Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Газеты: проблема классификации и критериев компаративного исследования





Проблема классификации газетной периодики разработана слабо. В границах предлагаемой источниковедческой парадигмы основания­ми классификации периодических изданий должно служить различе­ние их функций. Последовательно реализуя принцип сравнительного исследования видов исторических источников, сформулированный при рассмотрении источников личного происхождения, рассмотрим струк­туру газетной периодики, выявим соотношение различных функций российских и западноевропейских газет как в коэкзистенциальном, так и в эволюционном плане.

Но сразу же со всей определенностью подчеркнем, что некоррект­но выделять так называемую информационную функцию: передача ин­формации не может быть целью, а только средством для ее достижения.

Основная задача периодических изданий — формировать обще­ственное мнение. Функция идеологического воздействия, строго гово­ря, может рассматриваться в системе функции структурирования об­щественного мнения, но, поскольку ни одна общественная группа, как правило, не может выступать наравне с государством (тем более это относится к России, где государство традиционно сильно), мы разделяем эти два направления. Эти функции можно признать систе­мообразующими для периодической печати.

Функция реализации обратной связи в системе управления, ока­зания воздействия на правительство отличается от иных тем, что сте­пень ее реализации (речь идет в первую очередь о России, где не сформировалось гражданское общество) во многом зависит от «доброй воли» самого правительства, от степени его заинтересованности в дос­товерной информации о состоянии общества31. Но, с другой стороны, и издатель может целенаправленно стремиться к воздействию на прави­тельство, выражая интересы той или иной социальной группы.

На наш взгляд, возможно первую сторону данной функции объе­динить с функцией идеологического воздействчя и рассматривать в этом случае систему «государство — человек» как теоретически взаи­модействующую систему, но с разной интенсивностью связей: как правило, сильной от государства к человеку и более слабой от челове­ка к государству. Если речь идет о целенаправленной попытке воздей­ствия издателя на государственную политику, то, по-видимому, это можно рассматривать как составляющую функции структурирования общества.

31 Вообще корректная постановка целей в сфере управления — важнейший критерий эффективности функционирования управляющей системы. Поэтому эффективно функционирующая система всегда заинтересована в достоверной информации, что сказывается на качестве государственной статистики, офици­альных изданий и на отношении к периодической печати.

Таким образом, мы можем выделить три функции в системе га­зетной периодики, анализ соотношения которых позволит нам сопо­ставить данную разновидность исторических источников в Западной Европе и России:

• информационное обслуживание экономической деятельности;

• структурирование общественного мнения;

• идеологическое воздействие со стороны государства32.

Кроме выделенных параметров, нас будет также интересовать цен­зура, которая может рассматриваться как реакция государства на раз­витие в том числе и периодической печати.

Выделим также ряд дополнительных критериев, по которым воз­можно сопоставление.

В Западной Европе становление периодической печати начинается в XVI в. Для периода до XIX в. более применим термин — «повременные издания», поскольку в это время многие из них не имели строгой перио­дичности. Например, с 1566 г. в Страсбурге и Базеле выходили газеты с порядковой нумерацией, но без определенной периодичности.

Важнейшей характеристикой периодической печати является ко­личество изданий, выходящих одновременно. Дело в том, что значи­тельное количество открываемых изданий оказывались недолговеч­ными. Особенно это характерно для начальных этапов становления периодики и для периодов общественных потрясений. Поэтому часто используемый показатель общего количества периодических изданий неадекватно характеризует состояние газетного и журнального дела.

Второй существенной характеристикой является тираж периоди­ческого издания. Эти две характеристики непосредственно взаимосвя­заны. Очевидно, что если изданий много, то тираж каждого из них может быть меньше, чем если существует лишь одно издание. Напри­мер, тираж первой русской газеты «Ведомости» доходил до 4 тыс. экземпляров. Для сравнения: тиражи английских газет в это время не превышали нескольких сотен экземпляров. Но в России в первой чет­верти XVIII з. выходила лишь одна газета, а в Лондоне от 10 до 20.


Необходимо также учитывать, является ли периодическое изда­ние частным или официальным, а также более конкретно источники его финансирования. Это также может сказываться на тираже: как пра­вило, только государство может позволить себе не думать об окупае­мости издания35.

32 Конечно, это деление весьма условно, функции могут переплетаться, но еще раз подчеркнем, что сообщение информации не может быть целью, а только средством для ее достижения.

33 Известны примеры издания частными лицами явно убыточных газет: на­пример, князь Мещерский издавал газету «Гражданин* на свои деньги. Однако такая ситуация встречается редко, чаще убыточное издание выпускали полити­ческие партии, но в России они появляются только в начале XX в., если не считать нелегальную газету «Искра», издававшуюся РСДРП с 1900 г.

Последнее обстоятельство влияет и на характер тиражирования издания. Первые газеты, возникавшие в европейских странах в XVI в., были рукописными, поскольку издавать их типографским способом было просто невыгодно, и только в XVII в. появляются первые печат­ные повременные издания.

В связи с этим отметим также, что как некорректно выделять чи­сто информационную функцию периодических изданий, точно так же некорректно говорить о том, что какие-то издания преследуют чис­то коммерческие цели. Более целесообразно отметить, что некоторые газеты, издаваемые государством или политическими партиями, имеют некоммерческий характер. Стремиться к получению прибыли абсолют­но нормально для частного издания, и во все времена и во всех стра­нах существуют более адекватные способы получения доходов.

Все перечисленные факторы важны для характеристики периоди­ческой печати и могут быть использованы как параметры в сравни­тельно-историческом исследовании. Однако они обретают смысл, толь­ко будучи встроенными в общую систему эволюции периодической печати, поэтому будут затронуты при рассмотрении газет различной целевой направленности.

В развитии российской периодической печати можно выделить три периода. В XVIII в. происходит длительное, очень медленное становле­ние повременных изданий. С начала XIX в. бурно развивается как га­зетная, так и журнальная периодика, но журнальная преобладает. В 60-е годы происходят существенные изменения как в области жур­нального, так и особенно газетного дела, и в 70-е годы газетная перио­дика начинает преобладать над журнальной, что знаменует начало нового периода развития этого вида исторических источников.

Те же самые три этапа можно выделить и в становлении и разви­тии цензуры в России.







Date: 2015-04-23; view: 533; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию