Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология умирания и смерть





Отношение к смерти оказывает своеобразное влияние на образ жизни человека. Философская школа стоиков говорит нам о том, что смерть является важнейшим событием в жизни каждого из нас. Поскольку мы привычно смотрим на смерть как на абсолютное зло, нам трудно принять мысль о том, что она может оказывать позитивное влияние на жизнь. Между тем подобная точка зрения представ­лена в целом ряде работ. Р. Кочюнас (1999). например, говорит о том, что жизнь сразу утратит свою интенсивность, если хотя бы на мгновение отказаться от мысли о смерти.

Каждый человек неизбежно встречается со смертью родственни­ков и близких. Медицинские работники, психологи, психотерапев­ты наиболее часто сталкиваются с проблемой умирания и смерти

 

при контакте с тяжело и длительно страдающими больными. Тана­тология - наука о смерти - новая научная область, появившаяся и связи с возрастающей значимостью этой проблемы и находящаяся в самом начале своего развития. Неизлечимая болезнь неотвратимо приближает реальность смерти. Она существенно изменяет челове­ческую жизнь, и на этом фоне, как это ни парадоксально, нередко появляются признаки «роста личности» (Yalom, 1980). При прибли­жении смерти наблюдается целый ряд специфических изменений в восприятии жизни (Р. Кочюнас, 1999). к числу которых прежде всею относятся следующие:

1) заново оцениваются приоритеты жизни - теряют свое значе­ние всякие мелочи, несущественные детали и подробности;

2) возникает чувство освобождения - не делается то, чего не хо­чется делать; теряют свою силу категории долженствования «дол­жен», «обязан», «необходимо» и т. п.;

3) усиливается сиюминутное текущее ощущение и переживание процесса жизни;

4) обостряется значимость элементарных жизненных событий (дождь, листопад, смена времен года, времени суток, полная луна на небе);

5) общение с любимыми людьми становится более глубоким, бо­лее полным, насыщенным;

6) уменьшается страх оказаться отвергнутым, возрастает желание и возможность рисковать.

Все эти и подобные им изменения свидетельствуют о повышении чувствительности неизлечимо больного человека, что предъявляет определенные требования к тем, кто находится рядом с ним, — к врачам, медицинскому персоналу, к родным, друзьям, близким. У больною возникают очень важные для него в этот период вопросы, которые он начинает задавать окружающим людям: «Скоро ли я ум­ру?», "Сколько мне еще осталось жить?». Единственно правильного ответа на такой вопрос не существует, несмотря на то. что можно говорить о более или менее универсальных принципах. В частности, рекомендуется большая ответственность в разговоре с пациентом о смерти. Прежде всего больному советуют привести в порядок жиз­ненные дела, завершить начатое, оставить распоряжения родным и близким. Больной имеет право значь правду о своем реальном поло­жении, и никому не позволено узурпировать его право, однако не стоит забывать, что «право знать» совсем не тождественно «обязан­ности знать». Часто знание того, что скоро наступит смерть, не об­легчает состояния больного, и иногда даже лучше, если он знает ме­ньше.

Наступлению смерти, в соответствии с данными танатологии, в значительной степени может способствовать сильный эмоциональ­ный и социальный кризис, ее может ускорить психологическая ре­акция капитуляции. Известно, что до 6 лет, как правило, ребенок имеет представление об обратимости смерти. Приблизительно в пу­бертатном периоде жизни приходит полное понимание и осознание

неотвратимости и необратимости смерти. Средний возраст, связан­ный с высокой степенью трудовой активности, с богатой и сложной личной жизнью, отодвигает мысли о смерти на самый край созна­ния. Реальная угроза жизни, наступающая, например, у пациентов с болезнями системы кровообращения, злокачественными процесса­ми, тяжелыми травмами застает многих пострадавших психологиче­ски неподготовленными. В старости человек, как правило, понима­ет и осознает близость смерти, но с трудом может примириться с ней.

Психологическая подготовка к смерти предполагает исследова­ние некоторых ее философских аспектов. Осознание неизбежности смерти, в частности, заставляет человека принимать решение о том, провести ли ему оставшееся отведенное природой время в ожида­нии неизбежного трагического финала или действовать вопреки всему, жить полной жизнью, максимально реализовывая себя в дея­тельности, в общении, вкладывая свой психологический потенциал в каждое мгновение своего существования.


Профилактически необходимо нарушить табу на разговоры и мысли о смерти и начать готовиться к ней еще в состоянии полной силы и здоровья (Р. Конечный, М. Боухал, 1983). При этом полез­ной может быть также и апелляция к альтруизму каждого человека: необходимо сделать собственное умирание переносимым и прием­лемым, как можно менее тяжелым для окружающих, оставить о себе самые лучшие воспоминания, проявить сопротивляемость и муже­ство.

Мера страха смерти не соответствует в современном обществе фактической опасности. В цивилизованном мире, в котором физи­ческое состояние людей отчетливо улучшается, увеличивается пани­ческое опасение болезни и смерти, в первую очередь опасения бо­лезней, переживаемых как «фатальные» (инфаркты, рак, СПИД). В особенности люди, которые не слишком заняты на работе и не выполняют полезной общественной работы, оставаясь в трудные моменты в одиночестве, все чаще и чаше возвращаются к мыслям о том, что угрожает их жизни и здоровью.

Различные религиозные системы, выполняя таким образом пси­хопрофи-лактическую функцию, воспитывают в людях определен­ные «антитела» к стра-данию и смерти, резистентность по отноше­нию к умиранию и болезни. Тема страдания в обрядах и молитвах делала из мысли о смерти, болезни и страданий составную часть психической оснащенности человека; страдание становилось свое­образной «заслугой», которая по достоинству будет оценена в за­гробной жизни. Религиозные институты предоставляли всегда по­добным образом определенное облегчение в ситуациях реальной уг­розы умирания и смерти. Атеистическое мировоззрение по сравне­нию с религиозным содержит гораздо меньше иллюзий.

Различают ряд наиболее характерных психологических реакций на опасность или близость смерти (Р. Конечный, М. Боухал, 1983):

1) смирение и спокойное принятие неизбежного;

2) пассивная капитуляция, проявляющаяся в апатии и безразли­чии:

3) уход в будничные повседневные разговоры и события;

4) уход в фантазию о бессмертии;

5) конструктивная деятельность компенсаторного плана, полез­ная (завершение важной работы, разрешение семейных проблем и т. д.) или проблематичная, которая носит характер злоупотребления (употребление токсических веществ, переедание, злоупотребление эротическими и сексуальными пережи-ваниями) - наблюдается при относительно сохранных физических и психических способностях.







Date: 2015-05-23; view: 957; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию