Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая помощь умирающим⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 45
Р. Конечный, М. Боухал (1983) приводят описание тех психологических методов воздействия, которые целесообразно применять в клинике в отношении умирающих пациентов: «Мы стремимся облегчить положение больного путем симптоматического лечения, назначаем паллиативные и небольшие манипуляции, которые могут оказывать благоприятное действие как плацебо. Мы придерживаемся принципа хорошего ухода и стараемся уменьшить физический дискомфорт. Избегаем вмешательств, которые сами по себе более
неприятны, чем само заболевание. Мы проявляем понимание опасений и страха больного, стремимся тактично отвлечь от них внимание больного и переключить его па более приятные или интересные впечатления и воспоминания из его прошлого. Обеспечим более частый контакт с родственниками, особенно с родителями больного ребенка. Родственников предупреждаем о том, чтобы напрасно не тревожили пациента. Соглашаемся с помощью родственников при уходе за больным. Делаем все для того, чтобы у больного не возникло ощущения, что он "списан со счета'". В заключение беседы и обхода надо подбодрить его словами "до свидания завтра"». Положение врача может облегчить то обстоятельство, отмечают авторы, что и при важных жизненных моментах действуют определенные общественные нормы, которые помогут преодолеть неприятные и сложные элементы контакта («молчание — это тоже ответ», «общественная ложь»). Для трудного разговора с больным желательно неавторитарное, «партнерское» поведение, связанное с «умением слушать». С этой проблемой хуже справляются те врачи, которые сами боятся смерти. Существует представление о том, что врачи боятся смерти больше, чем представители других профессий. Следует отметить также, что при умирании больного необходимо учитывать то, какое впечатление это производит на других пациентов. В любом случае требование обеспечить возможность достойного человеческого умирания справедлива для всех без исключения больных. Особенно в подобных исключительных обстоятельствах важно не допускать проявлений профессиональной деформации со стороны медицинского персонала. По мнению П. И. Сидорова, А. В. Парнякова (2000), «правдивость у постели больного есть всеобщая тенденция современности». Эта тенденция касается не только самих врачей, но и родственников больных, а также всех тех, кто занимается уходом. Одновременно, по мнению авторов, следует избегать и чрезмерной откровенности в этих ситуациях - врач не должен быть многословен. Отношения с больным при любых обстоятельствах должны строиться на взаимном доверии. При этом следует учитывать определенную специфическую динамику психологических реакций у терминальных больных, описанную Маргарет Кюблер-Росс, особенности конкретного случая, конкретной ситуации. В том случае, если у пациента наблюдается выраженная реакция отрицания и он не желает знать о смертельности своего заболевания, то и говорить на эту тему не следует. Не следует заставлять пациента думать о смерти, если он страстно хочет о ней забыть, если, разумеется, подобное «слепое» отношение к болезни не мешает проведению терапии. Р. Кочюнас (1999) перечисляет несколько важных, с его точки зрения, принципов, которые следует учитывать при оказании психологической помощи умирающим людям: 1) Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное философское изречение: «Человек всегда умирает в одиночестве» неред-
ко понимают слишком буквально и оправдывают им защитное отгораживание от умирающего. Но страх смерти и боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного. К умирающему нельзя относиться как к уже умершему. Его надо навещать и общаться с ним. 2) Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности. 3) На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие. 4) Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать посетителей. 5) Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится. 6) Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т. п. 7) Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, - это наша личность. Конечно, мы не представляем собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить. 8) Психологам и врачам следует признаться в своих сомнениях, чувстве вины, ущемленном нарциссизме и мыслях о собственной смерти. Персоналу, работающему с умирающим и его близкими, тоже необходима психологическая помощь. С ними прежде всего следует говорить об осознанном смирении с чувствами вины и бессилия. Медикам важно преодолеть унижение профессионального достоинства. Такое чувство довольно часто встречается среди врачей, для которых смерть пациента в определенном смысле является профессиональной катастрофой.
Список литературы 1. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и 2. Амбрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и 3. Аммон Г. Динамическая психиатрия / Психоневрологический ин-т им. В. М. Бехтерева. 1995. С. 200. 4. Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия, т. 35. 5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих 7. Бодров В. А. Психологический стресс. М., 1995. 8. Вальдман А. В., Козловская М. М., Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М.: Медицина. 1979. - 359 с. 9. Василюк Ф. Е. Психология переживания.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с. 10. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во 11. Волынкина Г. Ю., Суворов И. Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. Л.: Наука, 1981. - 160 с. 12. Ганзен В. А. Системные описания и психологии. Л., 1984. 13. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 162с. 14. Горбок Ф. Д. Детерминация психических состояний II Вопросы 15. Гримак Л. П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М.: 16. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1987. 17. Губачсв Ю. М., Иовлсв Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный 18. Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 19. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания: деятель 20. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. /Пер. с 21. Карвасарский Б.Д. Неврозы: руководство для врачей. М.: Медицина, 1980. - 448с.. 22. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. М.- СПб., 1998. 23. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. Владивосток, 1990 24. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1988. 25. Клиническая психиатрия/Под. ред. Н. Е. Бачерикова. Киев: «Здоровья»", 1989. – 512 с. 26. Кокс Т. Стресс. М., 1981. 27. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага: Авиценум, 1983. - 405с. 28. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. - М.: Академический Проект, 1999 — 240 с. 29. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». 1998. - 512 с. 30. Кречмер Э. Медицинская психологи я, 1927. 31. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997. 32. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Под ред. Л. Леви, В. Н. Мясищева. Л., 1970. 33. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Авиценум, Прага: Медицинское издательство, 1984. - 334 с. 34. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. 35. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.. Просвещение, 1964. – 344 с. 36. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии.1969. № 1. 37. Левитин Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопр. психологии, 1972, № 6. 38. Леонов А. А.. Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. М., 1975. 39. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984. 40. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с. 41. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей), - 2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Медицина, 1985. - 416с. 42. Марищук В. Л. Функциональные состояния и работоспособность // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1 / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1974. С. 87-95. 43. Медведев В. И., Парачев А. М. Терминология инженерной психоло-гии. Л., 1971. 44. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. - М.Ж «МЕДпресс», 1998. 45. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. ВОЗ, Женева. 46. Моляко В. А. особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы) // Психологический журн. 1992. Т. 13. № 2. С. 66-73. 47. Муди Р. Жизнь после жизни. СПб.: Лениздат, 1991. - 90 с. 48. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 49. Мясищев В. П. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1996, № 1-2. С. 8-14. 50. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976. 51. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983. 52. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255с. 53. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. 60 с. 54. Прохорон А. О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994. 55. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 512 с. 56. Психологический словарь/Ред. В. П. Зинченко. Б. Г. Мещеряков. 2-е изд. М., 1996. 57. Психология травматического стресса сегодня / Ред. В. Н. Дружинин, В. В. Спасенников. 1994. 58. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001. - 408 с. 59. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с. 60. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. 61. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. — 193 с. 62. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психолога». Т. 2. М., 198'). 63. Селье Г. На уровне целого организма. М., 1972. 64. Селье Г. Стресс без дистресса, М., 1979. 65. Сидоров П. И., Парников А. В. Введение в клиническую психологию: Т. И; Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 381 с. 66. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький. 1975. 67. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981. 68. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с. 69. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука 1989. – 456 с.
70. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопр. психологии. 1978. № 6. С. 94 - 106. 71. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Пер. с нем.; Пол 72. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ /Пер. с англ. / Общ. ред Г. В. Бурменской. - М.: Издательская группа «Прогресс»" - «Универс», 1993. - 480 с. 73. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. N.-Y.: McGraw-Hill, - 1966. - 230p. 74. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief.- Amer. Journ. of psychiatry, 1944, v.101. № 2. 75. Spielberger C. D. Theory and research on anxiety // Anxiety and Behavior /C. D. Spielberger (Ed.)/ N.-Y.: Academic Press. 1966. P. 3-20. 76. Taylor J. A. A personality scale of manifest anxiety // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1953. - N? 48. - P. 285-290.
Date: 2015-05-23; view: 1822; Нарушение авторских прав |