Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Энергосбережение за рубежом ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Западноевропейская практика стимулирования энергосбережения Начиная с нефтяного кризиса 1973-1974 годов, государства Западной Европы активно проводят политику энергосбережения. Причем у каждой нации свои архитектурные вкусы, только ей присущие конструкции сооружений, различные типы промышленных предприятий, климатические особенности. Поэтому каждому государству свойственны свои индивидуальные решения, но при этом возможны общие подходы. Сущность всех программ по энергосбережению, разрабатываемых в различных странах, - это стремление взяться за «самое плохое», то есть направить финансовые средства и усилия прежде всего в те области, где результаты могут оказаться наиболее значительными. Так как в государствах Западной Европы преобладают рыночные отношения, то и в вопросах совершенствования энергоэффективности, как правило, стараются избегать нормативно-правового регулирования, отдавая предпочтение информационным программам и программам, повышающим уровень технической осведомленности, весьма осторожно используя нормативное регулирование. На рисунке 1 приведена диаграмма, показывающая, в каких секторах хозяйственной деятельности, по мнению западноевропейцев, наиболее благоприятно нормативно-правовое регулирование [22]. Основной принцип, которого они придерживаются, - чем выше энергетическая интенсивность, тем меньше нормативного регулирования в этой сфере. Например, в промышленности рынок сам вынудит повышать энергоэффективность, снижать энергоемкость произведенной продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.
Рис.1. Степень возможного нормативно-правового регулирования энергоэффективности, % Как видно из диаграммы, областью с самым высоким уровнем правового регулирования является транспортный сектор. Это связано с большим числом потребителей, влиянием характера вождения на расход топлива, а также немаловажной ролью производителей машин, улучшающих их экономические показатели использования топлива. Второе место по количеству нормативов занимает строительство. Очевидно, что нормативы наиболее часто применяются в тех областях, в которых сосредоточено большое число пользователей энергии, и каждый из них потребляет умеренное количество энергии. Регулирование энергосбережения с помощью общих мероприятий. Во многих странах законодательные рамки позволяют обеспечить основным мероприятиям по повышению энергоэффективности легитимный характер. Это особенно важно в тех случаях, когда устанавливаются специальные налоговые стимулы или субсидии, которые, естественно, должны согласовываться с законом о налогообложении. В других же странах приходится ограничиваться лишь приданием планам по энергосбережению статуса национальных программ. Ряд государств ввели обязательное требование назначения менеджера по энергетике. Он разрабатывает годовые планы по повышению энергоэффективности и несет личную ответственность за их выполнение. Это, в первую очередь, касается крупных пользователей энергии. Выполнение этого требования открывает компании доступ к правительственным субсидиям на энергосбережение, как, например, происходит в Италии. Если в стране существует субсидирование энергосберегающих мероприятий, то условия его получения устанавливаются законодательно, что зафиксировано в Законодательном Акте для дотаций. Такие Акты имеются в законодательстве 10 государств из 15 членов ЕС. В ряде стран (также в 10 из 15) принят закон о налоговых льготах (стимулах). Он позволяет делать налоговые скидки на расходы по приобретению оборудования или услуги, ведущие к энергосбережению. Его часто применяют и для компенсации налогов отдельных граждан или коллективов. Некоторые программы предлагают компаниям выбор: платить налог за потребляемую энергию или произвести инвестиции в мероприятия, повышающие энергоэффективность. Детали применения налоговых льгот оговариваются в законодательстве. В ряде стран, таких, как Бельгия, Дания, Франция, создан, так называемый Возобновляемый фонд. Он представляет собой государственный фонд по выдаче займов для инвестирования в энергосберегающие мероприятия. Фонд функционирует на возвратной основе, что делает его постоянно действующим и хозрасчетным. Как правило, установленная фондом процентная ставка ниже, чем при обычных коммерческих условиях, что равносильно льготному кредиту. Однако, по оценкам экспертов, Возобновляемый фонд достаточно дорого обходится правительству. Поэтому в качестве альтернативы ему в ряде стран, таких, как Франция, Германия, Люксембург, Нидерланды, применяется ускоренная норма амортизации. Она представляет собой право, предоставляемое доходным предприятиям списывать инвестиции в проекты по энергоэффективности быстрее, чем другие капиталовложения, что дает возможность снизить за короткий срок налоговую задолженность. В Австрии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Нидерландах под рубрикой общих мероприятий применяется правовое (нормативное) регулирование энергетического менеджмента спроса коммунальных хозяйств. Оно состоит в том, что, следуя программе энергетического менеджмента спроса, использующей методы планирования энергообеспечения по наименьшим затратам, производитель энергии более заинтересован отдать часть своей прибыли на финансирование энергосберегающих мероприятий у потребителя, а не на строительство новых генерирующих мощностей. Поскольку большинство национальных поставщиков энергии находится в собственности государства, то государство перед финансированием подобных схем должно утвердить затраты и прибыль от реализации программы и форму правового регулирования расходов. Регулирование энергосбережения в промышленности Немногие государства Западной Европы идут по пути установки нормативов, непосредственно относящихся к промышленности. Причиной непопулярности введения нормативов для промышленности является то, что промышленность располагает достаточным количеством финансовых средств, высокой технической квалификацией персонала, стремлением к максимальным доходам. Другими словами, в промышленном секторе достаточно собственных внутренних стимулов, порожденных конкуренцией на рынках, принуждающих производить менее энергоемкую, а следовательно, более конкурентоспособную продукцию, а значит, и активно осуществлять политику энергосбережения. Тем не менее, в некоторых странах все же используются мероприятия, стимулирующие повышение энергоэффективности промышленности. К их числу относятся следующие. В ряде государств применяются обязательные энергетические аудиты. В отраслях с большим потреблением энергии такие аудиты проводятся на регулярной основе, и их предписания обязательны к исполнению. Энергетические аудиты являются необходимым условием для выделения правительственных субсидий или другой помощи в осуществлении мероприятий по энергосбережению. В Италии, Франции, Нидерландах, Португалии существует требования составления энергетических планов крупными промышленными предприятиями с указанием намечаемых мероприятий по повышению энергоэффективности, а также выполнения отчетов по использованию энергии в течение года и деятельности, направленной на уменьшение энергопотребления. В Германии, Греции и Франции применяются стандарты для камер сгорания топлива. Очевидно, роль этого стандарта особенно велика там, где эксплуатируются парогенераторы или установки по выработке технологического тепла. Очень редки в Западной Европе энергетические стандарты на оборудование. Они охватывают двигатели, насосы, вентиляторы и компрессоры. Для стимулирования совместной выработки тепла и электрической энергии используются такие мероприятия, как благоприятный ценовой режим, денежные дотации, когда часть капиталовложений обеспечивается правительством. Правда, существуют они в странах, составляющих менее половины от входящих в ЕС. Управление энергосбережением в строительстве. Строительство - одна из сфер хозяйственной деятельности, где широко применяется нормативное регулирование. Самыми распространенными из всех используемых нормативов являются нормативные сопротивления теплопередаче через ограждающие конструкции зданий и сооружений. Они должны гарантировать теплопотери ниже максимально допустимого уровня при проектировании и строительстве новых зданий. В некоторых случаях национальные кодексы применяются также к работам по реабилитации существующих зданий. Кроме того, функционирует нормативное регулирование эффективности приборов, которое применяется по отношению к отопительному оборудованию, водогрейным системам, а также к холодильникам, стиральным и моечным машинам и другим видам домашнего оборудования. Законодательные акты, закрепляющие эти нормативы, могут либо запретить продажу приборов, В Австрии и Германии введено измерение потребления тепловой энергии отдельными жилыми домами. Учет тепловой энергии, потребляемой жилым домом, входящим в систему централизованного теплоснабжения, предполагает выявление фактической стоимости потребленной тепловой энергии. И, если счета за энергию, основанные на измеренном потреблении, являются предпосылкой к действенной работе по энергосбережению, то необходимо и эффективное средство регулирования количества потребляемой энергии. Управление энергосбережением на транспорте. Транспорт является сферой, которой более всего присуще государственное регулирование. Самым распространенным инструментом влияния на конъюнктуру последней служат высокие налоги на топливо для двигателей. Цены на топливо влияют на решение потребителей о выборе автомобиля, а это, в свою очередь, ориентирует производителей на выпуск тех или иных типов машин. Например, в Италии существуют высокие налоги и цены на бензин и, как следствие, один из самых эффективных, с точки зрения потребления топлива, автомобильных парков Европы. Однако, многие правительства используют налогообложение на топливо не столько для стимулирования эффективности его использования, сколько для пополнения своего бюджета. Директива ЕС требует ежегодной проверки состояния транспортных средств, в том числе и определения характеристик выбросов. В некоторых случаях национальные требования включают оценку качества и эффективности использования топлива. Некоторые европейские правительства в 1980-е годы заключили добровольные соглашения с производителями транспортных средств по повышению эффективности новых автомобилей. В этой связи были достигнуты плановые показатели. Однако нельзя исключать и того, что факторы внешнего рынка привели бы к аналогичному же результату, даже при отсутствии подобных соглашений. В ряде европейских государств в течение ограниченных периодов времени применялись субсидии или налоговые скидки для замены транспортных средств. Иногда эти стимулы исполь зовались для ускорения внедрения каталитических нейтрализаторов. В каждой стране существует ограничение «короста практически для всех видов дорог. Прежде всего, оно мотивируется соображениями безопасности, но вместе с тем приносит дополнительную пользу - экономию топлива. Такие инструменты, как налоги на покупку и импорт машин, а также ежегодная пошлина на автомобили, безусловно, являются средством увеличения годового дохода. Тем не менее, они также часто разрабатываются, для того чтобы стимулировать спрос потребителя на машины с более высокоэффективным использованием топлива Поэтому можно сказать, что структура налогообложения влияет и на производителей автомобилей. Греция ввела налоговую скидку на новые небольшие автомобили с низким уровнем выброса; а для получения налоговой скидки требовалось вывести из обращения старый автомобиль. Во Франции и Италии действует такой инструмент, как возрастающий налог на добавленную стоимость (то есть повышенный показатель для объема двигателя, превышающего определенный уровень), который, с точки зрения энергоэффективности, благоприятно влияет на размер транспортного средства. У транспортных средств на дизельномтопливе расход топлива ниже, чем у транспортных средств на бензине, особенно в городском режиме. Поэтому применение дифференцированного налогообложения для бензина и дизельного топлива привело к большему распространению дизельных машин в Европе, что особенно заметно во Франции и Великобритании. Более низкие цены на дизельные автомобили также благоприятствуют им по сравнению с машинами на бензине. С целью преодоления информационного барьера на пути к энергосбережению используется маркировка новых автомобилей по расходу топлива и распространение сведений о потреблении топлива. В Великобритании такая маркировка является обязательным требованием, в то время как в других государствах принят добровольный порядок классификации. В некоторых европейских государствах при прохождении экзамена для получения водительских прав существует проверка качества вождения с позиций эффективного использования топлива. Это наиболее актуально для водителей автобусов и трактористов, поскольку регулярное наблюдение за потреблением топлива транспортным средством позволяет им контролировать их собственные показатели. Регулирование внедрения возобновляемых источников энергии. Отсутствие в настоящее время на рынке многих технологий, основанных на использовании возобновляемой энергии, означает, что требуется определенная форма финансовой поддержки их развития. Поэтому во многих странах существуют нормативы, направленные на оказание такой поддержки. Во многих западноевропейских странах довольно сильную поддержку имеет покупка электроэнергии от возобновляемых источников. Для этих целей предусматриваются ценовые стимулы, хотя методы их реализации различны в разных странах. Например, в Дании коммунальные предприятия обязаны покупать энергию, от возобновляемых источников, а в Великобритании существует требование, чтобы энергосистема покупала электроэнергию от возобновляемых источников энергии по фиксированным ценам. Популярны также и другие стимулы. К примеру, в Англии, Италии и Нидерландах обеспечивается поддержка капитальных вложений в проекты по возобновляемым источникам энергии. Однако поддерживаются различные технологии. Так, в Австрии предпочтение отдается фотоэлектрической энергетике, в Нидерландах приоритетной считается энергия ветра. Германия оказывает поддержку в виде льготных займов, а Португалия снизила НДС на оборудование для возобновляемых источников энергии. Японский опыт стимулирования энергосбережения Если в Западной Европе придерживаются рыночной мотивации повышения энергоэффективности, то Япония твердо стоят на позиции государственного регулирования. Поэтому используемые ею стимулы представляют особый интерес для Беларуси. Японский Закон об энергосбережении предписывает правительству предпринять финансовые и налоговые меры для стимулирования рационального использования энергии. Закон учреждает приоритетность инвестиций в энергосбережение по сравнению с капиталовложениями в другое оборудование. Если предприниматель намеревается внедрять энергосберегающее оборудование, то у него есть возможность получения займа на благоприятный срок в одном из банков, капитал которого полностью принадлежит правительству (перечень таких банков приведен в приложении к закону). Среди них, например, Японский банк развития финансирует сравнительно крупные предприятия, Финансовая корпорация малого и среднего бизнеса обслуживает малые и средние предприятия. На строительство дома японцы могут взять ссуду в Жилищной кредитной корпорации, которая также является банковским учреждением, чей капитал полностью принадлежит японскому правительству. В том случае, если дом обеспечивается элементами энергосбережения, как, например, дополнительной теплоизоляцией, верхний предел ссуды может быть поднят до соответствующего размера. Не менее значимы и налоговые льготы. Так, если корпоративный индивидуальный предприниматель приобретает энергосберегающее оборудование в фискальном году и использует его для дела в пределах одного года после приобретения, то предприятие может претендовать на два варианта оказываемых льгот: либо предприятию снижают общий налог или каталог на прибыль на 7 % от стоимости приобретенного оборудования (скидка может составить вплоть до 20 %), либо может быть применена специальная скидка, равная 30 % от стоимости оборудования, действующая в дополнение к обычной скидке в первый год. Перечень оборудования, на которое эти меры распространяются, включает 81 наименование, например: высокотемпературная разливочная (литейная) машина непрерывного действия; котел, использующий вторичное тепло; тепловой насос и т.п.
Энергосбережение в Китае Китайская система стимулирования биогазовой энергетики. Китай на сегодняшний день является мировым лидером по внедрению технологии производства биогаза в сельских районах. Более 31 млн китайских семей уже установили биогазовые установки в своих домах, и эта цифра продолжает стремительно расти, увеличиваясь ежегодно на несколько миллионов. Суммарный выпуск биогаза составляет 10,2 млрд м3/год (эквивалентно 13,5 млн т.у.т.), что ставит КНР на уверенное первое место в мире по этому показателю. Были проанализированы причины китайского феномена. Оказалось, во многом, это заслуга грамотной и сбалансированной системы государственной поддержки. Первые попытки развития биогазовой энергетики Китай сделал еще в 1958 г., когда появилась программа комплексного использования биогаза для утилизации навоза и улучшения санитарных условий в селе. Однако первые серьезные шаги китайского правительства, осознавшего выгоды от использования этого ресурса как механизма модернизации сельского хозяйства, были сделаны в середине 1970-х гг. Именно тогда в сельских районах Поднебесной стали появляться установки переработки канализационных стоков, получившие название “китайский купол”. Всего было построено более 6 млн таких установок, некоторые из них можно встретить и по сей день. Основополагающие принципы китайской политики развития биогазовой энергетики, заложенные в вышеперечисленных документах: • Рассмотрение биогазовой программы в более широком контексте, чем просто энергетический. Она направлена в первую очередь на реформирование традиционного уклада, создание дополнительной инфраструктуры и сглаживание диспропорций в уровне социально-экономического развития между селом и городом. Биогазовая программа – своего рода “зеленая революция” по-китайски. Например, овощи, выращенные без использования химических удобрений (которые заменяются отходами от производства биогаза), стоят в среднем на 30% дороже, как экологически чистые. • Комплексный подход к решению проблемы (вертикально и горизонтально диверсифицированная система управления) Министерство сельского хозяйства КНР, которое реализует программу, комплексно подошло к решению поставленных задач – наряду с непосредственным сооружением объектов, проводится масштабная работа по подготовке кадров и проведению НИОКР, на которые китайский бюджет тратит более 100 млн долл. ежегодно. Система поддержки направлена на проекты разных масштабов – от небольших бытовых установок до крупных комплексов на предприятиях пищевой промышленности. • Амбициозные задачи Китайские власти всерьез рассчитывают на биогаз как на существенный источник электроэнергии для сельских районов. Так, если к окончанию семилетнего плана суммарная мощность установок когенерации составит 5,5 ГВт, то к 2030 г. она должна увеличиться до 30 ГВт, то есть в 6 раз, что позволит полностью обеспечить деревенских жителей электроэнергией и теплом собственного производства. Ожидания китайских властей подкрепляются постоянно растущими инвестициями в отрасль. • Инвестиции и технологическая поддержка со стороны международных институтов КНР активно участвует в международных программах помощи развивающимся странам, учрежденных такими организациями как ООН, Мировой Банк, Глобальная программа защиты окружающей среды (GEF), Азиатский банк развития. Одной из таких программ является GreenVillage Credit program, учрежденная ЮНКТАД. Она предполагает выдачу льготных займов до 1500 долл. фермерам на модернизацию энергетической инфраструктуры – внедрению биогазовых установок и солнечных коллекторов. Срок действия кредитов составляет 18 месяцев, поручителями выступают из 5 до 8 соседних хозяйств и частично банк-партнер. По этой программе уже были сооружены 600 биогазовых установок. • Государственное субсидирование покупки оборудования Китайское правительство предоставляет единовременные гранты в размере 1500 юаней (чуть меньше 250 долл.) на покупку и монтаж отечественного биогазового оборудования, что составляет чуть меньше половины полной стоимости установки. Таким образом, срок окупаемости такого проекта для фермера составляет всего 2 года.
Энергосбережение в России Учитывая схожесть экономической ситуации в Беларуси и России, а также тот факт, что Белорусская энергосистема являлась частью Единой энергетической системы СССР, российский опыт энергосбережения представляет несомненный интерес для нашего государства. Если основной причиной, вызывающей необходимость проведения политики энергосбережения в Беларуси, является нехватка собственных топливно-энергетических ресурсов (как уже говорилось ранее, обеспеченность республики топливно-энергетическими ресурсами составляет примерно 13-15 % от их необходимого количества), то в России внедрение энергосберегающих технологий обусловлено несколько другими причинами. Так, к их числу можно отнести следующие: - снижение тарифов на электроэнергию и повышение конкурентоспособности российского производства; - уменьшение загрязнения окружающей среды, улучшение экологической обстановки, снижение затрат на природоохранные мероприятия; - сохранение топливных ресурсов или расширение импорта нефте- и газопродуктов с целью увеличения доходов бюджета; - повышение экономической безопасности страны за счет создания независимых децентрализованных автоматизированных электрогенерирующих источников, находящихся непосредственно у производителей и в системах теплоснабжения. Для решения вышеперечисленных проблем перед правительством Российской Федерации стоят следующие задачи: 1. Утвердить временные правила присоединения независимых производителей электроэнергии к центральной энергосистеме. 2. Создать государственный фонд, обеспечивающий гарантии потребителям отечественного оборудования и лизинговым компаниям, поставляющим его в части, покрывающей расходы на реально сэкономленное топливо при внедрении энергосберегающих технологий. 3. Законодательно утвердить штрафные санкции за выброс в окружающую среду продуктов сгорания с температурой выше 1600С, дав возможность сократить штрафы в том размере, в котором компания направляет денежные средства на внедрение энергосберегающих технологий. 4. Обеспечить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на кризисном этапе развития экономики только тех проектов в области энергосбережения, которые обеспечивают серийное производство, и внедрения со сроком окупаемости не более 2-3 лет. В связи с поставленными задачами топливно-энергетическому комплексу России необходимо добиться снижения расхода топлива на производство электроэнергии при минимальных капитальных затратах, а также определить наиболее перспективные направления использования собственных и иностранных инвестиций. Как ряд возможных путей достижения этих целей в области производства электроэнергии рассматриваются следующие: - традиционные направления развития электроэнергетики; - нетрадиционные технологии производства электроэнергии; - бестопливные и энергосберегающие технологии производства электроэнергии; - проработка вопросов нерационального использования топливных ресурсов при производстве электроэнергии. Традиционные направления развития электроэнергетики Создание электростанций с конденсационными турбинами единичной мощностью 500 МВт при сложившейся стоимости капиталовложений в РАО «ЕЭС России» потребует 875 млн. USD на каждую установку. Срок ее проектирования и строительства -5-6 лет, а срок окупаемости при использовании номинальной мощности 6000 часов в год при продаже промышленному потребителю 1 кВт-ч за 0,06 USD составит 14-16 лет с момента начала строительства. И для государства, и для инвесторов такие капиталовложения едва ли представляются возможными в ближайшие 8-10 лет. Создание электростанций с парогазовыми установками единичной мощностью также 500 МВт при использовании газовых турбин западных производителей (стоимостью 600-700 USD за 1 кВт ч энергетического оборудования) потребует таких же капиталовложений, как и электростанции с конденсационными турбинами. Однако за счет снижения расхода топлива с 340 до 260 граммов условного топлива на выработку 1 кВт-ч энергии можно уменьшить срок окупаемости на 2-3 года по отношению к традиционным электростанциям. Атомные станции, на строительство которых потребуется 10-12 лет, со стоимостью установленной мощности 2000 USD за 1 кВт [24] имеют срок окупаемости не меньше 14-15 лет. Однако в ряде регионов к ним наблюдается отрицательное отношение после аварий в Чернобыле и США. Кроме того, окончательно не решены вопросы, связанные с захоронением радиоактивных отходов, в связи с чем будущее атомной энергетики является предметом серьезной дискуссии. Строительство новых крупных гидроэлектростанций из-за больших капитальных затрат и наносимого экологического ущерба земельным угодьям несмотря на низкую стоимость энергии (менее 0,01 USD) в России в настоящее время не планируется. Таким образом, анализ традиционных путей развития энергетики показывает малую инвестиционную привлекательность создания в России крупных электростанций. В то же время суммарный объем энергосбережения в России по данным [25] составляет 400-500 млн. т у.т., из них: - промышленность - 160-190 млн. т у.т.; - топливно-энергетический комплекс - 150-180 млн. т у.т.; - коммунально-бытовой сектор - 75-83 млн. т у.т.; - транспорт - 42-50 млн. т ул:.; - сельское хозяйство—27-29 млн. т у.т. Федеральной целевой программой «Энергосбережение России» предусмотрена суммарная экономия топлива в течение 1998-2005 годов в размере 365-435 млн, т у.т. Стоимость этого количества топлива в мировых ценах составляет 32 млрд. USD при планируемых капитальных вложениях 10 млрд. USD. Особая роль в этой программе отводится энергосберегающим и нетрадиционным технологиям производства электроэнергии. Нетрадиционные технологии производства электроэнергии Среди нетрадиционных способов производства энергии рассматриваются: - возможности использования геотермальной энергии (Мутновское месторождение, Курильские острова). Причем, вклад ее в электроэнергетику оценивается в пределах 200-250 МВт в ближайшие 10 лет. Стоимость 1 кВт установленной мощности составляет для России более 2000 USD без учета создания скважин; - использование энергии ветра даст возможность получить еще около 3 МВт в ближайшие 5 лет. Стоимость 1 кВт установленной мощности составляет более 1000 USD, срок окупаемости—10-12 лет; - в области использования микро-ГЭС ожидается создание электростанций общей мощностью не более 10 МВт при стоимости 1 кВт установленной мощности более 2500 USD; - использование солнечной энергии для производства электричества в производственных целях при стоимости 1 кВт более 3000 USD в государственном масштабе в ближайшее время маловероятно. Таким образом, суммарная мощность электростанций, работающих с использованием энергии геотермального тепла, ветра и воды (мини- и микро-ГЭС) в ближайшие 10 лет будут превышать 300-350 МВт при условии их стопроцентного финансирования в размере 800-900 млн USD. Экономия органического топлива при их внедрении составит приблизительно 1 млн. т у.т. (80 млн USD), срок окупаемости проекта примерно 10 лет. Кроме того, внедрение вышеуказанных технологий возможно только в отдельных областях России. Ко второму направлению нетрадиционных технологий производства электроэнергии можно отнести использование энергии биомассы и бытовых отходов. Однако сжигание бытовых отходов и биомассы сопровождается выбросами вредных веществ в окружающую среду. А экономический и экологический эффект данных проектов для государства следует оценивать не только исходя из экономии топлива, но и из стоимости затрат на создание иловых полей и мусорных свалок. Так, анализ экономической эффективности проекта для Люберецкой водоочистительной станции (г. Москва) показал, что стоимость 1 кВт установленной мощности составляет около 1000 USD при готовой производственной инфраструктуре (существующие метантеки, паровые котлы и т.п.). Срок окупаемости подобного проекта составляет 2-3 года. Ориентировочный анализ, проведенный по крупным городам России и производственной базы, связанной с изготовлением оборудования для этих направлений, показал, что внедрение электрогенерирующих мощностей этого направления не превысит более 50 МВт в течение ближайших 6 лет. Бестопливные и энергосберегающие технологии производства электроэнергии В данном случае под термином «производство электроэнергии» в рамках сберегающих технологий следует понимать производство электроэнергии с использованием органического топлива, при котором на выработку 1 кВт-ч энергии расходуется менее 200 грамм условного топлива в виде кондиционного природного газа, мазута, дизельного топлива, угля, исключая альтернативные видь! топлива (биогаз, древесные отходы и т.п.). Наиболее крупным, имеющим минимальный срок окупаемости, является проект, связанный с установкой электрогенерирующих комплексов с противодавленческими турбинами вместо дроссельно-регулирующих устройств. Подобные энергоблоки единичной мощностью от 0,5 до 25 МВт могут устанавливаться на предприятиях РАО «ЕЭС России», в нефтяной и газовой отраслях, металлургии, пищевой промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Общий потенциал использования этой технологии составляет 15-17 тыс. МВт [29]. Стоимость 1 кВт установленной мощности для энергокомплекса мощностью 0,5 МВт составляет 450 USD, а для энергокомплексов мощностью более 6 МВт - 450 USD. Количество топлива для выработки 1 кВт-ч составляет 140-150 т у.т., срок окупаемости проекта для отдельной установки находится в пределах 1-2 лет. Аналогичной по экономическим показателям является технология производства электроэнергии с установкой в качестве привода электрогенератора газовой турбины перед имеющимся паровым или водогрейным котлом - в этом случае котлы будут работать с использованием теплоты продуктов сгорания, выходящих из газовых турбин. Однако в настоящее время в России отсутствует серийное производство стационарных высокоэффективных газовых турбин. Тем не менее создаются или уже функционируют совместные предприятия с западными фирмами, такими, как ABB, Сименс, «Дженерал электрик». Но несмотря на это резкого развития данного направления не предвидится, так как потребуется время на опытно-промышленные испытания этой технологии. Первые опытно-промышленные испытания энергосберегающей технологии произ водства электроэнергии с использованием в качестве привода электрогенератора двух газорасширительных турбин мощностью по 5 МВт, работающих на перепаде давления природного газа, показали перспективность и этого направления. Однако широкое внедрение этой технологии требует конкретных организационных мероприятий. Все вышеназванные технологии могут быть реализованы только при наличии финансовой поддержки со стороны государства и крупных инвесторов. Таким образом, в течение 1998-2005 годов может быть введено в эксплуатацию 3000-3500 МВт подобных установок. А это, в свою очередь, обеспечит экономию органического топлива в размере 4,5-5 млн. т у.т. в год. Вопросы нерационального использования топливных ресурсов при производстве электроэнергии В России продолжают внедряться малоэффективные технологии производства электроэнергии, связанные с большим расходом топлива (более 350 г у.т. на 1 кВт-ч произведенной энергии) и загрязнением окружающей среды, в том числе и с использованием энергетического оборудования западных производителей. Эти технологии включают в себя: -энергокомплексы с газовыми турбинами без теплоутилизаторов; - энергокомплексы с чисто конденсационными турбинами малой и средней мощности, работающими за счет тепла сжигаемого кондиционного органического топлива; - отопительные и промышленные котельные с паровыми или водогрейными котлами без электрогенерирующих комплексов. Ограничение на использование данных видов технологий должно осуществляться с использованием государственной сертификации энергетического оборудования малой и нетрадиционной энергетики при производстве электроэнергииг с расходом топлива более 350 г у.т. на 1 кВт-ч, а также с учетом финансовых потерь, которые может понести промышленный потребитель - независимый производитель электроэнергии при подачи электроэнергии от центральной энергосистемы.
Date: 2015-05-23; view: 3253; Нарушение авторских прав |