Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Факторный анализ розничного товарооборота





Объем розничного товарооборота слагается из суммы продаж товаров для непосредственного потребления населением страны в обмен на личные доходы. Данный показатель подвержен изменению под воздействием множества факторов, которые можно подразделить на следующие группы, связанные с:

1) товарными фондами;

2) численностью работников, организацией и производительностью труда;

3) состоянием и использованием основных средств.

В настоящее время стали выделять и четвертую группу факторов, влияющих на объем товарооборота, - социальные. К ним относят многие из факторов, связанных с рациональным использованием трудовых ресурсов, производительностью и качеством труда, обеспечением необходимых социальных условий. В качестве социального фактора можно рассматривать и сезонные колебания потребительского спроса.

Факторы, связанные с товарным обеспечением (первая группа факторов), влияют на объем розничного товарооборота через изменение величины запасов на начало и конец отчетного периода, поступления товаров и их прочего выбытия.

Взаимосвязь между ними выражается аддитивной моделью:

Nзн +Nп =Np + Nв + Nзк ,

где Nзн – запасы товаров на начало периода;

Nп – поступление товаров;

Np - объем розничного товарооборота;

Nв - прочее выбытие товаров;

Nзк - запасы товаров на конец периода.

Используя формулу товарного баланса, можно определить величину каждого из слагаемых. Так, товарооборот (объем розничной продажи товаров) будет равен:

Np = Nзн +Nп - Nв - Nзк

Величина влияния каждого фактора определяется как разность между фактическим и плановым значениями показателя-фактора. Влияние:

Начального запаса товаров: Nзн1 - Nзн0 ;

Поступления товаров: Nп1 - Nп0;

Прочего выбытия товаров: Nв1 - Nв0;

Конечного запаса товаров: Nзк1 - Nзк0;

Общее отклонение: Nр1 - Nр0.

Методику расчета влияния различных элементов товарного баланса на объем розничного товарооборота можно использовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные.

Однако рассмотренная модель не позволяет оценить влияние эффективности использования товарных ресурсов на товарооборот. С этой целью применяется другая модель– модель зависимости товарооборота от товарооборачиваемости размера товарных запасов:



 

Np = Коб * Nзап,

 

где Np - объем розничного товарооборота;

Коб – коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов запасов за данный период;

Nзап – средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической.

Ко второй группе факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, относятся трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда.

Численность торговых работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых предприятий. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности.

Производительность труда в торговле определяется как отношение объема товарооборота к среднесписочной численности персонала. Факторная модель имеет вид:

 

Np = Ч *В,

 

Где Ч – среднесписочная численность работников;

В – выработка (средний оборот на одного работника).

Объем розничного товарооборота может быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест (Ч), количества рабочих дней (Д), продолжительности рабочего дня (Т), среднечасовой выработки на одно рабочее место (Вч):

 

Np =Ч * Д * Т * Вч

 

Методом цепной подстановки или способом абсолютных разниц, или интегральным методом можно подсчитать, в какой мере повлияли на объем розничного товарооборота изменение указанных факторов. (Алгоритмы расчета рассмотрены в лекции №3 «Метод и методика экономического анализа»).

Третья группа факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, связана с использованием основных средств:торговая площадь и рациональное ее использование; основные средства и их использование; состояние незавершенного строительства и т.д.

Показателем оценки эффективности использования торговой площади является товарооборот на 1 м2 торговой площади. Увеличение объема продажи товаров может произойти в результате прироста торговой площади и боле рационального ее использования:

Np = П * Нм,

где П – торговая площадь, м2 ;

Нм – нагрузка на 1 м2 торговой площади, руб.

Ена объем продажи товаров влияет состояние основных средств и эффективное их использование.

 

Np= ОС * Фо

Где Ос - среднегодовая стоимость основных средств;

Фо – фондоотдача основных средств.

 

-4-

Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота

Оборот оптовой торговли представляет стоимость проданных товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи), кроме продажи населению, которая относится к обороту розничной торговли.



Обязательным признаком операции, относимой к оптовой торговле, является наличие счета-фактуры.

Основная цельанализа торговой организации оптовых предприятий – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

Экономический анализ в области оптового товарооборота преследует выполнение следующих задач:

- изучение выполнения прогнозного объема товарооборота в целом за год и более короткие отрезки времени, по составу и товарному ассортименту в сумме и в натуральном выражении;

- оценка поступления товаров от поставщиков и его соответствия договорным условиям по количеству, ассортименту, качеству и срокам поставок;

- определение факторов, влияющих на его изменение, количественное их измерение;

- выявление внутренних резервов совершенствования работы оптовых организаций и увеличения объема товарооборота.

Информационной базой анализа оптового товарооборота являются показатели бухгалтерской и статистической отчетности; данные синтетического и аналитического учета движения товаров на складах организации; текущего учета; бизнес-плана.

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. Проводя анализ оптового товарооборота, определяют степень выполнения плана по общему объему оптовой реализации товаров, изучают ее динамику, состав, ассортимент и структуру, выполнение договоров поставки товаров отдельным покупателям.

По составу оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом с участием и без участия в расчетах.

Состав оптового товарооборота характеризуется абсолютными и относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных видов оптовой реализации товаров в общей объеме товарооборота). Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и предприятий розничной торговли, условий их снабжения и расчетов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли, т.е. от наличия складских помещений, а также от величины прибыльности проводимых оптовых операций.

Наиболее экономичной является транзитная реализация товаров, особенно транзитная без участия оптового предприятия в расчетах. Транзит обеспечивает оптовым предприятиям минимальные издержки обращения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению их качества и т.д.

Анализ оптового товарооборота должен проводиться в динамике за ряд лет, особенно, если отсутствует плановая информация. Далее переходят к анализу и оценке ассортимента и структуры оптового товарооборота.

Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализациитоваров (по рыночному и нерыночному фондам). Поставка товаров по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания – для производства пищи и продажи покупных товаров.

К внерыночному фонду относится поставка товаров предприятиям легкой и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль и др.), отпуск спецодежды, обуви, фонд госбюджетных организаций и учреждений.

Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводится по каждому направлению продажи товаров (с детализацией их по видам) и изучают причины выявленных отклонений. Причинами недопоставки могут быть нарушения поставщиками договоров поставки товаров по общему объему, ассортименту, качеству и срокам их поступления, а также транспортные затруднения, недостатки в организации оптовой торговли, складском хозяйстве, другой маркетинговой деятельности.

Важным показателем, характеризующим поставку товаров оптовыми предприятиями, является удельный вес рыночного фонда в общем объеме товарооборота.

От ритмичной поставки товаров оптовыми предприятиями по рыночному фонду во многом зависят выполнение плана и динамика розничного товарооборота магазинов и предприятий общественного питания.

При анализе поставки товаров на промышленную переработку и промышленное потребление необходимо учитывать выполнение промышленными предприятиями плана выпуска продукции и изменения показателей их производственной деятельности в динамике.

Анализ оптового товарооборота должен проводиться по отдельным покупателям по данным управленческого учета и оперативной отчетности, полученным автоматизированным способом, по примерной форме.

 








Date: 2015-05-22; view: 877; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию