своим физическим возможностям, как правило, сильные личности, очень известные и популярные. Поэтому нельзя не учитывать их индивидуальность: особенности самооценок, высокий уровень притязаний, стремление к доминированию. Для успешной работы с такими спортсменами необходима правильная тактика общения. Красной нитью взаимоотношений с ними должен быть тезис о том, что психорегуляция - это средство усиления их лучших качеств, устранения всего мешающего росту и совершенствованию их спортивного мастерства. Психолог должен постоянно внушать спортсмену мысль о том, что «он всего добивается сам», что психолог выступает только в роли помощника, консультанта, но ни в коей мере не в роли какого-то всемогущего человека. В этом, кстати, еще одно из принципиальных отличий психорегуляции от психотерапии, в ходе которой больным людям, наоборот, стараются внушить, что психолог - их опора, сильная личность, наделенная отсутствующими у них важными качествами. В свете сказанного психолог должен считать своей основной задачей обучение спортсмена мастерству самоконтроля и саморегуляции, воспитание у него умения управлять собой, настраиваться на преодоление любых трудностей и неудач. Психолог, поставивший себя в положение «няньки», постоянно опекающий спортсмена, оказывает ему плохую услугу: спортсмен, привыкнув к такой опеке, может оказаться беспомощным, когда ему придется решать сложные задачи психорегуляции самостоятельно. Очень важны рациональное сочетание средств контроля функционального состояния спортсмена, проведение целенаправленных мероприятий по восстановлению психической работоспособности и, наконец, использование различных гетеро- и ауторегулирующих приемов. Среди них особое место занимают методы, направленные на лучшее самоосознание важности и нужности выполняемой деятельности, четкое понимание взаимосвязи выполняемых усилий с различными формами морального и материального стимулирования, осознание значимости всей спортивной деятельности для удовлетворения личностных запросов спортсмена (не только материальных, но и моральных). Особую роль играют методы психорегуляции в тех случаях, когда надо оптимизировать процесс обучения или процесс коррекции каких-либо закрепившихся ошибочных действий. 2. Классификация методов психорегуляции Методы психорегуляции могут быть классифицированы по нескольким принципам (см. рис.). Так, по способу воздействия они разделяются на методы воздействия извне и методы самовоздействия (ауторегуляция). По содержанию их можно разделить на вербальные (реализуемые посредством слов) и невербальные, которые, в свою очередь, делятся на аппаратурные и безаппаратурные. По особенностям реализации правомерно деление на контактные и бесконтактные методы. Естественно, что каждая из выделенных классификационных групп поддается дополнительной градации. При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что несмотря на некоторую внешнюю схожесть методов психорегуляции и психотерапии между ними имеется принципиальное различие, они служат разным задачам. Психотерапевтические методы предназначены для лечения больных людей, а методы психорегуляции служат в первую очередь для создания оптимальных психических состояний, позволяющих спортсмену лучше реализовать свои возможности в соревнованиях. Вопросы и задания: 1. Каковы общие требования, предъявляемые к психорегуляции в спорте? 2. Приведите классификацию методов психорегуляции в спорте. Литература: Киселев Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности // Международный сборник научных статей. - М.: ФиС, 1983. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1990. Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрес-тер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985. 3. Методы гетерорегуляции 3.1. Вербальные методы
|