Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Помрачения сознания синдромы





Патологические изменения уровня бодрствования, проявляющиеся зависящими от глубины поражения синдромами расстройств чувственного и абстрактного познания реальности с искажением или выпадением процесса отражения в сознании предметов и явлений. П. с. с. следует отличать от нарушений самосознания (расстройств идентичности). Критерии диагностики П. с. с. (тетрада К. Ясперса):

1) отрешенность от реального мира с неотчетливостью, фрагментарностью восприятия, затруднением фиксации образов восприятия;

2) первичная дезориентировка во времени, месте, окружающих лицах, самом себе;

3) большая или меньшая степень непоследовательности, бессвязности мышления с ослаблением или невозможностью суждений;

4) полная или частичная амнезия периода помрачения сознания.

Выделяют пять основных П. с. с.: оглушение, делирий, онейроид, аменцию и сумеречное помрачение сознания.

Аменция (острое бессмыслие). Одна из наиболее тяжелых форм расстройства сознания. Проявляется бессвязностью (инкогеренцией) мышления из-за резкого ослабления процессов синтеза, а также хаотическим двигательным возбуждением в пределах ограниченного пространства (чаще — постели). Из-за невозможности целостного осмысления окружающего развивается полная дезориентировка, включая дезориентировку в собственной личности; последняя достигает степени полного распада самосознания (больной не понимает — где он, что с ним, кто он). Даже правильно воспринимая отдельные фрагменты обстановки, больной не может синтезировать их в целое, установить связь между предметами и явлениями. Например, правильно определяя положение стрелок часов, не понимает — который час и т. п.

На начальных этапах А. отмечается растерянность с недоумением, беспокойством, тревожным возбуждением. Речь обильная, монотонная, бессвязная, непоследовательная, часто представляет собой набор слов бытового назначения. Нередки персеверации и вербигерации. Речевой контакт невозможен. Речевое возбуждение с бессвязной говорливостью может сочетаться с двигательным возбуждением. Для А. характерно беспорядочное хаотическое метание с совершением отдельных, не образующих законченного акта движений: больные изгибаются, вздрагивают, перекатываются с боку на бок, раскидывают в стороны конечности и т. п. В некоторых случаях двигательное возбуждение на короткое время может сменяться ступором. Возможны единичные обманы восприятия, страх, отрывочный и бессвязный образный бред. При временном ослаблении аментивного помрачения сознания исчезает растерянность, наступает моторное и речевое успокоение, но явственно выступают психическая истощаемость и подавленность.

Более или менее типичные аментивные состояния встречаются начиная с подросткового возраста. У детей они являются редкостью и проявляются чаще всего самыми легкими вариантами синдрома в виде кратковременных эпизодов неглубокой психической спутанности. В структуре этих состояний не наступает глубокого помрачения сознания, двигательное возбуждение выражено не резко и не достигает хаотического уровня. Мышление и речь непоследовательны и бессвязны, но сохраняется возможность, пусть и недостаточно полного, речевого контакта. Наряду с растерянностью и дезориентировкой, как правило, отмечается явление резкой психической истощаемости (астеническая спутанность). Длительность А. в детско-подростковом возрасте может достигать нескольких недель. Выход сопровождается полной амнезией как реальных событий, так и болезненных проявлений. После восстановления ясного сознания развивается выраженная астения с резкой истощаемостью, вялостью, гиперестезией, капризностью, плаксивостью и раздражительностью. В менее благоприятных случаях развивается психоорганический (энцефалопатический) синдром.

А. характерна для тяжело протекающих инфекций, соматических заболеваний (пневмония, дистрофия и др.), а также на высоте острых приступов шизофрении. Делирий. Состояние помраченного сознания с нарушениями восприятия, образным бредом и психомоторным возбуждением. Развитие Д. проходит ряд стадий: предделириозную, гипнагогического делирия, истинных галлюцинаций, мусситирующего (бормочущего) Д. У детей развитие Д. чаще всего ограничивается первыми двумя-тремя стадиями. На стадии предделирия возникают беспокойство, тревожность, гиперестезия, пугливость, капризность, плаксивость; засыпание затруднено, сон поверхностен с яркими страшными снами и частыми пробуждениями. Переход к следующей стадии знаменуется нарастанием беспокойства с говорливостью и возникновением устрашающих зрительных иллюзий, по мере утяжеления состояния дополняющихся зрительными гипнагогическими галлюцинациями: в их калейдоскопическом мелькании проносятся яркие, не обязательно устрашающие, образы и картины. Возникая перед засыпанием, гипнагогические галлюцинации продолжаются в образах сновидений, из-за чего выявление их может представлять значительные трудности — дети не различают их, называя то и другое снами.

В зависимости от тяжести и остроты состояния, характера вызвавших его факторов развитие Д. этим и ограничивается либо продолжается с переходом к стадии истинных галлюцинаций. Чем младше ребенок, тем больше вероятность абортивного ее протекания и рудиментарности развивающейся клинической картины. На фоне картин предыдущей стадии, особенно во время бессонницы, возникает яркий истинный галлюциноз — зрительный, тактильный, нередко — слуховой. Довольно типично его содержание с преобладанием галлюцинаторных восприятий жуков, пауков, червей, птиц, животных; круг галлюцинаторных образов определяется опытом жизни и переживаний ребенка до болезни. У части пациентов галлюцинации “обрастают” фрагментарным образным, чувственным бредом, который может сохраняться некоторое время после восстановления сознания.

Нарушения ориентировки у детей выражены не так грубо, как у взрослых, и по выходе из Д. обычно оказывается, что в памяти ребенка сочетаются фрагментарные картины как реальных событий, так и делириозных картин. В немалой мере этому способствует истинный характер галлюцинаций, приводящий к невозможности или трудности верификации истинности переживаемого.

Последняя стадия — Д. мусситирующий — у детей развивается очень редко. Помрачение сознания углубляется, приближаясь к аментивному. В тяжелом полузабытьи, из которого вывести ребенка удается лишь отчасти, он тихо бормочет чтото неразборчивое, однообразно “сучит” пальцами рук или поглаживает, перебирает, стряхивает что-то невидимое. С возникновением Д. м. прогноз становится неблагоприятным.

Длительность Д. у детей — от часов до нескольких суток при волнообразной динамике. Развивается он как экзогенный синдром при инфекционных и травматических поражениях, интоксикациях. Развитие его возможно и при экзогенных провокациях эндогенных заболеваний. Клинически идентифицировать Д. возможно начиная с 4–5-летнего возраста.

Оглушение. Представляет собой снижение уровня бодрствования с пропорциональным выраженности этого снижения угасанием, редукцией всех психических процессов (энергетическое расстройство с “парезом психической деятельности”, по Х. Вальтеру-Бюэлю). Клинически О. характеризуется понижением ясности и одновременно опустошением сознания, а также повышением порога возбудимости для всех внешних раздражителей. Больные вялы, медлительны, малоподвижны, безучастны к окружающему. Явления внешнего мира не привлекают внимания. Ориентировка нарушена. Мимика скудная, взгляд, выражение лица пустые, безразличные. Мышление замедлено и затруднено. Вопросы плохо “доходят” до сознания, сложные вопросы не осмысляются. Ответы неточные, непоследовательные. Нередки персеверации. Речь скудная, часто в виде односложных ответов на вопросы. Способность к запоминанию крайне ослаблена. В зависимости от степени угнетения психических процессов выделяют 4 степени О.: обнубиляцию, сомноленцию, сопор, кому. При утяжелении состояния эти стадии оглушения могут последовательно сменять друг друга.

О. является проявлением достаточно интенсивной экзогенно-органической патологии мозга. Возникает при различных интоксикациях ЦНС (в том числе и аутоинтоксикации, аутоаллергии и т. п.), гипоксии мозга, общесоматических заболеваниях с расстройством обмена веществ (диабет, печеночная или почечная недостаточность), инфекционных заболеваниях ЦНС (энцефалит, менингит), вследствие черепномозговых травм, при опухолях мозга, кровоизлияниях и других повреждениях ткани мозга.

О. легких степеней (обнубиляция, сомноленция), как правило, полностью обратимы и не оставляют серьезных психических нарушений, особенно у детей, мозг которых обладает большими пластическими и компенсаторными ресурсами. По выходе из состояния помраченного сознания отмечается лишь более или менее длительная астения с явлениями истощения психической деятельности; воспоминания о периоде оглушения частично амнезируются.

О. глубоких степеней (сопор, кома), помимо реальной угрозы для жизни в момент их развития, представляют высокий риск неполной компенсации психических возможностей по выходе из острого состояния с возможным развитием хронических синдромов органической неполноценности ЦНС различной тяжести: церебрастенического, психоорганического, органической деменции. Выход из состояния помраченного сознания всегда происходит через стадию затяжной выраженной астении; наблюдается амнезия острого периода.

Частота О. среди других синдромов помрачения сознания в детской практике значительно выше, чем у взрослых. Чем младше ребенок, тем чаще расстройство сознания проявляется синдромом оглушения. У детей 3–4 лет оно представляет собой наиболее частую форму помрачения сознания.

Обнубиляция (от греч. obnubilatio — облачность, затуманенность, “вуаль сознания”). Является первой, самой легкой степенью О. Для нее характерны колебания ясности сознания: легкие затемнения сменяются прояснениями. В состоянии Об. ребенок вял, заторможен. Настроение, как правило, с оттенком апатии. Появляется безразличие к игрушкам, любимым прежде развлечениям. Заметно снижается уровень побуждений, просьбы ограничиваются элементарными потребностями. Ориентировка во времени затруднена (другие виды ориентировки чаще всего не страдают). Окружающее воспринимается нерезко, как в тумане. Снижена и замедлена реакция на внешние раздражители. При обращении окружающих внимание привлекается не сразу. Речевой контакт возможен, но только при громком произнесении вопросов. Внимание рассеянное, концентрируется на беседе с трудом и на короткое время. Мышление и речь замедленны. Сложные вопросы не осмысляются, но простые, бытовые — доступны пониманию. Ответы бедные, лаконичные, часто ошибочные и непоследовательные; возможны персеверации. Запоминание затруднено и уже через несколько минут больные не помнят, о чем с ними говорили. За время беседы отчетливо проявляется истощение психической деятельности — ребенок постепенно “отключается”, становится сонливым. Длительность Об. оценивают по-разному: от нескольких минут до нескольких недель, но при большой длительности она не носит характера “сплошного” состояния, а проявляется кратковременными, хотя и частыми, наплывами. Длительно существующую Об. необходимо отличать от психоорганического синдрома. Дифференциальная диагностика опирается на:

1) отсутствие аффективной лабильности с преобладанием устойчивой вялости и апатии;

2) отсутствие психопатоподобных нарушений поведения вследствие преобладания моторной вялости и аспонтанности;

3) снижение памяти не только на текущие события, новый материал, но и на все прошлое;

4) невозможность псевдореминисценций или конфабуляций.

Для разграничения Об. и астенического синдрома следует учитывать, что в первом случае при активной стимуляции больного возможна некоторая мобилизация психической деятельности, тогда как при астении в ходе психической работы, напротив, быстро возникает и углубляется истощение. При астении порог возбудимости снижен, больной мгновенно реагирует на дополнительное воздействие (часто феноменом раздражительной слабости), вначале его деятельность вполне продуктивна, он дает правильные ответы даже на сложные вопросы и начинает испытывать затруднения лишь по мере утомления: психическая истощаемость нарастает параллельно физической усталости. При Об. порог возбудимости повышен, в связи с чем раздражители не всегда достигают сознания больного; больные оставляют вопросы без ответа в самом начале беседы, так как не осмысливают их. В некоторых случаях при определенной настойчивости и интенсивной дополнительной стимуляции в процессе беседы ответы могут несколько улучшаться, в некоторой степени облегчается и процесс запоминания. При нарастании тяжести состояния обнубиляция перерастает в сомноленцию, а психоорганический синдром — в органическую деменцию, астения — в апатический ступор.

Сомноленция. Вторая стадия О. Представляет собой состояние полусна или собственно сонливость с сохранением возможности пробуждения и восстановления речевого контакта. Основным проявлением синдрома является аспонтанность. Ребенок чаще всего лежит с закрытыми глазами, производя впечатление спящего. Реже глаза открыты, взгляд устремлен в пространство. Выражение лица застывшее, пустое. Больной подолгу не меняет позу. Контакта удается достичь только при помощи резкого, чаще повторного раздражителя (яркий свет, громкое, “в ухо”, обращение); наилучший эффект достигается при сочетании двух и более раздражителей, один из которых обязательно контактный (толчок, потряхивание больного и т. п.). При установлении контакта ребенок как бы пробуждается от сна, взгляд может на короткое время фиксироваться на объекте. Удается получить односложные ответы типа “да — нет” на простейшие вопросы или добиться выполнения простейших инструкций (“подними руку”, “выпей воды”, “сядь”). Контакт непрочный, недолговременный: больной быстро вновь “отключается” и погружается в “сон”.

Сопор. Глубокая степень О., при которой речевой контакт невозможен. Больной лежит неподвижно, глаза закрыты, лицо амимично, большинство дистантных раздражителей не воспринимается: лишь чрезвычайно интенсивные раздражители могут вызвать ответную реакцию защитного типа. Безусловные рефлексы (зрачковый, глоточный, болевой и др.) сохранены.

Кома. Самая глубокая стадия О. — полное выключение сознания с угасанием нормальных, а затем и патологических безусловных рефлексов. Ни дистантные, ни контактные раздражители не воспринимаются и не вызывают ответной реакции. Наступающее и неуклонное нарушение гомеостаза, возникающее в этом состоянии, представляет непосредственную угрозу жизни.

Онейроид. Помрачение сознания сновидного типа с калейдоскопическими переживаниями, в которых реальные, иллюзорные, истинно- и псевдогаллюцинаторные восприятия, яркие образные представления сплавляются в фантастически-масштабные картины. В отличие от делирия, онейроидные переживания разыгрываются в субъективном, а не реальном пространстве — больной “не выходит на сцену”: переживая себя активным участником событий, он, однако, воспринимает происходящее в болезненных переживаниях как зритель из зала — то есть, одновременно участвует в происходящем и видит себя, чего никогда не бывает при делирии. Характерны и поведенческие отличия от делирия. При О. больной внешне заторможен и чаще всего лежит с завороженно-застывшим выражением лица, закрытыми глазами или устремленным куда-то в бесконечность взглядом; иногда это состояние прерывается хаотическим и бурным возбуждением. Содержание переживаний масштабно, причудливо и фантастично. Например, 14-летний мальчик летит на космическом корабле с забравшими его на свою планету пришельцами, где его избирают царем и пышно чествуют под какую-то дивную музыку; вокруг него множество совершенно чудесных приборов и в том числе — подзорная труба, через которую можно видеть происходящее на расстоянии тысяч световых лет и через которую он, скучая по Земле, смотрит на нее, а по выходе из О. рассказывает обо всем этом, упоминая в числе прочего и те эпизоды из жизни своего отделения, которые он видел через подзорную трубу (О. ориентированный). Контрастом внешней заторможенности служит чрезвычайно эмоционально насыщенный и драматический мир переживаний.

Развитие О. возможно в широком спектре заболеваний — от экзогенно-органических психозов до шизофрении. В последнем случае глубина помрачения сознания меньше, в структуре О. прослеживаются явления психического отчуждения и психического автоматизма, выражены аффективные (тревога, депрессия, гипомания) расстройства и часто отмечается сочетание с кататоническим возбуждением-ступором (онейроидная кататония). При экзогенно-органических расстройствах помрачение сознание глубже, содержание переживаний проще, возможно чередование О. с делирием и оглушением.

Развернутые картины О. наблюдаются, как правило, у подростков; у детей возможны начальные стадии развития, картины ориентированного О. (с двойной ориентировкой). Длительность различна — от часов до недель.

Сумеречные состояния. Остро возникающие состояния помрачения сознания, характеризующиеся его сужением, выраженным аффективным компонентом, возможностью расстройств восприятия, расторможением привычных автоматизированных навыков. С. с. разделяют на функциональные (истерические, психогенные) с относительно неглубоким помрачением сознания, пуэрильность, театральностью, псевдодементностью и органические (эпилептические), которые могут быть вариантом припадка (амбулаторные автоматизмы) и наблюдаться после припадка. Длится С. с. от нескольких минут до нескольких суток и полностью амнезируется. Его развернутые картины наблюдаются, начиная с подросткового возраста. У младших детей — и чем меньше возраст, тем более это выражено — преобладают автоматизированные движения и действия на фоне помрачения сознания (бег, ходьба, жевание, глотание и др.). В школьном возрасте С. с. могут проявляться в виде сноговорения, снохождения (сомнамбулизма), ночных страхов (от вызванного страшными снами аффекта С. с. отличаются тем, что возникают при ночных пробуждениях в просоночном состоянии, поведение ребенка отражает не реакцию на что-то пережитое, а актуальное переживание, сознание помрачено, ребенок не ориентирован в окружении, не отвечает на обращения, не реагирует на успокоения). В отличие от других видов помрачения сознания С. с. развивается и прекращается остро.

С. с. встречаются при широком круге заболеваний — от неврозов до различных органических расстройств, типичны для височной эпилепсии, при которой входят в структуру психических, психосенсорных и психомоторных автоматизмов. (Л. Данилова, В. Каган)

Date: 2015-05-23; view: 605; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...

mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию