Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы управления энергосбережением
Методы управления (регулирования) энергосбережением - это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью снижения потребления топливно-энергетических ресурсов при сохранении или увеличении, объемов производства. Выделяют следующие методы управления: - социально-психологические (или меры морального стимулирования), инструментами которых являются образование, просвещение, воспитание в области энергосбережения; - административные, основанные на использовании разрешительно-запретительного принципа государственного управления, выполнение которого обеспечивается возможностью государственного принуждения — разработкой и принятием законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих потенциальных участников процесса энергосбережения к осуществлению энергоэффективных мероприятий, установлением и доведением до заинтересованных лиц показателей и заданий по энергосбережению; - финансово-экономические, базирующиеся на применении денежно-стоимостных отношений, обусловливающих экономическую заинтересованность в энергосбережении. В рамках социально-психологического управления энергосбережением в программы высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, а также учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров введены курсы по энергосбережению. Успешное выполнение мероприятий по энергосбережению возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в их реализации всех граждан Беларуси. Руководящий и производственный персонал предприятий и учреждений должен владеть действующей правовой и экономической базой энергосбережения, понимать его технические основы и иметь практические навыки экономии энергии. Непрерывная многоуровневая система образования в области энергосбережения создавалась с середины 90-х годов и в настоящее время требует дальнейшего укрепления и развития в соответствии с новейшими мировыми тенденциями в области образования н научно-технического прогресса. Основные направления и задачи в области обучения, пропаганды и информация на 2001 - 2005 годы: 1. Развитие непрерывной многоуровневой системы образования в области энергосбережения, базирующееся на: - совершенствовании учебных программ и планов и координации их с Республиканской программой по энергосбережению, мировыми достижениями науки и техники; - укреплении и развитии учебно-методических и научно-лабораторных баз вузов и центров переподготовки и повышения квалификации кадров средней и высшей технической и экономической квалификации; - открытии на базе энергоэффективных демонстрационных зон и передовых предприятий республиканских межотраслевых научно-исследовательских и образовательных Центров для проведения исследовательских работ и обучения передовым энергосберегающим технологиям с целью координации и концентрации усилий науки и производства; - создании компьютерных классов с учебным и научным программным обеспечением при основных кафедрах и центрах системы образования по энергосбережению; - организации баз для проведения практики учащихся ССУЗов и студентов ВУЗов, получения практических навыков энергосбережения; - использовании системы тестов и стендов при проведении энергетических обследований предприятий. 2. Широкое использование республиканской информационно-аналитической системы "Энергосбережение" (далее РИАС) как автоматизированной системы проблемно-ориентированных баз данных и информационных средств для оперативного получения информации, пропаганды и рекламы новых технологий и оборудования. 2.1. В составе РИАС подсистема оперативного слежения и анализа информации по энергосбережению с обратной связью предполагает создание геоинформационной автоматизированной системы сбора, обработки и анализа текущей информации на местах по территории всей республики о состоянии энергопотребления и внедрении энергосберегающих оборудования, технологий, выполнении директив государственных органов и действующих программ энергосбережения. До 2005 года предусматривается разработка этой подсистемы и создание ее узловых элементов у крупных потребителей энергии и в демонстрационных зонах 2.2. В составе РИАС подсистема перманентной информации и пропаганды по энергосбережению должна предусматривать: - организацию правового обеспечения и информирования по вопросам энергосбережения соответствующих звеньев персонала предприятий, организаций и населения в целом; - издание целевых информационных бюллетеней с директивными нормативными документами в области энергосбережения (1 раз в квартал) для предприятий, организаций и населения; - периодический (2 раза в год) выпуск для средних и высших учебных заведений, для производственных предприятий и коммунальных учреждений тематических бюллетеней о первоочередных задачах и последних научно-технических достижениях в энергосбережении; - создание системы консалтинга (консалтинговые центры, их кадровое и информационно-методическое обеспечение) по правовым, финансовым, инновационным, аудиторным вопросам энергосбережения; - дальнейшее издание научно-технического и информационного журнала "Энергоэффективность" информационного бюллетеня об отечественном и зарубежном опыте по энергосбережению; издание серии книг "Энергосбережение", включающей оригинальную научно-популярную, учебно-методическую и научно-техническую литературу, написанную ведущими учеными и специалистами республики, справочных пособий по энергосбережению; - информацию о проведении выставок по энерго- и ресурсосбережению, тематических семинаров в областях, городах, на предприятиях республики; - открытие веб-страницы в системе Интернет и постоянное представление информации о состоянии и работе в области энергосбережения в Республике Беларусь; - создание единого информационного поля в области энергосбережения с соответствующими управленческими структурами России и других стран СНГ, в том числе издание совместного реферативного журнала отечественных и зарубежных публикаций и изобретений в области энергосбережения, каталога инноваций по энергосбережению с соответствующими экономическими оценками. 2.3. В составе РИАС подсистема пропаганды и рекламы по энергосбережению должна предусматривать создание автоматизированной системы сбора, обработки и актуализации справочно-адресной информации о производителях и поставщиках энергосберегающих оборудования и приборов, их технических и экологических характеристиках, ценах, внедряющих организациях, новинках-экспонатах энергосберегающей техники и технологий, представляемых на международных научно-технических выставках, конгрессах, семинарах. 3. Создание единой республиканской высококачественной интеллектуальной системы рекламы, ориентированной на существующую социально-демографическую структуру общества, включающей: - комплексное использование всех средств масс-медиа: тематические информационно-дискуссионные и познавательно-развлекательные программы по телевидению и радио; - разработку принципов рекламы энергосбережения городов и создание сета рекламно-пропагандистских средств в городах и населенных пунктах республики совместно с местными органами власти; - создание эффективных средств пропаганды и рекламы энергосбережения для предприятий и учреждений с учетом профиля их производственно-хозяйственной деятельности; - образование бюро для организации, координации всех видов и форм рекламы в области энергосбережения и контроля ее содержательной часта, художественного качества и нормативно-финансовых аспектов. Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, включающее разработку и принятие законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих потенциальных участников процесса энергосбережения к осуществлению энергоэффективных мероприятий, формирующих законодательную базу энергосбережения. Законодательная база. энергосбережения включает следующие основные документы: - Закон Республики Беларусь "Об энергосбережении", принятый 15 июля 1998 года; - Закон Республики Беларусь "О внесении, изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь "Об административных правонарушениях", принятых 31 декабря 1999 года, определяющий ответственность должностных лиц за нерациональное использование топлива и энергии. Административное регулирование энергосбережением базируется на созданной в республике в 1996-2000 годах структуре управления энергосбережением: - Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору; - областные и Минское городское управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов; - Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов; - Экспертный совет при Государственном комитете по - Государственные предприятия "Белэнергосбережение" и "Белинвестэнергосбережение". Реализация финансово-экономического механизма энергосбережения в Беларуси, призванного создать систему экономической заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению, осуществлялась по следующим направлениям: 1. Создан фонд "Энергосбережение", оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна "Белэнерго", средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению. 2. Разработаны и приняты нормативные документы, регулирующие вопросы финансирования энергосберегающих мероприятий. Реализация потенциала энергосбережения в республике проводилась в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в программе по энергосбережению - модернизация и повышение эффективности котельных; - внедрение парогазовых и газотурбинных установок; - оптимизация режимов и схем теплоснабжения; - перевод паровых котлов в водогрейный режим; - замена электрокотельных на более экономичные теплоисточники; - внедрение систем учета и регулирования электроэнергии; - использование вторичных энергоресурсов; - уменьшение потерь при передаче электроэнергии; - внедрение частотно-регулируемых приводов; - установка энергоэкономичных осветительных устройств; - внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования, материалов; - внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; - реализация экономического механизма стимулирования работ по энергосбережению. Источниками финансирования мероприятий по энергосбережению являются: - собственные средства предприятий; - средства инновационного фонда концерна "Белэнерго" и отраслевых инновационных фондов; - средства целевого бюджетного фонда "Энергосбережение"; - средства фондов "Энерго- и ресурсосбережение"; - республиканский и местный бюджет; - средства займа Всемирного банка. С 1998 года субъектам хозяйствования, независимо от формы собственности, разрешено включать в себестоимость продукции в течение года после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах "Энерго- и ресурсосбережение". Средства таких фондов можно использовать на: финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); работ по внедрению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и технологий; возврат банкам полученных на цели энерго- и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50 % средств указанного фонда можно использовать на премирование. Часть средств местных бюджетов использовалась на финансирование установки приборов группового учета топливно-энергетических ресурсов, замену неэкономичных котлов, тепловую реабилитацию зданий (8 - 9 % от общего объема финансирования). Инвестирование энергосбережения Наряду с вышеперечисленными источниками финансирования систему финансового обеспечения государственной энергосберегающей политики в период на 2001-2005 годы предлагается дополнить следующими формами и источниками финансирования: - акционерными инвестициями; - лизинговым финансированием; - проектным финансированием; - фондами "Энергосбережение" в бюджетной сфере; - займами международных финансовых институтов. Акционерные инвестиции. Для финансирования наиболее крупных проектов в мировой практике применяются смешанные способы. При реализации таких проектов может потребоваться создание энергосервисной компании (ЭСКО), учредители которой будут осуществлять акционерное финансирование. При этом часть оборудования может быть предоставлена акционером в качестве прямых инвестиций в акционерный капитал, часть – передана по лизингу. Оборотные средства могут быть выделены в качестве кредита банками, которые также могут кредитовать и закупку оборудования. Часть работ (проектирование, конструкторская документация) может быть выполнена, за счет бюджетных ассигнований. Каждый проект, таким образом, может потребовать уникального сочетания различных способов финансирования, и это сочетание зависит of конкретных участников проекта и его состава и определяется в бизнес-плане. В качестве учредителей ЭСКО могут выступать следующие участники: - зарубежные и белорусские коммерческие банки, которые могут предоставлять в качестве инвестиций в уставный капитал прямые вложения в денежной форме; - облисполкомы и Мингорисполком; - зарубежные и отечественные производители оборудования, которые могут предоставлять это оборудование в качестве уставного капитала; - физические лица. Лизинг. Для реализации энергоэффективных проектов рекомендуется такая форма кредитования, как лизинг. Достоинством лизинга является тот факт, что, во-первых, арендные платежи за используемое оборудование могут быть включены в себестоимость продукции и, во-вторых, погашение кредита и процентов по нему производится не из прибыли как при обычном кредите. Это играет чрезвычайно важную роль, так как предприятию нет необходимости наращивать прибыль для погашения кредита. Особенностью лизинга является то, что оборудование остается на балансе производителя, и арендатору не надо платить налог на недвижимость. Кроме того, при лизинге необходимо принимать во внимание большую безопасность для кредитора по причине гарантий возврата финансовых ресурсов. Это обусловлено тем, что оборудование, переданное по лизингу, представляет собой особую форму залога. В случае возникновения кризиса ликвидности или платежеспособности предприятия-должника это оборудование возвращается кредитору. На практике применяется финансовый и эксплуатационный лизинг и такая форма лизинга, как сублизинг -лизинг, при котором лизингополучатель с разрешения лизингодателя по договору сублизинга передает иным лизингополучателям в последующее пользование и владение объект лизинга, при этом лизингополучатель не освобождается от обязательств и ответственности перед лизингодателем, предусмотренных договором лизинга, приобретая по отношению к другому лизингополучателю права лизингодателя в порядке, установленном Положением. Проектное финансирование. Так как основным источником финансирования энергосберегающих проектов есть и, очевидно, в ближайшее время останутся собственные и привлеченные средства предприятий, необходимо более широко распространять финансирование, при котором основным обеспечением предоставляемых кредитов является прибыль, которую получит предприятие в будущем. Этот метод финансирования наиболее действенен прежде всего для капиталоемких отраслей промышленности (топливно-энергетический комплекс и другие отрасли с энергоемким производством). Фонды "Энергосбережение" в бюджетной сфере. Учитывая, что значительная часть потребления топливно-энергетических ресурсов в республике приходится на социальную и бюджетную сферу (около 9-10 %), необходимо внедрить в ней механизм стимулирования энергосбережения при помощи создания фондов "Энергосбережение". Создание системы стимулирования энергосбережения в бюджетной сфере, имеющей чрезвычайное 'значение для республики, потребует внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты (Закон Республики Беларусь о бюджете, бюджетную классификацию Республики Беларусь, Порядок использования бюджетных средств и т.д.). Займы международных финансовых институтов. Для реализации крупных инвестиционных проектов наиболее привлекательным источником финансирования ресурсов являются зарубежные банки (Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.). При экономической стабилизации возможно образование консорциума и финансирование долями. Эта схема подразумевает, что белорусский банк относится к высшей категории надежности и может обеспечить необходимые гарантии возврата средств зарубежному банку. Однако это возможно при условии, если предложенная схема финансирования будет предусмотрена международными программами.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СЕБЕСТОИМОСТИ И ТАРИФАХ НА ЭНЕРГИЮ Производство энергии всегда связано с эксплуатационными расходами, которые собой определяют себестоимость энергии. При расчете себестоимости выделяются следующие статьи затрат:
Анализ вышеприведенных статей расхода показывает, что основную долю всех затрат составляют затраты на топливо. Существует разделение затрат на основные и накладные. Основными затратами являются расходы, непосредственно связанные с реализацией технологического процесса. Накладные расходы – это расходы на управление производством и его обслуживание. Себестоимость энергии зависит от вида энергии, от способа ее производства, от технологических процессов. Например, при производстве электроэнергии на ТЭЦ ее себестоимость существенно зависит от типа турбин, начальных и конечных параметров пара, параметров отпускаемого тепла, от доли выработки электроэнергии по теплофикационному режиму. Производство же электроэнергии на ГЭС в значительной мере зависит от природных факторов. Себестоимость электроэнергии на ГЭС в 5 – 6 раз меньше себестоимости электроэнергии ТЭС. Помимо производства энергия должна быть доставлена непосредственно к потребителю. Поэтому полная себестоимость энергии определяется совокупностью расходов на производство, передачу и распределение энергии. Электрическая и тепловая энергия реализуются потребителям по тарифам, представляющим собой разновидность цен. Регулирование тарифов на энергию является важным звеном в общей системе регулирования энергоиспользования. Существуют два вида тарифов на энергию – одноставочные и двухставочные. При одноставочном тарифе плата за электроэнергию производится по цене за 1 кВт× ч пропорционально количеству потребленной энергии. По одноставочным тарифам обычно производится расчет с бытовыми потребителями, с электрифицированным транспортом, государственными учреждениями и маломощными промышленными потребителями. Одноставочные тарифы дифференцируются по категориям потребителей. Двухставочные тарифы состоят из основной ставки за 1 кВт мощности, участвующей в максимальной нагрузке энергосистемы, и дополнительной ставки за 1 кВт× ч потребленной энергии. Двухставочный тариф стимулирует потребителей к снижению своей нагрузки, участвующей в максимуме энергосистемы, и смещению ее на другие часы суток. Этот тариф создает наиболее благоприятные условия для учета интересов потребителей и производителей энергии. Тепловая энергия продается по одноставочному тарифу. Тариф дифференцируется по энергосистемам и параметрам отпускаемой тепловой энергии. При понижении параметров отпускаемой тепловой энергии уменьшается ее потребительская ценность. Это ведет к снижению тарифа. На тепловую энергию тарифы устанавливаются с учетом возврата конденсата. За невозвращенный конденсат потребитель должен дополнительно платить (на 10–20 %). Стимулирование потребителей к возврату конденсата является одним из путей решения задач энергосбережения. Стимулирование рационального использования топливно-энергетических ресурсов осуществляется установлением сезонных цен на природный газ и сезонных тарифов на электрическую и тепловую энергию. Тарифы дифференцируются в зависимости от времени суток и дней недели. Например, с целью снижения пиковых нагрузок в дневное время устанавливаются более низкие ночные тарифы на электроэнергию.
Date: 2015-05-23; view: 2934; Нарушение авторских прав |