Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монотония





Для предотвращения этого состояния рекомендуется:

- разнообразие содержания тренировочных занятий;

- включение элементов новизны в тренировочные занятия;

- проведение тренировочных занятий в меняющихся ус­ловиях, на различных спортивных базах;

- проведение тренировочных занятий самостоятельно, без контроля со стороны тренера;

- усиление мотивации занимающихся;

- установление поэтапных целей, разбивание трениро­вочного задания на серии;

- увеличение темпа работы на занятиях;

- чередование выполняемой работы на тренировочном занятии.

Психическое пресыщение

Состояние пресыщения может возникать вслед за монотонн­ей и развиваться самостоятельно. Основной путь предотвраще­ния психического пресыщения - правильно организованный тренировочный процесс при использовании различных форм пере­менности - волнообразной, ударной, маятникообразной. Тренер дол­жен контролировать ответную реакцию организма на трениро­вочную нагрузку и при первых появлениях признаков монотонии и психического пресыщения пересмотреть содержание занятия.

Страх

В качестве основных мер для предотвращения состояния страха рекомендуется:

- обязательное соблюдение в тренировочном процессе принципов доступности, последовательности, алгоритмиза­ции обучения;

- учет степени готовности (физической, координационной, психической) перед разучиванием сложных новых упражнений;

- развитие волевых качеств у спортсменов (смелости, ре­шительности, уверенности);

- предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях;

- использование внушения и самовнушения перед выполне­нием опасных упражнений, перед встречей с сильным соперником.

Стресс

Для предотвращения возникновения у спортсмена стрес­сового состояния рекомендуется:

- исключение чрезвычайных внешних раздражителей, внешних грубых воздействий, высоких физических и психи­ческих нагрузок перед стартом;

- сбалансирование притязаний спортсмена с его возмож­ностями;

- развитие волевых качеств у спортсменов (уверенности, решительности, самообладания);

- исключение чрезмерного внешнего стимулирования спортсменов перед соревнованиями;

- повышение у спортсменов устойчивости к стрессу.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение психического состояния человека.

2. Приведите классификацию неблагоприятных состоя­ний в спорте.

3. Какие рекомендации вы можете дать тренерам и спорт­сменам по предотвращению неблагоприятных психических состояний?

Литература:

Дашкевич О. В. Средства предупреждения неблагоприят­ных эмоций в спорте. - М.: ГЦОЛИФК, 1973.

Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1978.

Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964.

Медведев В.В., Родионов А.В., Худадов Н.А. О психичес­ких состояниях в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1973.

Родионов А.В. Психология спорта высших достижений. - М.: ФиС, 1979.

Сосновикова Ю.А. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.

 

Глава П. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНА

1. Требования к диагностическим процедурам в спорте

Исследования состояния спортсменов являются важной задачей спортивной психологии и психогигиены.

Нет сомнения в том, что наиболее существенной задачей спортивной психологии является изучение самой спортивной деятельности. И если последняя служит объектом исследо­вания, то субъектом спортивной психологии как науки явля­ется личность спортсмена.

В отличие от большинства других отраслей целесообраз­ной деятельности человека специфика спорта заключается в том, что результативность деятельности спортсмена оценива­ется лишь в короткие эпизоды соревнований. Все остальное время занято интенсивной подготовкой к получению результа­та, часто имеющего для спортсмена чрезвычайную значимость. Естественно, в короткий период достижения результата дея­тельность спортсмена осуществляется на фоне конкретного состояния, в значительной мере определяющего итог его вы­ступления. Скорее всего, этим обстоятельством и объясняется интерес исследователей многих специальностей (педагогов, физиологов, медиков, психологов и др.) к состоянию спортсмена.

Уже то, что о результатах деятельности спортсмена судят по итогам его выступления в соревновании, что соревнова­нию предшествуют ожидание и неопределенность, что уча­стие в соревнованиях сопряжено не только с личностной значи­мостью, но и с общественной ответственностью, что процесс соревнования характеризуется равной конкуренцией участ­ников - все это, в зависимости от отношения спортсмена к со­ревнованию, повышает напряжение ситуации, создавая стрессовые условия. Таким образом, признавая первостепен­ную роль соревнования, можно сказать, что наибольшую цен­ность представляют исследования соревновательных состо­яний у спортсменов.

Практика позволяет считать необходимым и достаточ­ным для оценки состояния комплекс методик, включающих:

1) фиксацию самооценок спортсменами собственного эмо­ционального состояния;

2) тесты, применение которых в качестве индикатора эмо­ционального возбуждения связано с пониманием того, что в каждый конкретный момент точность, интенсивность и ста­бильность регуляции спортсменом своей интеллектуальной, сенсорно-перцептивной и двигательной активности зависит от его эмоционального состояния;

3) измерение вегетативных проявлений эмоционального возбуждения.

Набор конкретных методик может варьировать в зави­симости от условий и задач исследования, спортивной спе­циализации испытуемых, но он всегда должен включать ме­тоды достаточно простые, кратковременные, удобные для использования в естественных условиях тренировки и сорев­нований.

Самооценка спортсменов фиксируется при помощи 15-балльной шкалы самооценки «градусник» (при самооценке спортсмены руководствуются инструкцией, согласно которой наибольшее эмоциональное возбуждение - аффект - оцени­вается в 15 баллов, а наименьшее - сноподобное состояние -в 1 балл) и шкалы ситуативной тревоги (Ю.Л. Ханин).

Качество саморегуляции сенсорно-перцептивных и дви­гательных действий определяется посредством тестов, характеризующих быстроту (время простой реакции, мак­симальная частота движений по малой амплитуде, время оперативного счета по таблицам Шульте), точность (РДО, воспроизведение заданных темпа, интервалов времени, амплитуды, усилий), стабильность (разброс времени реакции и РДО, время удержания статического равновесия), ак­тивность (отношение оптимального темпа движений к мак­симальному, отношение оптимального усилия к максималь­ному).

О вегетативных реакциях судят по показателям ЧСС, ар­териального давления, электрической активности тела - биоэлектропотенциометрии.

Психологические обследования спортсменов перед сорев­нованиями связаны с целым рядом условий (трудностей): рез­кое ограничение времени, трудность контакта со спортсме­ном, продумывающим возможные перипетии предстоящей борьбы и пр. Однако при правильной постановке обследо­вание может оказаться действенным средством психологи­ческой подготовки спортсменов.

Практика требует использования портативных, кратков­ременных и достаточно простых в обращении экспресс-ме­тодик.

В спортивной практике для оценки состояния у спорт­смена, выходящего на старт, используется много таких методик. Охарактеризуем те из них, которые достаточно апробированы, просты в обработке и истолковании, а также не требуют использования сложной и дорогостоящей ап­паратуры. Овладение этими методами под силу любому практику (тренеру, врачу, психологу).

2. Методики диагностики состояний спортсмена

Для диагностики уровня стресса перед стартом широко используется опросник «Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Инструкция на опросном листе обычно не вызывает у спортсменов каких-либо затруднений и не тре­бует дополнительных разъяснений. Опрос проводят индиви­дуально без ограничения во времени. На заполнение шкалы обычно уходит от 3 до 5 мин. Опросник выглядит следующим образом (табл. 1).

Итоговый показатель получается при суммировании всех баллов за ответы. Он может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше этот показатель, тем выше сте­пень стресса в соревнованиях. Установлено, что состояние спортсменов в среднем оценивается в 41,02 ±9,37 (мужчины) и в 44,10±9,93 (женщины).

Измерение статического тремора. С помощью этого ме­тода замеряется дрожание пальцев рук - тремор, который, как известно, увеличивается при повышении уровня нервно-психического напряжения. Процедура опыта заключается в том, что спортсмену предлагается ввести щуп диаметром 1 мм в отверстие на панели тремометра диаметром 2 мм и удерживать его там вытянутой рукой, не касаясь стенок от­верстия, 10-15 с. Каждое касание щупа стенок отверстия, вы­зываемое непроизвольным дрожанием руки, фиксируется счетчиком электроимпульсов (очень удобен для этих целей счетчик ЭМС-54) и выражается в колебаниях в с.

Измерение максимальной частоты движений (теппинг-тест). С помощью этого метода можно судить о способнос­ти человека мобилизоваться, которая определенным обра­зом обусловлена его психическим состоянием.

Спортсмену предлагается в течение 15 или 30 с в мак­симальном темпе «отстучать» на телеграфном ключе или щупом по контактной площадке тремометра. Частота дви­жений фиксируется при помощи счетчика электроимпуль­сов. Измерение проводят дважды - в условиях фона и не­посредственно перед выходом на старт. Увеличение мак­симального темпа (уд/мин) более чем на 3-5% является показателем мобилизационной готовности, оптимально­го стресса. Неспособность спортсмена в условиях сорев­нований достичь фонового результата в теппинг-тесте расценивается как показатель возбудимой формы стрес­са (падение темпа не более 5-7% по отношению к фону) либо как проявление тормозной формы (ухудшение более чем на 8-10%).

Для оценки психического состояния спортсмена может применяться следующая модификация этого теста. Спортсме­ну предлагают выполнить задание не в максимально быст­ром, а в удобном для него темпе (так же дважды - в обычных и соревновательных условиях). Убыстрение обычно удобно­го для спортсмена темпа перед стартом по отношению к фону является показателем усиления нервно-психического напря­жения.

В тех случаях, когда нет специально изготовленного прибора, можно воспользоваться листком бумаги и ост­ро отточенным карандашом. Чертятся шесть квадратов размером 3 х 3 см каждый. По команде спортсмен, взяв в руку карандаш, должен в предельно быстром темпе, по­следовательно от 1-го к 6-му квадрату (5 с в одном квад­рате) наносить удары, не отрывая предплечья от опо­ры (через 5 с по команде «Хоп!» переходят от одного квадрата к другому). Общее количество оставленных во всех квадратах точек и будет показателем скорости посту­кивания.

Измерение максимального мышечного усилия (динамомет­рия). Этот метод, как и предыдущий, позволяет судить о спо­собности спортсмена мобилизовать свои силы. Процедура проста - спортсмену предлагают как можно сильнее сжать кистевой динамометр ведущей рукой. Если перед стартом он превышает фоновые измерения на 2-4 кг, это рассматрива­ется как показатель оптимального состояния. Незначитель­ное изменение в обе стороны (0,5-2,0 кг) или повторение фо­новых данных свидетельствует об излишнем возбуждении, значительное снижение (более 3-4 кг) говорит о тенденции к заторможенности.

Измерение дозированного мышечного усилия. С помощью этого метода можно судить о способности контролировать свое мышечно-двигательное чувство. Процедура достаточ­но проста: после сжатия с максимальной силой ручного ди­намометра спортсмену предлагают сжать его вполсилы (50% от максимального усилия). В обычном состоянии эта ошиб­ка, как правило, идет в одном направлении (+ или -) и со­ставляет у высококвалифицированных спортсменов не более 0,5-1 кг. Если перед стартом эта ошибка уменьшается или изменяется в сторону увеличения половины максимального усилия (не более 3-5 кг), это говорит о незначительном по­вышении нервно-психического напряжения. Увеличение ошибки до 70-80% максимума свидетельствует о ярко выра­женном возбуждении. Изменение ошибки в сторону умень­шения (до 30-35% максимума) является показателем возни­кающего торможения.

Оценка коротких интервалов времени. С помощью этого метода определяется способность субъективного отсчета времени, которая, как известно, под влиянием усиления воз­буждения, обнаруживает тенденцию к его недооценке (уко­рочению), а при развитии процесса торможения - к пере­оценке (удлинению). Процедура опыта: спортсмену пред­лагается, не глядя на секундомер, максимально точно оценить отрезок времени, равный 10 с. Поскольку величи­ны и направления ошибки сугубо индивидуальны у каж­дого спортсмена, показателем психического состояния яв­ляется изменение оценки времени перед стартом по срав­нению с фоном. Укорочение обычной оценки данного отрезка в пределах 0,5-1,5 с является признаком оптималь­ного нервно-психического напряжения. Укорочение субъективного восприятия времени более чем на 1,5-2,0 с по сравнению с фоном свидетельствует о его чрезмерном уровне, переоценка (удлинение субъективного восприятия) времени более 1,5-2,0 с говорит о развивающемся процес­се торможения.

Самооценка состояний спортсмена определяется с помо­щью «градусника» состояний, предложенного Ю.Я. Киселе­вым. «Градусник» представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).

Спортсмену предъявляется данная шкала, на которой он должен сделать отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели: 1) самочувствие; 2) настроение; 3) желание тре­нироваться; 4) удовлетворенность тренировочным процес­сом; 5) отношения с товарищами; 6) отношения с тренером; 7) спортивные перспективы (на данное соревнование); 8) го­товность к соревнованиям.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любой момент, а также любой компонент или ком­плекс компонентов предстартового, соревновательного и по-слесоревновательного состояния.

Биоэлектропотенциометрия (БЭП). Применяется при­бор «биометр», основу которого составляет типовой мил­лиамперметр со шкалами 0-100, 0-150, 0-200. Клеммы при­бора выведены на датчики из различных металлов (один стержень алюминиевый, другой из меди). Прибор начинает работать, когда спортсмен, взяв датчик в руку, замыкает цепь и создает в замкнутом контуре разность потенциалов, которая фиксируется в относительных единицах. БЭП ха­рактеризует уровень мотивации вегетативных систем орга­низма, зависящий от эмоционального возбуждения и актив­ности.

Динамика БЭП отражает эмоциональную лабиль­ность или устойчивость. Если отношение между минималь­ным и максимальным показателями БЭП в пределах 0,85-1, то можно говорить о состоянии эмоциональной ус­тойчивости, если ниже 0,65 - об эмоциональной реактив­ности.

Вопросы и задания:

1. Каковы требования к процедурам психодиагностики в спорте?

2. Назовите методы объективной оценки состояний.

3. Назовите методы субъективной оценки состояний.

Литература:

Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортив-ных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981.

МарищукВ.Л., БлудовЮ.М., Плахтиенко В.А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте / Изд. 2, дополненное и исправленное. - М.: Просвещение, 1990.

Материалы научной конференции психологии спорта социалистических стран. - М.: ГЦОЛИФК, 1976.

Психологические проблемы предсоревновательной под­готовки квалифицированных спортсменов / Сборник науч­ных трудов. - Л.: ЛНИИФК, 1977.

Стресс и тревога в спорте / Международный сборник на­учных статей. - М.: ФиС, 1983.

 

Глава Ш. МЕТОДЫ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНА

1. Общие требования к психорегуляции состояний

Психорегуляция в спорте - самостоятельное научное на­правление, основной целью которого является формирова­ние особых психических состояний, способствующих наибо­лее оптимальному использованию физических и технических возможностей спортсмена. Это достигается за счет специаль­ных центральномозговых перестроек, в результате чего со­здается такая интегративная деятельность организма, кото­рая концентрированно и наиболее рационально направляет все его возможности на решение конкретных задач. Для спортсмена это (в конечном счете) достижение высшего спортивного результата - победа в единоборстве, выигрыш команды, членом которой он является.

Очень важно подчеркнуть, что объектом психорегуляции в спорте (в отличие от психотерапии - клинической дисципли­ны) являются здоровые люди. Причем в ряде случаев это спортсмены высокой квалификации, нередко уникальные по своим физическим возможностям, как правило, сильные личности, очень известные и популярные. Поэтому нельзя не учитывать их индивидуальность: особенности самооценок, высокий уровень притязаний, стремление к доминированию.

Для успешной работы с такими спортсменами необходи­ма правильная тактика общения. Красной нитью взаимоот­ношений с ними должен быть тезис о том, что психорегуля­ция - это средство усиления их лучших качеств, устранения всего мешающего росту и совершенствованию их спортив­ного мастерства. Психолог должен постоянно внушать спорт­смену мысль о том, что «он всего добивается сам», что пси­холог выступает только в роли помощника, консультанта, но ни в коей мере не в роли какого-то всемогущего человека. В этом, кстати, еще одно из принципиальных отличий психо­регуляции от психотерапии, в ходе которой больным людям, наоборот, стараются внушить, что психолог - их опора, силь­ная личность, наделенная отсутствующими у них важными качествами.

В свете сказанного психолог должен считать своей ос­новной задачей обучение спортсмена мастерству самоконт­роля и саморегуляции, воспитание у него умения управлять собой, настраиваться на преодоление любых трудностей и неудач. Психолог, поставивший себя в положение «няньки», постоянно опекающий спортсмена, оказывает ему плохую услугу: спортсмен, привыкнув к такой опеке, может оказать­ся беспомощным, когда ему придется решать сложные зада­чи психорегуляции самостоятельно.

Очень важны рациональное сочетание средств контро­ля функционального состояния спортсмена, проведение целенаправленных мероприятий по восстановлению пси­хической работоспособности и, наконец, использование различных гетеро- и ауторегулирующих приемов. Среди них особое место занимают методы, направленные на лучшее самоосознание важности и нужности выполняемой деятель­ности, четкое понимание взаимосвязи выполняемых усилий с различными формами морального и материального стиму­лирования, осознание значимости всей спортивной деятель­ности для удовлетворения личностных запросов спортсмена (не только материальных, но и моральных).

Особую роль играют методы психорегуляции в тех случа­ях, когда надо оптимизировать процесс обучения или процесс коррекции каких-либо закрепившихся ошибочных действий.

2. Классификация методов психорегуляции

Методы психорегуляции могут быть классифицированы по нескольким принципам (см. рис.).

Так, по способу воздействия они разделяются на методы воздействия извне и мето­ды самовоздействия (ауторегуляция).

По содержанию их можно разделить на вербальные (реа­лизуемые посредством слов) и невербальные, которые, в свою очередь, делятся на аппаратурные и безаппаратурные.

По особенностям реализации правомерно деление на кон­тактные и бесконтактные методы.

Естественно, что каждая из выделенных классификаци­онных групп поддается дополнительной градации.

При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что несмот­ря на некоторую внешнюю схожесть методов психорегуля­ции и психотерапии между ними имеется принципиальное различие, они служат разным задачам. Психотерапевтичес­кие методы предназначены для лечения больных людей, а методы психорегуляции служат в первую очередь для созда­ния оптимальных психических состояний, позволяющих спортсмену лучше реализовать свои возможности в соревно­ваниях.

Вопросы и задания:

1. Каковы общие требования, предъявляемые к психоре­гуляции в спорте?

2. Приведите классификацию методов психорегуляции в спорте.

Литература:

Киселев Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности // Международ­ный сборник научных статей. - М.: ФиС, 1983.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серо­ва Л.К. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Про­свещение, 1990.

Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрес-тер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1985.

3. Методы гетерорегуляции

3.1. Вербальные методы

Date: 2015-05-23; view: 909; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию