Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтаксические нормы русского языка





Синтаксические нормы отражают особенности построения словосочетания и предложения в русском языке. Наибольшие сложности обычно связаны с употреблением предлогов, согласованием подлежащего и сказуемого, использованием причастных и деепричастных оборотов.

1. Достаточно часто в речи встречаются ошибки, связанные с использованием определенного падежа с тем или иным предлогом. Так, предлоги ввиду, вследствие, за счет требует родительного падежа (ввиду задержки); благодаря, согласно, вопреки – дательного падежа (благодаря хорошей погоде, согласно приказу, вопреки распоряжению). Предлог благодаря, как и предлог из-за, указывает на причину действия, но если последний не ограничен в выборе ситуации, то первый используется только в том случае, если результат благоприятен. Аналогичные трудности наблюдаются при использовании предлогов вместе с и наряду с. Первый из них выражает идею совместности действия двух или более лиц, указывает на соединенность предметов, явлений (Андрей работал вместе с матерью). Второй предлог имеет значение «помимо», то есть выражает не идею совместности, а идею присоединения (Жители микрорайона наряду с трамваем пользуются и другими видами транспорта).

2. Весьма распространенным речевым недостатком является так называемое «нанизывание падежей», то есть расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей (дом племянника жены брата кучера). Такие конструкции имеют право на существование только в деловом стиле, что и делает его громоздким, допустимы также в научном, во всех остальных следует этого избегать. Хотя многие считают, что такие конструкции придают речи значительность, наукообразность (во избежание падения во время торможения просьба держаться за поручни). Чтобы избежать цепочки зависимых падежных форм, необходимо убрать малоинформативные слова и заменять глаголами отглагольные существительные (чтобы не упасть, держитесь за поручни).

3. В некоторых случаях трудности вызывает согласование сказуемого и подлежащего. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами:

· если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе: Большинство поддержало докладчика. Большинство команды поддержало тренера;

· если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе: Большинство сотрудников поддержало директора.

· Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

· при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе: Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

· при подлежащем есть однородные сказуемые: Большинство студентов сдали зачеты и хорошо подготовились к экзаменам;

· в предложении используется составное именное сказуемое, причем именная часть его выражена прилагательным и причастием: Большинство детей были нарядны и веселы. Большинство домов на этой улице деревянные;

· между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе: Большинство людей, смотревших фильм, высоко оценили работу режиссера.

Деепричастия, деепричастные и причастные обороты являются характерными приметами письменной речи, прежде всего – официально-делового и научного стилей. В устной речи они встречаются редко. Более того, не рекомендуется использовать деепричастия в устной речи вообще. Наиболее важные факторы, которые необходимо учитывать при использовании этих глагольных форм (в скобках даются примеры речевых ошибок, нарушающих соответствующие правила):

· при использовании причастных оборотов важно учитывать присущие им категории вида и времени (Приказы, издаваемые дирекцией завода, не исполнялись начальниками цехов. На проходящих вчера соревнованиях наши фигуристы выиграли золото);

· нельзя нарушать порядок расположения причастного оборота и определяемого слова – нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом или после него (Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь. У него было раскрасневшееся лицо от мороза);

· следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто непосредственно производит действие, страдательные причастия обозначают признак того, кто испытывает действие (коровы, отправляющиеся на убой; Работы, выполняющиеся студентами);

· действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему (Подъезжая к сией станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа);

· деепричастия не допускаются в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть там, где подлежащим является не субъект, а объект действия (Изыскав необходимые средства, дом строится рабочими нашего треста);

· не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени (Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со своими школьными друзьями);

· деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым (Улыбаясь, она протянула ко мне руку);

· деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым (Улыбнувшись, она протянула мне руку).

 

Вопросы и задания

 

1. Расставьте ударения в следующих словах. Объясните, согласно каким закономерностям были расставлены ударения в них:

а) барограф, завсегдатай, крестьянин, жалюзи, воздухопровод, бармен, фенолог, некролог, соцобеспечение;

б) мусоропровод, партер, сосредоточение, манометр, аналог, сельчанин, джентльмен, вандал, антрополог;

в) квартал, кубометр, нефтепровод, упрочение, абсент, ходатайство, мещанин, каталог, феномен, вероисповедание;

г) бензопровод, рассредоточение, манометр, гражданин, ходатайствовать, ознакомление, некролог, северянин.

2. Расставьте ударения в следующих иностранных словах (при выполнении этого задания воспользуйтесь словарем):

арахис, дебаркадер, апостроф, сабо, алкоголь, дефис, триптих, форзац, маркетинг, фортель, эксперт, фетиш, оникс, феномен, дискант, генезис, дебет, факсимиле, стенография.

3. Используя словарь, поставьте ударения в следующих словах. Отметьте слова, в которых допустимы два акцентологических варианта:

кремень, творог, договор, квартал, щавель, досуг, туфля, роженица, танцовщица, хвоя, слепень, страховщик, ядрица, петля, пригоршня, складчина, одновременно.

4. Пользуясь словарем, распределите слова в три столбика: 1) с ударением на первом слоге, 2) с ударением на втором слоге, 3) с ударением на третьем слоге.

Каучук, досуг, еретик, завидно, иконопись, инсульт, клеить, колледж, пиала, пуловер, донельзя, украинский, воспринять, издавна, мастерски, мизерный, начавший, гражданство.

5. Просклоняйте следующие существительные. Каким (подвижным или неподвижным) является ударение в данных словах?

Бант, грунт, сазан, торт, доска.

6. Проспрягайте глаголы звонить, позвонить, перезвонить в настоящем времени. Поставьте ударения.

7. Поставьте ударения в приведенных ниже именах прилагательных. Составьте с ним словосочетания:

Зубчатый, оптовый, кухонный, значимый, грунтовый, домовый, сливовый, августовский, кедровый, украинский, губчатый, красивее.

8. Поставьте ударения в приведенных ниже глаголах:

а) звонить, прибыть, облегчить, начать, ржаветь, искриться, присовокупить, углубить, сгрудиться, лиловеть;

б) бомбардировать, формировать, запломбировать, гримировать, форсировать, маскировать, утрировать, буксировать, нормировать, маркировать, меблировать, премировать, гравировать, инсценировать, пломбировать.

9. Поставьте ударения в следующих причастиях:

побеленный, загнутый, пролитый, допитый, погруженный, увезенный, закормленный, премированный, начатый, воткнутый.

10. Расставьте ударения в следующих глагольных формах. Определите закономерности постановки ударения в формах прошедшего времени:

плыл – плыла – плыло – плыли; понял – поняла – поняло – поняли; нажил – нажила – нажило – нажили; пролил – пролила – пролило – пролили; принял – приняла – приняло – приняли; проклял – прокляла – прокляло – прокляли; нанял – наняла – наняло – наняли; отозвал – отозвала – отозвало – отозвали; врал – врала – врало – врали.

11. Распределите слова в три столбика: 1) согласный перед е произносится твердо, 2) согласный перед е произносится мягко 3) слова, допускающие орфоэпические варианты.

Адекватный, академия, антенна, аттестат, агрессор, бассейн, бактерия, бижутерия, бандероль, брюнет, бизнес, брудершафт, бутерброд, бюстгальтер, газель, галифе, гангстер, гротеск, галантерея, дебаты, декан, депрессия, декольте, детектор, детектив, дегенерат, девальвация, деградация, дезинфекция, детерминизм, дешифровка, депонировать, демисезонный, демонтаж, дефис, деформация, идентичный, интервал, интеграл, интервенция, конденсат, конгресс, крем, корректный, компьютер, либретто, лазер, лотерея, менеджер, музей, нонсенс, Одесса, претензия, патент, продюсер, прогресс, реле, ревю, рейд, рейс, рельс, синтез, свитер, терапевт, термин, террор, тезис, темп, тент, термос, фланель, шинель, цистерна, энергия, экспресс.

12. Подберите к существительным мужского рода формы женского рода. В каких случаях это возможно? При каких условиях допустимы варианты?

Супруг, агроном, поэт, ассистент, машинист, аспирант, врач, связист, секретарь, доцент, директор, кандидат, фельдшер, корреспондент, санитар, судья, техник, сотрудник.

13. Определите род существительных. Свой ответ обоснуйте:

а) жабо, кенгуру, цунами, ФСБ, рантье, фламинго, кофе, шоу, Конго;

б) гризли, эсперанто, колибри, манго, СССР, Огайо, рефери, иваси, хиппи;

в) ОРТ, монпансье, шоссе, маэстро, пенальти, контральто, Осло, месье, амплуа;

г) ралли, амбре, НЛО, пенсне, пюре, Токио, фрау, импресарио, портье.

14. Определите род аббревиатур. Объясните, по каким принципам распределяются по родам аббревиатуры. Допишите окончания глаголов, согласуя подлежащее со сказуемым:

а) ТЮЗ, ВГИК, СОЭ, ГЭС, ЖЭК, ВАК, НАТО, РЭУ, СНГ, МИД, РОНО;

б) МГУ празднова… юбилей. ООН приня… к рассмотрению документ. РИА сообщи… об этом на прошлой неделе.

15. Определите род приведенных ниже существительных. Проверьте значение незнакомых слов по словарю. Составьте словосочетания с этими существительными:

газель, кадриль, кашне, алоэ, регби, эмбарго, банджо, сулугуни, хинди, какаду, денди, конферансье, кюре, гризли, крупье, пери, бра, идальго.

16. Объясните, почему для приведенных ниже существительных свойственны колебания в роде. Проверьте значения незнакомых слов по словарю:

авто, арго, бренди, виски, медресе, мокко, эсперанто, визави, протеже, инкогнито, колибри, парвеню, хиппи, манго.

17. Замените формы множественного числа на формы единственного числа:

забавные шимпанзе, белоснежные манжеты, деревянные ставни, проржавевшие рельсы, рыжие бакенбарды, черные ботфорты, изящные фламинго, маленькие пони, пугливые выхухоли, старинные псалтыри.

18. Вставьте пропущенные окончания прилагательных:

солнечн… Сочи, широк… Миссисипи, полноводн… Эри, живописн… Капри, знаменит… Лимпопо, древн… Баку, далек… Килиманджаро, загазованн… Мехико.

19. От приведенных ниже прилагательных образуйте, где это возможно, сравнительную и превосходную степень, выбирая простую или составную форму степеней сравнения:

сильный, добрый, живой, постыдный, смелый, деревянный, важный, прижимистый, лесной, теплый, плохой, дружественный, передовой, женатый, мерзкий, долгий, ранний, карий, серьезный, сердечный, подходящий, алюминиевый, просторный, американский, тесный, серьезный, продуктивный.

20. Выберите предлог и составьте словосочетания:

Аллергия (на, к) – иммунитет (на, к); беспокоиться (о, за) – тревожиться (о, за); исходить (из, от) – отталкиваться (из, от); отчитаться (в, о) – сделать отчет (в, о); отзыв (о, на) – рецензия (о, на); превосходство (над, перед) – преимущество (над, перед); рассказать (о, на) – указать (о, на); точка зрения (по, на) – высказывание (по, на); упрекать (в, за) – порицать (в, за).

21. Составьте предложения с данными предлогами, употребив их с соответствующими падежами:

Благодаря, насчет, ввиду, согласно, вследствие, в отношении, вопреки, в силу, в связи, по причине, исключая.

22. Напишите данные существительные во множественном числе. Укажите семантические и стилистические варианты.

Адрес, берег, директор, паспорт, корпус, образ, доктор, пояс, корм, пропуск, мастер, тормоз, торт, проректор, инженер, пекарь, бухгалтер, выбор, катер, ордер, хлеб, шофер, цвет, сторож, соболь, лифт, счет, сектор, сын, цех, трактор, погреб, том, веер, почерк, договор, кузов, инспектор, флигель, якорь, фронт, ястреб.

23. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Апельсины, песни, земли, башкиры, вафли, блюдца, окна, двойни, поля, гектары, кухни, граммы, молнии, запястья, полыньи, помидоры, яблоки, ботинки, валенки, баржи, верховья, носки, басни, устья, погоны, платья, сапоги, свадьбы, снадобья, мандарины, армяне, болотца, грузины, киргизы, яблони, цыгане, узбеки, доли, одеяльца, вольты, гусары, кегли, полотенца, минеры, ватты, партизаны, свечи, саперы, пригоршни, дела, оладьи, плечи, макароны, сумерки, заморозки, консервы, будни, ясли, лохмотья.

24. Поставьте сказуемое в правильную форму и мотивируйте свое решение:

1. Часть абитуриентов (оказаться) выпускниками столичных математических школ. 2. Большинство (решать) не дожидаться помощи, а двигаться в сторону населенного пункта. 3. Согласно опросам, большинство граждан среднего возраста, имеющих высшее образование, наиболее активно (выступать) за политические реформы. 4. Часть депутатского корпуса (отвергать) законопроект, а ряд народных избранников, представляющих левые партии, вчерашнее заседание игнорировали. 5. Ряд важных вопросов не (быть) решен. 6. Большая часть моих прежних привычек и вкусов не (нравиться) ему. 7. Ряд специалистов, представлявших ведущие исследовательские центры страны, еще вчера (прибыть) в зону бедствия. 8. В селе (жить) большинство местных избирателей. 9. Индонезийцы в подавляющем большинстве мусульмане, и лишь часть (исповедовать) христианство.

25. Укажите, в каких словосочетаниях слова употреблены в своем прямом значении, в каких – в переносном.

Блеск молнии – блеск остроумия, цепь якоря – цепь событий, клубок противоречий – клубок ниток, нить шелка – нить событий, сочное яблоко – сочное выражение, холодный прием – холодная вода, прочная материя – прочная дружба, поднять пыль – поднять настроение, войти в доверие – войти в музей.

Date: 2015-04-23; view: 3421; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию