Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







География России Население и хозяйство» 9 класс





Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по географии для общеобразовательных учреждений, под редакцией И.В. Душиной, 2002 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Население и хозяйство». Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, под редакцией В.П.Дронова, Рома В.Я.; Дрофа 2007 г.,
а также дополнительных пособий: для учителя

· Баринова И.И. География России. Методическое пособие 8-9 класс, «Дрофа», 1997 г.

· Баринова И.И. Школьный практикум География России «Природа», «Дрофа», 1998 г.

· Глушкова В.Г. Тесты и задания по «Экономической и социальной географии России». Москва издательский центр «Гуматит», «Владос» 1998 г.

· Левицкий Ю.И. Решение задач по географическим картам. М., «Просвещение», 1996 г.

· Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 8-9 к, М., «Дрофа», 2002 г.

· Сиротин В.И. Практические работы по географии 6-10 классы, АРКТИ-ИЛЕКСА, Москва, 2002

для учащихся:

· Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 1999 г.

· Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998 г.

· Сиротин В.И. Практические работы по географии 9 классы, Печатный вариант

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии:



· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геологических процессов и явлений;

· развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

· воспитаниепатриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

· использованиев практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

· Приобретение знаний: основные и географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения, основные направления миграций.

· Овладение способами деятельностей: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов; сопоставлять карты различной тематики; составлять комплексную географическую характеристику регионов и страны в целом.

· Освоение компетенций: коммуникативной, рефлексивной, познавательной, информационной.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков наблюдения за географической единицей. Во втором — дидактические единицы, которые содержат теоретические знания географических процессов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие формирование готовности использовать приобретенные знания, и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение географии включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.



Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно-научного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса географии.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Формирование целостных представлений огеографиибудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления географических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Для географического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания
На ступени основной школы задачиучебных занятий (в схеме - планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными географическимизнаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении — в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации, эссе).
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ материала, составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, картографическими материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами анализа изучаемого материала. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации географические сведения, участвовать в дискуссиях по проблемам и др.
Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
(Инновационное развитие методики преподавания географии ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, установки и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 9класса
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

· основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

· особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения страны, отдельных регионов, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

· географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем;

· особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Уметь

· определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

· оценивать и объяснять ресурсообеспеченность страны и ее регионов, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

· применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

· составлять комплексную географическую характеристику регионов; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

· сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

· выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

· нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций её возможного развития;

· понимания географической специфики страны в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


Введение. Географическое положение России. Население. (6 часов) (Повторение)

Цель:- воспроизвести опорные знания об основных источниках географической информации;
-выявить особенности ГП страны на карте мира;
- формировать способность дают оценку демографической ситуации в стране;
- продолжить совершенствовать навыки работают по карте «Население России»;

Тема уроков Пед. средства Вид деятельности учащихся Ведущие понятия урока Задачи. Планируемый результат и уровень освоения Творческое д/з, дополнительное задание и литература Информационно-методическое обеспечение Дата
компетенции
Учебно-познавательная Информационная
Базисный уровень Продвинутый уровень
  1. Введение (1 час) Экономическая география – наука о хозяйстве и населении. Беседа, демонстрация   Индивидуально-групповой Социально-экомическая география     Знают: Социльно - экономическая география, предмет и задачи Определяютобласти деятельности социально- экономической географии   анализируюттематические карты     Эссе: «Значение социальной географии в жизни современного человека» Учебник: «Физическая карта России»      
  2.   Географическое положение России (2 часа) Географическое, политическое, транспортное положениеРоссии. Беседа, демонстрация   Индивидуально-групповой Геополитическое положение, геополитика, ЭГП, внешняя торговля ОписываютГП, ЭГП России. Выявляют следствия ЭГП и значительных размеров территории. анализируют тематические карты Сообщение: «Формирование территории Русского государства в 15, 16. 17 веках» Учебник: 1- 2 «Физическая карта России»  
3. Политико-административное устройство страны. Проблемная беседа, проблемная задача Индивидуально-групповой Субъекты РФ, политико-административное устройство Называют и показывают субъекты РФ, их отличия Определяютсостав федеральных округов РФ. Показывают на карте федеративное устройство и АТД РФ Анализируют«Административную карту», «Народы РФ », анализируют стат. данные Учебник: 3- 4 «Административную карту»  
  4. Население России (3 часа) Численность населения России. Причины изменения во времени и в пространстве. Городское население. Крупнейшие города страны. Сельское население. Естественное движение населения: естественный прирост. Миграции, размещение населения России и причины различий в плотности населения. Упражнения практикумы Индивидуально-групповой ЕП, воспроизводство, этапы заселения территории, народы России, языковые группы, миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, беженец, внутренний переселенец, ,город, типы населенных пунктов, зоны расселения Оценивают: изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений. Направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения. Объясняют причины геогр. явлений на основе применения понятий: «агломерация», «мегалополис». Умеют показывать на карте размещение населения по стране, плотность населения, крупнейшие города страны. Объясняютразличия в естественном приросте населения, причины и последствия Анализируют «Административную карту», «Народы РФ », «Плотность населения», анализируют стат. данные Эссе: «Мое отношение к миграции» Учебник: 5-7 «Административная карта», «Народы РФ », «Плотность населения»  
5. Трудовые ресурсы, их количественный и качественный состав. Национальный состав. Народы России. Религия. Национально-территориальные образования России Проблемные задания Индивидуально-групповой Трудовые ресурсы, активное население, рынок труда, дефицит работников. Религиозный состав Называют: наиболее распространенные народы, языки, религии на территории России, объяснить причину такого распространения. Дают сравнительную характеристику народам, национальному составу, религиям России по территориальному признаку объяснить причину такого распространения. Показывают на карте федеративное устройство и АТД страны. Анализируют«Административную карту» Исследование: «Национальный состав моего класса » «Административную карту», «Народы РФ » Учебник: 8  
  6. Обобщающий урок по теме «Население России» Упражнения практикумы Индивидуально-групповой            

Экономика Российской Федерации (7 часов)

Цель: - формировать понятие «экономическая система», изучение особенностей экономических систем;
- выявить особенности структуры экономики России;
- изучить основные проблемы природно-ресурсной базы, научного комплекса, причины экономического кризиса, познакомиться с основными направлениями экономических реформ в стране;

Тема уроков Пед. средства Вид деят-ти учащихся Ведущие понятия урока Задачи. Планируемый результат и уровень освоения Творческое домашнее задание, дополнительное задание и литература Информационно-методическое обеспечение Дата
Компетенции
Учебно-познавательная Информационная
Базисный уровень Продвинутый уровень
7.   8.   9.     10.   11.     12.     13. Хозяйство России. Роль и место России в экономике стран СНГ.   Экономические системы в развитии России     Структура экономики России.     Проблемы природно-ресурсной основы экономики России   Научный комплекс – вершина экономики России   Экономический кризис в России. Пути экономических реформ     Закрепление изученного материала. беседа, демонстрация     беседа, демонстрация   Проблемная беседа, проблемная задача   Беседа, демонстрация     Проблемные задания   Проблемные задания     Упражнения практикумы Коллективный   Индивидуально- групповой   Индивидуально- групповой   Индивидуально- групповой     Индивидуально- групповой   Индивидуально- групповой     Индивидуальный Производящая и потребляющая зоны     Традиционная, рыночная, смешанная, командная, теневая, типы экономических систем Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства, факторы производств, отрасли производственной и непроизводственной сфер Природно-ресурсный потенциал, добывающая промышленность природно-ресурсная база Научный комплекс, НИОКР, ВПК, конверсия   Кризис, экономическая реформа Определяют границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства Называют типы экономик. Описывают их главные позиции Определяютособенности отраслевого, функционального и территориального состава экономики России     Определяютособенности и проблемы природно-ресурсного потенциала РФ, географию ПРБ Выявляют и называютсостав и проблемы научного комплекса Называютпричины экономического кризиса, этапы и результативность экономических реформ Оцениваютместо и роль хозяйства России в мировой экономике   Приводятпримеры стран с различными видами экономических систем Выделяют и называют объекты различного состава экономики   Анализируют и дают географическую оценку проблемам природно-ресурсной базы России Определяютгеографию российской науки   Выявляютэкономико-географическую необходимость создания содружества СНГ, называют и показывают экономические взаимосвязи Анализируют«физическую карту России»     Анализируют карты атласа   Анализируют Карты атласа, Слайд-лекция «Структура экономики России»   Анализируют карты атласа   Анализируют карты атласа     Работают со СМИ Сообщение: «Место России в хозяйстве стран СНГ» Сообщение: «Экономика России до 17 года и после »     Сообщение: «Вклад Российской науки в ход мировой цивилизации» Эссе: «Причины неудач экономических реформ в России» Физическая карта России Учебник: 9- 10     Учебник: 11 Карты атласа     Учебник: 12 Карты атласа     Карты атласа Учебник: 13   Карты атласа Учебник: 14   Карты атласа Учебник: 15  

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география Машиностроительный комплекс (2часа)

Цель: - показать роль машиностроения в ускорении НТП, необходимость приоритетного развития комплекса, раскрыть сложность отраслевого состава;
- ввести новое понятие «специализация и кооперирование». Формирование умений анализировать тематические карты, объясняют на их основе влияние основных факторов на размещение предприятий машиностроения;
- изучить размещение предприятий машиностроения по территории России, совершенствование приемов работы с тематическими картами.

Тема уроков Дидакт. модель обучения Пед. средства Вид деят-ти учащихся Ведущие понятия урока Задачи. Планируемый результат и уровень освоения Творческое домашнее задание, дополнительное задание и литература Информа ционно-методическое обеспечение Дата
Компетенции
Учебно-познавательная Информационная
Базисный уровень Продвинутый уровень
    15. МСК – ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России     Факторы размещения отраслей машиностроения. География машиностроения   Проблемное изложение     Проблемное изложение Проблемная беседа, проблемная задача   Проблемная беседа, проблемная задача Групповой     Групповой Машино строительный комплекс объясняютроль и значение машиностроения в хозяйстве России; знают состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей определяютглавные факторы и особенности размещения машиностроения по территории России; основные районы и крупные центры; роль и значение машиностроения в хозяйстве страны; проблемы МСК; Дают сравнительную характеристику видам транспорта, определяют их ведущие виды в стране. Прогнозируют тенденции в изменении развития МСК. Объясняютособенности размещения предприятий МСК, низкие темпы развития, узкая специализация низкое качество выпускаемой продукции Составляютхарактеристику отдельных отраслей комплекса по картам и статистическим данным     Анализируюткарты «Машиностроительный комплекс» Провести анализируют легенды карты «Машиностроение»     Сообщение: «Перспективы развития и причины отставания отрасли от мировых стандартов» карта «Машино строение»   Карта «Машино строение»  

Топливно-энергетический комплекс (3 часа)

Цель:- показать роль ТЭК в хозяйстве страны, выявить отраслевой состав, сформировать представление о ТЭБ;
- выявить состав топливной промышленности России и особенности размещения ее предприятий, показать роль электроэнергетики в хозяйстве страны, дать представление о единой энергетической системе страны

Тема уроков Дидакт. модель обучения Пед. средства Вид деят-ти учащихся Ведущие понятия урока Задачи. Планируемый результат и уровень освоения Творческое домашнее задание, дополнительное задание и литература Информа ционно-метод ическое обесп ечение Дата
Компетенции
Учебно-познавательная Информационная    
Базисный уровень Продвинутый уровень
16.   17.   18. Роль и особенности ТЭКа     Топливная промышленность     Электроэнергетика России Объяснительно-иллюстративная   Объяснительно-иллюстративная     Объяснительно-иллюстративная Беседа, демонстрация     Беседа, демонстрация     Беседа, демонстрация Индивидуально-групповой     Индивидуально-групповой     Индивидуально-групповой ТЭК, топливные ресурсы, ТЭБ     Нефтяная, угольная, газовая промышленности, открытый и шахтный способы добыч Типы электростанций, ЕЭС России Воспроизводят понятия: ТЭК, топливные ресурсы, ТЭБ; знают его состав, место и значение в хозяйстве Умеют составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам Называютфакторы размещения основных отраслей ТЭК Объясняютособенности экологических ситуаций отдельных территорий, связанных с развитием ТЭК Обосновывают связи ТЭКа с другими комплексами, выявляют современные проблемы и перспективы ТЭКа Приводятпримеры основных импортеров продукции ТЭК. Прогнозируюттенденции в изменении развития ТЭК, строительство новых ЭС. Объясняютособенности размещения предприятий ТЭК.Объясняютпричины энергетических кризисов, их последствия Анализируют карта «ТЭК России», карты атласа, экологическая карта. Работают со справочной, статистической и энциклопедической литературой Анализируют карты атласа Анализируют карты атласа Работают со справочной, статистической и энциклопедической литературой Сообщение: «Нетрадиционные источники энергии»   «Экологические проблемы, связанные с эксплуатацией нефтяных, газовых, угольных бассейнов и электростанций Доклад: «Реформы 90- х… ?» страны»    

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов
и химических веществ (6 часов)

Цель: изучить состав комплекса, выяснив его значение в хозяйстве страны.

· дать знания о составе, значении и роли комплекса в хозяйстве страны, раскрыть особенности производственных процессов,

· сформировать представление о главных базах размещения предприятий МК, химико-лесного комплекса;

· изучить новые тематические карты, совершенствовать умений анализировать тематических карт;

· выявить уровень ЗУН учащихся по изученным темам.

Тема уроков Пед. средства Вид деятельности учащихся Ведущие понятия урока Задачи. Планируемый результат и уровень освоения Творческое д/з, дополнительное задание и литература Информационно-методическое обеспечение Дата
компетенции
Учебно-познавательная Информационная
Базисный уровень Продвинутый уровень
19. Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ Рассказ, демонстрация, работают с книгой Индивид уальный Традиционные и новые конструкционные материалы   Умеютсоставлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. Называют факторы размещения основных отраслей ККМ. Объясняют особенности экологических ситуаций отдельных территорий, связанных с развитием ККМ. Объясняютособенности размещения предприятий ККМ, химической и лесной промышленности. Прогнозируют тенденции в изменении развития ККМ   Работают с учебником: стр. 132 «Внимание! Проблема»     Задание: «Предложите пути совершенствования системы комплексов в российских условиях» Учебник: «Экономическая карта России»      
20. Металлургический комплекс     Рассказ, демонстрация, работают с книгой   Индивид уально-групповой Черная металлургия, стадии производство стали   Знают ее состав и структуру, сырьевая и металлургическая базы. Цветная металлургия, ее значение в экономике. Состав отраслей. Сырьевая база Объясняют особенности пр-ва цветных металлов и размещение предприятий. Экологические проблемы и будущее ЦМ. Работают с учебником: стр. 135 «Внимание! Проблема» Экологические проблемы и будущее ЦМ Учебник: 1- 2 «Физическая карта России»  
21. География металлургического комплекса Проблемная беседа, проблемная задача Индивид уально-групповой Металлургическая база Определяют факторы размещения, особенности географии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Называют, и показывают крупные металлургические базы, металлургические центры Объясняют особенности размещения,прогнозируют тенденции в изменении развития металлургического комплекса   Анализируюткарт атласа Работают со справочной, статистической и энциклопедической литературой. Провести сравнительный анализируют географии металлургического комплекса СССР и России Учебник: 3- 4 «Административную карту»  
22. Химико-лесной комплекс Упражнения практикумы Индивид уально-групповой Химическая, лесная и дерево перерабатывающая промышленность Составляютхарактеристику химико-лесных баз России, оценивают лесные ресурсы   Объясняютособенности размещения предприятий лесной промышленности, прогнозируют тенденции в изменении развития лесной промышленности Работают со статистическим материалом, анализируют карт; работают с учебником: стр.145 «Внимание! Проблема» Экологические проблемы и будущее химико-лесного комплекса Учебник: 5-7 «Административная карта», «Народы РФ », «Плотность населения»  
23. География химико-лесного комплекса Проблемные задания Индивид уально-групповой Химико-лесная база   Характеризуютгеографию размещения химико-лесного комплекса и факторы, влияющие на нее; называют и показывают основные районы размещения Дают сравнительную характеристику баз химико-лесного комплекса Работают со статистическим материалом, анализируют карты; работают с учебником: стр.155«Внимание! Проблема» Охарактеризуют предприятия химико-лесного комплекса Волгоградской области «Административную карту», «Народы РФ » Учебник: 8  
24. Итоговый урок по изученным темам Упражнения практикумы Индивид уально-групповой            

Агропромышленный комплекс (5часов)

Цель:

· сформировать представление о составе, взаимодействии отраслей АПК и его в хозяйстве страны;

o познакомить учащихся на уровне представлений с интенсивными методами хозяйства, зональной специализацией, пригородным хозяйством;

o выявить основные с/х базы страны и их специализацию;

o раскрыть последовательность производственных процессов в АПК: от получения сырья до выпуска готовой продукции;

o познакомить учащихся с основными факторами размещения отраслей АПК, с составом и значением комплекса в экономике страны;

o показать важность для хозяйства формирования стабильной работы транспортной системы;

o совершенствование умений анализируют тематических карт;

o выявить уровень ЗУН учащихся по изученной теме.

Система уроков Дидакт. модель обучения Пед. средства Вид деят-ти учащихся Ведущие понятия урока Задачи. Планируемый результат и уровень освоения Творческое домашнее задание, дополнительное задание и литература Информа ционно-метод ическое обесп ечение Дата
Компетенции
Учебно-познавательная Информа ционная
Базисный уровень Продвинутый уровень
25.   26.     27.     28.     29. Состав и значение АПК   Земледелие и животноводство   Пищевая и легкая промышленность   Территориальная организация АПК       Урок обобщающего повторения Проблемное изложение   Проблемное изложение   Проблемное изложение     Проблемное изложение     Репродуктивный Проблемная беседа, проблемная задача     Проблемная беседа, проблемная задача     Проблемная беседа, проблемная задача   Проблемная беседа, проблемная задача   Упражнения, практикумы Индивидуально- групповой   Индивидуально- групповой   Индивидуально- групповой     Индивидуально- групповой     Индивидуальный АПК, Закон о земле   Земледелие, животноводство, интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация   Пищевая, легкая, текстильная промышленность   Зональная специализация с/х Называют: факторы, влияющие на развитие АПК, проводят примеры рационального и нерационального природопользования; определяют значение АПК в хозяйстве страны Определяютфакторы рационального распределения состав и значение в хозяйстве страны, характеризуют географию распространения Определяютфакторы рационального распределения состав и значение в хозяйстве страны, характеризуют географию распространения Определяютпо карте особенности зональной специализации с/х Приводятпримеры основных статей экспорта и импорта; дают сравнительную характеристику отраслей АПК Приводятпримеры основных статей экспорта и импорта; дают сравнительную характеристику отрасли   Приводятпримеры основных статей экспорта и импорта; дают сравнительную характеристику отрасли Дают сравнительную характеристику организации АПК.Объясняютособенности специализации отдельных районов России. Объясняют причины отставания российского АПК от мирового уровня, а так же пути быстрого развития АПК. Работают со статистическим материалом, анализируют карты; Карта «Почвы России» CD – АПК Россииработают с учебником: стр.160 «Внимание! Проблема» Работают со статистическим материалом, анализируют карт; Карта «Почвы России» CD – АПК России, работают с учебником: стр.165« Внимание! Проблема» Работают со статистическим материалом, анализируют карт; Карта «Почвы России» CD – АПК России, работают с учебником: стр.171« Внимание! Проблема» Работают с энцикло педическими и статистическими материалами, анализируют карт Состав и значение АПК Волгоградской области     Земледелие и животноводство РТ Сообщение: «Сравнительная характеристика пищевой и легкой промышленности СССР и современной России» Проблема: Самообеспечение страны продовольствием    

Районирование России (2 часа)

Цель: - познакомить учащихся с основными функциями районирования;
- показать разнообразие функций районирования;
- сформировать представление о проблемах экономического районирования

Тема уроков Дидакт. модель обучения Пед. средства Вид деят-ти учащихся Ведущие понятия урока Задачи. Планируемый результат и уровень освоения Творческое домашнее задание, дополнительное задание и литература Инфор мационно-метод ическое обесп ечение Дата
Компетенции
Учебно-познавательная Информа ционная
Базисный уровень Продвинутый уровень
34.   35. Районирование территории России     Проблемы экономического районирования Объяснительно-иллюстративная     Поисковая (моделирование вариантов нового районирования России) Беседа, демонстрация     Проблемные задания Фронтальная   Индивидуально - групповой Районирование, виды районирования. Природные факторы районирования, ГРТ, ТПК, экономический район   Виды районирования, экономический район,свободные экономические зоны.   Знают виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное, объясняютсоподчиненность различных видов районирования РФ ГП и границы экономических районов. Сетка новых экономических округов ТПК. Географическое разделение труда. Взаимосвязь производственной и социальной сферы. Различия районов европейской и азиатской частей РФ. Умеютприводить примеры различных видов районирования, показывают их на карте Называют и показывают территории с развитыми СЭЗ.   Строят прогноз создания и размещения новых СЭЗ. Объясняют особенности специализации отдельных районов России. Физическая карта России. Административная карта, работают с контурными картами   Работают с контурной картой, энцикло педическими и статистическими материалами, анализируют карт Моделирование вариантов нового рай онирования России    







Date: 2015-04-23; view: 1126; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию