Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая помощь умирающим





Р. Конечный, М. Боухал (1983) приводят описание тех психоло­гических методов воздействия, которые целесообразно применять в клинике в отношении умирающих пациентов: «Мы стремимся об­легчить положение больного путем симптоматического лечения, на­значаем паллиативные и небольшие манипуляции, которые могут оказывать благоприятное действие как плацебо. Мы придерживаем­ся принципа хорошего ухода и стараемся уменьшить физический дискомфорт. Избегаем вмешательств, которые сами по себе более

 

 

неприятны, чем само заболевание. Мы проявляем понимание опа­сений и страха больного, стремимся тактично отвлечь от них внима­ние больного и переключить его па более приятные или интересные впечатления и воспоминания из его прошлого. Обеспечим более ча­стый контакт с родственниками, особенно с родителями больного ребенка. Родственников предупреждаем о том, чтобы напрасно не тревожили пациента. Соглашаемся с помощью родственников при уходе за больным. Делаем все для того, чтобы у больного не возник­ло ощущения, что он "списан со счета'". В заключение беседы и об­хода надо подбодрить его словами "до свидания завтра"». Положе­ние врача может облегчить то обстоятельство, отмечают авторы, что и при важных жизненных моментах действуют определенные обще­ственные нормы, которые помогут преодолеть неприятные и слож­ные элементы контакта («молчание — это тоже ответ», «обществен­ная ложь»). Для трудного разговора с больным желательно неавто­ритарное, «партнерское» поведение, связанное с «умением слу­шать». С этой проблемой хуже справляются те врачи, которые сами боятся смерти. Существует представление о том, что врачи боятся смерти больше, чем представители других профессий.

Следует отметить также, что при умирании больного необходимо учитывать то, какое впечатление это производит на других пациен­тов. В любом случае требование обеспечить возможность достойно­го человеческого умирания справедлива для всех без исключения больных. Особенно в подобных исключительных обстоятельствах важно не допускать проявлений профессиональной деформации со стороны медицинского персонала.

По мнению П. И. Сидорова, А. В. Парнякова (2000), «правди­вость у постели больного есть всеобщая тенденция современности». Эта тенденция касается не только самих врачей, но и родственни­ков больных, а также всех тех, кто занимается уходом. Одновремен­но, по мнению авторов, следует избегать и чрезмерной откровенно­сти в этих ситуациях - врач не должен быть многословен. Отноше­ния с больным при любых обстоятельствах должны строиться на взаимном доверии. При этом следует учитывать определенную спе­цифическую динамику психологических реакций у терминальных больных, описанную Маргарет Кюблер-Росс, особенности конкрет­ного случая, конкретной ситуации. В том случае, если у пациента наблюдается выраженная реакция отрицания и он не желает знать о смертельности своего заболевания, то и говорить на эту тему не сле­дует. Не следует заставлять пациента думать о смерти, если он стра­стно хочет о ней забыть, если, разумеется, подобное «слепое» отно­шение к болезни не мешает проведению терапии.

Р. Кочюнас (1999) перечисляет несколько важных, с его точки зрения, принципов, которые следует учитывать при оказании пси­хологической помощи умирающим людям:

1) Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное фило­софское изречение: «Человек всегда умирает в одиночестве» неред-

 

ко понимают слишком буквально и оправдывают им защитное отго­раживание от умирающего. Но страх смерти и боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного. К умирающему нельзя от­носиться как к уже умершему. Его надо навещать и общаться с ним.

2) Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и за­ботливо удовлетворять его потребности.

3) На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверх­ностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недове­рие.

4) Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслу­шивать посетителей.

5) Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровать смысл используемых симво­лов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспомина­ния, которыми он делится.

6) Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими наме­рениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посети­телях и т. п.

7) Самое большее, чем может воспользоваться умирающий че­ловек, - это наша личность. Конечно, мы не представляем собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответ­ствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует про­стой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.

8) Психологам и врачам следует признаться в своих сомнениях, чувстве вины, ущемленном нарциссизме и мыслях о собственной смерти.

Персоналу, работающему с умирающим и его близкими, тоже необходима психологическая помощь. С ними прежде всего следует говорить об осознанном смирении с чувствами вины и бессилия. Медикам важно преодолеть унижение профессионального достоин­ства. Такое чувство довольно часто встречается среди врачей, для которых смерть пациента в определенном смысле является профес­сиональной катастрофой.

 

 

Список литературы

1. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и
его компенсация. М., 1970.

2. Амбрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и
их динамика // Психологический жури.. 1985. № 6.

3. Аммон Г. Динамическая психиатрия / Психоневрологический ин-т им. В. М. Бехтерева. 1995. С. 200.

4. Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия, т. 35.
М.: Сов. энцикл., 1964. - 1230 с.

5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че­ловека. Л., 1988.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология челове­ческой судьбы / Пер. с англ./Под общ. ред. М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400с.

7. Бодров В. А. Психологический стресс. М., 1995.

8. Вальдман А. В., Козловская М. М., Медведев О. С. Фармакологиче­ская регуляция эмоционального стресса. М.: Медицина. 1979. - 359 с.

9. Василюк Ф. Е. Психология переживания.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.

10. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1976. – 142 с.

11. Волынкина Г. Ю., Суворов И. Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. Л.: Наука, 1981. - 160 с.

12. Ганзен В. А. Системные описания и психологии. Л., 1984.

13. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 162с.

14. Горбок Ф. Д. Детерминация психических состояний II Вопросы
психологии. 1971.№ 5. С. 20 - 29.

15. Гримак Л. П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М.:
Наука. 1978. - 270 с.

16. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1987.

17. Губачсв Ю. М., Иовлсв Б. В., Карвасарский Б. Д. Эмоциональный
стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: Медицина, 1976. – 224 с.

18. Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1999.

19. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания: деятель­
ность и состояния. М., 1980.

20. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. /Пер. с
англ. - М.: Медицина. 1994.

21. Карвасарский Б.Д. Неврозы: руководство для врачей. М.: Медици­на, 1980. - 448с..


22. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. М.- СПб., 1998.

23. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. Влади­восток, 1990

24. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1988.

25. Клиническая психиатрия/Под. ред. Н. Е. Бачерикова. Киев: «Здо­ровья»", 1989. – 512 с.

26. Кокс Т. Стресс. М., 1981.

27. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага: Авиценум, 1983. - 405с.

28. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. - М.: Академический Проект, 1999 — 240 с.

29. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». 1998. - 512 с.

30. Кречмер Э. Медицинская психологи я, 1927.

31. Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997.

32. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: физиологические и психологические ре­акции / Под ред. Л. Леви, В. Н. Мясищева. Л., 1970.

33. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Авиценум, Прага: Медицинское издательство, 1984. - 334 с.

34. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.

35. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.. Просвеще­ние, 1964. – 344 с.

36. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Во­просы психологии.1969. № 1.

37. Левитин Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопр. психоло­гии, 1972, № 6.

38. Леонов А. А.. Лебедев В. И. Психологические проблемы межпла­нетного полета. М., 1975.

39. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний че­ловека. М., 1984.

40. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Полит­издат, 1975. - 304 с.

41. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для вра­чей), - 2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Медицина, 1985. - 416с.

42. Марищук В. Л. Функциональные состояния и работоспособ­ность // Методология исследований по инженерной психологии и психо­логии труда. Ч. 1 / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1974. С. 87-95.

43. Медведев В. И., Парачев А. М. Терминология инженерной пси­холо-гии. Л., 1971.

44. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. - М.Ж «МЕДпресс», 1998.

45. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих рас­стройств. Исследовательские диагностические критерии. ВОЗ, Женева.

46. Моляко В. А. особенности проявления паники в условиях экологи­ческого бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы) // Психологический журн. 1992. Т. 13. № 2. С. 66-73.

47. Муди Р. Жизнь после жизни. СПб.: Лениздат, 1991. - 90 с.

48. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

49. Мясищев В. П. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1996, № 1-2. С. 8-14.

50. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976.

51. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983.

52. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255с.

53. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов - СПб.: Издательский дом «Сен­тябрь», 2001. 60 с.

54. Прохорон А. О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994.

55. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.

56. Психологический словарь/Ред. В. П. Зинченко. Б. Г. Мещеряков. 2-е изд. М., 1996.

57. Психология травматического стресса сегодня / Ред. В. Н. Дружи­нин, В. В. Спасенников. 1994.

58. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001. - 408 с.

59. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.

60. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

61. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адапта­ция. М.: Наука, 1984. — 193 с.

62. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психолога». Т. 2. М., 198').

63. Селье Г. На уровне целого организма. М., 1972.

64. Селье Г. Стресс без дистресса, М., 1979.

65. Сидоров П. И., Парников А. В. Введение в клиническую психоло­гию: Т. И; Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академиче­ский проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 381 с.

66. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классифи­кация и диагностика. Горький. 1975.

67. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.

68. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.

69. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука 1989. – 456 с.

 

70. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопр. психологии. 1978. № 6. С. 94 - 106.

71. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Пер. с нем.; Пол
ред. Б. М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986.

72. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ /Пер. с англ. / Общ. ред Г. В. Бурменской. - М.: Издательская группа «Прогресс»" - «Универс», 1993. - 480 с.

73. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. N.-Y.: McGraw-Hill, - 1966. - 230p.

74. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief.- Amer. Journ. of psychiatry, 1944, v.101. № 2.

75. Spielberger C. D. Theory and research on anxiety // Anxiety and Be­havior /C. D. Spielberger (Ed.)/ N.-Y.: Academic Press. 1966. P. 3-20.

76. Taylor J. A. A personality scale of manifest anxiety // Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1953. - N? 48. - P. 285-290.

 

 

Date: 2015-05-23; view: 1727; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию